Научная статья на тему 'Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях'

Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
579
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЯ / ЛИНГВИСТИКА / КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / HUMANITARIAN EDUCATION / PHILOLOGY / LINGUISTICS / CULTURE / SPIRITUALITY / SOCIETY / COMPETITIVENESS / ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельничук Ольга Алексеевна

Определены задачи высшего филологического образования на современном этапе развития общества. Установлено, что филологические специальности приобретают прикладной характер и становятся востребованными в различных видах общественной деятельности. Предложены мероприятия, позволяющие расширить сферу применения филологических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional humanitarian-philological education in modern conditions

Tasks of higher philological education on the modern stage of the society development are determined. It is established that philological specializations assume applied character and become popular in various types of social activity. Measures with a help of which the sphere of philological specializations use can be expanded are suggested.

Текст научной работы на тему «Профессиональное гуманитарно-филологическое образование в современных условиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.013 : 81/82

О. А. Мельничук

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГУМАНИТАРНО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Определены задачи высшего филологического образования на современном этапе развития общества. Установлено, что филологические специальности приобретают прикладной характер и становятся востребованными в различных видах общественной деятельности. Предложены мероприятия, позволяющие расширить сферу применения филологических специальностей.

Ключевые слова: гуманитарное образование, филология, лингвистика, культура, духовность, общество, конкурентоспособность, привлекательность.

O. A. Melnichuk

Professional humanitarian-philological education in modern conditions

Tasks of higher philological education on the modern stage of the society development are determined. It is established that philological specializations assume applied character and become popular in various types of social activity. Measures with a help of which the sphere of philological specializations use can be expanded are suggested.

Key words: humanitarian education, philology, linguistics, culture, spirituality, society, competitiveness, attractiveness.

Цель данной статьи - показать значимость высшего филологического образования для духовного развития общества, определить его задачи в современном контексте и возможные пути их решения.

Под гуманитарным образованием обычно понимается «совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений» [1], к которым в наши дни с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) следует добавить и компетенции. Значимость гуманитарного образования состоит в том, что оно является важнейшим средством формирования мировоззрения и, таким образом, одной из главных предпосылок духовной (т. е. интеллектуальной, моральной и психологической) безопасности общества. Духовную безопасность

МЕЛЬНИЧУК Ольга Алексеевна - д. филол. н., доцент, директор Института зарубежной филологии и регионоведе-ния СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: omel@ysu.ru

общества доктор философских наук, профессор В. Мейдер определяет как такую систему условий, «которая позволяет обществу и его культурным ценностям сохранять жизненно важные параметры в рамках исторически сложившейся нормы. Нарушение этой нормы - это путь к национальной катастрофе, распаду общества как целостной системы. Интеллектуальный, нравственный, психологический кризис даёт о себе знать своими следствиями: вандализмом, проявлениями расизма, преступностью и т. п.» [2].

Большинство исследователей называют три дисциплины, лежащие в основе гуманитарных наук, это - философия, филология, история. Филология, наряду с философией, является одной из древнейших отраслей гуманитарного знания, зародившихся в античные времена. Академик Д. С. Лихачев определил филологию как высшую форму гуманитарного образования [3]. Тем не менее, как отмечает И. Е. Ким, доцент СФУ, вопрос «Зачем обществу нужны филологи?» двадцать пять лет назад понимался как «Зачем плодить бездельников?» [4]. Вопрос этот, к сожале-

нию, остается актуальным и по сей день (хотя в отношении общества к профессии филолога появились и положительные тенденции). И. Е. Ким считает, что все дело в том, что название фило-логия (дословно с древнегреческого «любословие» или «люборечие») становится в один ряд не с названиями наук (биология, антропология, геология), а с философией (дословно «любомудрием»). «Именно это сближение и влияет на отношение к филологии в обществе, которое ошибочно принимает ее не как научную и прикладную дисциплину, имеющую предмет и практическое применение, а как отвлеченное от жизни занятие» [4]. По всей видимости, подобное же отношение наблюдается в обществе и к философии, однако между философией и филологией действительно можно провести параллель в том плане, что, по словам В. Мейдера, философия помогает человеку «искать истину в бытии, а филология - в записанном, сказанном» [2]. По мнению М. М. Бахтина, текст (в широком смысле «слово») является «первичной данностью» всего гуманитарно-филологического мышления. «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [5, с. 306].

К сожалению, многие люди некомпетентны с точки зрения филологии, они не владеют навыками понимания текста, его обсуждения, переработки, интерпретации и т. д. Ученые отмечают, что подобное отношение к слову «деформирует сознание человека, влияет на его физическое и психическое здоровье» [2], что в таком случае утрачивается умение «понимать тексты и связанное с ним умение понимать людей, умение видеть предпосылки и последствия собственных действий, способность строить осмысленную историческую память, не сваливаясь в примитивную мифологизацию прошлого. Все это утрачивается без гуманитарной составляющей в образовании...» [6].

Позитивные тенденции по отношению к профессии филолога связаны с современным развитием общества, с развитием в нем глобальных тенденций, в том числе с экономической и политической интеграцией.

В век интенсивной коммуникации и динамичных информационных потоков работа с текстом (как письменным, так и устным) стала востребованной. Как справедливо отмечает А. Федоров, в современном мире устное и письменное слово остается важнейшим каналом и средством общения, кроме того, усиливаются и другие его функции, как, например, манифестация власти и административных полномочий, утверждение социального статуса личности. Большое значение слово имеет при межкультурных коммуникациях, в случаях обращения тех или иных управленческих или властных структур к общественности, а также в сфере политики и в современных процессах культурного развития того или иного

народа [7].

Если раньше выпускник факультета филологического профиля мог работать, в основном, в качестве учителя, преподавателя, научного работника и переводчика, то теперь список филологических профессий, актуальных для современного общества, которое стало испытывать потребность в посредниках в коммуникации между разными социальными группами, пополнился такими профессиями, как «специалист по связям с общественностью, референт, пресс-секретарь, имиджмейкер, копирайтер, спичрайтер. Кроме того, серьезной филологической подготовки требуют все профессии, которые предполагают интенсивное общение с людьми: социального

работника, психолога, менеджера, рекламного агента, политического деятеля» [4].

Исследования текстов электронных СМИ, посвященных проблемам языка в трудовой деятельности, объявлений о вакансиях, обзоров рынка труда, проведенные доцентом Нижегородского государственного лингвистического университета А. О. Лалетиной, показали, что в последнее время общелингвистические компетенции (такие, как «коммуникативные навыки», «презентационные навыки», «умение вести переговоры», «навыки бизнес-переписки» и др.) входят в разряд обязательных качеств для соискателей на должность любого звена организации: руководителя проекта регионального развития, руководителя группы продаж, торгового представителя, менеджера по продажам, офис-менеджера, менеджера по работе с клиентами, консультанта по работе с персоналом, продавца-консультанта и др. Большинство из перечисленных профессий, как видно, относится к сферам торговли и предоставления услуг в связи с возросшим пониманием значимости межличностного общения с клиентом [8, с. 59-60].

В последние пять лет появилась тенденция и у выпускников Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ трудоустраиваться в качестве менеджеров по работе с клиентами. Однако в официальных отчетах такие выпускники проходят как «трудоустроившиеся не по специальности». По всей видимости, настало время пересмотреть сферу трудоустройства филологов (которая, согласно ГОС и ФГОС и так достаточно широкая), включив профессию менеджера, работающего в межличностной сфере, в список филологических профессий, при условии добавления в общеобразовательную программу дисциплин по менеджменту.

Изменилось и отношение к иностранным языкам. Если в советское время изучение иностранных языков для большинства филологов означало познание другой культуры и сравнение ее со своей собственной, то сейчас владение иностранным языком на российском рынке труда, по словам

А. О. Лалетиной, рассматривается «в экономических категориях: «иностранный язык - дополнительная

прибыль», «иностранный язык - хорошая инвестиция» и «иностранный язык - конкурентное преимущество» [8, с. 61]. Специалисты, владеющие любым иностранным языком, характеризуются работодателями как более эрудированные и общительные, в отличие от тех, кто не владеет иностранными языками. На рынке труда знание иностранного языка ценится выше, чем второе или третье высшее образование [8, с. 63].

Филология также меняется в соответствии с запросами современного общества, она все больше приобретает прикладной характер. Особенно интенсивно развивается одна из основных филологических дисциплин - лингвистика. По словам профессора К. Ф. Седова, лингвистика сейчас превращается в науку, которая все более решительно устремляется в жизнь, возвращая себе статус гуманитарной области знаний. Гуманитарной в том плане, что, отзываясь на запросы современного общества, лингвистика переключила внимание с языка как системного образования, во-первых, на «человека говорящего», на изучение его способности говорить и мыслить, во-вторых, на процесс и результат коммуникации [9].

Однако до недавнего времени высшее филологическое образование не поспевало за развитием общества. Государственный образовательный стандарт специальности «Филология» имел фундаментальный характер и не допускал каких-либо кардинальных изменений со стороны вузов. ФГОС направления «Филология» (утвержден в 2010 году) разработан уже с учетом новых требований. Например, целых пять компетенций (ОК-1; ОК-10; ОК-11; ОК-12;

ПК-2) так или иначе связаны с информацией: со способностью к ее восприятию, анализу и обобщению; способностью к постановке цели и выбору путей ее достижения; к пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества; с овладением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и т. д. [10]. Новый ФГОС в своей вариативной части позволяет вузам создавать ООП в зависимости от нужд региона и работодателей.

Таким образом, можно говорить о новой концепции высшего филологического образования, которое должно связать два аспекта филологии: фундаментальный и прикладной, чтобы соответствовать современным требованиям. Однако на современном рынке труда мы встречаемся не только с его требованиями, но и с вызовами.

На наш взгляд, в нашей республике существуют следующие потенциальные вызовы:

1. Менталитет работодателей. Опыт работы с некоторыми заказчиками показывает, что в

министерствах и ведомствах отсутствует четкая кадровая политика, особенно в том, что касается планирования, подготовки и расстановки кадров. В некоторых организациях, особенно в бюджетных, специалисты принимаются на работу не по конкурсу, а по принципу «землячества» или по знакомству.

2. Проблемой при трудоустройстве выпускников и планировании открытия новых образовательных программ является малое количество населения республики - чуть меньше миллиона человек, что влияет на сферу занятости и количество предприятий по республике. Кроме того, из-за мизерной пенсии многие продолжают вынужденно работать до преклонного возраста (особенно в школах).

3. Конкуренция со стороны российских и зарубежных вузов. В республике целенаправленно проводится прием абитуриентов в центральные вузы, в том числе и по направлениям, по которым ведется подготовка в СВФУ организуются вступительные испытания и оплачивается стипендия и проезд выдержавшим конкурс абитуриентам. Кроме того, в последнее время многие выпускники школ Якутии поступают в учебные заведения Китая. Таким образом, с одной стороны, способные школьники поступают не в СВФУ, с другой стороны, при возвращении они создают конкуренцию при трудоустройстве выпускникам СВФУ.

В связи с этим гуманитарные, и, в частности, учебные подразделения филологического профиля должны, как представляется, в ближайшее время решить следующие первоочередные задачи.

1. Осмыслить компетентностный подход: как

формировать компетенции, как проверять и оценивать их сформированность? Первым этапом для реализации этого в институте зарубежной филологии и регионоведения (ИЗФиР) явилось составление паспортов компетенций, следующий шаг - пересмотр содержания дисциплин, введение модульного обучения, продолжение внедрения в учебный и научный процесс новых педагогических и компьютерных технологий, создание нового фонда оценочных средств. Необходимость этого неоспорима и всем понятна. Однако многие преподаватели гуманитарных дисциплин выступают против такой удобной формы измерения знаний студентов, как тестирование, и делают они это не из консерватизма. Полагаю, что они правы. Поскольку гуманитарные дисциплины являются мировоззренческими, необходим диалог. Как иначе проверить, сформировалась ли та или иная мировоззренческая компетенция, если не вести диалог/ дискуссию со студентом. Как отмечает В. Мейдер, компьютеризация мышления через тестирование особенно опасна по отношению к сугубо гуманитарным, мировоззренческим дисциплинам. Может быть утрачена самостоятельность, оригинальность

и индивидуальность мышления, творческое начало студента [2]. В связи с этим необходимо продумать итоговые формы контроля знаний и компетенций.

2. При формировании основной образовательной программы (ООП) учитывать требования рынка труда, оперативно вводить дисциплины прикладного характера (психология работы с клиентами, менеджмент, проектная деятельность, различные виды работ с различными текстами и т. д.), создавать совместные международные программы, чтобы, с одной стороны, предложить абитуриентам привлекательные ООП, с другой - дать выпускникам конкурентные преимущества.

3. Тесная связь с работодателями, которых сначала надо найти, поскольку, согласно ФГОС, «профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультур-ной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления» [10]. Это означает, что работодателем или заказчиком могут выступать как министерства республики (например, Министерство образования, Министерство науки и профессионального образования, Министерство по делам предпринимательства и развития туризма, Министерство культуры и духовного развития), так и администрации различного уровня (Президента и правительства, муниципальные), редакции газет, телевидение, музеи и библиотеки, а если вести речь о переводчиках или референтах, то организации, фирмы и агентства самого разного профиля.

Взаимоотношения «Институт - Потребитель» являются одним из стратегических приоритетов деятельности ИЗФиР, поскольку влияют на конкурентоспособность института и даже на выживаемость некоторых кафедр. В 2010 г. в институте создан Отдел информационно-методического обеспечения образовательных программ, специалисты которого, кроме работы по трудоустройству непосредственно со студентами, составили и пополняют базу данных потенциальных работодателей, проводят работу по согласованию с ними учебных планов, организуют филологическую практику студентов на предприятиях и в организациях.

4. Расширить зону своего влияния. Проводить работу с потребителями всех категорий в регионах Дальнего Востока и Северо-Востока России, для привлечения абитуриентов и нахождения новых работодателей. Создать ООП, привлекательные для иностранных студентов.

5. Продолжить работу по повышению ценности имени и бренда, который «непосредственно влияет на приверженность покупателей, повторные сделки и в конечном итоге на портфель заказов и прибыль»

[9, с. 57]. В нашем случае повышение ценности бренда будет влиять на выбор абитуриентами и их родителями программ и услуг, оказываемых институтом. Тот факт, что бывшие выпускники факультета иностранных языков (на базе которого в 2010 году создан ИЗФиР), оказавшись в качестве родителей, нередко советуют своим детям поступать на ИЗФиР, уже свидетельствует о наличии бренда.

6. Сохранить фундаментальную составляющую

филологического образования. Представляется, что для этого необходимо активизировать студенческую науку, начиная с 1 курса; создать магистерские программы по направлению «Филология». В 2012 году в ИЗФиР началась разработка магистерских программ по направлениям «Филология» и «Лингвистика». При этом, учитывая, что в российских вузах большинство магистерских программ по направлению «Филология» являются программами научно-исследовательского типа, а прикладные программы должны обязательно иметь фундаментально-научную составляющую [12], была создана инновационная образовательная программа «Теоретическое и прикладное языкознание» (правда, еще неапробированная на практике), сочетающая в себе как фундаментальноисследовательский компонент, так и практикоориентированный. Другими словами, магистерская программа разработана с целью подготовки: 1)

исследователей в области теоретического языкознания, способных осуществлять научную деятельность по филологической проблематике с учетом новейших мировых достижений в теории языка; 2) специалистов в области прикладного языкознания, способных осуществлять прикладную, проектную и педагогическую деятельность в области филологии. Планируется, что магистранты, в зависимости от планируемой ими карьеры, могут выбрать индивидуальную образовательную траекторию.

7. Повышение престижа школьного учителя. Многие отмечают, что качество общего гуманитарного образования, которое дается в средних школах, в последнее время сильно понизилось по всей России. Одна из причин тому видится в падении престижа учительской профессии. Студенты трудоустраиваются в школы не столько по призванию, сколько «по остаточному принципу». В итоге активные творческие студенты уходят на предприятия, в фирмы, в министерства. С этой проблемой вузы в одиночку не справятся. По-видимому, назрела необходимость принятия законов о защите чести и достоинства школьного учителя и об ответственности родителей за воспитание детей.

Этот пункт очень важен, поскольку роль общего гуманитарного образования в духовном развитии общества велика. Как справедливо отмечает А. Федоров, «без развития культуры, без воспитания

разносторонней личности, готовой к различным формам гуманитарной деятельности, нет перспектив роста и развития социально-экономического потенциала общества. Если мы сейчас не обеспечим условия для развития культурных задатков нового поколения - закроем себе дорогу в будущее» [7]. Кроме того, здесь речь идет также и о качестве гуманитарных знаний, качестве воспитания, сформированности общекультурных компетенций взаимозависимой цепочки: абитуриент - студент - выпускник.

Мы должны подготовить конкурентоспособного выпускника, имеющего преимущества на рынке труда. Условия для этого имеются. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Филология» создан таким образом, что, с одной стороны, фундаментальная подготовка позволяет выпускникам соответствовать требованиям рынка труда, без труда проходить переподготовку и получать второе и третье высшее образование, с другой стороны - прикладной аспект филологической подготовки позволит соответствовать требованиям самых разных работодателей. Кроме того, филологическое образование формирует высококультурного человека, такие его качества, которые неоценимы и в личной жизни. А. Федоров отмечает тот факт, что к филологическому образованию бессознательно тянутся именно девушки: «Мама с дипломом филфака способна отлично подготовить ребенка к школе, поддержать ученика младших и старших классов, помочь ему ориентироваться в богатой и противоречивой культурной жизни современного мира» [7].

Таким образом, современное общество изменилось, оно стало глобализованным, информационным, рыночным. В связи с глобализацией возникли новые вызовы, ставящие перед современной филологией новые задачи. И еще актуальнее звучат слова академика Д. С. Лихачева о роли филологии: «Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова

рождается культура» [3, с. 206].

Л и т е р а т у р а

1. Гуманитарное образование [Электронный ресурс] // URL http://bse.scilib.com/article016823.html (Дата обращения: 19.09.12)

2. Мейдер В. Гуманитарное образование - основа духовной безопасности [Электронный ресурс] // URL http:// atheismru.narod.ru/humanism/ journal/53/meider. html (Дата обращения: 19.09.12)

3. Лихачев Д. С. О филологии. - М.: Высшая школа, 1989.

4. Ким И. Е. Зачем обществу нужны филологи // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс] // URL http://www.akvobr.ru/filologicheskoe_obrazovanie_ perspektivy. html (Дата обращения: 21.09.12)

5. Бахтин М. М. Язык в художественной литературе // Собр.соч.: В 7 т. - М., 1997. - Т. 5.

6. Зорин А. Текст лекции «Гуманитарное образование в трех национальных образовательных системах» [Электронный ресурс] // URL http://polit.ru/article/2009/ 11/12/ gumeducation/ (Дата обращения: 24.09.12)

7. Федоров А. Несколько мыслей о филологическом университетском образовании и о культуре в новых условия [Электронный ресурс] // URL http://belsk.ruspole.info/node/2181 (Дата обращения: 24.09.12)

8. Лалетина А. О. Глобализация и идеология языка в современной России // Вопросы психолингвистики. - 2012. -1 (15). С. 56-65.

9. Седов К. Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Вопросы психолингвистики. - 2012. - 1 (15). - С. 210-221.

10. ФГОС ВПО по направлению 032700 Филология (квалификация (степень) «Бакалавр») [Электронный ресурс] // URL http://fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/ 3/20111115115541.pdf

11. Голубкин В. Н. Интеллектуальный капитал: Книга 2: Учеб.-метод. Пособие. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2007.

12. Ковтун Е. Н. Филологическая магистратура в России: вчера и завтра [Электронный ресурс] // URL www. slavcenteur.ru (Дата обращения: 16.01.13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.