УДК 337; 338
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА 3.0 -ПОДХОД ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ1 Кудрявцева Светлана Сергеевна, доцент (e-mail: [email protected]) Казанский национальный исследовательский технологический университет, г.Казань, Россия
В статье обобщена теоретическая методика функционирования Университета 3.0. Показана ее апробация и преимущества использования в профессиональной деятельности технических вузов на примере Казанского национального исследовательского технологического университета. Представлена модель Университета 3.0 для стратегического развития экономического и научно-образовательного потенциала региональной экономики.
Ключевые слова: профессиональное образование, технический университет, цифровая экономика, Университет 3.0, карусель «ноу-хау», экономический и научно-образовательный потенциал, коммерциализация, логистический центр компетенций.
Введение. В условиях доминирования инновационной экономики, в которой одном из ключевых факторов развития является человеческий капитал, актуальность использования новых форм профессионального образования потенциальных кадров для реального сектора экономики приобретает особую актуальность. Необходимость разработки востребованных образовательных и профессиональных стандартов для технических специальностей и их последующего использования в промышленном комплексе со всеми требуемыми знаниями и компетенциями ставит во главу угла разработку перспективных подходов к совершенствованию профессионального образования в технических вузах. Кроме того, возникает необходимость формировать уже не отдельные каркасы требуемых знаний, но и целые цепочки поставок компетенций, ноу-хау и инноваций для нужд промышленности, что предполагает интеграцию науки, образования и промышленности в единую модель работы. Одним из направлений таких изменений в рамках высшей школы может являться модель Университета 3.0.
Цель данной статьи заключается в систематизации теоретических методик функционирования Университета 3.0 и представление модели их апробации на примере Казанского национального исследовательского технологического университета.
Методика исследования. В статьи использовались методы описания, сравнения, обобщения, анализа и синтеза. На первом этапе систематизиро-
1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-310-00213)
ваны цели, задачи, структура и мероприятия программы развития Университета 3.0. На втором этапе рассмотрены преимущества логистического центра компетенций в рамках модели Университета 3.0. На третьем этапе проведена апробация обобщенных методик на примере Казанского национального исследовательского технологического университета и показаны преимущества Университета 3.0 для стратегического развития экономического и научно-образовательного потенциала региональной экономики.
Результаты и их обсуждение. Миссия технического университета как Университета 3.0 заключается в том, чтобы стать интегратором основных процессов технологического предпринимательства внутри экосистемы инноваций и градообразующих центров экономических кластеров (умные материалы, умные машины, устойчивая энергетика, биосистемы) посредством перехода к проактивной модели генерации технологий, талантов, рынков и рыночных сервисов.
Цели и задачи технического высшего учебного заведения как Университета 3.0 могут быть систематизированы в следующем виде:
- коммерциализация существующих технологий;
- создание новых коммерциализируемых технологий;
- предпринимательство по профильным направлениям вуза;
- создание компаний (spin-out);
- управление правами интеллектуальной собственности;
- развитие предпринимательских экосистем кампусов;
- реализация функции сервисных центров НТИ (национальной технологической инициативы);
- создание сети опережающей подготовки новых кадров.
В общем виде схематично Университет 3.0 - это карусель «ноу-хау», включающая научные исследования и разработки, отделы НИОКР компаний и технопарков, фирмы профессиональных услуг, финансовую инфраструктуру, техностартеров, частные научно-исследовательские институты
(рис.1).
Ч
Частные научно-исследовательские институты
На русел ь ноу-хау: Чем больше в ней элементов, тем сильнее каждый из них. Эффекты синергии и масштаба являются залогом общего успеха
Отделы НИОКР компаний, технопарки
Рисунок 1 - Карусель «ноу-хау»
Выделяют несколько основных подходов к созданию новых знаний и их коммерциализаии:
1) Экспериментальный - подразумевает экспериментальный, преимущественно донаучный поиск возможностей создания новой продукции и производственных процессов;
2) Технологический - использование систем создания и коммерциализации по типу «толкающих» стратегий;
3) рыночный - использование систем создания и коммерциализации по типу «тянущих» стратегий и системного управления исследованиями;
4) стратегический - предполагает объединение технологического и рыночного подходов.
Технические высшие учебные заведения как Университеты 3.0 осуществляют постепенный переход и внедрение в практику подхода к созданию новых знаний и их коммерциализаии - технологический бизнес, предполагающий переход от «центра затрат» к «бизнесу, создающему ценность» (рис.2)
МССЛСДОИММЙ
ГЬодиоды рс управлению
Упр*рл«мне
ИНМО!М(1.НН.МИ
1рян<5АОГнчМкйй ме и»
ПрМнГный
Скобододейстаин среда
С11Ы1ПХЧ
Ди имущая и ял
И£С/1*ДОМв«ИЙ
Рисунок 2 - Тренды исследований Университета 3.0 в модели бизнеса,
создающего ценность
Для Университета 3.0 актуальной становится матричная и проектная организационная структура (рис. 3).
/Трсиечонис,- X и V ЯВЛЯЮТСЯ монодисциплинэрными п рофессио н а л ьн ы ми сообществами, заменяющими факультеты.
Рисунок 3 - Структура управления Университетом 3.0
Для решения данных задач актуальным для технических высших учебных заведений как Университетов 3.0 будет являться создание в рамках структуры управления университетом Логистического Центра компетенций.
Логистический Центр компетенций (ЛЦК) - это особая структурная единица университета, которая контролирует важные направления деятельности, аккумулирует соответствующие знания и по всей цепи создания потока ценностей, используя принципы и технологии БСМ (управление цепями поставок). ЛЦК - это структура, нацеленная на поиск новых знаний, их активный трансфер и оказание консультационных, сервисных и высокопрофессиональных услуг, формируя таким образом, пророст знаний.
Цели ЛЦК:
1. Способствовать достижению целей структурных единиц университета путем развития их профессиональных компетенций в тех областях деятельности, дополнительные знания и навыки в которых необходимы им для решения конкретных образовательных, исследовательских и бизнес-задач.
2. Оказать содействие в развитии системы повышения профессиональных компетенций в ключевых секторах экономики Республики Татарстан по всей цепи создания ценности инновационных продуктов.
Задачи ЛЦК:
1. Обеспечить структурные единицы университета, МИПы, стартапы и техностартеры уникальными методиками и лучшими практиками в области решения конкретных образовательных, исследовательских и бизнес-задач для достижения максимального экономического эффекта от их деятельности.
2. Осуществлять методологическую поддержку структурных единиц университет, МИПов, стартапов и техностартеров не только в момент обучения, но и после него путем наставничества на всем протяжении реализации их бизнес-проектов.
3. Сформировать единую коммуникационную площадку на базе ЛЦК для обмена опытом и лучшими практиками по отдельным направлениям исследования и экономической деятельности среди широкого специалистов на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, осуществить трансфер компетенций по всей цепи создания ценности инновационного продукта и цепи создания знания.
ЛЦК КНИТУ будет выполнять задачи, связанные с накоплением знаний и обменом ими в ключевых для ВУЗа областях исследований и бизнеса.
Центры компетенций, согласно действующей классификации могут быть разделены на 4 типа:
1. Накопление передового опыта на документальной основе.
2. Накопление передового опыта на основе информационных технологий.
3. Управление знаниями.
4. Коммерческая модель.
Формирование архитектуры коммерческой модели Университета 3.0 представлено на рисунке 3.
е
я
<Й и
а. и
Е с М
Од в рем Адше
седфопондавде
»сех проектов
Внутренний сервис
Создание единой системы ддя обМиСчСния распределенной работы
я 2 5 Ь
I * з"
£ Е с а
I | 3 =
§ & ш
■С о
Я Е ей
— X/
Стандартизация процессов гна единой технологической платформе^
Разработка программного обеспечения для распространения знаний
—
а и
и
ш
5
гэ
Локальное внедрение разработок
Разработка технических рекомендаций и стандартов Документальное описание биэнес-про! (ессов
и
о Ь <=■ □
2 £ 3 2
о - ч I
ш з Г ^ °
™ Й » 3 Я
I го -
» I 2
о =
о
1±!
а
н
Рисунок 3 - Формирование архитектуры коммерческой модели
Университета 3.0
Деятельность ЛЦК должна осуществляться в соответствие с международными стандартами БСБЬ - «Стандарты компетенций по логистике и управлению цепями поставок» - нормативный документ для обеспечения процедуры европейской трехуровневой сертификации по логистике.
В Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ) разрабатывается программа развития Университета 3.0.
Стратегия развития Университета 3.0 формируется следующим образом: стать ведущим российским университетом в области химической технологии в рамках проектов Национальной технологической инициативы с привлечением ресурсов Камского инновационного территориально-производственного кластера Республики Татарстан - Иннокам.
Исходя из заявленной стратегии, мероприятия программы развития сосредоточились на следующих ключевых направлениях.
I. Развитие компетенций университета 1.0
1) выстраивание инновационного лифта для привлечения талантов вуз со всех регионов страны и из-за рубежа;
2) реализация конкурентоспособных инновационных программ обучения
II. Развитие модели университета 2.0
1) Развитие научно-исследовательской деятельности вуза по приоритетным направлениям науки и техники региона, государственных корпораций, модернизации экономики России.
2) Развитие пояса консалтиновых и сервисных компаний, в том числе инжинирингового пояса.
III. Развитие модели университета 3.0
1) Накопление интеллектуальной собственности в рамках создаваемых МИПов и техностартеров.
2) Создание площадки развития предпринимательских компетенций с привлечением ресурсов инновационной инфраструктуры региона и России.
3) Создание университета - инновационного хаба в области химической технологии и смежных с ней отраслей новых технологических укладов.
Рисунок 4 - Схема взаимодействия с ИЦ «Спецхимия»
Особой структурой в рамках модели Университета 3.0 в КНИТУ является Инжиниринговый центр в области химии и технологии энергонасыщенных материалов «Спецхимия» (ЦИ «Спецхимия».) Он выступает интегратором функций в рамках модели Университета 3.0, опираясь на существующую инфраструктуру вуза и развивая приоритетные научные и коммерческие проекты в области химической технологии. В рамках данного взаимодействия будет формироваться цепочка создания инновационного продукта (технологии, услуги), включающая все этапы жизненного цикла. При этом конкурентное преимущество будет обеспечено за счет параллельно-последовательного этапа выполнения научно-исследовательских
работ и результатов их внедрения в промышленность. Концептуальная схема взаимодействия для направления химической технологии, где структурным ядром является Инжиниринговый центр в области химии и технологии энергонасыщенных материалов «Спецхимия» представлена на рисунке 4.
Существующая инфраструктура вуза представлена широким спектром объектов, позволяющих извлекать конкурентное преимущество от сетевого взаимодействия по профилю химической технологии. Их деятельность реализуется в рамках Научного направления (Научной Школы) - «Высокоэффективные энергонасыщенные материалы, химическая физика их превращений, инновационные технологии изготовления изделий и их применения в оборонных и гражданских отраслях экономики».
В Республике Татарстан разработана стратегия социально-экономического развития до 2030 года, в которой в которой представлены ключевые технологии и приоритетные направления инновационного развития (рис. 5).
Приоритетные
инновационные
кластеры
• Умные материалы
• Умные машины
• Умное оборудование
• Умные информационные
Кл ючевые
технологии/инновации
- Искусственный интеллект (1оТ, интернет вещей)
* Информационные технологии
* Нанотехнопогии
* Биотехнологии
* Когнитивные технологии
- Социогуманитарные технологии
* Аддитивные технологии ЗО-Рлг^ег
технологии ЭтаЛ-образован не Здоровый образ жизни Умная
инфраструктура
Экопитание
Биосистемы
Устойчивая
энергетика
Рисунок 5 - Ключевые технологии и приоритетные направления инновационного развития
В этой связи модель КНИТУ как Университета 3.0 с его технологическим заделом и научно-образовательным потенциалом из представленных десяти кластеров может занять свою нишу в таких областях, как
- умные материалы;
- умные машины;
- устойчивая энергетика;
- биосистемы.
Заключение. Таким образом, профессиональное образование в технических вузах на основе модели Университета 3.0 способно стать интегратором науки, образования и реального сектора экономики, повышая конкурентные преимущества ключевых секторов регионального промышленного комплекса и образовательно-профессиональные компетенции на рынке труда. Использование принципов Университета 3.0 в профессиональном образовании позволит формировать не только научный и образовательный
профиль высшего учебного заведения, но и его ориентацию под конкретные нужды промышленности.
Список литературы
1. Boni A. A., Emerson S. T. An integrated model of university technology commercialization and entrepreneurship education // In: G. P. Libecap (ed.). University Entrepreneurship and Technology Transfer: Process, Design and Intellectual Property. Advances in the Study of Entrepreneurship, Innovation and Economic Growth series. - Vol. 16. - Amsterdam: Elsevier, 2005.
2. Buller J. L. The Essential Academic Dean: A Practical Guide to College Leadership. JB - Anker series. - Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2007.
3. Fayolle A., Kyro P., Ulijn J. Entrepreneurship Research in Europe. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2005.
4. Гусейнов Р.М. От классических университетов к университетам 3.0 / В книге: проблемы управления - 2017: материалы 25-й Всероссийской студенческой конференции. ФГБОУВО «Государственный университет управления». 2017. С. 18-20.
5. Зотова И.В. Корпоративные университеты как система внутреннего обучения для повышения производительности // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2014. № 10. С. 40-47.
6. Институциональное обеспечение накопления интеллектуального капитала в экономике знаний: монография / А.И. Шинкевич, С.С. Кудрявцева, М.В. Шинкевич. - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2012. - 303 с.
7. Казанский национальный исследовательский технологический университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kstu.ru/index.jsp
8. Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан - Иннокам [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.innokam.ru
9. Курдюмов А.В. Перспективы сотрудничества классических университетов и университетов третьего возраста // Совет ректоров. 2010. № 11. С. 74-81.
10. Лоргина Н.Н. Корпоративные университеты: история становления, основные функции и перспективы // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 8. С. 35-37.
11. Лясникова Ю.В., Солодилин М.Ю., Тупикова Ю.В. Роль корпоративных и традиционных университетов в подготовке персонала для современного бизнеса / Основные направления инновационного развития промышленности на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции: сборник статей. 2018. С. 157-162.
12. Майстер Д., Маккенна П. Первый среди равных. Как руководить группой профессионалов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.
13. Разработка типовых моделей формирования образовательных кластеров с участием учреждений профессионального образования всех уровней: монография / В.Г. Иванов, Л.В. Овсиенко, С.В. Барабанова, И.В. Зимина, А.В. Гаврилов, А.И. Шинкевич, С.С. Кудрявцева. - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2013. - 156 с.
14. Управление открытыми национальными инновационными системами в экономике знаний: монография / А.И. Шинкевич, С.С. Кудрявцева. - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2014. - 208 с.
15. Стандарты компетенций по логистике и управлению цепями поставок https://mclog.hse.ru/escl/standards
16. Стратегия развития Татарстана - 2030 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://Ltatarstan2030.ru
17. Топорова П.К. Корпоративные университеты: международная практика // Студенческий. 2018. № 1-1 (21). С. 39-41.
18. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период / Йохан Г. Виссема: [перевод с английского]. - М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016 - 208 с.
19. Устинов А.Э., Устинова Л.Н. Элементы методологии профессионального развития работников корпоративных университетов // Экономический форум «Экономика в меняющемся мире»: Материалы Экономического форума с международным участием. Сборник научных статей. 2017. С. 115-117.
20. Чанько А.Д., Баснер А.А.В. Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 79-110.
21. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 460-466.
22. Чесбро Г. Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий. - М.: Поколение, 2007.
Kudryavtseva Svetlana Sergeevna, associate professor (e-mail: [email protected])
Kazan national research technological university, Kazan, Russia
PROFESSIONAL EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITIES BASED ON UNIVERSITY MODEL 3.0 - DIGITAL ECONOMY APPROACH2
Abstract. The article summarizes the theoretical methods of functioning of the University 3.0. Its approbation and the advantages of using in professional activities of technical universities on the example of the Kazan National Research Technological University are shown. The University 3.0 model is presented for the strategic development of the economic, scientific and educational potential of the regional economy.
Keywords: professional education, technical university, digital economy, University 3.0, carousel "know-how", economic and scientific-educational potential, commercialization, logistic competence center
2 The study was supported By the Russian Foundation for basic research (grant № 18-310-00213)