Научная статья на тему 'Профессиональное развитие педагога общеобразовательной организации как социально-педагогический феномен в условиях перехода на ФГОС оО'

Профессиональное развитие педагога общеобразовательной организации как социально-педагогический феномен в условиях перехода на ФГОС оО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER''S PROFESSIONAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОО / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL UNIT IN TERMS OF TRANSITION INTO FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катербарг Т. О.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального развития педагога общеобразовательной организации в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Автор приходит к выводу, что реальная потребность в профессиональном развитии педагога возникает в общеобразовательной организации, которая осуществляет свою деятельность в режиме развития; в непрерывном образовании педагога должен существенно увеличиться удельный вес форм повышения квалификации, обучения, по своим целям и содержанию максимально приближенных к его практической профессиональной деятельности; в общеобразовательной организации должен быть создан особый климат, особая профессионально-педагогическая среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катербарг Т. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER’S DEVELOPMENT AT SCHOOL AS A SOCIOPEDAGOGICAL PHENOMENON IN TERMS OF TRANSITION INTO FSES

The article investigates the most urgent current issue of a teacher''s professional development at school as a sociopedagogical phenomenon in terms of transition into FSES. The author had to assume that a real necessity to develop professional abilities and skills arises in those kinds of educational units, which work and develop constantly. The proportion of professional development in various ways, advanced training and development of vocational competence must considerably extend and its purposes and contents must be closely linked with a teacher''s daily working routine at school. An obligatory work is creating a kind of teachers’ professional habitat with very specific features and spirit. In a continuous training of teachers the specific amount of forms of additional education should be increased. The extra courses for teachers are to be perceived as an integral part of their pedagogic work, and not only as their additional training.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие педагога общеобразовательной организации как социально-педагогический феномен в условиях перехода на ФГОС оО»

УДК 37.01 ББК 74.202

Katerbarg T.O. PROFESSIONAL TEACHER'S DEVELOPMENT AT SCHOOL AS A SOCIOPEDAGOGICAL PHENOMENON IN TERMS OF TRANSITION INTO FSES. The article investigates the most urgent current issue of a teacher's professional development at school as a sociopedagogical phenomenon in terms of transition into FSES. The author had to assume that a real necessity to develop professional abilities and skills arises in those kinds of educational units, which work and develop constantly. The proportion of professional development in various ways, advanced training and development of vocational competence must considerably extend and its purposes and contents must be closely linked with a teacher's daily working routine at school. An obligatory work is creating a kind of teachers' professional habitat with very specific features and spirit. In a continuous training of teachers the specific amount of forms of additional education should be increased. The extra courses for teachers are to be perceived as an integral part of their pedagogic work, and not only as their additional training.

Key words: development, teacher's professional development, educational unit in terms of transition into FSES.

Т.О. Катербарг, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1, г. Сургут, E-mail: otk85@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального развития педагога общеобразовательной организации в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Автор приходит к выводу, что реальная потребность в профессиональном развитии педагога возникает в общеобразовательной организации, которая осуществляет свою деятельность в режиме развития; в непрерывном образовании педагога должен существенно увеличиться удельный вес форм повышения квалификации, обучения, по своим целям и содержанию максимально приближенных к его практической профессиональной деятельности; в общеобразовательной организации должен быть создан особый климат, особая профессионально-педагогическая среда.

Ключевые слова: развитие, профессиональное развитие педагога, общеобразовательная организация в условиях введения ФГОС оО.

С сентября 2011 г. в общеобразовательных организациях Российской Федерации введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС оО). Особенностью новых стандартов является то, что впервые в отдельную категорию выделены требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ общего образования и достижения планируемых результатов общего образования. В новых ФГОС ОО установлен уровень квалификации педагогов общеобразовательной организации для каждой занимаемой должности, тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагога [1].

Проведенный нами теоретический анализ позволяет рассматривать понятие «развитие», как процесс и результат внутреннего качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека (А.И. Жук); способ существования личности: психическое и социальное становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени (Л.И. Анцыферова); одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование (В.И. Слободчиков). «Профессиональное развитие» коррелирует с личностным развитием которое в ряде философских и социологических концепций связывается с ростом, становлением, интеграцией и реализацией личностных качеств в профессиональном труде (Л.М. Митина), в процессе выбора профессии (Э.Ф. Зеер), в процессе формирования профессионально важных способностей, развития личностно-деловых качеств и нравственного обогащения, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений, наличия сильной и адекватной мотивации и непрерывного накопления и проявления «потенциального» в личности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).

Сопоставление приведенных выше мнений исследователей показывает, что в представленных ими определениях сущности профессионального развития прослеживается сходство мнений по вопросу его рассмотрения как непрерывного процесса, ведущего к личностным изменениям и формированию профессиональных качеств.

Суммируя различные взгляды на данную проблему, профессиональное развитие педагога можно определить, как качественное преобразование его внутренних личностных ресурсов (психофизиологических свойств, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, установок, личностных качеств, мотивов, компетенций), которые активизируются внешними условиями, определяющими требования к качеству осуществления профессиональной деятельности, создавая основания для осознанных профессиональных действий в ситуациях совершаемого профессионального выбора.

Таким образом, профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС ОО, можно определить, как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым учащимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных ФГОС ОО, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Поскольку профессиональное развитие педагога обеспечивается в первую очередь средствами образования, обучения, проблема профессионального развития рассматривается исследователями либо в рамках вузовской подготовки будущих учителей, либо в условиях дополнительного профессионального образования, чаще всего курсового повышения квалификации педагогических кадров. Однако существенным недостатком профессионального развития педагогов в этом случае является его оторванность от практической педагогической деятельности, что не обеспечивает гарантированной реализации педагогами своего потенциала в практике. Поэтому закономерно появление исследований, посвященных изучению возможностей и условий профессионального развития педагога в условиях общеобразовательной организации (Е.А. Пагнаева, О.В. Ялакаева и др.), что позволяет максимально ориентировать данный процесс на решение конкретных проблем общеобразовательной организации. Решается эта проблема также средствами обучения, которое осуществляется в школе на базе школьной методической службы. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирова-

ние педагога на осознание необходимости постоянного профессионального развития.

С позиции новых подходов современная общеобразовательная организация рассматривается как сложная динамическая система, управление которой предполагает четкое разграничение разных функций управления, разных организационных структур и разных организационных механизмов в зависимости от объекта управления, в качестве которого может выступать либо функционирование, либо развитие организации. Эти два «вектора» в деятельности организации взаимосвязаны, однако по своей сущности во многом альтернативны, поскольку один (функционирование) направлен на стабилизацию организационных процессов, а другой (развитие) - на их изменение, а значит, деструкцию, дестабилизацию.

Как отмечают исследователи, осуществление инновационной деятельности в современной общеобразовательной организации - это один из аспектов ее работы в режиме развития. Соответственно, управление развитием предполагает выработку решений, направленных на качественные изменения в содержании, технологии, организации учебно-воспитательного процесса и его обеспечение. Именно по этому признаку и можно определить то, что в управлении делается для развития, от того, что делается для поддержания стабильного функционирования [2, с. 21-22].

В целом изучение работ по данной проблематике позволяет сделать вывод, что перевод общеобразовательной организации в режим развития является важнейшим фактором ее обновления, позволяющим «создать условия для массового творчества, для перерастания отдельных зон прорыва в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами педагогической деятельности» [3, с. 5].

Анализируя вышеизложенное можно сделать следующие концептуально значимые обобщения:

> Реальная потребность в профессиональном развитии педагога возникает в общеобразовательной организации, которая осуществляет свою деятельность в режиме развития. В этом случае отслеживание новых тенденций в развитии образования

Библиографический список

и общества, оперативное и адекватное реагирование - в рамках своей компетенции - на возникающие противоречия и проблемы в деятельности общеобразовательной организации, освоение разнообразных инноваций, новых подходов к обучению и новых технологий, которые требуют постоянной реализации внутренних и внешних профессионально-личностных ресурсов, становятся неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагога, во многом определяющей успешность и перспективы деятельности общеобразовательной организации. В общеобразовательной организации, ограничивающей свою деятельность режимом функционирования, от педагога требуется прежде всего соблюдение установленных нормативов и параметров профессиональной деятельности, необходимого уровня профессиональной компетентности и периодического повышения квалификации в рамках изменений, касающихся нормативных требований.

> В непрерывном образовании педагога должен существенно увеличиться удельный вес форм повышения квалификации, обучения, по своим целям и содержанию максимально приближенных к его практической профессиональной деятельности. Наиболее оптимальный по своим ресурсным затратам путь решения этой проблемы - организация «внутрифирменного», т.е. внутришкольного обучения педагога, программа которого должна выступать разделом программы развития школы, а сам процесс обучения должен стать не дополнением к профессиональной деятельности педагога, а ее неотъемлемым компонентом, одним из средств, «инструментов» практической педагогической деятельности.

> В общеобразовательной организации должен быть создан особый климат, особая профессионально-педагогическая среда, обеспечивающая возможности для развития субъектно-сти педагога, востребованность и активизацию его потенциальных профессиональных возможностей, мотивацию к непрерывному профессионально-личностному самосовершенствованию, выбор индивидуальной траектории личностного развития и самореализации; способствующая формированию творческой направленности личности.

1. Коптелов, А.В. Профессиональное развитие педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.В. Коптелов, А.В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6

2. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000.

3. Киприянова, Е.В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: автореф. дис. ... д-ра пед, наук. - Челябинск, 2009.

Bibliography

1. Koptelov, A.V. Professionaljnoe razvitie pedagogov v usloviyakh vvedeniya Federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov obthego obrazovaniya / A.V. Koptelov, A.V. Mashukov // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 6

2. Slobodchikov, V.I. Osnovih psikhologicheskoyj antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie subjhektivnoyj realjnosti v ontogeneze: uchebnoe posobie dlya vuzov / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M., 2000.

3. Kipriyanova, E.V. Organizaciya innovacionnoyj obrazovateljno-professionaljnoyj sredih v municipaljnom licee: avtoref. dis. ... d-ra ped, nauk. - Chelyabinsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.11.14

УДК 37.378

Apanasenko O.N., Malyukov S.G. THE BASIC CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS STUDYING THE HUMANITIES IN THE CONTEXT OF COMPUTER CULTURE (STUDYING A COURSE IN LAW). The paper has a task to study a topical problem of the basic contradictions of educational activity of students of the Humanities in universities in the context of computer culture. The researchers give a broad definition of computer culture of an individual. The authors focus on the features of the process of computerization of the system of higher education, generating a number of contradictions, which are divided into socio-pedagogical, professional-instrumental and personal-instrumental types. Special attention will be given to the reasons for these contradictions. The authors conclude that in the comparison of highlighted contradictions it becomes clear that the solution of some of them in a greater degree depends on the mental attitude, professional skills, level of development of computer culture of university teachers.

Key words: computer culture, contradictions of educational activity, system computer knowledge, human-ization of education, Humanities.

О.Н. Апанасенко, канд. пед. наук, доц. ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: oapanasenko@bk.ru; С.Г. Малюков, канд. юрид. наук, доц., ЛГУ им. А.С. Пушкина (Алтайский филиал), г. Барнаул, E-mail: elektron999@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.