Научная статья на тему 'Профессиональное нищенство как фактор, влияющий на развитие в ребенке потенциального преступника (историко-правовой аспект)'

Профессиональное нищенство как фактор, влияющий на развитие в ребенке потенциального преступника (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
887
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО / НИЩЕНСТВО / БЕДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / BEGGING / BEGGARY / POVERTY / PROFESSIONAL BEGGARS / MINOR CRIMINALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асеева Анна Сергеевна

Рассмотрен период начала борьбы с профессиональным нищенством на законодательном уровне. Отражена прямая связь формирования будущего ребенка от его непосредственной среды обитания. Приведены конкретные примеры, подтверждающие факт перехода нищих детей в ранг малолетних преступников, а также различные статистические данные, актуальные при рассмотрении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional beggary as the factor influencing development in the child of the potential criminal (historical and legal aspect)

In article the period of the beginning of fight against a professional beggary at the legislative level is considered. Direct link of formation of future child from his direct habitat is reflected. The concrete examples confirming the fact of transition of poor children to a rank of juvenile criminals, and also various statistical data actual at consideration of this problem are reviewed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное нищенство как фактор, влияющий на развитие в ребенке потенциального преступника (историко-правовой аспект)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.974/979

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НИЩЕНСТВО КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ В РЕБЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕСТУПНИКА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

А.С. Асеева*

Аннотация. Рассмотрен период начала борьбы с профессиональным нищенством на законодательном уровне. Отражена прямая связь формирования будущего ребенка от его непосредственной среды обитания. Приведены конкретные примеры, подтверждающие факт перехода нищих детей в ранг малолетних преступников, а также различные статистические данные, актуальные при рассмотрении данной проблемы.

Ключевые слова: попрошайничество, нищенство, бедность, профессиональные нищие, несовершеннолетние преступники.

PROFESSIONAL BEGGARY AS THE FACTOR INFLUENCING DEVELOPMENT IN THE CHILD OF THE POTENTIAL CRIMINAL (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

A.S. Aseeva

Abstract. In article the period of the beginning of fight against a professional beggary at the legislative level is considered. Direct link of formation of future child from his direct habitat is reflected. The concrete examples confirming the fact of transition of poor children to a rank of juvenile criminals, and also various statistical data actual at consideration of this problem are reviewed. Keywords: begging, beggary, poverty, professional beggars, minor criminals.

Научная специальность 12.00.01 — Теория и история права и государства; история правовых учений

Традиционно из общего понятия «нищенство» выделялось нищенство по ремеслу или профессиональное. Однако на законодательном уровне четкая формулировка понятия «профессиональное нищенство» дана не была.

Созданная в 1898 г. Комиссия по борьбе с нищенством и бродяжничеством, внесла ясность в отношении понятия профессиональных нищих. «Под профессиональными нищими подразумевается такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-

либо действительно бывшего или вымышленного несчастья» [9].

Последствия деятельности профессиональных нищих особенно опасны для одного их самых уязвимых слоев общества — детей. Ввиду своей беспомощности они вовлекаются в криминальный мир, выбраться из которого практически не представляется возможным.

Чаще всего именно родители, занимающиеся попрошайничеством на профессиональном уровне, вовлекают в эту стезю своих несовершеннолетних детей, что в настоящее время является уголовно-наказуемым деянием. Статья 151 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за «вовлечение несовершеннолетнего в попрошай-

© Асеева А.С., 2016 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* АСЕЕВА АННА СЕРГЕЕВНА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437 E-mail: Gureeva-92@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ничество» [3], а ст. 156 УК РФ — за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего [3].

С исторической точки зрения нищенство как положение, при котором человек лишается возможности собственными силами и средствами прокормить себя, и вынужден обращаться к общественной благотворительности, существовало всегда. Однако с течением времени данное социальное явление претерпевало изменения, углубляясь все в большей степени в профессиональную стезю, и теряя облик вынужденной меры выживания. Нищета создавала отличную почву для криминала. Благодаря статистическим сведениям, представленным в работе Е.Д. Максимова и относящимся к 1888 г., можно уяснить влияние крайней бедности на преступность: из 39 тыс. осужденных окружным судом и судебными палатами лиц, чернорабочими, бродягами и нищими являлись 8070 человек, что составляло 20,7% от общего числа [6, с. 6].

Впервые пристальное внимание на лженищенство было обращено Петром I, который обозначил данную проблему как государственную и начал борьбу с ней на законодательном уровне [4, с. 236—239].

По мнению А.А. Левенстима [5, с. 1—21], одними из причин массового развития бедноты во времена Российской империи, впоследствии плавно превращающейся в нищенство и попрошайничество, а затем и в лжепопрошайничество являлись:

• отсутствие призрения ввиду нехватки богоугодных заведений;

• противоречия указаний законов;

• ссылка на поселение (людей, ссылаемых в места им незнакомые и в большинстве своем с отсутствием возможности найти какую-либо работу, обрекали на прошение милостыни на местах, а в иных случаях, на обратную дорогу в родные края без средств к существованию, что так же предрекало им в дороге питаться прошениями);

• высылка из столицы на родину лиц, отбывших наказание: в основном в данную категорию людей входили лица, которые впоследствии не могли адаптироваться к нормальной жизни, ввиду чего начинали вести антиобщественный образ жизни, в который включено и попрошайничество;

• экономические проблемы, актуальные для рассматриваемого периода: неурожаи, пожары, скотские падежи.

Однако, довольно часто среди населения нищенство распространялось из-за лености к труду. И. Посошков, подмечая это, писал, что среди посадских людей «есть лежебоки, что живут своими домами, а не хотят ни торговать, ни работать, ходя по миру, милостыню соби-

рают. А иные, сковавшись, хотя будто тюремные сидельцы и, набрав милостыни, да дома лежа, едят. А иные сами и промышляют, а детей своих посылают милостыни просить» [8, с. 186, 187].

Синодальные власти в ведомстве православного вероисповедания еще в 1722 г. обратили внимание на влияние родителей-бездельников, всю жизнь проводящих «в прошоках», на собственных детей: «к тому ж и детей своих при себе держат в таком же тунеядстве, а в службы и науки не производят, от чего государству вред деется» [1].

Работы исследователей XIX в. подтверждают факт негативного влияния на развитие детей-нищих, вырастающих жертвами эксплуатации со стороны своих родителей, а еще чаще — профессионалов данного ремесла. Они отмечают, что ребенок, вовлекаемый в нищенство с пеленок, постоянно вращающийся в безнравственном кругу, заранее обрекается на неминуемую гибель для общества [7, с. 82].

Статистические данные нищенского комитета, относящиеся ко втор ой половине XIX в. (1870—1873 гг.), разделяющие нищенствующую братию по возрастам, говорят о том, что восьмая часть всех попрошаек, известных комитету, относится к категории детей от года до 15 лет, а каждый пятый из них — от 15 до 25 лет [7, с. 70].

Более подробное возрастное разграничение впервые отражено в отчете Комитета по призрению и разбору нищих в Санкт-Петербурге за 1897 г. В нем зафиксировано следующее количество несовершеннолетних, занимающихся попрошайничеством:

• 34 человека в возрасте менее года;

• 27 человек в возрасте 1—3 лет;

• 25 человек в возрасте 3—5 лет;

• 28 человек в возрасте 5—7 лет;

• 48 человек в возрасте 7—10 лет;

• 51 человек в возрасте 10—12 лет;

• 115 человек в возрасте 12—15 лет;

• 120 человек в возрасте 15—17 лет;

• 454 человека в возрасте 17—21 года [5, с. 30].

Было бы интересно проследить динамику изменения статистических данных, но, к сожалению, таблица такого формата единична.

Анализируя представленные данные, невольно возникает стойкая уверенность, что первые три возрастные категории вовлечены в занятие попрошайничеством благодаря нерадивым взрослым, в окружении которых эти дети находятся.

Жестокая эксплуатация детей в ключе попрошайничества, по мнению А.А. Ливенстима, неминуемо приведет к вырастанию негодных людей. Им отмечено, что люди, с детства привлеченные просить милостыню, по-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

священы во все таинства этой профессии, учатся обманывать и воровать. Впоследствии, мальчики становятся нищими, ворами, мошенниками, а девочки — проститутками [5, с. 103, 104].

В одном из выпусков издания «Тюремный вестник» в неофициальном отделе издателем были опубликованы материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. В данном разделе, наряду с актуальной для него информацией, отражено и то, что в числе нищих, бродивших по улицам и просивших милостыню, встречалось весьма много детей, которых ничему не учат. Издатель так же подчеркнул, что с возрастом от таких бродящих людей нечего ждать, кроме воровства [2, с. 410].

В подтверждение вышесказанному, в своей работе Вл. Михневич отразил, что одним из распространенных видов уличных воров являлся «плашкетик» — воришка, маскирующийся нищенством. Часты были случаи, когда жалкий малютка, прилипающий к прохожим с прошением о милостыни, умело вытаскивал кошелек сердобольного прохожего [7, с. 372]. Конечно же, сомнительно умелое вживание в роль нищего ребенком, который никогда с этим не сталкивался. В этом случае вывод прямого пути от нищего к вору напрашивается сам собой.

В Санкт-Петербурге полицией были задержаны две девочки 12 и 13 лет, изобличенные в промысле развратом. При детальной проверке было установлено, что их матери-нищенки требовали от девочек промышлять по-

прошайничеством, вследствие чего в один из вечеров последние с совершенно незнакомыми им мужчинами потеряли невинность за награду в несколько копеек. Поделившись случившимся с матерьми, они не только не встретили негодование, а, наоборот, услышали напутствие на прибыльный промысел [7, с. 98].

Вл. Михневич отмечает, что профессиональная проституция — дочерь нищеты и несчастья, с чем нельзя не согласиться.

Статистикой, приведенной с 1869 по 1872 гг. (за другие годы этих сведений в отчетах нет), отмечено количество лиц в возрасте от 15 до 20 лет, занимающихся проституцией, что равно 19% от общего числа задержанных женщин и составляет 560 человек [7, с. 116]. За другие годы отчетность приводится с частичной возрастной градацией, но без выделения актуальной для исследования возрастной группы.

К сожалению, приведенные в статье примеры далеко не единичны. Рассмотрев лишь малую часть огромного пласта имеющихся в истории фактов, мы уже можем сделать вывод о прямой зависимости нищенствующих детей и их преступного будущего.

Стоит ли задумываться о борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, тогда как начать следовало бы с искоренения провоцирующих фактов в окружающей их с детства среде обитания, что являлось бы, в первую очередь, предупреждением обозначенной проблемы.

Литература

1. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т. II. СПб., 1872.

2. Тюремный вестник. 1893. № 10. URL://http://www.stariekшgi.mfo/Zhumaly/Tyuremnyj_vestшk/Tyurem-nyj_vestnik_1893_10.pdf

3. ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63 «Уголовный кодекс Российской Федерации». URL://http://www.ugolov-ko-deks.ru/index.php?cmd=page

4. Галай Ю.Г. Законодательные меры Петра Великого по искоренению нищенства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 1.

5. Левенстим А.А. Профессиональное нищенство. Его причины и формы: Бытовые очерки. СПб., 1900.

6. Максимов Е.Д. Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово. 1896. № 7.

7. Михневич Вл. Исторические этюды русской жизни. Язвы Петербурга. Опыт историко-статистического исследования нравственности столичного населения. СПб., 1886.

8. Посошков И. Книга о скудности и богатстве. М., 1937.

9. РГИА. Ф. 1405. Оп. 542. Д. 1109. Л. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.