Научная статья на тему 'Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия'

Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия»

обновления системы профессионального звена образования, о котором сегодня идет речь.

В числе упреждающих действий и целей следует выделить, как минимум, четыре группы традиций, сложившихся и продолжающих свое приоритетное существование в опыте России.

Первая группа - это этнокультурные традиции, их знание, понимание, учет, опора на них в индивидуальной, групповой, общностной жизни.

Вторая группа - традиции коммуникативного ресурса российского образа жизни и его заимствование практически во всем мире. Его коренная база - этическая чистота.

Третья группа - здоровое и компетентное общественное мнение с его мобилизационным и, опять таки, интегра-тивным приоритетом.

Четвертая группа - это в новом и углубленном контексте опережающая логика производственной карьеры и судьбы специалиста.

Итак, целевая прерогатива врастания субъектов всех рангов в непрерывный режим обновления профессионального образования совершенно очевидна. Ее интеграционная, стратегическая и, есте-

ственно, многотактическая возможность может и должна быть выстроена на трех уровнях:

первый - строгая и безупречная гражданственность всех категорий участников. Это и студенты, и преподаватели, и педагоги-ученые, и производственники, и социологи, и психологи, и массмедийные субъекты;

второй - отражение, учет и опора на гармоничность сырьевого и перерабатывающего производства с выходом на потребительскую встревоженность. От тревоги - к убеждениям;

третий - динамика всех звеньев профессиональной карьеры, судьбы с опорой на глубокие знания, корректность взаимосвязи науки и образования, народа и власти, детей и взрослых, денег и совести.

Все обозначенные направления интеграции в ее разнокомпетентной увлекательности и заразительности, и это совершенно очевидно, помогут нашему коллективу справиться с решением той интегративной задачи непрерывного профессионального образования, чего мы ждали долго и к чему наш коллектив уже давно готов.

Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия

П.Н.Осипов, доктор педагогических наук, профессор

В своем выступлении на встрече с предпринимателями (март 2006) В.В. Путин отметил, что «потребности предприятий в современных и квалифицированных специалистах не удовлетворяются». Причем «растет потребность в рабочих высокой квалификации, в мастерах производства, в специалистах среднего звена. Их в

стране не хватает, и надо в сжатые сроки готовить их для самых разных сфер».

По данным мониторинга, проводимого республиканской службой занятости, потребность в подготовке специалистов на 2005-2009 гг. по всем уровням образования составляет 137 тысяч человек, в том числе с высшим образованием - 27 тыс. или 19% от общей потребности, со

средним специальным - 9 тыс., или 7%, с начальным профессиональным -101 тыс., или 74%.

К сожалению, молодежь в своем большинстве не мотивирована на получение рабочих профессий, а зачастую и не информирована о реальной ситуации на рынке труда.

Задача обеспечения сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда является одной из приоритетных в образовательной политике.

Решить ее можно только совместными усилиями учебных заведений и работодателей. Сегодня учреждения профобразования в ее решении испытывают немало самых различных проблем. Обозначим лишь некоторые.

Многие учебные заведения не учитывают структуру кадрового спроса, готовят не тех, кто нужен, а тех, кого могут.

Система НПО сегодня продолжает готовить специалистов все по тем же 186 наиболее массовым профессиям, что и 15 лет назад. Для сравнения в Украине количество специальностей -500. Очевидно, необходимо расширить спектр специальностей и профессий. Перспективными видятся профессии в сфере услуг, ЖКХ, переработки сельскохозяйственной продукции, народных промыслов.

Низок уровень технической вооруженности учреждений профессионального образования современным оборудованием, а это затрудняет работу выпускника на предприятиях, имеющих современную технику и оборудование. Сегодня в УНПО 65% оборудования учебно-

производственных мастерских имеет срок эксплуатации от 20 до 30 лет, 94% тракторов, 82% зерноуборочных комбайнов, 86% грузовых автомоби-

лей выработали свои амортизационные сроки.

Контрольные цифры приема молодежи в учреждения профобразования определяются без учета перспективной потребности рынка труда и трудоустройства выпускников.

Анализ результатов распределения и закрепления выпускников 12 учреждений НПО РТ, проведенный в 2005 г. (более 2000 выпускников) показал, что во многих учебных заведениях и на большинстве предприятий учет выпускников и молодых специалистов отсутствует или ведется формально. Это свидетельствует о необходимости формирования государственно-корпоративного заказа только на основании прямых договоров на подготовку кадров между предприятием и учреждением профессионального образования.

Такой подход практикуется, однако не всегда находит понимание со стороны руководителей предприятий. Многие отказываются принимать на оплачиваемую производственную практику, не гарантируют трудоустройство.

Поэтому чрезвычайно важно создание при каждом учреждении начального и среднего профессионального образования попечительского совета из числа представителей заказчиков кадров. Такого, который имел бы реальную власть, оказывал влияние на управление образовательным учреждением: определял профили подготовки, образовательные стандарты, заслушивал и утверждал планы развития, сметы расходов и доходов, назначал и освобождал директора учреждения.

Требует совершенствования система финансирования профессионального образования. В рамках этого необходимо перейти на нормативное (подушевое) финансирование учреждений профессионального образования, а именно разрабо-

тать и внедрить механизм многоканального финансирования (бюджетные средства, средства заказчиков кадров, средства граждан, иные внебюджетные средства).

Качество подготовки рабочих кадров во многом зависит от обеспечения учреждений НПО мастерами производственного обучения. Мало того, что их не хватает (обеспеченность ИПК сегодня составляет 82,3%), проблемой остается текучесть кадров. Из-за низкого уровня оплаты труда происходит отток квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.

Их качественный состав также не выдерживает критики. Высока доля мастеров производственного обучения, имеющих лишь начальный уровень профессионального образования (21,1%). Не может мастер с рабочей квалификацией на уровне 3 разряда подготовить качественного специалиста. Все это отрицательно сказывается на качестве подготовки рабочих кадров: доля выпускников с повышенными разрядами (4-ый) не превышает 25%.

Недостаточное внимание уделяется воспитанию, особенно трудовому, и профессиональной ориентации молодежи, работе с родителями по формированию профессиональных намерений детей.

Темпы роста социально-экономического развития Республики Татарстан в нефтехимии и нефтепереработке, строительстве, авиа- и машиностроении, сельском хозяйстве и других отраслях требуют в ближайшие годы расширенного воспроизводства рабочих кадров и специалистов среднего звена. Кадров повышенной квалификации. Поэтому более быстрыми темпами должны развиваться

курсовая подготовка и повышение квалификации взрослого населения.

В зоне особого внимания должна быть подготовка рабочих кадров для села. Одним из путей решений этой задачи является создание представительства учреждений НПО в школах, где эта работа ведется на базе «Школ молодого фермера».

Важным представляется для сельских ребят усиление предпринимательской и практической составляющей подготовки, ориентация их на создание малых предприятий.

Отсутствие героики труда в СМИ. Необходимо расширить участие СМИ в информировании всех слоев общества о профессиональном самоопределении молодежи.

В решении многих проблем системы профессионального образования приоритетным видится переход на целевую контрактную подготовку рабочих и специалистов с привлечением средств заказчиков кадров.

Для эффективного формирования государственного и корпоративного заказа на подготовку кадров требуется совершенствование системы прогнозирования потребностей рынка труда.

В настоящее время осуществляется оптимизация региональной системы НПО и СПО в соответствии с требованиями рынка труда и рекомендациями, разработанными в рамках проекта «Реформирование системы образования» (ПРСО).

Принята «Программа развития профессионального образования и профессиональной ориентации в Республике Татарстан на среднесрочный период (2006-2008 гг.)», которая предусматривает комплексное решение проблем начального и среднего профессионального образования.

Будем надеяться, что в результате ее реализации удастся создать региональную модель системы профобразования

РТ, основанную на удовлетворении потребностей рынка труда.

Что касается высшей школы, то структура специалистов, подготавливаемых сегодня здесь, оказалась заметно деформированной. Если к началу 1990-х годов специалисты с высшим техническим образованием составляли около 60% общего выпуска, то в 1998 году - чуть больше трети.

Существенно вырос удельный вес выпускников вузов по специальностям и направлениям экономики и управления, финансов и банковского дела, права. Объемы подготовки по указанным специальностям превыша-

ют потребность. Однако эти профессии продолжают пользоваться особой популярностью среди выпускников школ. Сегодня необходимо привести структуру вузовских специальностей в соответствие с потребностями экономики республики.

В тоже время надо обратить внимание и на следующее. За последние пять лет число обучающихся в вузах выросло вдвое, более чем в два раза увеличилось и число вузов, а число преподавателей, имеющих ученую степень, выросло всего на 4%. Требуется воссоздание системы планового повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров.

Методологические проблемы модернизации современного профессионального образования

В.С.Щербаков, к.п.н., доцент,зав.лаб. естественно-математической и общепрофессиональной подготовки ИПППО РАО

Вступление человечества в третье тысячелетие становится не просто переходом астрономического рубежа, а преодолением некой смысловой границы. Социальные и антропологические науки, рефлексируя опыт сверхдинамичного двадцатого века, пытаются ответить на крайне важные вопросы: Что изменилось в мировом человеческом социуме? В какой области лежат приоритеты развития? Каковы место и роль образования в XXI веке? Каким должен быть специалист «нового типа»?

Одной из важнейших функций профессионального образования должна стать функция самоидентификации личности в различных ракурсах: социальном, культурном, этническом, гражданском, профессиональном. Самоидентификация - важнейший инструмент, способствую-

щий снятию эффекта маргинализации. В процессе реализации необходимо выделить и усилить рефлексивный потенциал, прежде всего, общего образования. Общее образование и профессиональное образование (в широком контексте - присвоенная культура) - это зеркало, в которое смотрится целое общество и каждая личность, идентифицируя и оценивая себя. Необходимо создать такие учебники и образовательные технологии, которые были бы транспарентными личностной архитектонике учащихся. И лишь при выполнении этих условий профессиональное образование кроме познавательных, профессионально - образующих и др., будет выполнять функции гармонизации общества и личности учащегося.

Становление новых подходов в образовании на методологическом уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.