УДК 316.346.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПЕНСИОНЕРОВ: ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Ж. В. Петрова
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению специфики социально-экономической политики государства в отношении профессионально-трудовой занятости пенсионеров по возрасту. Определены и содержательно охарактеризованы инновационные стратегии содействия занятости вышедших на пенсию граждан. Ключевые слова: инновация, социальная политика, профессионально-трудовая занятость, пенсионер.
Professional and Labour Employment of Pensioners: Gerontological Direction of Social Policy
Zh. V. Petrova
The article is devoted to the study of specific socio-economic policy of the State with respect to vocational and employment of retirees by age. Defined and meaningful are characterised by innovative strategies to promote the employment of retired citizens. Key words: innovation, social policy, vocational and employment, pensioner.
DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-156-160
Трансформационные процессы, произошедшие в последние десятилетия, определили первостепенные задачи социально-экономической политики государства в отношении категории пожилых граждан. В связи с увеличением удельного веса лиц старших возрастов возрастают их социальная значимость в обществе и степень их влияния на общественные процессы1. Данная группа населения традиционно стала относиться к группе риска, так как уровень и качество жизни этой категории все чаще характеризуются как находящиеся на, а чаще даже за гранью бедности. Современные социально-экономические реалии транслируют необходимость решения обостряющихся проблем старших возрастных групп. Общечеловеческие гуманистические ценности являются фундаментом политических решений и конкретных мер помощи пенсионерам на межгосударственном и национальном уровнях. В отношении граждан, прекративших профессионально-трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, вопросы содержания и приоритетности мер государственной социальной политики находятся в прямой зависимости от специфики социально-экономического развития страны и определяются научно обоснованным критерием,
характеризующим остроту и значимость выдвигаемых в сложившейся социально-экономической ситуации проблем, исходя из материальных и целого ряда других ресурсов государства.
Социальное обслуживание пожилых людей, ориентированное только на возможность предоставления услуг, преследующих цель, заключающуюся в обеспечении максимально возможной независимости жизни пожилых людей в своем собственном доме, предоставлении тех или иных льгот, содействии посредством различных социальных служб разовому решению возникающих проблем, не является сегодня достаточно эффективным и не дает переступившим пенсионный порог людям возможности оставаться активными и полезными гражданами. Обостряющиеся вопросы финансовой незащищенности вследствие крайне низкого размера пенсий создают условия для снижения качества жизни пожилых людей. Обзор данной проблемы нельзя осуществлять односторонне, анализируя ее только с позиции необходимости поддержания и защиты пожилых граждан. Увеличивающаяся численность пенсионеров представляет собой существенную нагрузку на государственный аппарат и требует детального анализа и поиска инновационных стратегий социальной политики, направленных на решение проблем пожилых людей не только за счет средств, выделяемых на их содержание и обеспечение, но и за счет содействия их интеграции в общество посредством социальной, экономической, в том числе и трудовой активности.
Профессионально-трудовая занятость вышедших на пенсию граждан, несмотря на достаточно пристальное внимание, выдвигает множество еще не разрешенных задач и определяет все новые и новые перспективы рассмотрения данного вопроса. Например, традиционное определение возрастного периода жизни после 55-60 лет как старости в современных условиях не может считаться правомерным. Этот факт подтверждается общим увеличением жизни после достижения 5 5-летнего возраста, с одной стороны, и длительным периодом физической, профессиональной и эмоциональной сохранности вышедших на пенсию граждан - с другой. При этом само значение понятия «пожилое население» так и не получило в современной науке однозначного определения. Несмотря на большое количество научных работ, раскрывающих проблемы граждан старшего поколения и уделя-
© Петрова Ж. В., 2017
ющих огромное внимание различным социальным феноменам, закономерным с точки зрения процесса постарения общества, четкого разграничения между терминами «старый» и «пожилой» так и не произошло, идентификационные характеристики социальной группы пожилых так и остались до конца не изученными.
Анализируя данный аспект вопроса, необходимо выявить и определенные гендерные аспекты. Если исходить из общепризнанного мнения, что нижнюю границу пожилого возраста можно идентифицировать с момента выхода на пенсию (для женщин - 55 лет, для мужчин - 60), то мужчины пожилого возраста «попадают» в данную категорию на пять лет позже. Примерно треть мужчин выходят на пенсию досрочно, в возрасте 55 лет, в связи со спецификой трудовой деятельности, осуществляемой во вредных условиях. Таким образом, достигая возраста 55 лет, мужчины в течение еще пяти лет пополняют категорию среднего возраста. Еще одним интересным фактом выступают многочисленные исследования, свидетельствующие о высокой сохранности женского организма и здоровья в течение всей жизни, с чем связано и то, что средняя продолжительность жизни у женщин больше. Прежние стереотипные представления о пенсионерах как иждивенцах опровергаются индивидуальными возможностями, способностями и желанием большинства пожилых людей продолжать трудиться на прежнем месте или заниматься иной социально продуктивной деятельностью в весьма преклонном возрасте. При этом большая часть граждан, подходя к пенсионному возрасту, по-прежнему чувствуют силу и энергию и совсем не желают прекращать работать. Насыщенный образ жизни заставляет весь организм работать на привычной волне. Геронтологические риски представляются жизненными ситуациями, в ко -торые попадают или могут попасть в перспективе пожилые мужчины и женщины в современном обществе, так как располагают различными социальными ресурсами, имеют неоднородные интересы и исполняют различные социальные роли. Перспектива остаться после достижения пенсионного возраста без работы является одной из самых распространенных ситуаций риска в современном российском обществе.
Возможности государства в удовлетворении потребности в трудовой деятельности крайне низкие и, несмотря на все существующие законодательно установленные нормы, во многом зависят от возраста, здоровья, занимаемой должности, взаимоотношений между коллегами. Следует учитывать тот неопровержимый факт, что главным регулятором общественной жизни выступает государственная власть, поскольку именно она утверждает начала законности, равенства и свободы. При этом в отношении вышедших на пенсию граждан реализация государственной социальной политики сталкивается с необходи-
мостью разрешения некоторых вопросов общего и частного характера, среди которых необходимо выделить следующие: административные (отсутствие четкой концепции обеспечения жизнедеятельности пожилых людей, проблемы, связанные с изменениями законодательных актов и иных нормативно-правовых документов, затруднения координации деятельности специальных служб в интересах пожилых людей и т. д.); частные (географическая, территориальная доступность мероприятий, физическая возможность присутствия на них конкретного индивида). Все это в определенной степени оправдывает недостаточность и на сегодняшний день довольно низкую эффективность предпринимаемых государством шагов, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, положение которых по сей день достаточно критично и требует проведения значительной работы соответствующими службами. В связи с усилением внимания к проблеме старения делается акцент на необходимости сохранения статуса пожилых людей как социально активных членов общества.
В рамках социально-экономической политики государства в сфере профессионально-трудовой деятельности пенсионеров по возрасту необходимо осуществить комплекс мер, направленных на юридическую защищенность прав и закрепленных законодательством интересов пожилых граждан, а также на превенцию дискриминационных практик по возрастному признаку в профессионально-деловой сфере. Существующую базу законоположений, защищающих всех граждан, следует дополнить нормами по поддержанию прав пожилых лиц, нуждающихся в особой защите в виду того, что данная категория лиц может быть охарактеризована как группа риска.
Таким образом, обоснованной представляется обоюдная зависимость пенсионеров по возрасту от государства и государства от лиц, достигших пенсионного возраста. Вовлечение самих пожилых людей в решение собственных проблем и проблем сверстников, усиление их социальной активности, внедрение инновационного принципа социального партнерства в жизнь городского сообщества, основанного на обоюдной зависимости предприятий и организаций различных форм собственности, объединяющих свои усилия с пожилыми людьми и сообща продвигающихся к достижению поставленных целей, представляется оптимальным способом решения озвученной проблемы. Данная стратегия, с одной стороны, позволит пожилым людям оставаться активными членами профессионально-трудовой сферы, с другой - снизит нагрузку на государство, предоставляя вышедшим на пенсию гражданам самостоятельно решать существенную часть возникающих проблем как материальной, так и духовной сферы.
Это доказывают и результаты исследования, проведенного автором в 2014-2016 гг. в городах
Саратове, Марксе, Пензе, Тольятти, посвященного мотивации пролонгирования профессионально-трудовой деятельности достигших пенсионного возраста граждан. Исследование было проведено при помощи метода анкетного опроса с применением методики многоступенчатого квотно-пропорционального отбора. При формировании выборочной совокупности учитывались пол и возраст респондентов. Объем выборки составил 1200 респондентов. В анкете участникам предлагалось выбрать несколько ответов, поэтому общая сумма процентов больше 100. При анализе полученных результатов были выявлены следующие отличия.
Пролонгирование профессионально-трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста определяют как необходимый фактор дальнейшей жизнедеятельности 84,2% опрошенных. Доход от профессиональной трудовой деятельности является превалирующим и позволяет гражданам самостоятельно себя обеспечивать. Данный вывод обосновывается результатами анализа ответов респондентов на вопрос «Какие из представленных источников дохода Вы считаете для себя возможными после выхода на пенсию?». Среди предложенных пяти позиций ответы респондентов распределились следующим образом: «продолжение профессионально-трудовой деятельности на прежнем месте» - 61,7%, при этом 32,9% сотрудников предполагали возможность понижения в должности, работу на 0,5 ставки; «поиск нового вида трудовой деятельности», развитие «своего дела» - 22,5% граждан; «государственная пенсия» выступила одним из источников дохода у 89,9% опрошенных, при этом только 51,7% считали ее основным источником; «помощь близких родственников» являлась возможным средством жизнедеятельности для 19,6% респондентов; «личные сбережения» рассматривали как возможный резерв 10,8% граждан.
Большинство опрошенных рассматривали профессионально-трудовую деятельность как не-отьемлемую часть своей жизни. При этом были выявлены следующие мотивационные отличия: процентное соотношение ответов на вопрос «Что для Вас является стимулом к продолжению профессионально-трудовой деятельности?» менялось в зависимости от возрастных границ респондентов: от 67,3% в группе 55-60-летних до 32,4% среди опрошенных 60-65 лет. Это объясняется, с одной стороны, низким уровнем установленной государством пенсии, с другой - высокой трудовой активностью в течение первых пяти лет после достижения пенсионного возраста для мужчин и женщин и необходимостью обеспечивать материальную поддержку детей и внуков. При этом категория респондентов, выбравших ответ «продолжаю работать, чтобы иметь средства к существованию», превалировала и составляла 64,8%. Второе и третье места определили ответы респондентов «работа явля-
ется возможностью повышения социального статуса, позволяет сохранять активную жизненную позицию» - 48,2%, «необходимость оказывать материальную помощь детям и внукам» - 46,9%.
Примерно треть опрошенных в качестве факторов, способствующих стимулированию трудовой активности, отдали первенство вариантам «содействие государства в продолжении профессионально-трудовой деятельности» и «ориентация работы служб занятости, адресная работа по трудоустройству с вышедшими на пенсию гражданами». Количество респондентов, выделивших отмеченные варианты составило 39,2 и 39,7% соответственно.
Подавляющее большинство принявших участие в анкетировании граждан планировали продолжение профессиональной деятельности по специальности после выхода на пенсию. Ответы на вопрос «Какие виды профессионально-трудовой деятельности, на Ваш взгляд, возможны для пожилых людей на пенсии?» распределились следующим образом: вариант «продолжение прежней профессиональной деятельности по специальности» выбрали 69,1% опрошенных, «работа по новой, полученной после выхода на пенсию специальности (переобучение)» сочли возможной для себя 41,1% респондентов, готовы трудиться по «инновационным формам занятости (работа по удаленному доступу, гибкие формы занятости и работа на дому, периодическая сезонная занятость и т. д.)» 39,9% граждан. Этот момент является подтверждением того, что значительное место в структуре ценностных ориентаций вышедших на пенсию граждан по-прежнему отдается трудовой деятельности. Интересным в процессе проведенного исследования стал тот факт, что около половины респондентов считали значимой и возможной профессионально-трудовую деятельность, связанную с оказанием помощи и услуг старшей возрастной группе. Об этом свидетельствует распределение ответов на вопрос «С какими возрастными группами населения Вы предпочли бы работать в рамках своей профессии или в случае получения новой специальности (переобучения)?». Вариант «готов(а) работать со всеми возрастными группами населения» выбрали 53,2% респондентов, «хотел(а) бы посредством профессиональной деятельности обеспечивать взаимосвязь между поколениями» - 31,6%, «считаю важным в рамках профессиональной деятельности оказывать помощь и поддержку людям старшей возрастной группы» - 49,2% респондентов. Последний показатель в ходе проводимого исследования представляется очень важным, поскольку позволяет посредством задействования пожилых граждан в профессионально-трудовой деятельности не только способствовать сохранению межпоколенческого диалога, но и решать многие социально-экономические проблемы пожилых людей с помощью самих же представителей данной возрастной группы. Данная стратегия
является инновационной и пока не находит активного внедрения, хотя ее истоки имеют давнюю историю своего существования (советы старейшин, профсоюзные организации ветеранов на предприятиях и т. д.). Обладая значительным профессиональным опытом и имея огромные знания в рамках целого ряда специальностей, многие вышедшие на пенсию граждане могли бы оказывать услуги своей категории граждан (юридические консультации, составление и ведение документации, профессиональное обучение и переобучение, а также обеспечение досуга пожилых людей). Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «Какие виды профессионально-трудовой деятельности Вы считаете приемлемыми для себя?». Возможность оказывать различные «консультационные услуги» в сферах своей прежней профессиональной деятельности выбрали 63,2% респондентов, «ведение документации, составление отчетов» отметили 49,6% опрошенных, «услуги в сфере образования» готовы оказывать 41,3%, работать в сфере «оказания социальной помощи и поддержки различных категорий граждан» выразили готовность 30,2%, заниматься организацией «сферы досуга и культурно-массовых мероприятий» - 22,8% опрошенных.
Пожилые люди в силу целого ряда причин вынуждены продолжать трудиться после выхода на пенсию. И эффективность проводимых государством мер по обеспечению возможности вышедшим на пенсию гражданам пролонгировать свою профессионально-трудовую деятельность, применение инновационных форм и методов интеграции представителей позднего возраста в трудовое пространство может выступать одним из показателей продуктивности процесса управления государством. Потребность в содействии на государственном уровне профессионально-трудовой занятости пенсионеров по возрасту, необходимость разработки инновационных стратегий и внедрения инновационных форм занятости вышедших на пенсию граждан отмечают почти все респонденты. Это доказывают ответы опрошенных на вопрос «Какие из перечисленных вариантов содействия профессионально-трудовой деятельности вышедших на пенсию граждан Вы считаете значимыми?». «Внедрение инновационных форм занятости (гибкий график работы, возможность выполнения профессиональной деятельности вне рабочего места, периодическая (сезонная) занятость)» было актуально для 94,7% опрошенных; «необходимость расширения спектра образовательных услуг в сфере повышения квалификации и переквалификации» назвали приоритетной 59,1% граждан; «гибкие формы кредитования, льготы для начинающих «свое дело» определяли необходимым фактором 29,7% граждан.
Результаты проведенного исследования позволяют судить о преобладании у сотрудников пенсионного возраста установки на пролонгирование профессиональной деятельности. Имея
желание, возможность, а самое главное, продиктованную самой социально-экономической ситуацией необходимость в сохранении трудовой активности, достигшим пенсионного возраста гражданам необходимо чувствовать поддержку государства и рассчитывать на готовность пойти навстречу их возможностям и жизненным потребностям. Именно поэтому обращение взгляда государственных структур на проблемы пожилых граждан, разработка инновационных подходов и стратегий в сфере профессионально-деловой занятости граждан, достигших пенсионного возраста, позволят не только снизить нагрузку на государство, но и дать возможность вышедшим на пенсию гражданам оставаться активными членами социума.
В связи с вышесказанным необходимо определить и содержательно охарактеризовать следующие инновационные стратегии государственной политики.
1. Разработка и внедрение адресных нормативно-правовых рамок для содействия в пролонгировании профессионально-трудовой деятельности пенсионеров по возрасту. Это позволит избежать дискриминационных практик при приеме на работу и непосредственно в процессе осуществления повседневной профессиональной деятельности сотрудников. Законодательные нормы должны закреплять специфику осуществления профессиональной деятельности сотрудников пенсионного возраста, учитывать необходимость чередования времени труда и отдыха, регламентировать работы по гибкому графику, возможности выполнения определенных профессиональных видов деятельности на дому, работу по удаленному доступу, периодическую сезонную занятость и т. д.
2. Формирование информационно-образовательной среды, условия которой соответствуют потребностям вышедших на пенсию граждан. Внедрение профессиональных тренингов, позволяющих проявить свои знания и деловые качества, образовательных программ, нацеленных на процесс адаптации к новым формам трудовой занятости. Формирование общепрофессиональных компетенций, способствующих раскрытию новых профессиональных возможностей сотрудников третьего возраста. Поддержание инициатив, содействующих продуктивному диалогу между поколениями в профессионально-деловом пространстве.
3. Развитие консультационных и кредитных практик целевой поддержки предпринимателей пенсионного возраста. Данное направление социальной политики государства позволит пожилым гражданам обрести экономическую независимость, оставаться интегрированными в трудовую среду. Консультативные практики могут проводиться в форме семинаров, лекций, мастер-классов (с привлечением юристов) и раскрывать специфические стороны предпринима-
тельства. Возможность воспользоваться гибкой системой кредитования, более длительными сроками погашения кредитов, снижением процентных ставок позволит пенсионерам обрести уверенность в собственных силах, повысить самозанятость данной группы населения.
4. Разработка и внедрение социально ориентированных проектов, социальных инициатив и повседневных практик в интересах пожилых людей с участием некоммерческих организаций, бизнес-структур. Это позволит в дальнейшем стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию людей старшего поколения, так как будет способствовать развитию инновационных форм социального обслуживания, в том числе различных образовательных и досуговых программ: во-калотерапии, фототерапии, социального туризма, творческих мастерских, литературно-музыкальных объединений, конкурсов, спортивно-оздоровительных мероприятий и т. п.; создавать условия для самореализации вышедших на пенсию граждан и содействовать продлению активного периода их жизни, в том числе посредством вовлечения данной группы населения в различные формы активного и познавательного досуга.
5. Усиление внимания государственных структур и общества в целом к социальной проблеме взаимной интолерантности, превенции дискриминации по возрасту и конфликтов поколений. Одна из глобальных задач современной социально-экономической политики государства состоит в формировании в обществе уважения к «личности пожилого человека»; обеспечении поддержки наиболее уязвимых категорий пожилых людей, основанной на консолидации ответственности государства и общества. Рационализация государственной политики, обращение внимания на возрастные аспекты профессионально-трудовой деятельности будут в перспективе способствовать снижению дисбаланса социальной уязвимости, повышению социальной компетентности граждан указанной возрастной категории, помогут развивать способности установления социальных контактов и взаимодействия в различных, в том числе профессиональных социальных группах. Пожилые люди получат возможности творческой самореализации, личностного самоопределения, профессионального роста, стремления к расши-
рению социальных связей и освоению новых профессионально-деловых и социальных ролей.
XXI в. неизбежно внесет свои коррективы: старение работоспособного населения создаст немало новых проблем во многих странах, исключением не станет и Россия. Демографические процессы, связанные с глобальным постарением общества, и в дальнейшем будут активизировать необходимость трансформации геронтологиче-ских стереотипов, обострять потребность в активизации и поиске новых социальных технологий пролонгирования активности представителей данной возрастной группы. Инновационность всякий раз означает преодоление постепенности, скачок, поступательность2. В связи с этим необходимы кардинальные перемены в сферах социально-экономического положения пенсионеров по возрасту, обеспечение духовного и материального благополучия данного периода, защищенности представителей позднего возраста государством от трансформационных рисков, которым способствуют сформировавшиеся в современном обществе негативные установки, стигматизация образа пожилого человека. Самые важные, требующие неотложных решений проблемы - это преодоление сложившегося стереотипа о трудоспособном возрасте, расширение прав и возможностей для реализации потенциала пожилых людей, разработка и осуществление инновационных программ их профессиональной подготовки и переподготовки. Центральное место при этом должен занимать принцип социально приемлемого и реально возможного совмещения полноценного участия пенсионеров в общественной жизни, правозащиты их общественными и государственными институтами, гарантии правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала.
Примечания
1 См.: ЕлютинаМ. Э., Трофимова О. А. Конструирование исследовательского дизайна в современной социологии старости // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 28-33.
2 См.: Борщов А. С. Особенности инновационного развития // Современные стратегии социальных и гуманитарных исследований : сб. науч. ст. Саратов : КУБиК, 2015. С. 5-8.
Образец для цитирования:
Петрова Ж. В. Профессионально-трудовая занятость пенсионеров: геронтологическое направление социальной политики // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 156-160. DOI: 10.18500/18189601-2017-17-2-156-160.
Cite this article as:
Petrova Zh. V. Professional and Labour Employment of Pensioners: Gerontological Direction of Social Policy. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 156-160 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-156-160.