АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
TOPICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGY
УДК/UDC 377(410) : 378 М. А. Лощилова
М. Loshchilova
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
FURTHER AND ACADEMIC EDUCATION IN GREAT BRITAIN
Эффективная система профессионального образования необходима для устойчивого развития любого государства, поскольку является гарантом процветания общества в долгосрочной перспективе. Британская система профессионального образования, обеспечивая высочайшее качество по широкому кругу предметов и квалификации международного уровня, вызывает интерес у многих исследователей проблем профессионального образования. В статье представлена современная система профессионального образования Великобритании, которая состоит из двух ступеней: последующего и высшего образования.
Effective system of vocational education is necessary to provide a sustainable development of a country, since it guarantees a long-run prospect of a society. British system of further and academic education provides the highest quality in a remarkable range of professions, and qualifications of international levels. Therefore it has been an object of scientific investigations. The paper represents the state-of-the-art in British system of further and academic education.
Ключевые слова: профессиональное образование, академическое образование, образовательная программа, квалификация, сертификат, занятость.
Keywords: further and academic education, educational program, qualification, certificate, employment.
Целью данной работы является анализ и систематизация информации о действующей системе профессионального образования Великобритании, а также понятийный анализ в рамках исследования научно-педагогической
литературы.
В России в последние годы возник разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, который обусловлен динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 изменил систему профессионального образования [1]. Теперь она, как и системы профессионального образования большинства зарубежных стран, включает в себя четыре уровня:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года отменяет понятие «начальное профессиональное образование» и существенно расширяет понятие «среднее профессиональное образование», уточняет А. А. Вавилова.
Полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена. Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ «Об образовании» 1992 г. [2] употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года используется понятие «высшее образование» [1].
Одна из задач, стоящих перед системой профессионального образования, - это повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также их эффективная адаптация к рынку труда [3].
Современная четырехуровневая система профессионального образования является одним из способов подготовки специалистов разного уровня, востребованных на рынке труда, и подразумевает взаимодействие различных образовательных учреждений, начиная со старшей профильной ступени общеобразовательной школы, а также предприятий и центров занятости.
Трудоустройство, как педагогическую проблему, исследовали Е. Е. Федотова, М. П. Па-льянов, М. А. Копытов и другие.
Психолого-педагогическому аспекту проблемы адаптации выпускников к профессии посвящены труды Е. А. Климова, С. И. Вершинина, С. Н. Чистяковой. Теоретические и практические вопросы управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений с социальными партнерами отражены в исследованиях Т. П. Афанасьевой, Т. И. Пуденко, Т. Г. Новиковой.
Педагогические проблемы, связанные с развитием профессионального образования, отражены в работах С. Я. Батышева, Э. Ф. Зе-ера, М. П. Пальянова, Г. Н. Прозументовой и др. Вопросы, связанные с возможностью использования зарубежного опыта в отечественном образовании, раскрыты в трудах В. П. Борисенкова, А. Д. Копытова, Е. В. Ткаченко, Е. Е. Федотовой и др.
Фактологический материал был отобран в результате изучения следующих источников: отечественной и зарубежной историко-педагогической, социологической, педагогической, управленческой и методической литературы, -среди которых особое место занимают разнообразные монографические работы британских педагогов и психологов, во многом определивших пути развития системы непрерывного образования в Великобритании, как переведенные на русский язык, так и на языке оригинала.
В ходе анализа научно-педагогической литературы установлено, что дефицит квалифицированных кадров является одним из основных факторов, сдерживающих темпы развития экономики. Поэтому проблема востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда остается актуальной.
Для решения данной проблемы в условиях российской системы профессионального об-
разования большое значение имеет сравнительный анализ опыта, накопленного в сфере профессионального образования зарубежными странами, который подлежит обязательному заимствованию.
Так, система профессионального образования Великобритании зарекомендовала себя как система образования, обеспечивающая выпускников профессиональными квалификациями международного уровня. Уровень занятости выпускников учреждений профессионального образования Великобритании составляет 50,9 % от общего числа выпускников, что является одним из самых высоких показателей в Европе. В России этот показатель составляет лишь 36 % [4].
Современная система профессионального образования Великобритании состоит из двух ступеней: последующего, или после-школьного (Further Education), и высшего (Higher Education) образования.
В Великобритании часто проводится различие между профессиональным (vocational education) и академическим (academic education) образованием, причем профессиональное образование рассматривается как менее престижное и важное.
Под академическим образованием понимается образование, в котором основной упор делается на теоретическую и научно ориентированную деятельность. Такое образование, как правило, представляют колледжи и университеты. В действительности же большинство «академических» курсов в Великобритании предназначено для подготовки к определенному роду деятельности, например: в сфере проектирования, права, медицины и коммерции. По окончании академического образования выпускники получают одну из ученых степеней, к примеру - бакалавра (Bachelor), магистра (masters degree), доктора (PhD). Получение ученой степени предполагает написание научной работы или защиту диссертации.
Профессиональное образование ориентировано на подготовку к практической работе, профессии, ремеслу.
Термин «дальнейшее обучение» (Further Education) в Великобритании характеризует обучение после получения сертификата GCE/A Level (или GNVQ).
Колледжи дальнейшего образования (College of Further Education, FE) являются промежуточной ступенью между школой и вузом, для поступления в которые выпускникам средней школы достаточно иметь сертификат о среднем образовании (GCSE), который соот-
ветствует российскому неполному среднему образованию (девять классов средней школы). Обучение в колледжах дальнейшего образования направлено на получение или повышение полученной в средней школе профессиональной квалификации [5].
Многочисленные колледжи дальнейшего образования позволяют пройти программу «дальнейшего обучения». Их можно подразделить на следующие основные типы: государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами; районные колледжи (обучают техников и рабочих); местные колледжи (организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества). Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего и завершаются экзаменами и выдачей высшего национального диплома (Higher National Diploma, общепринятое сокращение - HND). Диплом HND может быть получен после двухлетнего обучения практически по любой академической или профессиональной специальности. Он позволяет поступить в университет на одну из программ, ведущих к степени бакалавра, и получить степень всего за два года. Наибольшее значение диплом HND имеет для тех, кто собирается сразу заняться профессиональной деятельностью, не продолжая обучение, ведущее к степени бакалавра. Профессиональный уровень выпускника с таким дипломом - это старший техник или младший менеджер. С точки зрения профессиональной карьеры этот диплом позволяет продвигаться по служебной лестнице в пределах среднего технического или младшего руководящего состава фирмы, предприятия, учреждения.
Программы дальнейшего образования постоянно меняются. Меняются и те квалификации, которые присваиваются по окончании этих программ.
Национальная профессиональная квалификация (National Vocational Qualification, NVQ) подтверждает, что выпускник данной программы способен выполнять определенную работу в той или иной сфере бизнеса или производства. Стандарты NVQ основаны на реальных требованиях работодателей и отражают их практические нужды. В настоящее время квалификация NVQ реализуется в большинстве областей производства и коммерции. Для получения этой квалификации необходимо подтвердить на практике умение выполнять работу. Обучение проводится непосредственно на рабочем месте. Интересной особенностью является то, что есть возможность получить квалификацию,
приведя доказательства опыта практической работы и умения выполнять ее на соответствующем уровне. Программа обучения состоит из отдельных модулей, которые можно осваивать независимо. Не существует установленного срока обучения, в течение которого программа должна быть выполнена.
Существует 5 уровней NVQ начиная с Foundation Skills (NVQ 1) и заканчивая Professional (NVQ 5), которые соответствуют профессиональным навыкам:
- уровень 1 - умение выполнять базовую повторяющуюся работу;
- уровень 2 - широкий спектр навыков, включающий в себя нестандартные действия и личную ответственность;
- уровень 3 - все, что включает в себя уровень 2, плюс инспекторские навыки;
- уровень 4 - все, что включает в себя уровень 3, плюс менеджерские навыки;
- уровень 5 - навыки старшего менеджера.
Общенациональная профессиональная
квалификация (General National Vocational Qualification, GNVQ), как и NVQ, является многоуровневой, даёт основы знаний в выбранной области, которые студент может использовать для продолжения своего обучения в колледжах дальнейшего образования, поступления в университет (GNVQ Advanced) или трудоустройства.
В области профессионального образования наиболее высоко ценятся и широко признаются дипломы, выданные одним из трех основных экзаменационных комитетов: CGLI (City & Guilds of London Institute), RSA (Royal Society of Arts), ВТЕС (Business and Technical Education Council). Многие колледжи уполномочены выдавать дипломы от имени одного из этих экзаменационных комитетов. Другие учебные заведения выдают либо свои собственные дипломы и сертификаты, либо дипломы иных экзаменационных комитетов [6].
Так, совет по коммерческому и техническому образованию (BTEC) занимается выдачей профессиональных квалификационных сертификатов по целому ряду предметов: СМИ, актерское мастерство, сельское хозяйство, прикладные науки, компьютерные технологии, здравоохранение и социальная работа, бизнес-инженерия и даже ветеринарная деятельность. BTEC National Award, Certificate or Diploma выдаются в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и имеют несколько уровней, которые соответствуют тем или иным уровням академического образования.
Квалификации BTEC эквивалентны та-
ким квалификациям, как GCSE (уровень 1 и 2), A Level (уровень 3), университетские степени (уровни 4 и 6). Как правило, университеты воспринимают 2-й уровень BTEC как более слабый в соотношении с GCSE и не воспринимают его как эквивалент, также нужно понимать, что сертификаты BTEC не конвертируются в результаты GCSE. BTEC выдает огромное множество сертификатов:
BTEC Introductory Certificate - квалификация 1-го уровня;
BTEC Introductory Diploma - улучшенная квалификация 1-го уровня;
BTEC First Certificate - квалификация 2-го уровня;
BTEC First Diploma - улучшенная квалификация 2-го уровня;
BTEC National Certificate - квалификация 3-го уровня;
BTEC National Diploma - улучшенная квалификация 3-го уровня;
BTEC Higher National Certificate;
BTEC Higher National Diploma.
Получение высшего образования (Higher Education) в Великобритании предполагает присуждение степени (Degree): бакалавра (Bachelor Degree), магистра (Master Degree] или доктора (Doctoral or PhD Degree).
Колледжи высшего образования - это полноценные вузы, которые дают диплом о высшем образовании и степень бакалавра как по академическим дисциплинам (естественные и инженерные науки), так и по профессионально ориентированным специальностям («ресторанный менеджмент», «геодезия» и т. д.). Основное отличие от университетов в том, что на этом и заканчиваются их возможности: ни о последипломном образовании, ни о научных степенях высших ступеней речи и быть не может.
В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по углубленному курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30 % общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений
системы дальнейшего образования.
Существует несколько типов степени бакалавра, присуждаемых в Великобритании, по специализации обучения. Четыре основных степени - это бакалавр в области искусств - ВA (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук - BSC (Bachelor of Science), бакалавр в инженерной области - BENG (Bachelor of Engineering), бакалавр в юридической области - LLB (Bachelor of Law). Есть еще несколько степеней бакалавра, например, в медицине и стоматологии. Степень бакалавра присуждается после трех- или четырехлетнего обучения по специализированным программам на дневном отделении университета или колледжа. Эта степень позволяет получить хорошую позицию в среднем инженернотехническом звене или среднем руководящем звене частной или государственной компании, промышленного предприятия или открыть частную практику (юрист, медик). Имея степень бакалавра, можно со временем рассчитывать на значительное продвижение по службе. Эта степень признается во всем мире, что дает высокие шансы на успешную профессиональную карьеру в любой стране. Степень бакалавра является также необходимым условием для продолжения обучения на следующем послестепенном (Postgraduate) уровне образования по программе магистра и доктора [7].
Bachelor Degree - это первая ступень высшего образования. Для поступления на этот уровень обучения нужно иметь сертификат о среднем образовании углубленного уровня GCE/A Level, или 1 В, или квалификацию GNVQ Advanced, или HND.
«Послестепенный» уровень образования начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора. К получению степени магистра ведут две большие группы программ. Это программы, ориентированные на исследовательскую деятельность, и учебные программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций.
Учебные магистерские программы рассчитаны на год: 8-9 месяцев лекций и семинаров (экзамены), 3-4 месяца - дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра.
Магистра-исследователя часто называют магистром философии М. Phil. (Master of Philosophy). Чтобы получить эту степень, нужно в течение одного-двух лет вести под руководством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научноисследовательскую работу. По результатам
этого исследования присваивается степень магистра. Как правило, студенты не оканчивают образование на этой ступени, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора [7].
Программы, ведущие к получению степени доктора, являются исследовательскими. Научный руководитель, в лаборатории или на кафедре которого студент готовится к получению степени доктора, определяет для студента тему научного исследования и обеспечивает необходимые для исследований возможности (рабочее место, оборудование и материалы). Обычно на завершение исследовательской программы уходит два-три года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах, в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.
Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости, сроки обучения которых колеблются от одного до пяти лет.
Таким образом, сегодня существует насущная потребность в высококачественном профессиональном образовании. Эффективная система образования жизненно важна для непрерывного развития любой страны и обеспечения процветания общества в долгосрочной перспективе.
УДК / UDK 37(1-87)
В России только в 2012 году Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменил систему профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, послевузовское профессиональное образование - подготовка кадров высшей квалификации). Теперь системы российского и большинства зарубежных стран унифицированы в этой области.
Постановка дальнейших задач исследования предусматривает изучение особенностей функционирования обновленной образовательной системы в Великобритании, а также адаптации выпускников учреждений профессионального образования к условиям на мировом рынке труда.
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 27З-ФЗ // Российская газета. - 2012. - З1 декабря.
2. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 № З266-1 // Российская газета. - 1992. - З1 июля.
3. О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда [Электронный ресурс] : приказ министра образования Российской Федерации и министра труда и социального развития Российской Федерации от 04.12.1999 г. № 462 / 175. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_99/n462.html.
4. OECD. Better policies for better lives [Electronic resource]. - URL : www.oecd.org.
5. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: учебник для ст-тов. М.: Изд-во ВЛАДО-ПРЕСС, 200З. - 400 с.
6. Новиков А. М. Английский колледж. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2008. - З4 с.
7. Высшее образование в Великобритании. - URL: http://velikobritaniya.org/nayka-i-obrazovanie-velikobritanii/ obrazovanie-v-velikobritanii.html
О. Т. Лойко, А. Р. Демченко O. Loyko, A. Demchenko
СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
COMPARATIVE STUDY OF TEACHING EDUCATION SYSTEMS OF RUSSIA
AND FOREIGN COUNTRIES
В статье рассматриваются вопросы определения теоретических основ сравнительно-педагогических исследований систем образования России и зарубежных стран, анализируются российские и зарубежные теории.
The article deals with some theoretical foundations of comparative educational research ed-
ucation systems in Russia and abroad, analyzes the Russian and international theory.
Ключевые слова: концепции, теории, сравнительно-педагогический анализ системы образования, профильное и профессиональное обучение.