Научная статья на тему 'Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования'

Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1823
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ) / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOLOGIST / TEACHER (PRIMARY SCHOOL TEACHER) / SOCIONOMY PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов В.В., Щиглинская А.В.

В данной статье с помощью теоретического анализа проблемы и метода экспертной оценки с использованием психографического опросника Т.П. Зинченко, определены профессионально важные качества психологов и педагогов начального образования. Путем сравнительного анализа данных, полученных в результате теоретического и эмпирического исследования, выделены профессионально важные качества, определяющие успешность освоения и реализации профессиональной деятельности. Проанализированы сходства и различия в наборе профессионально важных качеств психологов (преподавателей психологии) и педагогов начального образования (учителей начальных классов).In this article there were determined professionally important qualities of psychologists and primary school teachers with the help of theoretic analysis of problem and judge mental method and with use of T. P. Zinchenko psychographic questionary. With the help of comparative analysis of statistics based on theoretic and empirical research we chose professionally important qualities that determine successfulness of assimilation and realization of professional activity. We analyzed similarities and differences of professionally important qualities of psychologists (psychology teachers) and primary school teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования»

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

УДК 37.015.3 : 373.3

В. В. Белов, А. В. Щиглинская

Профессионально важные качества представителей социономических профессий: психологов и педагогов начального образования

В данной статье с помощью теоретического анализа проблемы и метода экспертной оценки с использованием психографического опросника Т.П. Зинченко, определены профессионально важные качества психологов и педагогов начального образования. Путем сравнительного анализа данных, полученных в результате теоретического и эмпирического исследования, выделены профессионально важные качества, определяющие успешность освоения и реализации профессиональной деятельности. Проанализированы сходства и различия в наборе профессионально важных качеств психологов (преподавателей психологии) и педагогов начального образования (учителей начальных классов).

In this article there were determined professionally important qualities of psychologists and primary school teachers with the help of theoretic analysis of problem and judge mental method and with use of T. P. Zinchenko psychographic questionary. With the help of comparative analysis of statistics based on theoretic and empirical research we chose professionally important qualities that determine successfulness of assimilation and realization of professional activity. We analyzed similarities and differences of professionally important qualities of psychologists (psychology teachers) and primary school teachers.

Ключевые слова: профессионально важные качества, психолог, педагог начального образования (учитель начальных классов), социономические профессии.

Key words: professionally important qualities, psychologist, teacher (primary school teacher), socionomy professions.

Актуальность исследования. В современной России образование осуществляется на основе компетентностного подхода, главной целью которого является не просто передача знаний и умений будущему выпускнику, но и развитие необходимых общих и профессиональных компетенций. Одной из причин таких перемен в образовании является проблема, с которой все чаще стали сталкиваться работодатели, это неспособность молодых специалистов применять полученные в процессе обучения знания на практике в профессиональной деятельности.

© Белов В. В., Щиглинская А. В., 2019

В связи с этим важным являются не только знания, получаемые в процессе обучения, но и качества, необходимые для успешного овладения профессией и ее дальнейшей реализацией [41; 42].

В связи с этим можно сделать вывод, что главной целью современного высшего образования является подготовка молодого специалиста, готового к деятельности, квалифицированного, мобильного, способного к быстрой адаптации в изменяющихся условиях. Следовательно, возникает вопрос о том, развиваются ли в процессе обучения в рамках ком-петентностного подхода профессиональные и личностные качества, т. е. профессионально важные качества, способствующие формированию профессиональных компетенций у студентов [40; 42].

Изучением профессионально важных качеств психологов и педагогов начального образования занимается множество ученых, однако в основном они рассматривают уже сформировавшуюся личность в профессиональной деятельности [1; 20; 26; 28]. Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы изучить личность будущих психологов и педагогов, их профессиональные возможности на этапе обучения в учебном заведении в рамках нового подхода к образованию.

Профессия педагога начального образования и профессия психолога входят в группу социономических профессий (тип «Человек-человек» по классификации Е.А. Климова). Деятельность специалистов социономических профессий ориентирована на работу с людьми, группами, организациями и проработку взаимоотношений между ними [16]. С одной стороны, можно предположить, что специфика работы психолога и педагога начального образования близка, и поэтому набор профессионально важных качеств (далее - ПВК) должен быть схожим, однако, с другой стороны, главное отличие заключается в возрастных особенностях групп, с которыми они работают. Следовательно, и ПВК должны быть различными [43]. Работа с детьми требует совершенно иных навыков, в отличие от работы со взрослыми людьми. Дети требуют больше внимания, энергии и любви. Поэтому в данном исследовании рассмотрены ПВК психологов и педагогов, выполнен их сравнительный анализ.

Целью исследования является изучение профессионально важных качеств психологов и педагогов начального образования.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологическую основу исследования профессионально важных качеств.

2. Выявить профессионально важные качества психологов и педагогов начального образования, представленные в научной литературе.

3. Установить профессионально важные качеств психологов и педагогов начального образования с помощью экспертной оценки, используя опросник Т.П. Зинченко.

4. Выполнить сравнительный анализ профессионально важных качеств, представленных в литературе и предложенных экспертами, составить итоговый список ПВК психологов и ПВК педагогов начального образования.

5. Выполнить сравнительный анализ профессионально важных качеств психологов и педагогов начального образования.

Изучением ПВК занимались многие отечественные психологи. Особый вклад внесли такие ученые, как В.Д. Шадриков, В.А. Бодров,

A.В. Карпов, Г.С. Никифоров и многие другие [4; 5; 8; 18; 24; 29; 30; 34; 35; 38]. Понятие «профессионально важные качества» было введено

B.Д. Шадриковым, который рассматривал их как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [38, с. 66].

В.А. Бодров определяет профессионально важные качества как «совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности» [4, с. 153].

А.В. Карпов рассматривает ПВК как «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелирует хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью» [30, с. 190].

Основываясь на определениях, предложенных данными авторами, в данной работе профессионально важные качества рассматриваются как «совокупность индивидуальных качеств личности субъекта деятельности, его способностей, которые необходимы и достаточны для реализации деятельности и успешного решения профессиональных задач, влияющих на успешность освоения и эффективность реализации деятельности по таким результативным параметрам как производительность, качество, надежность» [4; 30; 38; 43].

В настоящее время изучением профессионально важных качеств занимаются многие ученые, например К.В. Колесниченко, И.Н. Леонов, А. Р. Григорян и др. [9; 15; 19]. Массовым изучением личности психологов и педагогов ученые занимались более 10 лет назад. Однако в условиях изменения подхода к организации процесса образования, введения новых ФГОС ВО, данный вопрос снова становится актуальным. Изучением личности специалистов психолого-педагогического профиля занимаются такие молодые ученые, как Е.В. Шубина, А.Г. Петрова, С.Г. Лещенко, Ю.А. Анцибор, Т.В. Жукова, А.С. Поляков и др. [1; 12; 20; 26; 28; 39].

А. Г. Петрова делает акцент на изучении системы психологической защиты личности сформировавшегося профессионала, выделяя на каждом этапе профессионализации модели защитного поведения, рассматривая психологическую защиту как профессионально важное качество психолога-педагога [26].

С. Г. Лещенко рассматривает в качестве основы профессиональной компетенции учителя-логопеда сформировавшуюся «позицию безусловного принятия Другого», раскрывает совокупность условий и требований, которые определяют эффективность формирования данной позиции [20].

Ю.А. Анцибор изучает профессиональную деятельность педагога-психолога и разрабатывает эффективную модель профессиональной деятельности по психологическому сопровождению адаптации воспитанников суворовских военных училищах на начальном этапе обучения [1].

А.С. Поляков изучает качества, которые формируют индивидуальный стиль деятельности педагога начальной школы [28].

Е.В. Шубина изучает динамику развития профессионально важных качеств учителей начальных классов в рамках изменения педагогического мышления и его взаимосвязей с личностными особенностями на разных этапах профессионализации [39].

Т. В. Жукова исследует динамику развития качеств, необходимых для успешного овладения учебными программами на разных этапах обучения [12].

Как видно, акцент при изучении профессионально важных качеств авторы делают в основном на исследовании личности психологов и педагогов на этапе реализации профессиональной деятельности.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ проблемы, в результате которого были выделены ПВК психологов и педагогов, предложенные различными авторами. В итоге были представлены сводные списки ПВК психологов и педагогов, все качества были проранжированы по степени частоты их встречаемости у различных авторов. В итоговый список ПВК психологов вошли 26 качеств, в итоговый список ПВК педагогов вошли 23 качества. Затем все качества были разделены на группы [40; 42; 43].

В результате рассмотрения работ таких авторов, как Ф.М. Реке-шева, В.Г. Стасенко, Е.С. Романова, В.И. Долгова и В.К. Шаяхметова, Л.А. Дмитриева, Н.У. Заиченко, Е.А. Быкова, был составлен обобщенный список ПВК психолога [6; 10; 11; 13; 31-33].

В теории отсутствует общепринятый критерий деления данных качеств, каждый автор разделяет их интуитивно. В данном исследовании основой деления ПВК выступила идея А.В. Карпова, который выделял в структуре деятельности следующие процессы: когнитивные, регулятивные, коммуникативные. Мотивацию он не включил в структуру как процесс, однако говорил о том, что она является неотъемлемой частью

41

деятельности [30]. В.В. Белов, Е.В. Белова, В.А. Корзунин в своем учебном пособии рассматривают способности, которые структурируют по классам психических явлений, совпадающих с выделенными А.В. Карповым процессами. В.В. Белов, Е.В. Белова, В.А. Корзунин структурируют способности по следующим классам: коммуникативные, когнитивные, мотивационные, регулятивные, волевые [3].

На основе вышесказанного условно разделим профессионально важные качества психологов на следующие группы [6; 10; 11; 13; 31-33; 42]:

1. Группа качеств, относящихся к интеллектуальным (включают когнитивные процессы), включает развитость интеллектуальных способностей в целом (мышления, памяти, внимания, воображения), находчивость, эрудированность, широкий кругозор, объективность.

2. Группа качеств, относящихся к эмоционально-волевым (включает в себя регулятивные процессы): инициативность, организованность, работоспособность, способность соблюдать конфиденциальность, способность к саморегуляции, самоконтролю, эмоциональная устойчивость, тактичность, уверенность в себе, ответственность, настойчивость, оптимизм, интуиция.

3. Группа качеств, характеризующихся как коммуникативные, включает коммуникабельность, интерес и уважение к другим, эмпатию, аутентичность. Лидерские качества стоит отнести к отдельной группе, так как они включают в себя обширный круг качеств, которые относятся не только к коммуникации. Однако в данной работе мы будет делать акцент на тех лидерских качествах, которые позволяют устанавливать взаимоотношения с другими людьми, и отнесем их в данном случае к коммуникативным.

4. Группа качеств, относящихся к мотивационным: стремление к самопознанию, самопониманию, рефлексии и саморазвитию.

На основе выделенных в работах В.А. Мазилова и Ю.П. Вавилова, Е.С. Романовой, Т.В. Зотовой, О.П. Морозовой, В.А. Вазлеева, Т.Н. Шайденковой и И.Л. Фельдман, В.А. Покладовой, Е.А. Пепиной, В.А. Крутецкого ПВК педагога, был составлен обобщенный список качеств [7; 14; 17; 21; 23; 25; 27; 32; 37].

Все качества, представленные в обобщенном списке, были проран-жированы по степени встречаемости в работах данных авторов. В итоговый список вошли качества, наиболее часто встречающиеся в исследованиях вышеуказанных авторов.

Получившийся список ПВК педагогов был разделен на группы аналогично списку ПВК психологов [7; 14; 17; 21; 23; 25; 27; 32; 37; 40]:

1. Группа качеств, относящихся к интеллектуальным, включает в себя эрудицию, образованность, знание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, возможности и перспективы их развития, умение передавать знания детям, знания по предмету.

2. Группа качеств, характеризующихся как эмоционально-волевые: тактичность, любовь к детям, терпение, чуткость, отзывчивость, справедливость, эмоциональность, порядочность, строгость, честность, правдивость, искренность, чувство юмора.

3. Коммуникативные качества - доброта, доброжелательность, общительность, коммуникативность, требовательность.

4. В группу качеств, относящихся к мотивационным, можно включить любовь к профессии, интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом, поддержание привлекательного внешнего облика, стремление к самопознанию, рефлексии.

В деятельности педагога важную роль играет творческая составляющая. Следовательно, основываясь на представлениях об уровнях становления профессионала [2], включим в наше исследование группу качеств, относящихся к творческим, а именно такие личностные качества, как педагогическое мастерство, творческие способности, креативность.

Как видно, несмотря на то что две данные профессии относятся к социономическим, списки качеств, предлагаемые авторами, очень различны. Как для педагогов, как и для психологов, важную роль в реализации деятельности играет творческая составляющая, однако в перечне качеств психологов у авторов отсутствуют такие, которые можно включить в данную группу.

Также в ходе исследования был использован метод экспертной оценки с помощью опросника Т.П. Зинченко [22; 36]. В результате были составлены списки качеств для психологов и для педагогов, которые затем были разделены на группы, как и качества, представленные в литературе.

В качестве экспертов выступили преподаватели психологии, в том числе и психологи-практики ЛГУ им. А.С. Пушкина. Выборка состояла из десяти специалистов со стажем работы от 1 года до 20 лет.

В качестве экспертов-педагогов начального образования выступили учителя начальных классов средней общеобразовательной школы №1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова г. Тихвина. Выборка состояла из десяти специалистов с педагогическим стажем работы (в начальных классах) от 1 года до 49 лет.

Основываясь на результатах экспертной оценки можно выделить следующие ПВК психолога, показатель максимального среднего значения которых был выше 2,5 [22; 36]:

1) «способность охватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме»;

2) «способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношениях между ними»;

3) «способность самостоятельно принимать решения»;

4) «способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей»;

5) «уравновешенность, самообладание»;

6) «способность ощущать душевное состояние другого человека»;

7) «соблюдение моральных норм поведения».

Также были выделены отрицательные качества, показатель которых был ниже -2,5: «склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов; неуравновешенность и чрезмерная жестокость по отношению к другим людям» [22; 36].

Выделенные в результате экспертной оценки ПВК можно разделить на следующие группы качеств [3; 30; 42]:

• к интеллектуальным отнесены - «способность охватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме»;

• к эмоционально-волевым - «способность самостоятельно принимать решения», уравновешенность, самообладание, «соблюдение моральных норм поведения»;

• к коммуникативным - «способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей», «способность ощущать душевное состояние другого человека», «способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношениях между ними».

Качества, которые можно отнести в группы мотивационных и творческих, отсутствуют. Возможно, эксперты не рассматривают данные ПВК как важные для профессии психолога, либо методика не предусматривает выделение данных качеств.

Такие качества, как «склонность к ожесточенным дискуссиям и провоцированию конфликтов; неуравновешенность и чрезмерная жестокость по отношению к другим людям» [22; 36], определяются как профессионально недопустимые и относятся к эмоционально-волевым и коммуникативным.

В результате экспертной оценки педагогов начального образования выделены качества, показатель максимального среднего значения которых был выше 2,5 [22; 36]:

• «умение согласовывать свою работу с работой других»;

• «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители»;

• «способность разрешать конфликты, то есть находить выход их конфликтной ситуации»;

• «уравновешенность, самообладание»;

• «умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе»;

• «соблюдение моральных норм поведения».

Интересным является тот факт, что эксперты не выделили качества, которые являются профессионально недопустимыми для педагога начального образования. Это может быть связано с методикой преподавания, у каждого педагога индивидуальное представление о воспитании и обучении и выработан свой подход к данным процессам. Что для одного педагога является нормой, в представлениях другого может вызывать отрицательные чувства и являться неприемлемым. Также это может быть связано с «идеализацией образа учителя, т. е. для педагога неприемлема даже мысль о том, что у них могут присутствовать какие-либо профессионально недопустимые качества. Иными словами, сформировано представление об «идеальном учителе» [43], поэтому данные качества не были включены в дальнейшее исследование.

Разделим вышеупомянутые качества на группы [3; 30; 40]:

1) «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители», «способность разрешать конфликты, т. е. находить выход их конфликтной ситуации» отнесем в группу интеллектуальных. Однако последнее качество можно отнести и в группу творческих, так как для решения конфликтных ситуаций зачастую требуется нестандартный, креативный подход;

2) эмоционально-волевые качества включают в себя «уравновешенность, самообладание», «соблюдение моральных норм поведения»;

3) к коммуникативным можно отнести «умение согласовывать свою работу с работой других», «умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе».

В данном случае также отсутствуют качества, которые относятся к группе мотивационных, поэтому можно предположить, что в данной методике не предусмотрено их выявление.

С помощью сравнительного анализа профессионально важных качеств, представленных в литературе и выделенных с помощью экспертов, обобщим данные качества и составим итоговый список. На основе данного списка будут определены группы методик, посредством которых будет изучена динамика развития профессионально важных качеств (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ ПВК психологов, представленных в литературе и выделенных с помощью экспертов

Группа Теоретический анализ Эмпирический анализ

Интеллектуальные качества Развитость интеллектуальных способностей в целом (мышления, памяти, внимания, воображения), находчивость, эрудированность, широкий кругозор, объективность «Способность охватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме»

Эмоционально-волевые качества Инициативность, организованность, работоспособность, способность соблюдать конфиденциальность, способность к саморегуляции, самоконтролю, эмоциональная устойчивость, тактичность, уверенность в себе, ответственность, настойчивость, оптимизм, интуиция «Способность самостоятельно принимать решения», уравновешенность, самообладание, «соблюдение моральных норм поведения»

Коммуникативные качества Коммуникабельность, интерес и уважение к другим, эмпатия, аутентичность, лидерские качества, способствующие установлению взаимоотношений с другими людьми «Способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей», «способность ощущать душевное состояние другого человека», «способность понимать людей, причины их поступков, роль каждого человека в группе и взаимоотношениях между ними»

Мотивационные качества Стремление к самопознанию, самопониманию, рефлексии и саморазвитию

В результате сравнительного анализа качеств, представленных в группе интеллектуальных, все качества можно обобщить и отнести к интеллектуальным способностям. Качества, представленные в группе эмоционально-волевых, можно свести к нервно-психической устойчивости, инициативности и тактичности. Сравнив и обобщив все качества из группы коммуникативных, их можно определить как коммуникативные способности и эмпатия.

В результате на основе сравнительного анализа можно сделать вывод, что профессионально важными качествами психолога в первую очередь являются высокоразвитые интеллектуальные способности, нервно-психическая устойчивость, инициативность, тактичность, коммуникативные способности, эмпатия.

Аналогичным образом выполним сравнительный анализ ПВК педагогов начального образования, обобщим и составим итоговый список качеств, определим методики, с помощью которых будет изучена динамика их развития (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ ПВК педагогов, представленных в литературе и выделенных с помощью экспертов

Группа Теоретический анализ Эмпирический анализ

Интеллектуальные качества Эрудиция, образованность, знание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, возможности и перспективы их развития, умение передавать знания детям, знания по предмету «Способность разрешать конфликты, то есть находить выход их конфликтной ситуации», «Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители»

Эмоционально-волевые качества Тактичность, любовь к детям, терпение, чуткость, отзывчивость, справедливость, эмоциональность, порядочность, строгость, честность, правдивость, искренность, чувство юмора «Уравновешенность, самообладание», «Соблюдение моральных норм поведения»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные качества Доброта, доброжелательность, общительность, коммуникативность, требовательность «Умение согласовывать свою работу с работой других», «Умение формировать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе»

Мотивационные качества Любовь к профессии, интерес к педагогической деятельности, желание быть педагогом, поддержание привлекательного внешнего облика, стремление к самопознанию, рефлексии

Творческие качества Педагогическое мастерство, творческие способности, креативность «Способность разрешать конфликты, то есть находить выход их конфликтной ситуации»

В результате сравнительного анализа качеств, представленных в группе интеллектуальных, все качества можно обобщить и свести к высокому уровню устойчивости и концентрации внимания. Качества, представленные в группе эмоционально-волевых, можно отнести к нервно-психической устойчивости, тактичности. Сравнив и обобщив все каче-

ства из группы коммуникативных, их можно определить, как коммуникативные и организаторские способности. Качества, включенные в группу творческих, можно рассмотреть через креативность.

На основе сравнительного анализа можно сделать вывод, что профессионально важными качествами педагога в первую очередь являются высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, креативность, нервно-психическая устойчивость, тактичность, коммуникативные и организаторские способности.

С помощью обобщения данных сравнительного анализа все качества педагогов и психологов начального образования сведены к двум спискам основных профессионально важных качеств. Выполним сравнительный анализ полученных качеств и определим сходства и различия в ПВК психологов и педагогов (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ ПВК педагогов и психологов

№ ПВК психологов ПВК педагогов

1. Высокоразвитые интеллектуальные способности Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания

2. Нервно-психическая устойчивость Нервно-психическая устойчивость

3. Тактичность Тактичность

4. Коммуникативные способности Коммуникативные способности

5. Эмпатия -

6. Инициативность -

7. - Креативность

8. Организаторские способности

Как видно из табл. 3, психологи и педагоги должны обладать такими качествами, как нервно-психическая устойчивость, тактичность, коммуникативными способностями. Это те качества, которые роднят данные профессии.

Однако есть и специфические для каждой профессии качества. Например, психолог должен обладать высокоразвитыми интеллектуальными способностями в целом, в то время как для педагога важным является хорошо развитая устойчивость и концентрация внимания. Для педагога важно быть креативным и обладать организаторскими способностями, а психолог должен проявлять эмпатию и инициативность.

С другой стороны, педагог тоже должен проявлять эмпатию и быть инициативным, а психолог - быть креативным и иметь склонности к организаторской деятельности. Но в данном случае данные качества скорее выступают как второстепенные. Такое расхождение в важности и первостепенности качеств подтверждает предположение о том, что, несмотря на близость данных профессией, необходимо помнить о задачах, которые выстраивают специалисты, возрастных особенностях и различиях групп, в которых они работают.

Обобщая результаты теоретического и эмпирического исследования можно прийти к следующим выводам.

1. Психологи не выделяют качества, которые можно отнести к группе творческих. Это может говорить о том, что они не являются важными в процессе успешного освоения и реализации деятельности психолога. Это является главным и важным для данной работы отличительным признаком профессии психолога и педагога. Неразвитость качеств, относящихся к группе творческих, может стать основным препятствием для психолога в процессе реализации себя как учителя начальных классов. Поэтому при разработке программ обучения психологов очень важно уделять внимание не только интеллектуальным, коммуникативным и эмоционально-волевым качествам, а также и творческой стороне личности студента.

2. Экспертами-психологами было выделено несколько профессионально недопустимых качеств в деятельности психолога. Их наличие у студента может стать препятствием для успешного освоения профессиональной деятельности, а в дальнейшем и ее реализации. А наличие таких качеств у специалистов может привести к профессиональному выгоранию. Поэтому в процессе подготовки психологов эмоционально-волевой и коммуникативной сфере необходимо уделить особое внимание, так как профессионально важные и профессионально недопустимые качества, относящиеся к данным сферам, взаимосвязаны [37].

3. Педагоги начального образования не выделили профессионально недопустимых качеств, возможно потому, что идеализируют образ учителя начальных классов. Поэтому в процессе подготовки учителей особое внимание необходимо уделить тому, как они оценивают себя, свою профессиональную деятельность и образ учителя начальных классов в целом. Идеализация образа педагога в дальнейшем может привести к эмоциональному выгоранию, повлиять на самооценку специалиста и отрицательно сказаться на детском коллективе. Однако также отсутствие профессионально недопустимых качеств может быть связано с методикой преподавания, так как у каждого педагога существует индивидуальное представление о воспитании и обучении и выработан свой подход к данным процессам [37].

4. Несмотря на то что профессии психолога (преподавателя психологии) и педагога начального образования (учителя начальных классов) на первый взгляд являются очень схожими, как и сама специфика работы, которая предполагает преподавание определенных предметов, группы, в которых работают данные специалисты, различны. Главной отличительной чертой этих групп является возраст и возрастные особенности. Поэтому в списках их профессионально важных качеств существуют как сходства, так и различия. Для каждой профессии

существуют свои специфические качества. Те качества, которые для педагога являются профессионально важными, для психолога являются второстепенными и могут быть развиты недостаточно, и наоборот. Следовательно, данные профессии не могут рассматриваться как взаимозаменяемые [37].

Список литературы

1. Анцибор Ю.А. Профессиональная деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников в суворовских военных училищах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2016. - 27 с.

2. Белов В.В., Корзунин В.А Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2015.

- Т. 5. Психология. - №4. - С. 33-45.

3. Белов В. В., Белова Е.В., Корзунин В. А. Психодиагностика способностей к управленческому лидерству: учеб. пособие. - СПб., 2015. - 200 с.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с - (Современное образование).

5. Бозаджиев В. Л. Имидж психолога. - М.: Академия естествознания, 2009. -

213 с.

6. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестн. Шадринского гос. пед. ин-та. - 2015. - № 3. - С. 108-115.

7. Вазлеев В. А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 181-183.

8. Григорьева М.В. Психология труда. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.

9. Григорян А. Р. Профессионально важные качества как определяющий фактор личностного потенциала руководителя МЧС (на примере Тверского области): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2018. - 23 с.

10. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Формирование профессионально важных качеств: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017.

- 133 с.

11. Дмитриева Л.А. ПВК психологов на разных этапах профессионализации // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - №2. - С. 49-55.

12. Жукова Т.В. Динамика психологической структуры учебно-важных качеств студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2016. - 25 с.

13. Заиченко Н. У. Интегративный подход в преподавании психологии: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 384 с.

14. Зотова Т.В. Психограмма учителя начальных классов // Школа будущего. -№2. - 2014. - С. 139-143.

15. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической деятельности): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 24 с.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

17. Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с., ил.

18. Лебедева А. А. Развитие профессиональных качеств психолога консультанта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 21 с.

19. Леонов И.Н. Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя: автореф. дис. ... канд. псх. наук. - Ярославль, 2015. - 24 с.

20. Лещенко С. Г. Формирование позиции безусловного принятия другого как системного проявления профессионально важных качеств педагога (на примере подготовки учителей-логопедов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2014.

- 24 с.

21. Мазилов В.А., Вавилов Ю.П. Психологическое содержание профессионально важных качеств учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - №4.- С. 304-310.

22. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.

23. Морозова О.П. Особенности педагогической толерантности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - №2. - С. 176-179.

24. Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие / под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. - 156 с.

25. Пепина Е.А. Структурная организация профессионально важных качеств учителей общеобразовательной школы // Дошкольное и начальное образование. Современные подходы: материалы Междунар. науч. конф. «Чтения Ушинского» (г. Ярославль, 04-06 марта 2015 г.). - Ярославль: Изд-во Ярославский гос. пед. унта им. К. Д. Ушинского, 2015. - С. 191-195.

26. Петрова А. Г. Психологическая защита как профессионально важное качество педагогов-психологов в процессе профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 26 с.

27. Покладова В.А. Современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов // Мир науки, культуры, образования. - №6.

- Т. 61. - 2016. - С. 28-29.

28. Поляков А. С. Индивидуальный стиль профессиональной педагогической деятельности и факторы ее эффективности в условиях перехода на новые образовательные стандарты: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 27 с.

29. Психология менеджмента: учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 639 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

30. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 03.10.00 «Педагогика и психология» / А. В. Карпов и др.; под ред. проф. А. В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.

31. Рекешева Ф.М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестн. Новгородского гос. унив. им. Ярослава Мудрого. - № 45. - 2008. - С. 13-16.

32. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и про-фессиограммы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.: ил.

33. Стасенко В. Г. Профессия психолог в современном мире. - Воронеж: МИКТ, 2010. - 60 с.

34. Спичкин М.Ю., Баскакова Е.Ф., Томилина Е.П. Некоторые особенности профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Журнал Пробл. обеспеч. безопасн. при ликвид. послед. ЧС.

- №1 (3). - 2014. - С. 528-530.

35. Троицкая А. В. Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 58-63.

36. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности [элект. ресурс] - СПб., 2001. - иРЬ: http://asrcompany.ru/userfiles/files/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.pdf

37. Фельдман И. Л., Шайденкова Т.Н. Профессионально важные качества педагога в представлениях учителей начальных классов // Акмеология. - №3 (11). -2014. - С. 56-60.

38. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 с.: ил.

39. Шубина Е.В. Динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов на разных стадиях профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 26 с.

40. Щиглинская А. В. Компетенции и личностные качества педагога начального образования (учителя начальных классов) // XXII Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2018 г.) - СПб., 2018. -С. 207-211. - иКЬ: https://elibrary.ru/download/elibrary_32873211_50447213.pdf (дата обращения: 02.09.2018)

41. Щиглинская Профессионально важные качества будущего психолога // Психология XXI века. Актуальные проблемы современной психологии: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2017 г.) - СПб., 2017. - С. 67-71. - иш_: https://elibrary.ru/download/elibrary_32708307_33948495.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

42. Щиглинская А. В. Профессионально важные качества и компетенции психолога (преподавателя психологии) // XXII Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2018 г.). - СПб., 2018. - С. 211-215. - иРЬ: https://elibrary.ru/download/elibrary_32873212_16109444.pdf (дата обращения: 02.09.2018).

43. Щиглинская А. В. Сравнительный анализ профессионально важных качеств преподавателя психологии и учителя начальных классов // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 2018 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 160-164.

Статья поступила: 14.10.2019. Принята к печати: 12.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.