14. Третьяков П. И. Школа: управление по результатам. М., 2001.
15. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. о-во России, 2000. 320 с.
16. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 354 с.
17. Шишов С. Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 5(53). С. 33-44.
18. Яковлев Е. В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 148 с.
УДК 378.12
Е. Л. Умникова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена профессиональному развитию педагогов в системе непрерывного образования, которое понимается как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В статье рассматриваются также три подхода к сущности непрерывного образования и формы повышения квалификации.
Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное развитие педагогов, аттестация педагогов, формы повышения квалификации.
Abstract - The paper deals with improving teachers’ professional skills within the frames of continuous education, the latter being considered as an integral process leading to the progressive development of the creative potential and enrichment of the inner world. It also describes three approaches to the essence of continuous education and different kinds of raising teachers’ qualification.
Index terms: continuous education, improvement in teachers’ professional skills, assessment of teachers, different kinds of raising teachers’ qualification.
Происходящие в последние десятилетия интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса на всех ступенях системы образования объективно подняли планку профессиональных требований к педагогическим и управленческим работникам. В Федеральной целевой программе развития образования до 2010 г. говорится о том, что без повышения профессионального уровня педагогов и формирования педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, невозможно существенно повысить качество отечественного образования и его конкурентоспособность.
Изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований и анализ реальной школьной практики свидетельствуют о том, что учителя не всегда готовы к решению задач, которые ставит государство, ибо их профессиональная компетентность и ментальность не соответствуют требованиям модернизации базового образования. Неготовность современного учителя к достижению высокого качества образования во многом обусловлена сциентистской направленностью личных профессиональных установок, устаревшими психолого-педагогическими знаниями.
Вместе с тем ведущим фактором профессионального развития личности является комплекс объективных требований к ней и педагогической деятельности, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества (Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, Е. М. Пахомова, С. Л. Фоменко).
Сложившаяся практика повышения квалификации работников, представляя собой хаотичную, фрагментарную, линейно структурированную систему последовательного прохождения образовательных уровней, практически не способна удовлетворить потребности самой системы образования и личности педагога. Преодолеть сложившуюся ситуацию, обеспечить большую восприимчивость образовательной среды к индивидуальным запросам потребителей образовательных услуг и изменяющимся государственным требованиям к качеству современного образования позволяет система непрерывного образования.
Непрерывное образование - это, прежде всего, современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека неотъемлемой и естественной составляющей его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость дополнения образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается происходящее в течение всей жизни обогащение творческого потенциала личности.
Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческих способностей и всестороннее обогащение духовного мира личности. Он состоит из последовательных этапов специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание [1-3].
В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов выделяют три подхода к сущности непрерывного образования:
а) согласно традиционному подходу, непрерывное образование понимается как профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы. Это своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безгра-
мотности и, по сути, компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);
б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как непрекращающийся процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам, таким как кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.;
в) третий подход, представляющийся нам наиболее продуктивным, идею образования «через всю жизнь» «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае является всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в результате его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, опирающихся на социальные и культурно-исторические традиции.
В контексте сказанного понятна актуальность использования идей и механизмов непрерывного образования в системе профессионального развития педагогов г. Екатеринбурга.
Одним из таких механизмов является аттестация педагогических и руководящих работников ОУ, в ходе которой и сам педагог, и его образовательное учреждение может выявить зоны потенциального профессионального развития. В течение 2007/08 уч. г. общее количество аттестованных педагогических и руководящих работников в образовательных учреждениях увеличилось до 93,3% от их общего количества. Высшую квалификационную категорию имеют 16%, первую - 73% педагогов.
На уровне города налажены процессы обобщения и представления передового опыта в области аттестации педагогических и руководящих работников. Этот опыт показывает необходимость развития профессиональных компетенций, соответствующих высшей квалификационной категории.
Согласно результатам деятельности образовательного комплекса за прошедший учебный год, полученным Управлением образования, наметившаяся тенденция старения педагогического и руководящего состава образовательных учреждений все более о себе заявляет. Поэтому особое место в работе органов Управления образования администрации г. Екатеринбурга занимает обновление педагогического состава молодыми кадрами.
На уровне муниципалитета сформирован банк данных молодых специалистов. В 2007/08 уч. г. состоялся первый городской Форум молодых специалистов «Учитель завтрашнего дня», в котором приняли участие более 300 человек. В ноябре 2007 г. впервые был проведен городской кон-
курс «Молодой педагог», заявки на участие в котором подали более 50 молодых учителей. В 2008-2009 гг. была создана Городская ассоциация молодых руководителей. Целенаправленная работа с молодыми специалистами позволяет успешно адаптировать их в условиях образовательной системы города.
Претерпевает изменения и система обучения педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений.
По статистике, ежегодно традиционными формами повышения квалификации охватывается не более трети всех педагогических работников города. Вместе с тем в образовательном комплексе Екатеринбурга работают около 15 000 педагогических и руководящих работников, и 65% из их числа имеют высшее образование. Поэтому поиск эффективных и разнообразных форм воспитания и развития профессиональной компетентности остается весьма актуальным.
Одной из таких форм являются городские Педагогические чтения, позволяющие рассмотреть и проблемы кадровой политики. Например, в рамках XIV городских Педагогических чтений в числе приоритетных обсуждались вопросы кадровых условий осуществления качественного образовательного процесса.
Инновационный характер осуществляемых в системе образования перемен приводит к необходимости изменения тематики курсов повышения квалификации для работников городской системы образования. Самыми востребованными среди педагогов г. Екатеринбурга оказались обучающие курсы по подготовке педагогов к проведению единого государственного экзамена, организации инновационной деятельности педагога, информатизации образовательного процесса.
За счет целевого использования средств, полученных образовательными учреждениями по результатам победы в конкурсах в рамках приоритетного национального проекта «Образование», значительно расширилась география курсовой подготовки педагогов. Появилась возможность познакомиться с реальным опытом образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска.
Существенную поддержку в сфере организации информационнометодической работы педагогическим и руководящим работникам нашего города оказывает городской информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом учителя».
Сегодня в системе образования г. Екатеринбурга действуют 20 городских педагогических ассоциаций, 20 профессиональных сообществ преподавателей-предметников. На современном этапе развития российской системы образования ассоциации, представляющие собой одну из форм государственно-общественного характера управления образованием, призваны создавать условия для максимального удовлетворения профессиональных запросов и интересов работников образования, тем самым расширяя среду профессионального общения педагогов.
В прошедшем учебном году Городскими педагогическими ассоциациями были организованы и проведены 447 методических мероприятий (конференции, круглые столы, циклы лекций, семинары, мастер-классы, конкурсы, экскурсии), в которых приняли участие более 7 500 педагогических и руководящих работников г. Екатеринбурга.
Важным ресурсом инновационного развития образовательных учреждений (ОУ) становится компетентность руководителя и его команды. Руководители ОУ сегодня должны иметь четкие представления о требованиях, предъявляемых к педагогу, работающему в новых условиях, и в то же время нести ответственность за организацию образовательного процесса.
В 2007/08 уч. г. курсовой подготовкой было охвачено около 58% от общего количества руководящих работников муниципальных образовательных учреждений г. Екатеринбурга. Основными направлениями курсовой подготовки для руководителей ОУ стали темы: «Управление качеством образования», «Теория и практика управленческого подхода в инновационной школе», «Развитие профессионально-личностного потенциала руководителей», «Информационная культура руководителя», «Деятельность руководителя ОУ по реализации комплексного проекта модернизации образования», «Методика проектирования образовательной системы школы».
Таким образом, в условиях непрерывного образования постепенно формируются и развиваются важнейшие современные компетенции работника системы образования в следующих областях:
• проектирование педагогической ситуации, педагогического процесса, педагогической системы;
• позитивное позиционирование педагогом и руководителем себя как профессионала и своего образовательного учреждения на рынке образовательных услуг;
• эффективное взаимодействие педагога с коллегами, образовательного учреждения с социальными партнерами.
Развитие данных компетенций позволит значительно повысить качество современного образования.
Литература
1. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. 1989. № 7. С. 10.
2. Литвицкий В. Ф. Повышение квалификации как непрерывный процесс // Вестн. высш. шк. 1986. № 8.
3. Гершунский Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестн. высш. шк. 1987. № 8.