Научная статья на тему 'Профессионально-трудовая подготовка как одно из направлений социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами (из опыта дореволюционной Уфимской губернии)'

Профессионально-трудовая подготовка как одно из направлений социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами (из опыта дореволюционной Уфимской губернии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИЮТЫ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ORPHANS / ORPHANAGES / LABOR EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ORIEMTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букреева Людмила Яковлевна, Сиренко Юлия Валериевна

В статье на основе ретроспективного анализа рассматриваются особенности профессионально-трудовой подготовки воспитанников детских приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Уфимской губернии дореволюционого периода с целью использования опыта социально-педагогической защиты детей-сирот на современном этапе. Статья основывается на материалах фондов Центрального исторического архива Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND LABOUR TRAINING AS ONE OF THE DIRECTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ORPHANS (FROM EXPERIENCE OF UFA PRE-REVOLUTIONARY PROVINCE)

The paper, on the basis of the retrospective analysis, examines features of professional and labor training of pupils living in orphanages for orphans and children without parental support in the Ufa province of the pre-revolutionary period to use experience of social and pedagogical protection of orphans at the present time. The paper is based on materials of funds of the Central Historical Archive of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Профессионально-трудовая подготовка как одно из направлений социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами (из опыта дореволюционной Уфимской губернии)»

УДК 37(09) (470.57) ББК 74.03(2Рос.Баш) Б 90

Л.Я. Букреева

Доцент кафедры психолого-педагогического и гуманитарного образования Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»; E-mail: bukreeva_ludmila@mail.ru

Ю.В. Сиренко

Заведующая кафедрой психолого-педагогического и гуманитарного образования Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»; E-mail: ukrainka72@i.ua

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ

НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ (ИЗ ОПЫТА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ УФИМСКОЙ

ГУБЕРНИИ)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье на основе ретроспективного анализа рассматриваются особенности профессионально-трудовой подготовки воспитанников детских приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Уфимской губернии дореволюционого периода с целью использования опыта социально-педагогической защиты детей-сирот на современном этапе. Статья основывается на материалах фондов Центрального исторического архива Республики Башкортостан.

Ключевые слова: дети-сироты, приюты, трудовое воспитание, профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, социализация.

L.Ya. Bukreeva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology, Pedagogy and the Humanities, Ufa Affiliate of Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholokhov; E-mail: bukreeva_ludmila@mail. ru

Yu.V. Sirenko

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Psychology, Pedagogy and the Humanities, Ufa Affiliate of Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholokhov; E-mail: ukrainka72@i.ua

PROFESSIONAL AND LABOUR TRAINING AS ONE OF THE DIRECTIONS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH ORPHANS (FROM EXPERIENCE OF

UFA PRE-REVOLUTIONARY PROVINCE)

Abstract. The paper, on the basis of the retrospective analysis, examines features of professional and labor training of pupils living in orphanages for orphans and children without parental support in the Ufa province of the pre-revolutionary period to use experience of social and pedagogical protection of orphans at the present time. The paper is based on materials of funds of the Central Historical Archive of the Republic of Bashkortostan.

Keywords: orphans, orphanages, labor education, professional training, professional oriemtation, socialization.

Профессионально-трудовая подготовка детей в детском доме - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.

Трудовое воспитание в условиях детского дома выступает важнейшим средством

социализации и освоения мира воспитанниками-сиротами. Ежедневные занятия общественно-полезным трудом позволяют не только приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, но и активно участвовать в благоустройстве детского дома, озеленении прилегающей территории. Выполнение посильных трудовых заданий имеет большой воспитательный эффект: процесс труда оказывает благотворное влияние на воспитание в подростках трудолюбия, ответственности, дисциплины, аккуратности, уважения к людям труда [1].

Задачами воспитания трудовой активности в детском доме является формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие творческого подхода к процессу труда, чувства долга и ответственности. Особая миссия заключается в привлечении внимания воспитанников к труду, развитии интереса к трудовой деятельности, что в условиях детского дома является сверхактуальной задачей, ведь все трудовые действия выполняются обслуживающим персоналом, что зачастую способствует формированию иждивенческой позиции у воспитанников.

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, к трудовой и профессиональной деятельности остро стоит в настоящее время. Это связано с тем, что воспитание детей на данном этапе осуществляется на фоне нестабильной социально-экономической ситуации в нашей стране. Поэтому в плане трудового и профессионального становления в значительной мере возрастает роль детского дома, отвечающего за определение, подготовку и реализацию воспитанниками своих жизненных профессиональных планов [2].

Ретроспективный подход в изучении деятельности системы социальной защиты детей-сирот сегодня необходим, прежде всего, с целью установления преемственности между положительным историко-педагогическим опытом и новым в развитии социальной помощи детям-сиротам, что будет способствовать эффективному реформированию современной системы социальной защиты детства как в Башкортостане, так и в России.

В рамках данной статьи мы проанализируем особенности профессионально-трудового

воспитания детей-сирот на примере деятельности Практической школы огородничества и пчеловодства имени губернатора Ключарева.

В первый класс принимались воспитанники Уфимского приюта для мальчиков, окончившие курс начальной школы, находящейся при этом приюте, а также посторонние лица, имеющие свидетельство об окончании курса начальной школы или выдержавшие соответствующее испытание, в возрасте не менее 14 лет. Курс обучения в школе был трехгодичным.

Основной целью школы было «сообщение воспитанникам путем теоретических и практических занятий основных понятий по огородничеству и пчеловодству и подготовление из них сведующих и умелых техников рабочих по этим отраслям» [3, а 48].

Следует отметить, что общеобразовательным предметам в школе уделяли не так много внимания, как специальным.

Анализ программ по огородничеству и пчеловодству позволяет сделать вывод об основательной подготовке учеников школы по этим предметам, особенно в практической части.

Например, по предмету «Огородничество» в 1 классе ученики проходили базовые темы, связанные с почвой и огородничеством: «Понятие о почве и подпочве», «Удобрение почвы», «Понятие об огородничестве, его разделениях; перечень и практическая группировка овощей, разводимых в огородах», «Обработка почвы и орудия производства», «Возделывание важнейших овощей в открытых грядах» и др.

Во 2 классе воспитанники изучали, как правильно возделывать корнеплоды (брюкву,

репу, редьку, морковь), бобовые (бобы турецкие или фасоль, горох, бобы русские), тыквенные, луковые, салатные и пряные растения.

По пчеловодству в 1 классе ребята знакомились с такими темами, как «Естественная история пчелы», «Класс, отряд, подотряд, семейство, порода», «Члены пчелиной семьи, устройство сот; строение тела пчелы», «Устройство пасеки», «Медоносные деревья, кустарники и растения» и др.

Во 2 классе теоретическая часть программы более усложнялась: ребят знакомили с болезнями и врагами пчел, устройством ульев; видами ульев, пчеловодными принадлежностями для того, чтобы улучшить породы пчел и правильно ухаживать за ними и др.

После изучения теории (классные занятия) ученики обязательно приступали к практическим. В зимнее время они проводились с 13 до 17 часов, ребята занимались устройством рам для парников, рамочных ульев, остеклением парников и тепличных рам, а кроме того, они исполняли все хозяйственные работы по школе: подвозили дрова и сено к школе, ухаживали за скотиной, топили печи.

Все летние работы являлись практическими занятиями для учеников школы им. Ключарева и проводились с 1 апреля по 1 октября. За это время ребята сами обрабатывали почву, сеяли овощи, поливали и пропалывали, прореживали и окучивали их, собирали урожай, работали на сенокосе и уборке сена, а также выполняли все пасечные работы [3: 5053].

Денежного вознаграждения ученикам за их работы не выдавалось, зато часто использовался прием похвалы.

Следует заметить, что в соответствии с названием школы - практическая школа огородничества и пчеловодства - 2/3 учебных часов было отведено под практические работы (Табл.1)

Таблица 1.

№ Виды практических работ Количество дней

1. Огородничество 2100

2. Пчеловодство 100

3. Мелкие хозяйственные работы 746

4. Столярная мастерская 220

Итого: 3166

Рабочий день ученика оценивался в ХА труда обыкновенного рабочего, поэтому в учебном году 30 воспитанников школы по выполнению практических работ были задействованы в общей сложности 3166 дней.

Все практические работы ученики выполняли по наряду, особенное внимание обращалось на то, чтобы каждый воспитанник познакомился со всеми видами работ на огороде, начиная с подготовки почвы и заканчивая уборкой овощей, и на пасеке, пройдя весь круг необходимых пасечных работ. Для этого ученики разбивались на группы и по очереди выполняли работы, согласно установленным недельным дежурствам.

Все работы, как в мастерских, так и в огороде, производились под наблюдением заведующего или преподавателя школы, а также при участии практика-огородника. Методом

наблюдения велась не только проверка и оценка практических умений учащихся, но и выставление отметок 2 раза в год: за зимние работы в мастерских и за летние - в поле. Отметки одновременно с оценкой по теоретическим занятиям учитывались при переводе воспитанников в следующий класс.

Таким образом, ребята в ходе практических занятий не только закрепляли

приобретенные теоретически знания, но и обучались технике по всем сельскохозяйственным работам.

Такой способ призрения детей теснейшим образом связывал воспитанников приютов с реальной жизнью, давал практические знания и навыки рационального ведения своего хозяйства.

Школа огородничества и пчеловодства для ведения своего хозяйства располагала участком земли в 47 десятин (470 соток), на котором размещались огород, парники, теплица, пасека и жилые помещения, что составляло лишь 9 десятин из общей площади. Остальной участок был покрыт лесом (30,7 десятин), болотом (4,15 десятин) и лугами (4 десятины), которые использовались в практике луговодства. И если косьба травы производилась наемными рабочими, то уборкой сена занимались непосредственно сами ученики школы, заготавливая свыше 30 возов сена, которое использовалось в хозяйстве школы для содержания 3 коров, 1 телки, 1 бычка и 10 овец. Молоко от коров полностью поступало на стол ученикам школы [3: 55].

Главнейшими отраслями школьного хозяйства являлись огородничество и пчеловодство. Необходимо отметить, что школа содержала постоянного рабочего, в обязанности которого входило: уход за скотиной, подвозка воды в школу и хозяйственные поездки в город. Других годовых рабочих в хозяйстве не было, поэтому все специальные работы по огородничеству и пчеловодству выполнялись исключительно учениками школы.

Огородные работы проводились, как правило, вручную, и лишь для посева использовалась сеялка «Планета». Уход за растениями требовал от воспитанников искусного владения всеми видами необходимых работ, такими, как пикирование, мотыживание, окучивание, прореживание, прополка, распределение ботвы и поливка.

Забота о хорошем урожае предполагала разные способы удобрения овощей (навозом, туками, суперфосфатом), а также борьбу с вредителями огородных растений: отравленный ячмень и ловушки против мышей, а против насекомых и гусениц - посыпка золой растений после поливки, уничтожение гусениц вручную.

Необходимо отметить, что в большом количестве культивировались самые общеупотребляемые овощи (картофель, морковь, лук, свекла и др.), а остальные виды овощей в сортах, изучаемых в теоретическом курсе огородничества, высевались отдельными коллекциями в небольших количествах (анис, спаржа, дыни, баклажаны, кукуруза, бобы, томаты и др.).

Для наглядности приведем таблицу посеянных овощей в 1912 году с указанием сортов, количества урожая и доходов, полученных от них (Табл. 2).

Таблица 2.

Овощи с огорода

Сорта овощей Урожай Оставлено для школы Продано Выручено (руб, коп)

1 2 3 4 5

Капуста 3094 вилка 850 вилков 2204 вилка 71-20

Огурцы 20010 шт. 2500 шт. 17510 шт. 30-27

Свекла стол. 47 пуд. 5 пуд. 42 пуд. 13-70

Свекла корм. 104 пуд. 104 пуд. - -

Морковь 22 пуд. 16 пуд. 6 пуд. 2-40

Брюква 150 пуд. 150 пуд. - -

Лук 20 пуд. 17 пуд. 3 пуд. 1-20

Картофель 360 пуд. 300 пуд. 60 пуд. 13-80

Просо 20 пуд. 20 пуд. - -

Овес 80 пуд. 80 пуд. - -

Теплица и парник

Огурцы 800 шт. - 800 шт. 47-41

Редис 2040 шт. - 2040 шт. 12-19

Салат 27 ф. - 27 ф. 6-69

Капуста 25 вилков - 25 вилков 2-55

Таким образом, даже в неурожайный год, каким являлся 1912, доход от продажи овощей, выращенных руками учеников школы, составил 218 руб. 21 коп.

Пчеловодство в практике школы занимало меньше времени по сравнению с огородничеством, но и в нем все пасечные работы производились учениками школы под наблюдением преподавателя. На пасеке было организовано ежедневное дежурство 2 учащихся: по одному из первого и второго класса. Такая форма дежурства способствовала не только передаче опыта по пчеловодству от старших учеников младшим, но и в воспитательных целях развивала заботу и дружеские отношения между ребятами.

Все работы и наблюдения записывались старшим дежурным в журнал «Друг пчеловода», в который вносились записи о состоянии погоды, температуре, силе ветра, количестве роев за сутки и другие видоизменения, произошедшие на пасеке. По контрольному улею дежурными составлялись картограммы о состоянии пасеки.

Таким образом, имея в пасечном хозяйстве 20 ульев (10 рамочных и 10 колодных), летом 1912 года учениками было отобрано 5 пудов 30 фунтов меда.

О прогрессивных способах ведения сельского хозяйства в школе свидетельствует интерес к ней местных жителей-крестьян, обращавшихся за советами по выгонке ранних овощей и ведению пчел в рамочных ульях, «так как у окружающих школу пчеловодов редко можно встретить рамочный улей и то только самой несовершенной конструкции» [4]. Кроме того, связь крестьян с школой выражалась в приобретении ими капустной рассады и покупке осенью овощей.

Очевидным является факт, что благодаря профессионально-трудовой направленности школы ребята не только получали основательные знания по будущей профессии, но и сами обеспечивали себе сытое и достаточное существование на период учебы в школе, т.е. реальная производительность труда способствовала не только успеху ведения хозяйства, но и обеспечивала содержание школы с ее воспитанниками, так как доход от хозяйства входил в состав средств, отпускаемых Уфимским Попечительством детских приютов.

Вышеизложенные факты позволяют утверждать, что профессиональная практическая

подготовка была главным звеном в системе призрения детей-сирот в Уфимской губернии к. XIX - н. ХХ вв.

Главной задачей организации профессионально-трудового воспитания в детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии Попечительства и Советы считали обеспечение сирот, в первую очередь, средствами для самостоятельной жизни с целью предупреждения необходимости призрения своих выпускников в будущем.

Труд являлся органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников и эффективным средством социальной реабилитации и воспитания детей-сирот, что не утратило своей значимости и на современном этапе.

Примечания:

1. Настенкова А.И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 321-323.

2. Хуако А.А. Современная тенденция социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского университета. 2006. № 3. С. 132-134.

3. Отчет Уфимского Губернского Попечительства детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии за 1905 год. Уфа, 1906. 107 с.

4. Отчет Уфимского Губернского Попечительства за 1912 год. СПб., 1912. 14 с.

References:

1. Nastenkova A.I. The problem of socialization of inmates of children's home: myth or reality // The young scientist. 2013. No. 1. P. 321-323.

2. Khuako A.A. The modern tendency of social protection of orphan children and children without parental support in the Republic of Adygheya // The Bulletin of the Adyghe State University. 2006. No. 3. P. 132-134.

3. The report of the Ufa Provincial Guardianship of orphanages of department of institutions of the Empress Maria for 1905. Ufa, 1906. 107 pp.

4. The report of the Ufa Provincial Guardianship for 1912. SPb. 1912. 14 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.