Научная статья на тему 'Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы'

Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / EASTERN ASIA / DOCTORAL RESEARCH / CONTENT ANALYSIS / EDUCATIONAL RESEARCH / NON-PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы подготовки квалифицированных кадров в странах Восточной Азии в их освещении в диссертационных исследованиях российских и зарубежных авторов. Интерес к проблемам социально-политического и культурного развития стран Восточной Азии вызван беспрецедентным взлетом показателей экономического роста стран данного субрегиона. На основании использования метода контент-анализа к исследованию эмпирического массива, который составляет ресурс Российской государственной библиотеки, выявлено соотношение диссертаций по тематике профессионального образования и общего числа диссертаций, выполненных по странам Восточной Азии. Выделено два кластера исследований педагогические и непедагогические исследования. Установлен полигон распределений диссертационных исследований по странам Восточной Азии по различным критериям: по уровням профессионального образования, по направлениям подготовки, направлениям науки. Показано, что наибольшее количество диссертаций посвящено проблемам профессионального образования в Китае. Охарактеризованы непедагогические исследования, отражающие актуальные аспекты исторического, экономического, культурного, социологического, искусствоведческого и психологического измерения проблем профессионального образования в Китае, Монголии, Южной Корее и Японии. Показано, что данный субрегион имеет глубокие культурно-философские и собственно педагогические традиции, которые еще не в полной мере исследованы. Потенциал рассмотренной проблематики далеко не исчерпан и требует настоятельного внимания отечественных исследователей в контексте расширения геополитических и социально-экономических связей со странами данного субрегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational education in East Asia: research and prospects

This article views the problems of qualified personnel training in the countries of Eastern Asia in their cover of Russian and foreign authors doctoral research. Interest to the socio-political and cultural development problems of Eastern Asia countries is induced by the rise of the economic growth rate of the subregion countries. On the basis of the content analysis method to the empirical array research, which is the resource of the Russian State Library, there is found the ratio of the doctoral research subjected to vocational education and the total amount of doctoral research devoted to the countries of Eastern Asia. Two research clusters are distinguished, they are educational and non-teaching research. Set the range of doctoral research distribution in Eastern Asia countries according to the following criteria: vocational education levels, courses of training, scientific courses. It’s shown that the greatest number of doctoral research is devoted to the problems of vocational education in China. Non-teaching research, reflecting the actual aspects of the historical, economic, cultural, sociological, artistic and psychological measurement of problems of vocational education in China, Mongolia, South Korea and Japan, is characterized. It is shown that the subregion has deep cultural and philosophical and pedagogical traditions, which have not yet been fully investigated. Potential of the considered problems is far from being exhausted and demands insistent attention of national researchers in the context of expanding geopolitical and socio-economic relations with the countries of the subregion.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы»

УДК 377

Федотова Ольга Дмитриевна

Южный федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону1 Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования

Доктор педагогических наук, профессор E-Mail: fod1953@yandex.ru

Профессиональное образование в странах Восточной Азии:

исследования и перспективы

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки квалифицированных кадров в странах Восточной Азии в их освещении в диссертационных исследованиях российских и зарубежных авторов. Интерес к проблемам социально-политического и культурного развития стран Восточной Азии вызван беспрецедентным взлетом показателей экономического роста стран данного субрегиона. На основании использования метода контент-анализа к исследованию эмпирического массива, который составляет ресурс Российской государственной библиотеки, выявлено соотношение диссертаций по тематике профессионального образования и общего числа диссертаций, выполненных по странам Восточной Азии. Выделено два кластера исследований - педагогические и непедагогические исследования. Установлен полигон распределений диссертационных исследований по странам Восточной Азии по различным критериям: по уровням профессионального образования, по направлениям подготовки, направлениям науки. Показано, что наибольшее количество диссертаций посвящено проблемам профессионального образования в Китае. Охарактеризованы непедагогические исследования, отражающие актуальные аспекты исторического, экономического, культурного, социологического, искусствоведческого и психологического измерения проблем профессионального образования в Китае, Монголии, Южной Корее и Японии. Показано, что данный субрегион имеет глубокие культурно-философские и собственно педагогические традиции, которые еще не в полной мере исследованы. Потенциал рассмотренной проблематики далеко не исчерпан и требует настоятельного внимания отечественных исследователей в контексте расширения геополитических и социально-экономических связей со странами данного субрегиона.

Ключевые слова: профессиональное образование; Восточная Азия; диссертационные исследования; контент-анализ; исследования в сфере образования; непедагогические исследования.

Идентификационный номер статьи в журнале 64РУЫ414

1 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, д. 13

Подготовка квалифицированных кадров является важнейшей задачей всех государств, заинтересованных в динамичном развитии культуры, экономики, технологий. Интерес к проблемам социально-политического и культурного развития стран Восточной Азии вызван беспрецедентным взлетом показателей экономического роста стран данного субрегиона, который позволяет многим из них выдвинуться в мировые экономические и политические лидеры. На территории данного субрегиона расположены страны с диаметрально противоположными, полярными уровнями экономического, социального развития и политического устройства. Оставляя за рамками нашего рассмотрения давний теоретический спор о том, какие страны следует отнести к восточноазиатскому региону, примем за основу классификацию азиатских субрегионов, предложенную отечественными исследователями и не противоречащую типологии ООН [1]. Согласно данной классификации, Восточная Азия объединяет пять государств - Китай, Монголию, Японию, Северную Корею, Южную Корею. Дискуссионным является вопрос о политико-географической принадлежности острова Тайваня (Формозы), который Китай считает своей провинцией. «Тайвань не признан международным сообществом как суверенное государство, однако бурный экономический рост в последние десятилетия позволил ему войти в число «четырех драконов», к которым относятся также Гонконг, Сингапур и Южная Корея», - отмечает И.М. Бусыргина [1, с. 119]. Учитывая отмеченное выше обстоятельство и признавая важность решения данной политико-географической проблемы, будем рассматривать систему образования Тайваня как самостоятельную позицию, отличающуюся качественным своеобразием в постановке и решении вопросов, связанных с подготовкой кадров в системе профессионального образования.

Для отечественных исследователей теории и практики современного образования очевидно, что существенным признаком образовательной политики стран, реализующих к восточноазиатскую модель развития, является внимание, которое проявляют правительства данных стран к развитию человеческого капитала. Несмотря на то, что педагогические и науковедческие проблемы становления и функционирования системы профессионального образования некоторых стран уже являлись предметом рассмотрения [2, 3, 4, 5, 6], данная проблема не еще стала объектом комплексного системного анализа. Вместе с тем российская научная общественность, проявляя интерес к данной тематике, не вполне представляет себе те аспекты проблемы подготовки кадров в странах восточноазиатского региона, которые уже отражены в исследованиях как отечественных авторов, так и представителей стран этого субрегиона. Обратимся к их рассмотрению на уровне выполненных диссертационных исследований, сведения о которых содержатся в информационном ресурсе Российской государственной библиотеки. Диссертации, выполненные согласно требованиям единого исследовательского «канона», позволяют составить объективную картину тематических распределений.

Для определения уровня разработки проблем профессионального образования будем использовать метод контент-анализа, который позволяет получить индикаторные показатели состояния разработанности тематики [7, 8]. Категорией анализа является концепт «профессиональное образование», представленный лексическими единицами, имеющими распознавательную силу. При этом из рамок рассмотрения исключаются работы, в которых, несмотря на потенциальную сопричастность к педагогической проблематике, акцент сделан на исследование феноменов культуры [9, 10, 11], исключая те, которые имеют явную педагогическую проекцию [12]. При применении данного метода единицей счета будет являться диссертационное исследование, представленное в электронном каталоге Российской государственной библиотеки.

Результаты сопоставления данных, отражающих представленность проблематики профессионального образования в общем информационном массиве Российской государственной библиотеки, отражены на Рисунке 1.

Тайвань Монголия Республика Корея Япония Китай

^ 65

7771

U49 ZZ2

/////////////////////////1 915

179

Ш5

615

0 200 400 600 800

I Профессиональное образование И Всего

1000

Рис. 1. Соотношение диссертаций по тематике профессионального образования и общего числа диссертаций, выполненных по странам Восточной Азии

Как следует из гистограммы, наименьшее число диссертаций по отношению к общему числу диссертационных работ, представлено в позиции «Монголия» (2%) и «Япония» (2,3%). Лидируют по числу выполненных диссертаций Китай (12,1%), Тайвань (7,6%) и Корея (6,7%). При этом следует учитывать, что в выборку по данному критерию попали только диссертации, выполненные авторами из Южной Кореи или посвященные проблемам профессионального образования в данной стране. Диссертаций по Северной Корее (или выполненных авторами из данной страны) не обнаружено.

Исследование признакового пространства, отражающего уровни профессионального образования, проводилось на основе учета положений пунктов 5 и 6 Статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Были выделены установленные в Законе уровни профессионального образования (среднее и высшее профессиональное образование) и учтен подвид дополнительного образования, закрепленный термином «дополнительное профессиональное образование». Также были определены диссертационные работы, не классифицируемые по данным критериальным основаниям (Рисунок 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

65

Китай

17

у

15

12

Япония

Республика Корея

Монголия

Тайвань

9

5

4

3

3

2

1

1

1

Рис. 2. Полигон распределений диссертационных исследований по странам по критерию «Уровень профессионального образования». высшее профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование; (Щ - дополнительное профессиональное

образование; (О) - диссертации, не подпадающие под установленные критерии

Как отражено на гистограмме, основное внимание исследователей привлекают проблемы высшего профессионального образования. Безусловное лидерство принадлежит исследованиям, посвященным проблемам обучения китайских студентов в России или вопросам, раскрывающим возможности обоюдного учета опыта модернизации систем высшего образования на практике. Проблемы дополнительного профессионального образования представлены работами, посвященными обучению различных контингентов обучающихся (деловых людей, ведущих экономистов, специалистов международных физкультурно-спортивных организаций, переводчиков-референтов и др.) на языковых курсах как предпосылке профессиональной мобильности и успешности. Обращает на себя внимание тот факт, что специальным объектом исследования становятся проблемы обучения на подготовительных факультетах вузов и постпрофессиональное образование, позволяющее бывшим студентам из стран Восточной Азии реализовывать индивидуальную стратегию обучения в течение всей жизни.

В рамках кластера диссертаций, не подлежащих классификации по вышеназванным критериям, отдельно выделяется группа исследований, отражающих проблемы адаптации студентов к условиям обучения в российском вузе. К ним отнесены вопросы психологического сопровождения студентов и психолого-педагогической поддержки студентов, в том числе китайских студентов, склонных к суицидальному поведению. Это косвенно свидетельствует о напряжении и наличии психологического неблагополучия иностранных студентов, обучающихся в зарубежных вузах.

Общий массив диссертаций по проблемам профессионального образования квантифицирован по критерию «Направление подготовки» (Рисунок 3).

Рис. 3. Распределение диссертационных исследований, посвященных проблемам профессионального образования, по критерию «Направление подготовки»:

) - отражающие направление подготовки; - диссертации, не попадающие под

данный критерий

В большинстве случаев работы по педагогике и психологии четко отражают те или иные аспекты теории и/или практики определенных направлений подготовки. Ни одна из диссертаций, выполненных по философским и экономическим наукам, а также по искусствоведению и социологии, не содержит тематической «привязки» к направлениям подготовки студентов. Однако данные работы раскрывают весьма интересные и мало исследованные аспекты национальной культуры и образовательной политики, необходимые

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 4 (23), июль - август 2014

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

для целостного понимания качественного своеобразия педагогического процесса в системе профессионального образования. В данных исследованиях характеризуются социокультурные эффекты модернизации профессионального образования в Китае [14], стратегии повышения его конкурентности на основе управления знаниями [15], а также исследуются этнические проявления психологической защиты [16], этнопсихологические особенности темперамента [17] и инициативности [18], особенности представления китайских студентов о счастье [19]. Значительный вклад в понимание духовной культуры китайского студенчества вносят исследования, посвященные ценностям конфуцианства [20]. Исторические аспекты реформирования профессионального образования в Китайской Народной Республике в ХХ веке освещены в исследовании Макшиной О.А. [21]

Вопросы художественного образования поставены в центр непедагогической исследовательской проблематики в диссертациях, посвященных развитию системы профессионального образования в Южной Корее. Этюдный метод в театральном образовании стал предметом специального анализа в работе Чой Ю Ри [22]. Большое внимание уделяется проблемами влияния русской театральной шкорлы на обучение актуров [23, 24, 25]. Социально-экономическая проблематика развития профессионального образования в Монголии рассмотрена в диссертациях И.А. Андрияновой [26] и Саулегул Дорбетхан [27].

В целом тематические распределения укладываются в рамки двух кластеров, которые могут быть классифицированы по направлениям науки (Рисунок 4).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

36

9

10

11

Филология

33

1

Физическая Культура и культура искусство

Гуманитарные науки

1

4

2

Образование и педагогика

Технология

Сельское хозяйство

Математика

Физико-математические и сельскохозяйственные науки

9

6

5

1

1

1

Рис. 4. Полигон распределений диссертаций по направлениям науки: (И) - Монголия; — Япония; (Щ - Китай; ) - Корея; ) - Тайвань

Как следует из гистограммы, максимальное внимание исследователей уделено гуманитарным наукам. Бесспорным лидером в сфере языковой подготовки является тематика, связанная с обучением русскому языку студентов из Китая. Это свидетельствует об актуализированных потребностях, характеризующих значительный приток студентов из этой страны в российские вузы. На втором месте (со значительным разрывом) интерес к языковой подготовке проявляют исследователи из Японии. При этом необходимо отметить, что филологически ориентированные исследования выполнены преимущественно отечественными авторами, которые стремятся предложить новые методики обучения языкам для иностранных обучающихся различных типологических групп. Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере искусства, выполненные

представителями Южной Кореи, широко освещены в диссертациях по искусствоведческой тематике.

Количество диссертаций по физико-математическим и сельскохозяйственным наукам, как показано на гистограмме, не находится на восходящем тренде.

Исследование современного состояния диссертационных исследований по проблемам профессионального образования в странах Восточной Азии показывает, что данный субрегион имеет глубокие культурно-философские и собственно педагогические традиции, которые еще не в полной мере исследованы. Потенциал рассмотренной проблематики далеко не исчерпан и требует настоятельного внимания отечественных исследователей в контексте расширения геополитических и социально-экономических связей со странами данного субрегиона. Страны Восточной Азии демонстрируют большой взлет в сфере технико-технологического развития и перехода на новые технологические уклады, что требует пристального изучения особенностей организации и функционирования системы профессионального образования в данных странах на всех ее уровнях - от подготовки квалифицированных рабочих до подготовки кадров высшей квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусыгина И.М. Политическая география. Формирование политической карты мира. М.: Проспект, 2011. - 384 с.

2. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований. // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19).

3. Борисенков В.П., Вульфсон Б.Л. Введение. // Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX - XXI вв.: Сравнительный анализ. М., 2007. С. 12 - 18.

4. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историко-педагогическом контексте. // Гуманизация образования, 2008. № 2. С. 90-97.

5. Федотова О.Д., Окунева И.А. Российское образование в системе трансграничных связей. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С.15-20.

6. Платонова Е.Д., Федотова О.Д., Денисов С.Б. Подготовка аутсорс-менеджера: что он должен знать об аутсорсинге? // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 3(12). С. 54.

7. Fedotova O. The content of a site of the Président of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 3. С. 392-396.

8. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета,. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Захарова И.В. Традиционные основы китайской народной игрушки. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. М., 1995.

10. Сун Хуэй. Сочетаемость русских слов и ее отражение в учебном полиаспектном словаре русского языке для китайских учащихся. Автореферат дис. ... кандидата филологических наук. М., 1992.

11. Казючиц М.Ф. Философско-религиозные основания внутренних школ ушу. Автореферат дис. . кандидата философских наук. М., 2006.

12. Си Хуавэй. Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования. Автореферат дис. . кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http:// минобрнауки.рф/документы/2974

14. Го Синь. Социокультурные эффекты модернизации профессионального образования в Китае. Автореферат дис. ... кандидата культурологии. Чита, 2013.

15. Ли Лиминь. Повышение конкурентоспособности услуг высшего учебного заведения на основе управления знаниями: на примере КНР. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Хабаровск, 2013.

16. Лукьянова Е.Л. Этнические проявления психологической защиты : на примере изучения русских и китайских выпускников вузов. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2006.

17. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.

18. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Москва, 2005.

19. Виничук Н.В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2008.

20. Цзинь Синьсинь. Роль гуманитарных ценностей конфуцианства в развитии духовной культуры современного студенчества: на материале вузов Внутренней Монголии КНР. Автореферат дис. ... кандидата культурологии. Улан-Удэ, 2009.

21. Макшина О.А. Проблемы и особенности реформирования профессионального образования КНР в 1980-1990 годы. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : Москва, 2002

22. Чой Ю Ри. Этюдный метод в театральном образовании и создании спектакля в Южной Корее. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : Москва, 2012

23. Пак Се Хуин. Система Станиславского в обучении корейского актера. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. Москва, 2011.

24. Ким Чжун И. Особенности обучения корейских актеров в русской театральной школе. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. Москва, 2010

25. Пак Чжон Чжу. Роль российской театральной школы в формировании современной системы воспитания корейских актеров. Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. Москва, 2006.

26. Андриянова И.А. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в Монголии. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

27. Саулегул Дорбетхан. Высшее образование: место и роль в системе общественного воспроизводства, выгоды индивида, общества, предприятия, сочетание платности и бесплатности. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Иваново, 2004.

Рецензент: Джанерьян Светлана Тиграновна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии Южного федерального университета.

Olga Fedotova

Southern Federal University Rostov on Don, Russian Federation E-Mail: fod1953@yandex.ru

Vocational education in East Asia: research and prospects

Abstract. This article views the problems of qualified personnel training in the countries of Eastern Asia in their cover of Russian and foreign authors doctoral research. Interest to the sociopolitical and cultural development problems of Eastern Asia countries is induced by the rise of the economic growth rate of the subregion countries. On the basis of the content analysis method to the empirical array research, which is the resource of the Russian State Library, there is found the ratio of the doctoral research subjected to vocational education and the total amount of doctoral research devoted to the countries of Eastern Asia. Two research clusters are distinguished, they are educational and non-teaching research. Set the range of doctoral research distribution in Eastern Asia countries according to the following criteria: vocational education levels, courses of training, scientific courses. It's shown that the greatest number of doctoral research is devoted to the problems of vocational education in China. Non-teaching research, reflecting the actual aspects of the historical, economic, cultural, sociological, artistic and psychological measurement of problems of vocational education in China, Mongolia, South Korea and Japan, is characterized. It is shown that the subregion has deep cultural and philosophical and pedagogical traditions, which have not yet been fully investigated. Potential of the considered problems is far from being exhausted and demands insistent attention of national researchers in the context of expanding geopolitical and socio-economic relations with the countries of the subregion.

Keywords: vocational education; Eastern Asia; doctoral research; content analysis; educational research; non-pedagogical research.

Identification number of article 64PVN414

REFERENCES

1. Busygina I.M. Politicheskaja geografija. Formirovanie politicheskoj karty mira. M.: Prospekt, 2011. - 384 s.

2. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psihologo-pedagogicheskaja problematika dissertacionnyh issledovanij. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. № 6 (19).

3. Borisenkov V.P., Vul'fson B.L. Vvedenie. // Rossija - Kitaj: obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX - XXI vv.: Sravnitel'nyj analiz. M., 2007. S. 12 - 18.

4. Pivunov E.N., Fedotova O.D. Evropa i Azija: geokul'turnye faktory v istoriko-pedagogicheskom kontekste. // Gumanizacija obrazovanija, 2008. № 2. S. 90-97.

5. Fedotova O.D., Okuneva I.A. Rossijskoe obrazovanie v sisteme transgranichnyh svjazej. // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 9. S.15-20.

6. Platonova E.D., Fedotova O.D., Denisov S.B. Podgotovka autsors-menedzhera: chto on dolzhen znat' ob autsorsinge? // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 3(12). S. 54.

7. Fedotova O. The content of a site of the President of Russia as the information indicator of realization of counter-terrorism strategy in Russia // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 16. № 3. S. 392-396.

8. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Kontent kak metodologicheskij indikator reformy obrazovanija // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta,. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 19-29.

9. Zaharova I.V. Tradicionnye osnovy kitajskoj narodnoj igrushki. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija. M., 1995.

10. Sun Hujej. Sochetaemost' russkih slov i ee otrazhenie v uchebnom poliaspektnom slovare russkogo jazyke dlja kitajskih uchashhihsja. Avtoreferat dis. ... kandidata filologicheskih nauk. M., 1992.

11. Kazjuchic M.F. Filosofsko-religioznye osnovanija vnutrennih shkol ushu. Avtoreferat dis. ... kandidata filosofskih nauk. M., 2006.

12. Si Huavjej. Kompozicionno-obraznye i nravstvenno-jesteticheskie osnovanija tvorchestva v podgotovke kitajskih magistrov hudozhestvennogo obrazovanija. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija. Sankt-Peterburg, 2008.

13. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2974

14. Go Sin'. Sociokul'turnye jeffekty modernizacii professional'nogo obrazovanija v Kitae. Avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii. Chita, 2013.

15. Li Limin'. Povyshenie konkurentosposobnosti uslug vysshego uchebnogo zavedenija na osnove upravlenija znanijami: na primere KNR. Avtoreferat dis. ... kandidata jekonomicheskih nauk. Habarovsk, 2013.

16. Luk'janova E.L. Jetnicheskie projavlenija psihologicheskoj zashhity : na primere izuchenija russkih i kitajskih vypusknikov vuzov. Avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2006.

17. Jan Bin'. Jetnopsihologicheskie osobennosti temperamenta i obshhitel'nosti u kitajskih i rossijskih studentov. Avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

18. Lin' Jacjan. Sravnitel'naja harakteristika iniciativnosti u rossijskih i kitajskih studentov. Avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.

19. Vinichuk N.V. Psihosemanticheskij analiz predstavlenij o schast'e kitajskih i rossijskih studentov. Avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2008.

20. Czin' Sin'sin'. Rol' gumanitarnyh cennostej konfucianstva v razvitii duhovnoj kul'tury sovremennogo studenchestva: na materiale vuzov Vnutrennej Mongolii KNR. Avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii. Ulan-Udje, 2009.

21. Makshina O.A. Problemy i osobennosti reformirovanija professional'nogo obrazovanija KNR v 1980-1990 gody. Avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : Moskva, 2002

22. Choj Ju Ri. Jetjudnyj metod v teatral'nom obrazovanii i sozdanii spektaklja v Juzhnoj Koree. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija : Moskva, 2012

23. Pak Se Huin. Sistema Stanislavskogo v obuchenii korejskogo aktera. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija. Moskva, 2011.

24. Kim Chzhun I. Osobennosti obuchenija korejskih akterov v russkoj teatral'noj shkole. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija. Moskva, 2010

25. Pak Chzhon Chzhu. Rol' rossijskoj teatral'noj shkoly v formirovanii sovremennoj sistemy vospitanija korejskih akterov. Avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija. Moskva, 2006.

26. Andrijanova I.A. Modernizacija sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v Mongolii. Avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

27. Saulegul Dorbethan. Vysshee obrazovanie: mesto i rol' v sisteme obshhestvennogo vosproizvodstva, vygody individa, obshhestva, predprijatija, sochetanie platnosti i besplatnosti. Avtoreferat dis. ... kandidata jekonomicheskih nauk. Ivanovo, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.