Научная статья на тему 'Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты'

Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ / КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / INVALIDS WITH INFRINGEMENT OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / THE FORMATION OF DISABLED PEOPLE / CAREER DEVELOPMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Райдугин Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается современное состояние комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного роста лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамов Вагиф Дейрушевич, Райдугин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training and career development of people with disorders of the musculoskeletal system: the nature and the main determinants

The article discusses the current state of complex support training and career development of people with disorders of the musculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты»

Человек и общество

В.Д. БАЙРАМОВ доктор социологических наук, профессор, ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета

Д.С. РАЙДУГИН кандидат философских наук, доцент кафедры социологии МГГЭУ

Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты1

Инклюзивная стратегия образования и карьерного развития людей с инвалидностью, взятая сегодня за основу социальной политики на всех ее уровнях, предполагает отношение к человеческой жизни и свободе личности как к высшей ценности. Именно с идеями гуманизма и всестороннего развития личности человека со специальными потребностями тесно связана комплексно-ориентированная модель профессионального обучения и трудоустройства инвалидов, призванная учитывать потребности и особенности данной категории лиц на основе устранения различных барьеров (как пространственных, так и социокультурных).

Следствием постепенной гуманизации социальной политики в отношении лиц со специальными потребностями стала Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2006 г. и являющаяся сегодня вместе с Факультативным протоколом к ней основным международ-

*_Байрамов Вагиф Дейрушевич, e-mail: info@mggeu.ru ** Райдугин Дмитрий Сергеевич, e-mail: raydmis@mail.ru

1 Материал разработан в рамках реализации базовой части государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2014/116 «Проективная модель комплексного сопровождения и карьерного роста лиц с нарушением опорно-двигательной системы»

ным документом, регламентирующим социальную политику в отношении инвалидов для всех стран, в которых она ратифицирована. В число последних входит и Россия. Не вдаваясь во все подробности этого документа, часть из которых не являются здесь существенными, остановим внимание на выдержке из ст. 8, посвященной просветительно-воспитательной работе: «1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы: а) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинств инвалидов; Ь) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни; с) пропагандировать потенциал и вклад ин-валидов»1. Принятые Россией обязательства, перечисленные в приведенном фрагменте - просвещенность общества, борьба с предрассудками и стереотипами, раскрытие потенциала инвалидов и т.д. - предполагают обстоятельную научную проработку проблемы инвалидности.

Переходя непосредственно к проблеме профессионального образования лиц с ОВЗ, следует отметить, что профессиональное обучение лиц с ОВЗ предполагает наряду с традиционными для процесса образования мероприятиями и требованиями ряд условий, связанных с удовлетворением специальных потребностей в инфраструктурном, медицинском, социальном, социально-психологическом, правовом, экономическом и иных существенных аспектах. К сожалению, в современной России по разным данным лишь немногим более тридцати вузов2, что составляет порядка 3% российских вузов , полностью либо частично оснащенных инфраструктурными средствами, позволяющими обучаться людям со специальными потребностями, что значи-

1 Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006г. [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/disability.shtml Дата обращения: 21.06.2014 г.

2 Указ Президента Российской Федерации от 7.5.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» п. 1 «в» 6 абзац.

3 Приказ Минобрнауки РФ от 30.12.2010 № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

тельно сужает границы профессионального самоопределения людей с инвалидностью. С учетом того, что общее количество лиц с ОВЗ в нашей стране составляет порядка 13 млн. человек, становится очевидным, что российская система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить данный сегмент образовательными услугами. Такое положение дел заставляет нас признать профессиональное образование лиц с ОВЗ в качестве достаточно сложной социальной проблемы.

Усугубляется она тем, что даже обеспеченность образовательного учреждения безбарьерной инфраструктурой далеко не единственное условие эффективного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ. Наличие в вузе либо ином учреждении лифтов, пандусов и поручней вовсе не гарантирует, что люди с инвалидностью будут чувствовать себя достаточно комфортно для того, чтобы не отвлекаться от учебы либо работы на решение массы ежедневных проблем, связанных сих недугами. Решение проблемы предполагает создание благоприятных условий для обучения и профессиональной самореализации лиц со специальными потребностями путем обеспечения, кроме безбарьерного физического пространства, адекватного медицинского обслуживания; учитывающей потребности лиц с ОВЗ правовой базы и экономических условий; специальными педагогическими методиками; психологического сопровождения и ряда других факторов. Именно поэтому принято говорить о проблеме комплексного сопровождения профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ. Комплексный характер сопровождения определяется тем, что его реализация происходит в разных сферах: правовой, экономической, педагогической, социо-структурной, социокультурной, медицинской и др. Вместе с тем, все действия по сопровождению не должны быть направленными лишь на реализацию единой цели - обеспечение доступной среды для лиц с ОВЗ. Непременным условием эффективности этого комплекса мер должна выступать их системность, полная скоординированность, подчиненность единым принципам.

Как отметила Е.Н. Кутепова в докладе «Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования: сегрегация, интеграция, инклюзия», исторически существовали три основных модели образования лиц с ОВЗ: сегрегационная (основанная на отделении среды лиц с ОВЗ от среды лиц без инвалидности), интег-ративная (частичное слияние) и инклюзивная (полное слияние). Не вдаваясь в подробности доклада, мы склонны согласиться с предложенной классификацией. В действительности, если брать за основу классификации степень включенности лиц с ОВЗ в социальную среду, то варианта, альтернативного перечисленным трем, не существует.

Суть сегрегационной стратегии заключается в отделении людей с ОВЗ от обычных в процессе образования. Сообразно этой модели, обучение лиц с ОВЗ должно происходить в специализированных учебных заведениях: например, в вузах- и школах-интернатах. То же касается и трудоустройства: для лиц со специальными потребностями предполагается специальная же работа с оборудованными помещениями и прочими условиями.

Интегративная модель предполагает взаимную адаптацию индивида и общества друг к другу. Таким образом, это - процесс, в результате которого и индивид адаптируется к сообществу, и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. Для интег-ративной модели, с точки зрения Е.Н. Кутеповой, характерны следующие черты: создание групп компенсирующей направленности в учебных учреждениях комбинированного вида, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательной школе, либо же внедрение отдельных детей-инвалидов в круг сверстников, не имеющих инвалидности. Данная модель широко применяется в современной российской системе образования.

Вместе с тем, нам представляется наиболее адекватной современным социальным реалиям третья модель, называемая инклюзивной. Сущность инклюзивного образования сводится к полному включению (инклюзии) лиц с инвалидностью в социальную среду типичных людей. Данный подход предполагает совместное обучение в одних и тех же группах сту-

1 Электронный ресурс URL: http://www.inclusive-edu.ru/ Дата обращения: 18.06.2014 г.

дентов с инвалидностью и без нее. Карьерное развитие в условиях инклюзии предполагает полное включение специалистов с инвалидностью в профессиональный контекст, т. е. включение без каких-либо карьерных ограничений.

Таким образом, одна из стратегических задач научного сообщества сегодня состоит в разработке эффективного алгоритма комплексного сопровождения процессов образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно этой цели служит проект, в рамках которого разрабатывается настоящая статья.

Под профессиональным обучением мы подразумеваем комплекс мероприятий учебного и воспитательного характера, направленных на формирование у лица с нарушением ОДС компетентности по определенному направлению профессиональной подготовки, позволяющих ему в дальнейшем осуществлять карьерное развитие, т. е. успешно вести трудовую деятельность в рамках освоенной профессии, как приобретая новые профессиональные навыки и «оттачивая» приобретенные в процессе профессионального обучения.

Более точное определение можно получить путем сравнения этих двух понятий. Существует ряд важных сходств, основные из них следующие.

- Их взаимосвязь отражается в необходимой этапности, где первичным этапом выступает профессиональное обучение, последующим - карьерное развитие. Связь заключена в том, что эти два этапа не мыслятся друг без друга: профессиональное обучение осуществляется для дальнейшего карьерного развития, которое, в свою очередь, опирается на базу, наработанную в процессе профессионального обучения.

- На обоих этапах сохраняются элементы обучения. Как профессиональное обучение, так и карьерное развитие, осуществляемое на протяжении всей трудовой деятельности, предполагают постоянное освоение необходимых для работы компетенций, позволяющих лицу с нарушением ОДС достигать новых профессиональных вершин, за счет которых и обеспечивается развитие. Отказ от приобретения новых трудовых навыков ведет к профессиональной стагнации, а в ряде случаев - деградации и нивелирует перспективы карьерного развития.

Несмотря на тесную взаимосвязь между этими двумя понятиями следует учитывать существенные различия между ними.

- Во-первых, процессы профессионального обучения и карьерного развития осуществляются в разных социальных институтах. Если для профессионального обучения базовым выступает институт образования, где обучающийся выступает в роли студента, то карьерное развитие происходит всегда в условиях практико-ориентированных институтов, будь то институты экономические, политические или иные. Впрочем, карьерное развитие может происходить и в институте образования, но актор выступает в данном процессе уже в качестве сотрудника, а не обучающегося. Так или иначе, суть различия сводится к тому, что в процессе профессионального обучения к деятельности человека не предъявляются требования практического эффекта и контроль эффективности его работы оценивается в первую очередь на основе устоявшихся педагогических форм, в то время как процесс прогрессивного карьерного развития возможен только в случае практической эффективности деятельности субъекта. В феноменологическом ракурсе данное различие заключается в том, что при сохранении для работника необходимости обучения на протяжении карьерного развития этот фактор здесь уходит на второй план и работодателя в первую очередь интересует польза, которую работник приносит, а не его профессиональное саморазвитие.

- Второе существенное различие можно увидеть, применив деятельностный подход. Если рассматривать профессиональное обучение и карьерное развитие как взаимосвязанные процессы, осуществляющиеся этапно и в разных социальных институтах, то становится очевидным наличие еще одного этапа, который служит демаркационной линией между ними, т.е. этап трудоустройства. Необходимость трудоустройства возникает после окончания профессионального обучения и, в случае успешного преодоления этого этапа, трудоустройство служит началом следующего -карьерного развития. Данный факт может показаться несущественным вследствие своей очевидности, однако, его нельзя упускать при конструировании модели комплексного сопровождения и карьерного развития лиц с ОВЗ.

Есть и такая базовая категория, как «комплексное сопровождение». Под комплексным сопровождением профес-

сионального обучения и карьерного развития мы понимаем совокупность мер, повышающих эффективность данных процессов в отношении лиц с нарушениями ОДС. Разрабатывая модель комплексного сопровождения, следует учитывать, с одной стороны, функциональное предназначение процессов профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушениями ОДС, с другой - всю совокупность типичных проблем, связанных с инвалидностью.

Комплексное сопровождение следует рассматривать как компонент сложного многопрофильного процесса реабилитации лиц с нарушениями ОДС в двух ракурсах: системном и процессуальном. В качестве системы комплексное сопровождение профессионального обучения и карьерного развития инвалидов мыслится в совокупности следующих признаков:

- оно представляет собой организованную управляемую систему, включающую: цели, задачи, принципы и направления деятельности, формы и методы осуществления мероприятий, критерии их эффективности и другие системообразующие и структуроформирующие элементы;

- эта система носит, в первую очередь, социальный характер и имеет своей основной конечной целью преодоление проблем, связанных с трудовой интеграцией инвалидов;

- эта система действует как подсистема в рамках со-циетальных в ее отношении систем, определяющих и реализующих социальную политику государства в отношении лиц с нарушениями ОДС (системы образования, правовой, политической и политической систем);

- она сочетает в себе помимо уникальных компонентов, элементы других социальных систем, интегрируясь в первую очередь с системой социальной защиты инвалидов;

- будучи сложной открытой системой, комплексное сопровождение профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушениями ОДС подвержено влиянию как внешней социальной среды.

Трактуя комплексное сопровождение в качестве дополнительного элемента, поэтапно включенного в процессы профессиональной социализации лица с нарушениями ОДС, в наиболее простом виде его можно представить в схеме: «профессиональное обучение + комплексное сопровождение - трудоустройство + комплексное сопровождение - карьерное развитие + комплексное сопровождение». Вне зависимости от этапа комплексное сопровождение должно

осуществляться в следующих направлениях: адаптация человека с ограниченными возможностями к требованиям и нормам общества; повышение трудоспособности, личного и социального статуса человека с ограниченными возможностями; осуществление разноуровневых и многомерных мероприятий по социальной адаптации инвалида к условиям окружающего его общества.

Сегодня система профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ находится на сложном в концептуальном и практическом отношении этапе своего становления. Этот период связан с социально-экономической перестройкой государства, изменением ценностных ориентаций российского общества, трансформацией государственной политики и отношения общества к лицам с ОВЗ. Пожалуй, можно говорить о том, что сейчас закладываются основы новой социальной парадигмы «единого сообщества, включающего людей с различными проблемами»1, предполагающей интеграцию инвалидов в социальном и профессиональном отношениях. Разумеется, концепция комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушениями ОДС должны учитывать актуальные социально-экономические реалии. К числу таких макросо-циальных свойств следует отнести: активный переход всех сфер социально-экономической деятельности на рыночную форму, что уменьшает меру государственного воздействия на процесс реабилитации и выводит на первый план общественную и личностную составляющие; ежедневно ускоряющийся темп жизни, заставляющий каждого из нас прилагать максимум усилий для того, чтобы остаться в социальном контексте, не устареть и не отстать; и это своего рода метасоциальная характеристика - активные процессы социальных трансформаций всех сфер жизни, что предполагает гибкость и открытость любой системы, стремящейся оказаться успешной. Не является исключением и система комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного развития лиц с нарушениями опорно-двигательной системы, которая с необходи-

1 Коробов М.В. Актуальные вопросы становления и развития реаби-литологии // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Сб. научных трудов СПбИУВЭК. СПб., 2001, вып. 7, с. 9-21.

мостью должна учитывать все современные социальные требования к такого рода системам.

Байрамов В.Д., Райдугин Д.С. Профессиональное обучение и карьерное развитие лиц с нарушениями ОДС: сущность и основные детерминанты. В статье рассматривается современное состояние комплексного сопровождения профессионального обучения и карьерного роста лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.

Ключевые слова: инвалид с нарушениями опорно-двигательной системы, образование инвалидов, карьерное развитие людей с инвалидностью.

Bayramov V.D., Raidugin D.S. Professional training and career development of people with disorders of the musculoskeletal system: the nature and the main determinants. The article discusses the current state of complex support training and career development of people with disorders of the musculoskeletal system.

Key words: invalids with infringement of the musculoskeletal system, the formation of disabled people, career development of people with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.