Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИАТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИАТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВАЯ МЕДИАТИЗИРОВАННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ВЕБ-ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Галина Ивановна

В статье обсуждаются проблемы медиатизации современного общества и ее воздействие на профессиональную историческую культуру. Медиа интегрируются в деятельность разных социальных институтов, системно влияя на содержание их деятельности и способы взаимодействия. Они создают новую культурную среду обитания человека. Целью статьи является рассмотрение современных познавательных подходов к анализу форм и содержания труда историков в условиях цифровой медиатизированной среды. В этой среде качественно меняется содержание процедур исторического исследования. По мере цифровизации источников, новых технологических средств их обработки, распространения и использования трансформируются способы производства исторического знания. Под влиянием цифровых технико-технологических факторов изменяются форматы профессиональной коммуникативной и публикационной работы историка. Использование цифровых медиа и онлайн платформ с их открытостью и интерактивностью повышает активность профессиональных историков в общественных пространствах. Цифровая публичная история добавляет новые средства в набор инструментов историка, который работает на открытых площадках, расширяет коммуникативные возможности диалога с разными массовыми аудиториями, увеличивает степень их вовлеченности в обсуждении исторической тематики. Создаваемые пользователями цифровые истории отличает гибкость и подвижность, они могут производиться и потребляться в самых разных формах с применением различных медийных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL HISTORICAL KNOWLEDGE IN A MEDIATIZED ENVIRONMENT: NEW APPROACHES TO STUDY

The article discusses the problems of mediatization of modern society and its impact on professional historical culture. Media are integrated into the activities of various social institutions, systematically influencing the content of their activities and ways of interaction. They create a new cultural environment for human beings. The purpose of the article is to consider modern cognitive approaches to the analysis of the forms and content of the work of historians in a digital media environment. In this environment, the content of historical research procedures changes qualitatively. With the digitalization of sources, new technological means of their processing, distribution and use, the ways of producing historical knowledge are being transformed. Under the influence of digital technical and technological factors, the formats of professional communication and publication work of a historian are changing. The use of digital media and online platforms with their openness and interactivity increases the activity of professional historians in public spaces. Digital public history adds new tools to the toolbox of a historian who works in open areas, expands the communicative possibilities of dialogue with different mass audiences, and increases the degree of their involvement in the discussion of historical topics. User-created digital stories are flexible and fluid, and can be produced and consumed in a variety of forms using a variety of media components.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИАТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ»

УДК 93/94 DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-306-315

ББК 63.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В МЕДИАТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ: новые подходы к изучению

I Г.И. Зверева

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы медиатизации современного общества и ее воздействие на профессиональную историческую культуру. Медиа интегрируются в деятельность разных социальных институтов, системно влияя на содержание их деятельности и способы взаимодействия. Они создают новую культурную среду обитания человека. Целью статьи является рассмотрение современных познавательных подходов к анализу форм и содержания труда историков в условиях цифровой медиатизированной среды. В этой среде качественно меняется содержание процедур исторического исследования. По мере цифровизации источников, новых технологических средств их обработки, распространения и использования трансформируются способы производства исторического знания. Под влиянием цифровых технико-технологических факторов изменяются форматы профессиональной коммуникативной и публикационной работы историка. Использование цифровых медиа и онлайн платформ с их открытостью и интерактивностью повышает активность профессиональных историков в общественных пространствах. Цифровая публичная история добавляет новые средства в набор инструментов историка, который работает на открытых площадках, расширяет коммуникативные возможности диалога с разными массовыми аудиториями, увеличивает степень их вовлеченности в обсуждении исторической тематики. Создаваемые пользователями цифровые истории отличает гибкость и подвижность, они могут производиться и потребляться в самых разных формах с применением различных медийных компонентов.

306 Ключевые слова: медиатизация общества, цифровая медиатизированная сре-

да, профессиональное историческое знание, цифровая история, любительские веб-истории.

Для цитирования: Зверева Г.И. Профессиональное историческое знание в медиатизированной среде: новые подходы к изучению // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Часть 2. С. 306-315. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-306-315

PROFESSIONAL HISTORICAL KNOWLEDGE

IN A MEDIATIZED ENVIRONMENT: New Approaches to Study

I G.I. Zvereva

Abstract. The article discusses the problems of mediatization of modern society and its impact on professional historical culture. Media are integrated into the activities of

© Зверева Г.И., 2022

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

various social institutions, systematically influencing the content of their activities and ways of interaction. They create a new cultural environment for human beings. The purpose of the article is to consider modern cognitive approaches to the analysis of the forms and content of the work of historians in a digital media environment. In this environment, the content of historical research procedures changes qualitatively. With the digitalization of sources, new technological means of their processing, distribution and use, the ways of producing historical knowledge are being transformed. Under the influence of digital technical and technological factors, the formats of professional communication and publication work of a historian are changing. The use of digital media and online platforms with their openness and interactivity increases the activity of professional historians in public spaces. Digital public history adds new tools to the toolbox of a historian who works in open areas, expands the communicative possibilities of dialogue with different mass audiences, and increases the degree of their involvement in the discussion of historical topics. User-created digital stories are flexible and fluid, and can be produced and consumed in a variety of forms using a variety of media components.

Keywords: mediatization of society, digital mediatized environment, professional historical knowledge, digital history, amateur web stories.

Cite as: Zvereva G.I. Professional Historical Knowledge in a Mediatized Environment: New Approaches to Study. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 4, part 2, pp. 306-315. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-306-315

Введение. С середины «нулевых» годов в лексикон мирового социально-гуманитарного знания входит понятие «медиатизация общества». Медиатизация общества обозначает сложный, динамичный процесс возрастания зависимости современного общества от многообразных средств информации (информационных ресурсов), от форм и способов коммуникаций и от их собственной логики (медиалогики) [1]. Медиа с условным разграничением на «старые», аналоговые, и «новые», цифровые выполняют функции важнейшего института, который активно участвует в производстве социальной реальности [2]. Медиа интегрируются в деятельность разных социальных институтов, системно влияя на содержание их деятельности и способы взаимодействия. Медиа создают новую культурную среду обитания человека [3; 4]. Современная медиатизированная среда строится при определяющем воздействии на нее цифровых технологий, цифровых устройств и цифровой инфраструктуры

(всемирная сеть, социальные сети, цифровые платформы). В цифровой медиатизи-рованной среде качественно меняется характер социальных коммуникаций. Под воздействием цифровых алгоритмов социальные коммуникации преобразуются в социотехнологические коммуникации [5].

Исследователи процессов медиатиза- эду ции отмечают, что в современном обществе медиа стали вездесущими (медиа и технологии повсюду), агрессивными (их нельзя полностью игнорировать или избегать) и, в месте с тем, невидимыми, поскольку они сливаются и переплетаются со всеми аспектами социальной жизни и повседневного опыта. Взаимодействия между людьми посредством мобильных устройств, между человеком и электронными устройствами, человеком и окружающей средой, — все опосредовано многообразными медиа. Люди живут в динамичной сетевой и цифровой медиа экосистеме, испытывая на себе и переживая многообразные эффекты работы медиа [6].

Повышенное внимание исследователей к теме медиатизации общества обусловило формирование в 2010-е годы такой междисциплинарной области знания как mediatization studies с выработкой новых познавательных подходов, обогащением понятийного аппарата, усложнением техник анализа мультимодальных текстов в цифровых контекстах [7; 8]. В рамках этой области публикуются монографии и научные статьи, проводятся научные конференции, семинары, выпускаются специализированные журналы. В научной литературе, вышедшей в свет в 2010-е — начале 2020-х годов, активно обсуждаются не только фундаментальные, но и конкретно-научные и прикладные проблемы медиатизации общества.

В этом огромном корпусе текстов значительное место занимают исследования, посвященные разным сторонам организационной, научной, академической, публичной деятельности профессиональных историков в медиатизированном цифровом обществе.

Цель статьи — рассмотреть современные познавательные подходы к анализу 308 форм и содержания труда историков в меняющихся условиях цифровой медиа-тизированной среды. Обсуждение особенностей внутрипрофессиональной и публичной деятельности историков, которые изменяются под воздействием медиатизированной среды, создает возможность для понимания современных процессов трансформации культуры исторической профессии.

Медиатизация труда историка. Медиатизация задает в обществе и профессиях новые жанры, нормы, стили поведения, организационные формы деятельности [9]. Как отмечают многие авторы [10; 11; 12], в медиатизированной среде принципиально меняется содержание привычных процедур исторического

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

исследования. Цифровые медиа в значительной степени влияют на методы работы большинства историков, независимо от того, осознают они это или нет. Новой нормой профессиональной работы становится гибридность используемого исследовательского инструментария. Помимо относительно небольшой группы историков, работающих исключительно над цифровыми проектами, большинство историков сочетают традиционные/аналоговые и новые/цифровые практики, по крайней мере, на этапе сбора информации и первичной аналитической работы с цифровыми (или оцифрованными) информационно-поисковыми системами. Соответственно происходит расширение и изменение используемой историками источниковой базы (дигитализованные ресурсы) в информационно-насыщенной медиатизированной среде (электронные архивы и библиотеки, базы данных). Переопределяются и усложняются сами способы критической работы с источниками, — опубликованными и архивными, оцифрованными и цифровыми, вербальными, визуальными, аудиальными, муль-тимодальными. Формируются новые протоколы критического чтения и письма: те и другие неизбежно проходят через фильтры софт-культуры. В этой связи особо стоит отметить прямое или косвенное воздействие современных технических средств записи на результаты исторических исследований, независимо от того, сознают это сами историки или нет. Также, под влиянием технико-технологических факторов (цифровых алгоритмов) изменяются форматы профессиональной коммуникативной и публикационной работы историка.

Среди множества вопросов, которые возникают у исследователей медиатизации и цифровизации труда историков, открытыми остаются те, что

4/2022

непосредственно связаны с использованием цифровых и оцифрованных источников. Как меняется характер исторических исследований, когда историки начинают работать с ресурсами крупномасштабных цифровых библиотек/архивов и цифровых ресурсов, данные которых обработаны компьютером? Какую историю можно писать с использованием цифровых источников из веб-коллекций, где изначально не документировались критерии отбора? Какие материалы, точки зрения, события, исторические действующие лица и, следовательно, возможные нарративы при этом исключаются? Не ведет ли работа с цифровыми источниками к утрате понимания значимости и самоценности контекста собранных данных? [13; 14].

Производство цифровой истории. Определенная часть профессиональной работы историка в современной медиати-зированной среде непосредственно связана с разработкой и освоением цифровых методов работы с источниками. Цифровая история выглядит как неотъемлемая часть быстро развивающейся области цифровой гуманитаристики1. Цифровая история представляет собой совокупность подходов и исследовательских практик, позволяющих изучать и представлять историческое прошлое на основе использования коммуникационных технологий компьютера, сети Интернет и программных систем. Она дает возможность создавать новые инструменты обработки и исследования исторических источников в многообразных цифровых медиа-форматах. Производство цифровой

истории и формирование больших многосоставных веб-архивов предполагает овладение историками новых умений и навыков, включая программирование, работу по созданию больших баз данных, усложнение количественных и качественных методов анализа источников [21; 22; 23; 24]. По мере цифровизации источников, новых технологических средств их обработки, распространения и использования меняются способы производства исторического знания, и историческое прошлое в определенном смысле все более становится цифровым. Поэтому в ходе обсуждения перспектив профессионального историописания нередко высказываются мнения о том, что в настоящее время историю в привычном понимании оказывается все более трудно отделять от цифровой истории. [25; 26].

Взаимодействие профессиональных историков с внешней медиатизиро-ванной средой. В условиях тотальной медиатизации общества при выборе проблемных полей, формулировании исследовательского вопроса, направлений разработки темы в работе профессионального историка (помимо актуальных эдд вызовов из самой науки и профессии) заметно возрастает роль актуальной общественной «исторической повестки». Такая повестка формируется в открытой медийной среде (телевидение, радио, кино, журналы, публицистика, социальные сети) и нередко обусловлена запросами массовых аудиторий «снизу». Внешняя медиатизированная среда оказывает сильное воздействие на формы, методы и содержание исторического образования в

1 В связке с цифровой историей развивается и трансформируется ранее сложившаяся область исторической информатики, в которой на теоретическом и конкретно-научном уровнях разрабатываются подходы и методы работы с оцифрованными и цифровыми историческими источниками. В российском профессиональном поле дискуссионные проблемы соотношения исторической информатики с цифровой историей представлены аналитическими и обзорными исследованиями Л. Бородкина [15], И. Гарсковой [16], А. Володина [17], Ю. Юмашевой [18], Н. Поврозник [19; 20] и ряда других авторов.

школьной и университетской системе, включая специализированные учебные онлайн курсы, на историческое просвещение на открытых публичных онлайн пространствах (в том числе эдьютейн-мент на образовательных и просветительских цифровых платформах). Историки все чаще оказываются способными выступать в цифровой медиатизированной среде в разных ролях и одновременно представлять «профессиональных» себя в различных онлайн коммуникациях — в блогах, на личных сайтах, в видео-интервью, в социальных сетях [27].

Все это стимулирует профессиональных историков к участию в развитии разных форматов публичной истории. Использование цифровых медиа и онлайн платформ с их открытостью и интерактивностью повышает активность профессиональных историков в общественных пространствах. Цифровые медиа образуют для историка огромный арсенал новых способов публичного представления исторических знаний и взаимодействия с различными массовыми аудиториями. Однако, как отмечают исследователи, остается 310 немало вопросов, связанных с изучением самого цифрового поведения публичных историков. В том числе, в какой мере историки способны осваивать и использовать богатый потенциал цифровых медиа для профессиональной работы в публичных сферах, насколько они способны сознавать специфику своего онлайн поведения по сравнению с поведением в научной и академической средах [28].

Среди тем, обсуждаемых в научной литературе, посвященной проблемам деятельности историков в медиатизиро-ванной цифровой среде, важное место занимает проблема соотношения профессиональных онлайн историй и цифровой публичной истории. В производстве того и другого историки участвуют весьма

активно. Огромный массив профессиональной исторической информации в Интернете, включая книги, академические статьи, визуализацию исторических данных, образует корпус онлайн историй, которые находятся в открытом доступе. Рядовые пользователи при желании легко могут обращаться к этим открытым информационным ресурсам, равно как и к электронным историческим библиотекам, энциклопедиям, банкам исторических изображений, картам, подкастам и проч. Но нет уверенности в том, что они в массовом порядке осознанно всем этим пользуются. В таком случае возрастает значимость цифровой публичной истории в стимулировании интереса рядовых пользователей к специализированному историческому знанию. Цифровая публичная история, точнее, публичная история в эпоху цифровых технологий, не только добавляет новые средства в набор инструментов историка, который работает на открытых площадках, но и расширяет коммуникативные возможности диалога с разными массовыми аудиториями, заметно увеличивает степень их вовлеченности и заинтересованности в обсуждении исторической тематики [28; 29].

Взаимоотношения профессиональных историков с рядовыми пользователями в цифровой медиатизирован-ной среде. К отношениям между историей и цифровым медиа можно подходить с нескольких сторон: с точки зрения профессиональных историков, которые используют медиа для написания научной истории или для ее популяризации, с точки зрения профессионалов в области медиа, которые широко используют то, что они называют прошлое при создании своего медиаконтента. Есть также позиция непрофессионалов из числа рядовых пользователей, которые легко и произвольно используют разнообразные

информационные ресурсы при конструировании своего видения исторического прошлого2. Историческая культура массовых аудиторий в сети характеризуется разными уровнями исторической подготовленности. Пользователям свойственны различные опыты погружения в прошлое и разные способы «рассказывания истории» — репрезентации прошлого с помощью медийных технологий. Как отмечают исследователи сетевого поведения рядовых пользователей, поскольку цифровые медиа просты и дешевы в их применении, порог для представления и обмена любительскими веб-историями очень низок. Каждый при желании может разработать веб-сайт на интересующую историческую тему, написать блог или поделиться данными, которые кажутся подлинными или достоверными. Даже те, кто не заинтересован в создании собственных веб-сайтов, могут участвовать в группах и сообществах, посвященных, например, семейной истории или генеалогии. Такие цифровые площадки значительно расширяют пространство исторического мифотворчества и размывают спектр того, что считается валидной исторической практикой. Создаваемые пользователями цифровые истории отличает гибкость и подвижность, они могут производиться и потребляться в самых разных формах с применением различных медийных компонентов [21; 31].

Поскольку в открытой медиатизиро-ванной среде отсутствует монополия на

экспертное историческое знание, коммуникации профессиональных историков с аудиториями, ориентированными на любительское конструирование прошлого, складываются далеко не всегда гармонично. Активное присутствие рядовых пользователей на цифровых платформах, свободное присвоение ими функций акторов в создании множества веб-историй нарушает существующую иерархию в производстве авторитетного достоверного исторического знания. Открытой в сетевых коммуникациях остается тема подлинности и контекстуализации используемых информационных ресурсов [14].

Что из этого следует? Осуществляя профессиональную деятельность в условиях медиатизации и цифровизации общества, современные историки демонстрируют намерения и способности к качественному изменению форм и содержания своей работы внутри сообщества, в системе научных и академических коммуникаций, в публичном пространстве. В то же время во взаимодействиях с массовыми аудиториями на цифровых медиа платформах, в социальных сетях профессионалы нередко обнаруживают трудности в общении и взаимопонимании. Многим из них еще предстоит переосмысление границ и возможностей сотрудничества с непрофессионалами — любителями истории для поддержания их гражданского интереса к прошлому, выработки понимания сложных исторических процессов и развития в такой среде критического исторического мышления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mediatization: Concept, Changes, Consequences / ed. by K. Lundby. New York: Peter Lang. 2009. 317 p.

2. Couldry, N., Hepp, A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press. 2017. 256 p.

3. Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age / ed. by A. Hepp, F. Krotz. New York: Palgrave Macmillan. 2013. 347 p.

2 Подробнее о массовом производстве исторического знания и структур культурной памяти в сетевой среде см.: [30].

312

4. Hjarvard, S. The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. 2013. 192 p.

5. Hepp, A. Deep Mediatization. New York: Routledge. 2020. 240 p.

6. Deuze, M. Media Life and Media Work // Televisao e novos meios / eds. by P. Serra and S. Sa. 2017. P. 17-37. Labcom. URL: http://www.labcom-ifp.ubi.pt/ficheiros/201704211725- 201703_ tv_novosmeios_pserrassa.pdf (дата обращения 15.11.2022).

7. Figueiras, R. Mediatization Studies: Causalities, Centralities, Interdisciplinarities // MATRIZes, Sao Paulo - Brasil. 2017. Vol. 11. № 1. P. 101-126.

8. Wojtkowski, L. The Present Tense of Mediatization Studies // Mediatizations Studies. 2017. Vol. 1. No. 1. P. 9-22.

9. Chadwick, A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford University Press, 2013, 256 p.

10. Townsend R.B. How Is New Media Reshaping the Work of Historians? // Perspectives. 2010. Online 48, No. 8. URL: https://www.historians.org/research-and-publications/perspectives-on-history/ november-2010/how-is-new-media-reshaping-the-work-of-historians (дата обращения 15.11.2022).

11. Oliveira, N.A.S. de. History and the Internet: Possible Connections // Revista Tempo e Argumento, vol. 11, num. 28, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/336804237_History_and_ the_Internet_possible_connections (дата обращения 15.11.2022).

12. Milligan, I. The Transformation of Historical Research in the Digital Age (Elements in Historical Theory and Practice). Cambridge: Cambridge University Press. 2022. f75 p.

13. Zaagsma, G. On Digital History // BMGN - Low Countries Historical Review. 2013. Vol. 28-4. P. 3-29.

14. Writing history in the digital age / eds. J. Dougherty, K. Nawrotzki. Series: Digital Humanities University of Michigan Press. Digital culture books. 2013. 283 p.

15. Бородкин, Л.И. Историческая информатика сегодня: «неоднозначное понимание»? (современные дискуссии) // Историческая информатика. 2021. № 4. С. 33-49. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=37601(дата обращения 15.11.2022).

16. Гарскова, И.М. Новые тенденции в компьютеризованном анализе текстов: концепции, методы, технологии // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. T. 6, вып. 8 (41). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https:// history.jes.su/s207987840001 255-9-1 (дата обращения: 15.11.2022).

17. Володин, А.Ю. «Цифровая история»: ремесло историка в цифровую эпоху // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015, вып. 6 (8). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001228-9-1 (дата обращения: 15.11.2022).

18. Юмашева, Ю.Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 124-149. URL: https://nbpublish.com/ librar y_read_article.php?id=30679 (дата обращения 15.11.2022).

19. Поврозник, Н.Г. Цифровая история, цифровые исторические источники и критика: Рецензируя книгу Ханну Салми "What is Digital History?" // Историческая информатика. 2021. № 1. С. 182188. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35282 (дата обращения 15.11.2022).

20. Корниенко, С.И., Гагарина, Д.А., Поврозник, Н.Г. Исторические информационные системы: теория и практика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 231 с.

21. Cohen, D.J., Rosenzweig, R. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. Philadelphia. University of Pennsylvania Press. 2006. 328 p. URL: http:// chnm. gmu.edu/digitalhistory/ (дата обращения: 15.11.2022).

22. Rosenzweig, R. Clio Wired: The Future of the Past in the Digital Age. New York. Columbia University Press. 2011. 336 p.

23. Milligan, I. History in the Age of Abundance? How the Web Is Transforming Historical Research. Kingston and Montreal: McGill-Queen's University Press. 2019. 328 p.

24. Milligan, I. You shouldn't Need to be a Web Historian to Use Web Archives: Lowering Barriers to Access Through Community and Infrastructure. Publ. by the research network WARCnet, Aarhus, Denmark. 2020. 15 p.

25. Galgano, M.J., Arndt, Ch. and Hyser, R. M. Doing History: Research and Writing in the Digital Age. New York. Cengage Learning. 2012. 240 p.

26. Salmi, H. What is Digital History? Medford: Polity Press, 2020. 130 p.

27. Akker, Ch. van den. History as Dialogue: On Online Narrativity. BMGN - Low Countries Historical Review. 2013. Vol. 128-4. P. 103-117.

28. Danniau, F. Public History in a Digital Context Back to the Future or Back to Basics? // BMGN — Low Countries Historical Review. 2013 Vol.128-4 (2013). P. 118-144.

29. Handbook of Digital Public History / eds. by S. Noiret, M. Tebeau and G. Zaagsma. De Gruyter Oldenbourg. 2022. 553 p.

30. Тихонова, С.В., Артамонов, Д.С. Историческая память в социальных медиа. СПб.: Алетейя. 2021. 254 с.

31. Зверева, Г.И. Рядовой пользователь социальный медиа как историк: способы создания исторического нарратива на YouTube // Преподаватель XXI век. 2019. № 4-2. С. 323-337.

REFERENCES

1. Mediatization: Concept, Changes, Consequences, ed. by K. Lundby. New York: Peter Lang, 2009. 317 p.

2. Couldry, N., Hepp, A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2017. 256 p.

3. Mediatized Worlds: Culture and Society in a Media Age, Ed. by A. Hepp, F. Krotz. New York: Palgrave Macmillan, 2013. 347 p.

4. Hjarvard, S. The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge, 2013. 192 p.

5. Hepp, A. Deep Mediatization. New York: Routledge, 2020. 240 p.

6. Deuze, M. Media Life and Media Work. Televisao e novos meios, eds. by P. Serra and S. Sa. 2017, pp. 17-37. Labcom. URL: http://www.labcom-ifp.ubi.pt/ficheiros/201704211725-201703_tv_ novosmeios_pserrassa.pdf (accessed: 15.11.2022).

7. Figueiras, R. Mediatization Studies: Causalities, Centralities, Interdisciplinarities, MATRIZes, Sao Paulo - Brasil, 2017, Vol. 11, No. 1, pp. 101-126.

8. Wojtkowski, L. The Present Tense of Mediatization Studies, Mediatizations Studies. 2017. Vol. 1. No. 1. P. 9-22.

9. Chadwick, A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford University Press, 2013, 256 p.

10. Townsend, R.B. How Is New Media Reshaping the Work of Historians? Perspectives. 2010. Online 48, no. 8. URL: https://www.historians.org/research-and-publications/perspectives-on-history/ november-2010/how-is-new-media-reshaping-the-work-of-historians (accessed: 15.11.2022).

11. Oliveira, N. A. S. de. History and the Internet: Possible Connections, Revista Tempo e Argumento, vol. 11, num. 28, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/336804237_History_and_ the_Internet_possible_connections (accessed: 15.11.2022).

313

314

12. Milligan, I. The Transformation of Historical Research in the Digital Age (Elements in Historical Theory and Practice). Cambridge, Cambridge University Press, 2022, 75 p.

13. Zaagsma, G. On Digital History, BMGN - Low Countries Historical Review, 2013, vol. 28-4, pp. 3-29.

14. Writing history in the digital age. Eds. J. Dougherty, K. Nawrotzki. Series: Digital Humanities. University of Michigan Press, Digital culture books, 2013, 283 p.

15. Borodkin, L.I. Istoricheskaya informatika segodnya: "neodnoznachnoe ponimanie"? (sovremennye diskussii) [Historical informatics today: "ambiguous understanding"? (modern discussions)], Istoricheskaya informatika = Historical computer science, 2021, No. 4, pp. 33-49 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=37601(accessed: 15.11.2022). (in Russ.)

16. Garskova, I. M. Novye tendencii v komp'yuterizovannom analize tekstov: koncepcii, metody, tekhnologii [New trends in computerized text analysis: concepts, methods, technologies], Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal "Istoriya" = Electronic scientific and educational journal "History", 2015, T. 6, vyp. 8 (41). [Elektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannyh pol'zovatelej. URL: https://history.jes.su/s207987840001 255-9-1 (accessed: 15.11.2022). (in Russ.)

17. Volodin, A.Yu. "Cifrovaya istoriya": remeslo istorika v cifrovuyu epohu ["Digital History": the craft of a historian in the digital age], Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal "Istoriya" = Electronic scientific and educational journal «History». 2015, vyp. 6 (8). [Elektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannyh polzovatelej. URL: http://history.jes.su/s207987840001228-9-1 (accessed: 15.11.2022). (in Russ.)

18. Yumasheva, Yu.Yu. Vliyanie informacionnogo obshchestva na metodologiyu istoricheskih issledovanij [The impact of the information society on the methodology of historical research], Istoricheskaya informatika = Historical computer science, 2019, No. 3, pp. 124 149. RL: https:// nbpublish.com/librar y_read_article.php?id=30679 (accessed: 15.11.2022). (in Russ.)

19. Povroznik, N.G. Cifrovaya istoriya, cifrovye istoricheskie istochniki i kritika: Recenziruya knigu Hannu Salmi "What is Digital History?" [Digital History, Digital Historical Sources and Criticism: Reviewing Hannu Salmi "What is Digital History?"], Istoricheskaya informatika = Historical computer science, 2021, No. 1, pp. 182-188. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=35282 (accessed: 15.11.2022). (in Russ.)

20. Kornienko, S.I., Gagarina, D.A., Povroznik, N.G. Istoricheskie informacionnye sistemy: teoriya i praktika [Historical information systems: theory and practice]. Moscow, Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2021, 231 p.

21. Cohen, D.J., Rosenzweig, R. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. Philadelphia. University of Pennsylvania Press, 2006, 328 p. URL: http:// chnm.gmu.edu/digitalhistory/ (accessed: 15.11.2022).

22. Rosenzweig, R. Clio Wired: The Future of the Past in the Digital Age. New York. Columbia University Press, 2011, 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Milligan, I. History in the Age of Abundance? How the Web Is Transforming Historical Research. Kingston and Montreal: McGill-Queen's University Press, 2019, 328 p.

24. Milligan, I. You shouldn't Need to be a Web Historian to Use Web Archives: Lowering Barriers to Access Through Community and Infrastructure. Publ. by the research network WARCnet, Aarhus, Denmark, 2020, 15 p.

25. Galgano, M.J., Arndt, Ch., Hyser, R.M. Doing History: Research and Writing in the Digital Age. New York, Cengage Learning. 2012, 240 p.

26. Salmi, H. What is Digital History? Medford, Polity Press, 2020, 130 p.

27. Akker, Ch. van den. History as Dialogue: On Online Narrativity, BMGN - Low Countries Historical Review, 2013, vol. 128-4, pp. 103-117.

28. Danniau, F. Public History in a Digital Context Back to the Future or Back to Basics? BMGN -Low Countries Historical Review. 2013 Vol.128-4 (2013). P. 118-144

29. Handbook of Digital Public History, Eds. by S. Noiret, M. Tebeau and,G. Zaagsma. De Gruyter Oldenbourg, 2022, 553 p.

30. Tihonova, S.V., Artamonov, D.S. Istoricheskaya pamyat v socialnyh media [Historical memory in social media]. Sankt-Petersburg, Aletejya. 2021, 254 p. (in Russ.).

31. Zvereva, G.I. Ryadovoj polzovatel socialnyh media kak istorik: sposoby sozdaniya istoricheskogo narrativa na YouTube [The ordinary Social Media User as a Historian: Ways to Create a Historical Narrative on YouTube], Prepodavatel' XXI vek = Teacher of the 21st century. 2019. No. 4-2, pp. 323-337 (un Russ.).

Зверева Галина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и теории культуры, декан факультета культурологии, Российский государственный гуманитарный университет, galazver@mail.ru 337 Galina I. Zvereva, ScD (History), Professor, Chairperson, History and Theory of Culture Department, Dean, Faculty of Cultural Studies, Russian State University for the Humanities, galazver@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.09.2022. Принята к публикации 14.10.2022 The paper was submitted 01.09.2022. Accepted for publication 14.10.2022

315

4/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.