Научная статья на тему 'Профессиональное обучение библиотечных специалистов Болгарии'

Профессиональное обучение библиотечных специалистов Болгарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ЦНТБ / PROFESSIONAL EDUCATION LIBRARY EDUCATION TRAINING CRTL ULSIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костова Н., Славчева В.

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в профессиональной подготовке библиотечных специалистов, на примере подготовки специалистов в Университете библиотековедения и информационных технологий, г. София, Болгария. Описывается роль Центральной научно-технической библиотеки при Национальном центре информации и документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF LIBRARY SPECIALISTS IN BULGARIA

The article analyzes the changes in the Professional Library education, which are associated with the transformation of the institute of professional training the University of Library Studies and Information Technologies (ULSIT) in Sofia, Bulgaria. Describes the Role of the Central Research and Technical Library (CRTL) at the National Centre for Information and Documentation (NACID).

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение библиотечных специалистов Болгарии»

УДК 02:37

Н. Костова,Ы. Kostova, e-mail:nt_kostova@abv.bg *В. Славчева, V. Slavcheva, e-mail:vs@nacid.bg

Университет библиотековедения и информационных технологии, г. София, Болгария *НАЦИД, Центральная научно-техническая библиотека, г. София, Болгария University of Library Studies and Information Technologies, Sofia, Buigaria *NACID, Central Recearch and Technical Library, Sofia, Bulgaria

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЛГАРИИ

PROFESSIONAL EDUCATION OF LIBRARY SPECIALISTS IN BULGARIA

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в профессиональной подготовке библиотечных специалистов, на примере подготовки специалистов в Университете библиотековедения и информационных технологий, г. София, Болгария. Описывается роль Центральной научно-технической библиотеки при Национальном центре информации и документации.

The article analyzes the changes in the Professional Library education, which are associated with the transformation of the institute of professional training - the University of Library Studies and Information Technologies (ULSIT) in Sofia, Bulgaria. Describes the Role of the Central Research and Technical Library (CRTL) at the National Centre for Information and Documentation (NACID).

Ключевые слова: профессиональное образование; библиотечное образование; подготовка; ЦНТБ;

УниБИТ

Keywords: professional education, library education, training, CRTL, ULSIT

Сегодня мир - арена двух революций: технологической, связанной в основном с общественными коммуникациями, и ментальной, как результата изменения культурологической парадигмы и процесса глобализации. В этой ситуации Болгария делает серьёзные шаги, переходя в систем у рыночной экономики и от индустриального общества к информационному. Государство категорично определяет специфические образовательные обязанности, которыми должен обладать профессионал. Ему ясно, что оно не в состоянии предоставить специалистов соответствующего уровня, так как системы подготовки кадров хронологически ограничены (а образование - это процесс, который длится всю жизнь), с фиксированным местом проведения (которое не всегда доступно потребителю), с единым источником финансирования и со специфической группой обучающихся. Стопанские субъекты тоже подвергли критике действующую в стране систему образования. Постепенно оформилась идея: не достаточно работать больше, работать нужно иначе и забыть формулу „Одинаковое образование для всех", так как одинаковость развивает особый вид неграмотности, усугубляет неравенство, затрудняет формирование единного информационного пространства.

Все это привело к переменам и в сфере библиотечного образования, так как его будущее в значительной мере зависит от современной интерпретации учебного процесса. Руководство Университета библиотековедения и информационных технологии (УниБИТ) переориентировало свою деятельность в распространении знаний, которые гарантируют доступ к любым информационным источникам, к любой информационной институции, к документам всех видов и на любых носителях.

В рамках выполнения требований Болонского процесса университет ведет политику, направленную на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы и на вхождение в единое научное и образовательное пространство. С этой целью введено трехцикловое обучение. Стала возможной мобильность студентов и преподавателей, гарантирована конкурентоспособность вузов. Выпускникам выдают европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра, что обеспечивает одни и те же условия для трудоустройства.

Новая философия образования нашла отражение в гуманистической парадигме. Акцентом стало культурологическое направление в обучении специалистов. На этой основе созданы учебные курсы по дигитализации фондов. Много времени отведено на защиту культурного наследия страны, на создания е-контента.

Применение новых моделей обучения привело к разработке, адаптации и распространению электронного учебного содержания. Чрезвычайно популярной формой обучения стало дистанционное образование, так как позволяет обучаться без отрыва от работы, не выезжая на сессии, планировать свое время. В последние годы УниБИТ предлагает платформу „Библиотечные политики", но при желании характеристики образовательного продукта можно изменить с учетом потребностей и мнений потребителей или долгосрочных интересов общества.

Какие приоритеты будут положены в основу подготовки современного библиотечного специалиста решают и потребители. Поэтому производственная практика студентов является составной частью профессионального образования. Она закрепляет, расширяет и углубляет знания, студенты приобретают необходимые первичные трудовые умения, опыт и навыки практической работы. Для овладения целостной профессиональной деятельностью незаменимую помощь оказывает библиотека-база практики.

Одна из них Центральная научно-техническая библиотека (ЦНТБ) при Национальном центре информации и документации (НАЦИД) Болгарии. Здесь профессиональная практика строится в соответствии с темами теоретических курсов специальных дисциплин и с пониманием того, что качество практических знаний показывает готовность студента к дальнейшей профессиональной деятельности. Руководит практикой специалист из коллектива библиотеки.

Кроме учебной практики в этом году студенты УниБИТ проходили в ЦНТБ и производственную практику, которую финансировали болгарская Оперативная программа «Развитие человеческих ресурсов» и Европейский социальный фонд. В течение 240 астрономических часов

в реальной рабочей среде студенты выполняли задачи, которые ставили перед ними работодатели согласно специально разработанной программе. Таким образом государство стимулирует создание системы стабильного партнерства между образовательными учреждениями и бизнесом, а также способствует созданию устойчивых механизмов для включения студентов в реальный рынок труда, для обеспечения занятости и практики в реальной рабочей среде, стимулирует работодателей и дает им возможность для подбора кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.