Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности'

Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1257
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТРЕМЛЕНИЯ / ИНТЕРЕСЫ / СТИМУЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения. Также подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека. Дается понятие самоопределения как процесса определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей, места человека в системе социальных отношений. Особое место отводится профессиональной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается влияние личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения. Также подчеркивается, что направленность личности выступает как качество, определяющее существенную роль в жизнедеятельности человека. Дается понятие самоопределения как процесса определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей, места человека в системе социальных отношений. Особое место отводится профессиональной направленности личности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, направленность личности, акцентуации характера, стремления, интересы, стимул.

В настоящее время нет никаких сомнений, что формирование профессиональной направленности личности является одной из важных задач профессионального образования. Однако теоретический анализ психо лого-педагогических источников показал, что в научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «направленность личности». При этом необходимо отметить, что в большинстве концепций направленность рассматривается как центральное звено, без которого невозможно профессиональное становление личности. Изучение направленности личности в отечественной педагогике и психологии являлось одной из важных проблем во второй половине XX века, ее актуальность сохраняется и в наши дни. Сформировалось общее убеждение, что направленность личности играет важную роль в психическом развитии личности, определяет ее структуру. За последние годы появилось множество различных форм и методов профессионального обучения молодежи, а также целый ряд новых направлений профессиональной подготовки и специализаций. Кроме этого, в современном российском обществе наблюдается быстрое обновление ранее существующих видов деятельности. Нередко система образования не успевает за подобными изменениями, происходящими в практической деятельности людей. В этой связи возникает проблема отбора будущих кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда и быстро овладевающих новыми профессиями, востребованными на рынке труда. Повышается необходимость углубления понятия о закономерностях процесса профессионального самоопределения молодежи, связанной с разработкой критериев его успешности, что является основным условием эффективного управления этим процессом, в том числе в ходе профессиональной ориентации и профессионального обучения. Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной низкой удовлетворенности людей выбранной профессией, что приводит к снижению эффективности деятельности и негативно сказывается на психическом здоровье человека. Жизненные планы и ценностные ориентации молодежи могут находиться под негативным влиянием известной неопределенности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) и ее связи с особенности протекания процесса профессионального самоопределения. Так, М.Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому

настоящему и психологическому будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:

1) наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих: сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная ориентация); самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;

2) наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих: личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, рассчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете.

Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в подростковом возрасте; собственно планирование, характеризующееся, прежде всего, позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени [1, с. 43—52].

Все структурные компоненты направленности личности: и потребности, и мотивы, и интересы — тесно связаны между собой. Понятие «направленность личности», введенное С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая, гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией. Потребности людей тесно связаны с их интересами. Однако существующая взаимообусловленность интересов и потребностей еще не дает оснований ставить между ними знак равенства. С позиции С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов и мыслей; потребность - направленность желаний, влечений. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес — стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интересов - стимул их дальнейшего совершенствования и углубления. Эмоциональная окрашенность потребностей и интересов, по мнению С.Л. Рубинштейна, также различна: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда же нет интересов или они не получают пищу, жить скучно [2, с. 112]. Таким образом, направленность личности играет существенную роль в жизнедеятельности человека. Направленность личности в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма. Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет молодой человек, в частности, абитуриент.

Рассматривая теоретические положения по проблемам развития личности, влияющим на ее профессиональное самоопределение, и в частности, на выбор первого в жизни профессионального образования, можно сделать следующие выводы: Во-первых, профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни молодого человека, а особенно абитуриента и недавнего выпускника школы, так как оно совпадает с серьезными переменами в жизни, которые обусловлены началом самостоятельной, так называемой «взрослой» жизни.

Во-вторых, выбор первой в жизни профессии определяется ценностными ориентациями и представлениями о ней молодого человека, которые складываются под влиянием многих факторов социально-культурного характера, например таких как: семейные традиции, средства массовой информации, друзья и круг общения и т.д.

В-третьих, развитие личности в ходе профессионального становлении связана не только с познавательной деятельностью и интересами, связанными с развитием профессионализма, но с таким существенным фактором как соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой проявляет молодой человек, в частности, абитуриент. Таким образом, для успешного освоения профессиональных знаний и навыков в ходе профессионального образования, что является важным условием профессионального успеха в дальнейшем, необходимо создать студенту условия для обеспечения возможности скорректировать свой выбор и черты характера на этапе профессиональной подготовки к практической деятельности.

Список литературы

1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

3. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А. Афонькина. Мурманск: МГПИ, 2001.180 с.

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

12 3

Нагаева А.Д. , Ластовка К.А. , Антипова Е.И.

1Нагаева Алиса Дмитриевна - студент; 2Ластовка Ксения Александровна - студент; 3Антипова Евгения Игоревна - старший преподаватель, кафедра экономики и управления на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма, Высшая школа экономики и управления (факультет) Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье отражаются изменения, влияющие на политическое поведение молодого поколения. Политическая жизнь молодежи зависит от ее включенности в структуры власти, вследствие чего анализируются основные закономерности участия молодежи в политической жизни Р.Ф., цели, способы и формы активного участия в политике молодым поколением.

Ключевые слова: молодежь, государственное управление, социализация, самоутверждение, политическое сознание, интеграция, самоидентификация, гражданская позиция.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.