Научная статья на тему 'Профессионально-ценностные особенности подготовки бакалав- ров по рекламе и связям с общественностью'

Профессионально-ценностные особенности подготовки бакалав- ров по рекламе и связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Череднякова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ценностные особенности подготовки бакалав- ров по рекламе и связям с общественностью»

если студент не продолжит свою профессиональную деятельность в качестве учителя.

В итоге работы были рассмотрено творчество преподавателей и студентов в выставочной деятельности. Выделены критерии, показатели и уровни сформированности творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства. Проанализированы виды творческой выставочной деятельности.

Это исследование помогло определить сложение жанрово-видовой личностной системы творчества, основных его тематических направлений, особой стилистики, мотивации для дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986. — 40 с.

2. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. — Л.: ЛГУ, 1980. — 202 а

3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: ГП Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - 264с.

4. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. 1994.

— 95 с.

5. Отич А.Н. Искусство в системе развития творческой индивидуальности будущего педагога профессионального обучения: теоретический и методический аспекты. Черновцы: Зеленая Буковина, 2009.

— 752 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

7. Электронный журнал «Педагогика искусства» http://www. art-education.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Череднякова Анна Борисовна

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации», г.Челябинск

При выстраивании траекторий обучения личности, среды по какой-либо специальности, необходимо осуществить анализ профессии как таковой, мы воспользуемся системой анализа основанной на нескольких позициях и определим следующие аспекты:

- профессия как общность;

- профессия как область приложения сил;

- профессия как деятельность и область проявления личности;

- профессия как проявление трудовых функций через знания, умения, навыки и компетенции. Рассмотрим с обозначенных позиций достаточно

новую и приобретающую особую популярность в сфере информационного развития общества профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью.

Появление профессии как общности связано с историческими этапами ее развития и изучения как явления в целом.

Анализ научной литературы по проблемам связей с общественностью (далее PR) подтверждает результативность исследовательских изысканий в различных отраслях социально-гуманитарного знания. В современной отечественной и западной литературе насчитывается свыше тысячи различных дефиниций PR.

Анализу сущности общественного мнения посвящены исследования известных зарубежных и отечественных ученых - П. Бурдье, Д. П. Гавры, Б. А. Грушина, Г. Лебона, У. Липпмана, Э. Ноэль-Нойман, Г. Тарда.

Разработан целый ряд авторских моделей коммуникаций, имеющих важный прикладной аспект для решения профессиональных PR-задач: модель двухступенчатого потока коммуникации Э. Каца и Р. Лазарсфельда, модель когнитивного диссонанса Л. Фестингера, «установление повестки дня» М. МакКомбса и Д. Шоу, модель оценивания акторов Ю. Руша и Г. Бетесона, модель «спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман, модель «инновационной диффузии» Э. Роджерса, модель «горячих» и «холодных» средств коммуникации М. Маклюэна.

Заметный вклад в развитие концепций постиндустриального общества в контексте коммуникативных технологий внесли Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, М. Маклюэн, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, А. Турен, У. Эко.

Ключевой категорией внутриорганизационной концепции PR является понятие организации, изучению которой в контексте социологического знания посвятили свои работы П. Блау, М. Вебер, М. Крозье, Р. Лайкерт, А. Фай-оль, Г. Эмерсон. Из российских ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем теории организаций, следует назвать Н. И. Лапина, Г. В. Осипова, А. И. Пригожина [9].

Востребованность специалистов в сфере маркетинговых коммуникаций можно обосновать следующими данными. В 1905 году в университете Нью-Йорка был впервые прочитан курс «Реклама». Сегодня в США готовят не узких специалистов-рекламистов, а менеджеров по маркетинговым коммуникациям. Их подготовку осуществляют 148 университетов и колледжей, это около 97 тысяч студентов. Образование в России характеризуется приблизительно схожими цифрами [1].

По направлению реклама и связи с общественностью готовят в России 317 вузов, из которых Москва - 66 вузов, Санкт-Петербург - 24 вуза, Самара - 13 вузов, Челябинск - 9 вузов, Казань - 7 вузов, Новосибирск - 6 вузов, Омск - 6 вузов, Краснодар - 6 вузов, Нижний Новгород - 5 вузов, Уфа - 5 вузов, Саратов - 5 вузов, Ростов-на-Дону - 5 вузов.

Рейтинг специальности в 2014 году составил 71,9 баллов из 100 возможных, место в рейтинге она уступала лишь специальностям государственное и муниципальное управление, менеджмент, юриспруденция и бизнес-информатика. Рейтинг формируется на основании интереса пользователей портала moeobrazovanie.ru, при расчете рейтинга учитываются поисковые запросы пользователей. В России действует Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) - крупнейшая профессиональная ассоциация, объединяющая ведущих участников рынка рекламы и маркетинговых коммуникаций.

Для изучения причин, побуждающих поступать в вуз в 2008 - 2011 гг., было обследовано 86 студентов в возрасте от 19 до 21 года, обучающихся по специальностям «Реклама» и «PR». Исследование показало, что на первое место студенты выдвигают прагматическую причину получения высшего образования — желание получить диплом о высшем образовании (92,2 %). Далее следует причина личностного характера — приобретение прочных знаний (37,6 %). На третьем месте - желание угодить родителям (29,4 %). Как показывают результаты исследования, среди причин, определяющих главные мотивы обучения в вузе, в том числе и самообразования, современного студента на первых местах нет желания самореализоваться. Сочетание «прагматичных», «профессиональных» мотивов и мотивов «личностного престижа» меняется от курса к курсу. На третьем курсе появляется сочетание «профессионального» с мотивом «личностного престижа» [2]. Для определения профессии как области приложения сил обратимся к ряду документов, регламентирующих особенности подготовки по направлению «Реклама и связи с общественностью» (Р и СО).

В основу термина «подготовка» в первую очередь входит - понимание мер в ожидании чего-либо, далее под этим понятием подразумевается - тренировка или обучение и, наконец, запас знаний и навыков, как способности выполнять определенную работу [10]. В соответствии с последним заключением, в качестве основного результата подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью, следует рассмотреть готовность бакалавров по рекламе и связям с общественностью к профессиональной деятельности в качестве менеджера по маркетинговым технологиям. Ведущим направлением маркетинговых технологий принято считать маркетинговые коммуникации. Реклама и связи с общественностью являются основными средствами маркетинговых коммуникаций современной компании с ее микро- и макроокружением и задача менеджера по маркетинговым коммуникациям обеспечить благожелательные и плодотворные взаимосвязи предприятия и рынка.

Федеральный государственные образовательный стандарт третьего поколения представляет целый ряд компетенций общекультурного и специального плана для бакалавров по рекламе и связям с общественностью: готовность к кооперации коллегами, готовность к работе в коллективе (ОК - 3); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК - 6); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК - 8). В стандарте так же указаны осуществляемые виды деятельности бакалавром по рекламе и связям с общественностью: организационно-управленческая деятельность, проектная деятельность, коммуникационная деятельность, рекламно-информационная деятельность, рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность [12].

Так профессии, специализирующиеся в сфере массовых коммуникаций, связаны с активным воздействием на мотивационно-ценностную сферу людей, т. к. их деятельность (если ее рассматривать в прагматическом плане) осуществляется с целью побуждения целевых групп к совершению определенных действий [3]. Это, с одной стороны, предъявляет к данным профессиям повышенные требования к овладению знаниями механизмов коммуникативного, и в том числе массово-коммуникативного, воздействия, но вместе с тем выдвигает проблему другого плана, являющуюся острейшей проблемой современности, - проблему социальной ответственности за

свои действия, а также за продукты своей интеллектуальной и креативной деятельности, предназначенные для широких слоев населения [7].

В описании профессии как области проявления личности, в большей мере, специалистами исследуется круг ответственности.

Кризис традиционных способов взаимодействия с целевыми аудиториями, переизбыток информационного воздействия, развитие 1Т-технологий изменило психологию современного потребителя и потребовало от современных компании больших усилий завоевания его внимания в условиях жесточайшей конкуренции. Коммуникационный рынок - одна из отраслей, наиболее ощутимо испытывающая на себе изменения, происходящие в экономическом пространстве. Сокращение рекламных бюджетов, высокий уровень конкуренции определяют необходимость поиска новых способов коммуникаций с клиентами. Возрастающее доверие к Интернету, донесение информации через социальные сети, блогосферу, позволяют коммуникациям выйти на новый уровень - уровень общения с клиентами «от первого лица».

Менеджер по маркетинговым коммуникациям способен обеспечить эффективность коммуникационного воздействия за счет формирования грамотного продвижения товаров, услуг, торговой марки (бренда), имиджа компании и ее лидера. Одной из основных функций менеджера по маркетинговым коммуникациям является разработка коммуникационной стратегии и подготовка и проведение конкретных мероприятий по каждому составляющему комплекса коммуникаций.

Бакалавр по рекламе и связям с общественностью, для осуществления профессиональной деятельности, по мнению работодателей, должен обладать следующими компетенциями: управленческие и коммуникативные навыки, креативные способности, владении знаниями и навыками программного обеспечения, знание графических программ, умения управлять веб-проетами, знания английского языка, коммуникабельность, грамотная устная и письменная речь, высокая этика делового общения. Последнее требование актуализируется в социально-культурной направленности профессиональной деятельности бакалавра в области рекламы и связей с общественностью, готовности нести ответственность перед компанией и перед обществом за осуществляемую профессиональную деятельность, так как маркетинговые коммуникации имеют уникальные коммуникационные характеристики, ведущие из которых это психологическое воздействие, общественный характер, небеспристрастность, массовость охвата, внушение социально-значимых мыслей.

На бакалавров направления реклама и связи с общественностью возлагаются сложные задачи, требующие принятия незамедлительного и эффективного решения путем создания атмосферы взаимопонимания и согласия, коммуникации, ориентации в процессе реализации профессиональной деятельности.

Особую роль среди профессиональных качеств и функций бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью ученые отводят коммуникативной компетентности, умениям работать со смыслом и с информацией [4].

Деятельность бакалавра по рекламе и связям с общественностью, как будущего менеджера по маркетинговым коммуникациям, предполагает серьезную социальную ответственность. Следовательно, в процессе подготовки бакалавра по рекламе и связям с общественностью следует сделать акцент на формировании профессиональных ценностей. Везде, где профессиональная деятельность связана с высоким уровнем социальной

ответственности, к представителям этого вида деятельности предъявляются высокие нравственно-этические качества.

В исследованиях Ю. В. Вертакова и др. [6] также отмечено, что специфика рассматриваемой профессии состоит в управлении общественными отношениями, поэтому выпускник должен знать требования корпоративной этики, установленные кодексами профессионального поведения. Нарушение этических стандартов опасно для общества потому, что пиарология опирается на знание психологических методов воздействия на массовое сознание. Отсюда значимость социальной ответственности профессии, в основе которой - соблюдение принципов корпоративной этики, достоверности передаваемой информации, сохранение конфиденциальности получаемых материалов [8].

Широкий круг ответственности накладывает отпечаток на требования к подготовленности к профессии, определенные в компетенциях специалиста.

В исследовании О. А. Плотниковой указывается на значимость проектной компетенции бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», которая понимается как интегративно-личностная характеристика, включающая ценностный, познавательный, прагматический и поведенческий компоненты, обеспечивающие эффективное выполнение проектной деятельности с ориентацией на профессиональные и общечеловеческие ценности. При этом ориентация на профессиональные и общечеловеческие ценности рассматривается, во-первых, как учет этих ценностей в процессе работы над проектами, и, во-вторых, - как необходимость создания в рамках проектной деятельности продукта, представляющего собой профессиональные и общечеловеческие ценности [9].

Коммуникативная компетентность представляет собой совокупность профессиональной заинтересованности, мотивации к достижению творческой задачи, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, способности анализировать полученную информацию, выбирать главное и второстепенное, умений критически оценивать собственную коммуникативную деятельность [10].

Повышение данной компетенции возможно за счет практической и теоретической эффективной коммуникации с людьми; изменения ограничивающих себя убеждений, комплексов и других проблем; закрепления позитивных состояний; копирования стратегий успешных людей в ситуации делового взаимодействия [5].

Информационные компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью связаны с его умением работать с информацией посредством новых информационных технологий с целью решения с их помощью профессиональных задач.

Для приобретения информационных компетенций будущим студентам направления «Реклама и Связи с общественностью» необходимо изучение не только такой базовой дисциплины математического и естественнонаучного цикла, как «Информатика», но и профессиональных дисциплин, обогащение которых возможно за счет таких дисциплин как: «Электронное государство», «Компьютерные технологии в рекламе и связях с общественностью», «Математическая статистика», «Компьютерная графика и дизайн», «Основы проектной деятельности», «Веб-журналистика и блогинг», «Социальные сети в Интернет», «Технология видеофильма», «Информационная безопасность и защита информации» и др. При организации образовательного процесса необходимо при-

нимать во внимание междисциплинарные связи для повышения качества формирования информационных компетенций [5].

При всей целесообразности данного способа подготовки, нельзя не упомянуть о сокращении аудиторных часов и увеличении часов для самостоятельной работы студентов. Задача преподавателя, в этом случае, сформировать, помимо знаний умений и навыков, установку на саморазвитие, профессиональное самоопределение, стремление к совершенствованию себя, поиска себя в профессии и в жизни. Умение фокусироваться на будущем, на смысле, осознании этого смысла рассматривал в своей книге В. Франкл [11]. По его мнению, смысл - уникален, специфичен и должен быть найден и осуществлен только самим человеком, тем самым удовлетворяя свою собственную волю (стремление) к смыслу. Изначально формируемый имидж всегда нацелен на успех, но как писал В. Франкл: «Не ставьте себе целью успех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу...» и это дело, также как и имидж должны служить на благо общества, оправдывая свое существование для мира.

Отсюда, интегративной составляющей профессиональной культуры и общей культуры личности выступает имиджевая культура бакалавров по рекламе и связями с общественностью.

Список литературы:

1. Абакаров, М. И. Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования в России [Текст] / М. И. Абакаров // Вестник дагестанского научного центра РАО. - №4. - 2013. -C.9-14.

2. Авдюкова, А. Е. Особенности мотивации к самообразованию у студентов специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью» в процессе учебной деятельности в вузе [Текст] / А. Е. Авдюкова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 45 - 48. Азарова, Л. В. Тенденции развития PR-деятельности в России и новые подходы к подготовке специалистов в сфере коммуникаций [Текст] / Л. В. Азарова, Р. Ю. Почекаев // Изв. ЛЭТИ. -2008. - №1.

3. Бедарева, А. В. Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью [Текст] / А. В. Бедарева, В. В. Кольга // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. -№ 2 (24). - С. 83-87.

4. Брегман, Г. Захватывающий текст и ВАК [Электронный ресурс] / Г. Брегман, И. Гоз // Psychology online Russia, март 2000. - Режим доступа: http://www.psycho.all.ru/nlpwrite.htm - 15.03.00.

5. Вертакова, Ю. В. Связи с общественностью [Текст]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - Старый Оскол: ТНТ, 2012. - 213 с.

6. Гапонова, С. А. Медиакомпетентность как профессионально важное качество специалистов по связям с общественностью и рекламе [Текст] / С. А. Гапо-нова, Н. Г. Воскресенская // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 89-95.

7. Дробышев, А. В. Формирования социокультурной компетенции студентов по специальности «реклама и связи с общественностью» как средство межкультурного общения [Текст] / А. В. Дробышев // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3-2. - С. 29-31.

8. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология». - 2011. - № 9. - С. 136 - 143.

9. Плотникова, О. А. Принципы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «реклама и связи с общественностью» [Текст] / О. А. Плотникова //

Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 3. - С. 116 - 121.

10. Федеральный государственный обрзовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра «Менеджмент» [Текст]. - М., 2010. - 31 с.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Череднякова, А. Б. Анализ содержания подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и компетенций как оснований его проектирования [Текст] / А.Б. Череднякова // Вестник ЮУрГУ. Серия: образование, педагогические науки - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - С. 109 - 114.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Чернышева Елена Ивановна

Кандидат пед. наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежского

государственного педагогического университета

Современный педагогический вуз - это образовательное учреждение, позволяющее готовить конкурентоспособных, компетентных специалистов - будущих педагогов, подготовленных к решению профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности.

В Воронежском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка будущих учителей технологии, обладающих исследовательской культурой, социально-значимыми качествами личности, способных к постоянному самообразованию. Не вызывает сомнений, что учитель технологии сегодня должен идти в ногу со временем, быть творческим, инициативным, интересным для своих учеников.

Несмотря на высокий уровень преподавания дисциплин, профессорско-преподавательский состав не может автоматически обеспечить качественно высокий уровень овладения студентами необходимыми компетенциями. Профессиональное становление наиболее успешно осуществляется в процессе самообразования, поэтому необходимо переориентировать задачи обучения с сообщения обучаемым суммы знаний на выработку умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельная работа рассматривается нами как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого студенты смогут осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.

Анкетирование студентов первого курса позволило выявить факторы, влияющие на их интерес к самостоятельной работе в учебном процессе:

- внешние факторы: личность преподавателя, приемы, используемые преподавателем: проектная деятельность, элементы развивающего и проблемного обучения, одобрение, пример людей, добившихся успеха, привлечение новейших достижений науки и техники, показ практической значимости материала и др.;

- внутренние факторы: познавательней интерес, социально значимые мотивы (свое место в жизни, осознание значения знаний, самоусовершенствование), профессиональный интерес, связь с жизнью,

обучением школьников различным технологиям обработки материалов.

Опираясь на выявленные мотивы, преподаватели отбирают учебный материал для занятий, готовят индивидуальные и коллективные задания, направленные на формирование основных самообразовательных умений студентов:

- осознание личностью потребности в знаниях, определение цели, рациональное планирование самостоятельной работы;

- овладение умениями целостного представления содержания изучаемого;

- понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира и в профессиональной деятельности;

- определение средств и способов самостоятельной работы;

- умения рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности;

- умения сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;

- умения самостоятельно выполнить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями [1, 3].

Одной из важных задач преподавателей следует считать активную помощь студентам в овладении методами систематической самостоятельной работы, в ее планировании, организации и повышении эффективности. Преподаватель должен выступать в роли консультанта, советчика, привлекать студентов к совместному анализу выполненной работы, приучать их к само- и взаимоконтролю.

Действенность самостоятельной работы студентов во многом зависит от ее организации и методического обеспечения, необходимых программ, учебно-методических комплексов, методических разработок и рекомендаций по учебной дисциплине. Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.