Научная статья на тему 'Профессиональное образование инвестиции на будущее'

Профессиональное образование инвестиции на будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пхаладзе А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование инвестиции на будущее»

© А.Б. Пхаладзе, 2005

УДК 658.386 А.Б. Пхаладзе

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЮВЕЛИРНОЙ ОТРАСЛИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА

нания и умения специалистов составляют основу экономического успеха.

Профессиональное обучение служит прежде всего двум целям: оно призвано закладывать основы успешной профессиональной карьеры для молодежи и обеспечивать экономику специалистами.

Опыт показывает, что существует тесная связь между обучением и профессиональной подготовкой и это особенно характерно для отрасли, связанной с добычей и переработкой драгоценных металлов и камней.

Добыча ювелирного сырья осуществляется подземным и открытым способами. Как правило, несмотря на специфику, в добыче ювелирного сырья участвуют горные инженеры, которые на протяжении долгого времени квалифицированно подготавливаются на многочисленных специальностях Московского государственного горного университета.

В духе времени для получения конечного результата (готовые ювелирные изделия) в МГГУ была организована кафедра «Технология художественной обработки материалов». Кафедрой ТХОМ выпущено 38 инженеров-технологов по художественной обработке материалов, работы которых носят предметный характер. Темами специальной части дипломных работ выпуска 2004 года были:

- Применение станка «Диаматик» для автоматической огранки алмазов.

- Проектирование участка для изготовления шкатулок из цветного камня в условиях мелкосерийного производства.

- Использование ультразвуковой резки бриллиантов и программное обеспечение для обработки 71 грани алмаза.

- Проектирование производства ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней.

- Оценка ювелирного изделия с использованием поделочных камней [2] и другие.

Темы дипломных проектов соответствуют специальности 12.12.00, по которой ведущими специальными дисциплинами предусмотрено изучение таких направлений:

• технологическое оборудование, оснастка и инструмент для художественных и ювелирных производств;

• компьютерные системы проектирования подготовки производства художественных и ювелирных изделий;

• управление качеством процессов художественных и ювелирных производств;

• проектирование технологических процессов и оборудования гранильных и ювелирных производств;

• технология добычи и первичной переработки горных пород и минералов;

• проектирование технологических процессов и оборудования для художественной обработки камня;

• проектирование и организация камнеобрабатывающих производств и некоторые другие.

В России в ювелирной промышленности работают инженеры, которые окончили технические, педагогические вузы или вузы экономического профиля. Базового ювелирного образования они не имеют по той причине, что ранее в вузах России не готовили специалистов по ювелирному делу.

Изучение опыта ювелирной промышленности России и особенно зарубежья показывает, что в ювелирную промышленность сегодня поступают новые технологии, базирующиеся на использовании физико-хими-ческих эффектов, компьютерных систем управления, новых видов материалов, компьютерных методов

проектирования художественных изделий. Поэтому серьезное ювелирное предприятие (фирма) должно постоянно следить за новыми научными разработками, само принимать участие в этих разработках. Поэтому такое предприятие заинтересовано в притоке свежих инженерных кадров и в постоянной переподготовке имеющихся кадров [1].

Вузу, который ведет подготовку инженерных кадров по специальности 12.12.00 важно определиться, чему и как учить студентов, какой осуществлять ежегодный набор на специальность, чтобы после окончания вуза специалист был востребован промышленностью. В то же время, вузу в силу сложившихся обстоятельств с финансированием образования трудно одному в короткие сроки создать современную материальную базу для подготовки и переподготовки инженерных кадров. Это можно сделать с широким участием промышленности. Для этого надо заинтересовать промышленность в самом процессе подготовки и переподготовки кадров [1].

Правильное понимание задач совершенствования обучения со стороны вуза и производства возможно только при совместном обсуждении проблем комплектования ювелирной отрасли квалифицированными кадрами, таких как: набор студентов, совершенствование программ обучения, организация действенных производственных практик, формирование тематики выпускных работ, а также создание современных лабораторий и опытного производства.

Необходимо изучить эти потребности и их количественную и качественную оценку. Одним из способов может быть анкетирование. Кафедра ТХОМ в настоящее время проводит анкетирование в ювелирной отрасли с целью изучения кадрового обеспечения ювелирных предприятий (организаций).

Обработка анкет позволит оценить существующий кадровый потенциал ювелирной промышленности, их квалификационный состав и, главное, потребности в повышении квалификации работников всех уровней, на основании чего возможно выработать концептуальные подходы к решению поставленных задач.

В разработке концепции повышения квалификации примут участие работники вуза и производства. Разработанная концепция

должна оценить существующую систему

подготовки и переподготовки кадров, ее эффективность и актуальность, состояние нормативно-правовой базы и ее достаточность, качество существующих программ переподготовки и необходимость их совершенствования, существующий порядок переподготовки, его доступность, информированность, периодичность и другое учебнометодическое и информационное обеспечение.

В разработке концепции должны быть заинтересованы как вузы, подготавливающие кадры для ювелирной промышленности, многочисленные институты повышения квалификации, так и работники производства. Качество концепции должны подтвердить методический совет или УМО, а вопросы нормативного характера - разработчики законодательства. При реализации концепции главным является создание постоянно действующей системы повышения квалификации и ее финансовое обеспечение.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:

• прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

• устранение сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой информированности

потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;

• оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

• структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной мно-гоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

• радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;

• информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;

• углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

• интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

• разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";

• осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;

• обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации.

Профессиональная квалификация трудящихся имеет большое значение для хозяйственных успехов любого предприятия в отдельности и экономики в целом. Инвестиции в профессиональное образование являются поэтому инвестициями на будущее, обещающими среднесрочную и долгосрочную отдачу. Профессиональная подготовка направлена на решение задачи обеспечения экономики нужными специалистами; их дальнейший карьерный рост обеспечивается путем повышения их квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозов В.И. Проблема подготовки кадров для ювелирной промышленности России. ДМ/ДК №3 (123) 2004 г.

2. Приказ МГГУ о дипломном проектировании от 12.05.2004 г. № 259/1.

— Коротко об авторах

Пхаладзе Александра Бесикиевна — аспирантка, кафедра «Технология художественной обработки материалов», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.