Стратегия развития профессионального образования
УДК 377+94(47) О. В. Агеева, преп. Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУРГТК), г. Челябинск, e-mail: ageeva.olga777@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ ГОРНОЗАВОДСКИХ ОКРУГОВ ЮЖНОГО УРАЛА
Для современной России особую важность имеет система профессионально-технического образования. Без изучения исторического опыта отечественной системы образования изменить положение в современности будет сложно. В статье рассматривается система технического образования России в конце XIX — начале XX в. в контексте кадровой политики южноуральских горных округов. Приводятся данные по количеству выпущенных технических специалистов, определяются социально-профессиональные характеристики южноуральской интеллигенции и ее вклад в развитие уральской промышленности.
Ключевые слова: профессионально-техническое образование, техническая интеллигенция Южного Урала.
В XXI век информационных технологий и глобализации социально-экономического и социокультурного пространства остро встает проблема непрерывной актуализации профессиональных компетенций. Для перехода к инновационной экономике России необходимы квалифицированные инженерные кадры. Современным техническим специалистам необходимо проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Растущая глобализация экономики, усиление интеграционных процессов, освоение новых технологий предъявляют новые требования к качеству подготовки технического специалиста. Значимость функционирования системы профессионально-технического образования в решении этих задач является решающей. Современное российское профессионально-техническое образование столкнулось с целым рядом вызовов глобального и отечественного характера, среди которых — не соответствующая современным реалиям ма-
териальная и кадровая база технических вузов, невысокий статус инженерно-технического специалиста, отсутствие внимания работодателей к подготовке инженерных кадров для своих предприятий. Для того чтобы преодолеть эти противоречия, необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран в этой сфере и обратиться к истории профессионально-технического образования в России, потому что научный прогресс достигался за счет аккумулирования фактов, документирования наблюдений и идей и принятия решений на основе уже накопленного опыта. Кроме того, Россия конца XIX — начала XX в. во многом перекликается с современными реалиями в экономическом, социальном и культурном плане.
Конец XIX — начало XX в. характеризуется развитием в России системы профессионально-технического образования. Появляются и развиваются государственные высшие технические заведения, частные технические школы, военно-инженерные вузы и т. д.
Для этого периода было характерно образование различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России. Русское техническое общество, Вольное экономическое общество, Московское общество распространения технических знаний, Политехническое общество при Московском техническом училище, общества содействия развитию женского, сельскохозяйственного, кустарно-ремесленного и других видов образования внесли огромный вклад в развитие национальной системы образования.
Большая часть технической интеллигенции этого периода состояла из выпускников отечественных государственных вузов (табл. 1).
Таблица 1
Численность инженерных кадров, подготовленных государственными техническими вузами России в 1881-1917 гг.1
Периоды Количество выпускников, чел.
1881-1900 гг. 9249
1901-1908 гг. 7220
1909-1917 гг. 11 884
Итого 28 353
Одним из старейших технических учебных заведений России был Горный институт, основанный еще в 1773 г. В XIX в. выпускники этого заведения становились горными инженерами. Чиновники корпуса горных инженеров представляли собой особую касту и занимали только руководящие посты в отрасли. В 1891 г. в России было всего 603 дипломированных горных инженера [1, с. 77]. Нехватка специалистов, престиж труда инженеров и их высокие доходы приводили к большим конкурсам в высшие технические учебные заведения (табл. 2).
Общая численность отечественных специалистов различных специальностей, подготовленных российскими инженерными (государственными и частными), некоторыми нетехническими, военно-инженерными и иностранными техническими высшими учебными заведениями для различных сфер экономики в период 1881-1917 гг., составила более 32 500 чел. [2, с. 18]. Такого количества технических
1 Таблица цитируется по изданию: Смыслов, П. А. Техническая интеллигенция России в конце XIX — начале XX вв. : Характерные черты, этносоциальный облик, территориальное размещение [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / П. А. Смыслов. — М., 2007. — С. 18.
специалистов не хватало промышленности и хозяйству России, поэтому часто предприятия приглашали иностранных специалистов. Кроме того, уровень и качество подготовки технического специалиста зависели от региона, где он получал образование, жил и работал.
Таблица 2
Конкурсы в высшие технические учебные заведения России в 1894 г.2
По всем втузам Институт корпуса горных инженеров Институт корпуса инженеров путей сообщения Институт гражданских инженеров Петербургский политехнический институт
Подано заявлений 2647 800 884 295 602
Количество мест 608 136 133 62 144
Конкурс (количество заявлений на одно место) 4,4 5,9 6,6 4,8 4,2
Для определения социально-профессиональных характеристик южноуральской интеллигенции необходимо проанализировать состав учащихся средних специальных учебных заведений Южного Урала. Рост числа учащихся означал увеличение в ближайшей перспективе прослойки лиц средней квалификации среди работников умственного труда в промышленности. Анализ состава учащихся по специальностям позволяет ответить на вопрос, какие отрасли хозяйства и культуры и в каких пропорциях предъявляли спрос на кадры специалистов. Это помогает понять тенденции в развитии профессиональной структуры. Выяснение социального состава учащихся способствует определению классовых источников формирования интеллигенции и соотношения внутри нее различных прослоек.
Уточнить, какие социальные группы и классы являлись источниками пополнения студенчества, а позже и кадров для уральской горной промышленности, позволяют данные иссле-
2 Таблица составлена автором на основе издания: Лейкина-Свирская, В. Р. Интеллигенция в России второй половины 19 века / В. Р. Лейкина-Свирская. — М., 1971. — С. 113.
дования материального положения студентов Горного института начала ХХ в., где деление студенчества исходило из реального социального признака (по занятию родителей). Так, доля выходцев из среды интеллигенции и служащих составила более 34 %, доля выходцев из среды крупной и средней буржуазии — 27 % [3, с. 52].
Приведенные цифры говорят о развернувшемся в начале ХХ в. процессе «самовоспроизводства» интеллигенции и показывают, что выпускниками основной кузницы технических кадров для горнозаводских предприятий Урала тех лет становились большей частью представители недворянских сословий.
Приведем конкретные примеры, иллюстрирующие основу формирования социальной базы технической интеллигенции на горнозаводских предприятиях Южного Урала.
Сын крестьянина Владимир Игоревич Сидоров окончил в 1901 г. Нижне-Тагильское горнозаводское училище, после военной службы работал в 1907-1908 гг. чертежником на Злато-устовском заводе, в 1908-1909 гг. — мастером в механических мастерских, с 1909 г. — помощником механика рудника, отвечающим за проектирование механических устройств [4].
Мещанин г. Златоуста Иван Дмитриевич Уткин поступил на службу в Златоустовский завод в 1892 г., не имея специального образования, в 1901 г. назначен доменным мастером, в 1903 г. удостоен серебряной медали и звания личного почетного гражданина города [5].
Коллежский секретарь горный инженер Павел Владимирович Гудков, из мещан, окончил в 1907 г. Горный институт, с 1908 г. на службе в Златоустовской Князе-Михайловской фабрике [6].
Сын мещанина Владимир Федорович Фид-лер в 1896-1905 гг. работал в г. Томске чертежником, окончил Томский технологический институт, с 1911 г. в Златоусте, заведующий шанцевым и кузнечно-котельным производствами, с октября 1917 г. — управитель Златоустов-ских заводов [7].
Коллежский секретарь горный инженер Николай Николаевич Грибоедов, из мещан, в 1907 г. окончил Горный институт, смотритель Саткин-ского завода [8].
Развитие промышленности обусловило резкое увеличение в начале XX в. числа специалистов, занятых в сфере материального производства, транспорта, т. е. инженерно-технических кадров.
Соотношение между численностью учащихся и всей интеллигенции в регионе (1:30)
существенно отличалось от соответствующего общероссийского показателя (1:9) [9, с. 77]. Это позволяет считать, что подавляющая часть специалистов высшей квалификации, работавших на Южном Урале, была подготовлена вузами европейской России, но значительная часть специалистов среднего звена были выпускниками местных средних профессиональных училищ. Специалисты низшего звена, как правило, имели образование на уровне заводского начального училища или реального училища. По сравнению с другими горнозаводскими районами России, средний и низший технический персонал уральских заводов к началу XX в. обладал самым низким образовательным уровнем (табл. 3). Поэтому в дальнейшем количество учебных заведений стало постепенно увеличиваться.
Таблица 3
Образовательный уровень среднего и низшего технического персонала
в частной горнозаводской промышленности России в 1904 г.1
Название горных областей Численность среднего и низшего технического персонала
Со специальным (средним и низшим) образованием Без специального образования
о % % от кол-ва рабочих % от состава администрации о % от кол-ва рабочих % от состава администрации
Уральская горная область 272 0,2 7,9 3047 2,5 88,3
Горная область Южной России 362 0,45 19,5 1283 1,6 63,1
Юго-Восточная горная область 102 0,3 15,4 491 1,3 74,5
Западная горная область 185 0,5 20,7 586 1,5 65,4
Семь горных округов Центральной России 77 0,3 14 423 1,8 77
Итого 988 0,3 13,5 5830 1,9 78,7
На Южном Урале высших учебных заведений не было, но технические, ремесленные и горные училища стали выпускать большее
1 Таблица составлена автором на основе: РГИА. Ф. 37. Оп. 77. Д. 1001. Л. 23-24.
количество специалистов. Общая численность учащихся в них к 1914 г. достигла 592 чел. [10, с. 76]. С конца XIX в. по 1918 г. Златоустовские ремесленное и среднее механико-техническое училища выпустили 275 техников, Каслинское училище — 106, Миньярское горнозаводское и Симское ремесленное — 89, Белорецкое — 66, всего 536 специалистов [10, с. 76]. Прибывали квалифицированные специалисты и из училищ Среднего Урала — Кунгурского, Уральского горного (Екатеринбург), Нижне-Тагильского, а также из Казанского промышленно-техноло-гического училища, Ковровского железнодорожного училища и т. п. [11].
Стоит сказать, что в структуре производственно-технической интеллигенции Южного Урала можно четко выделить уже названные нами выше социальные группы. В общей массе специалистов горнозаводских предприятий мы четко выделяем группу «полуинтеллигенции» — это выпускники начальных училищ, которые в силу значительного производственного стажа получили те или иные ответственные должности на предприятиях; эта группа специалистов составляет в общей численности производственной интеллигенции около 14 % [12]. Другая устойчивая группа — специалисты среднего уровня образования: лица, окончившие специализированные средние технические ремесленные училища, либо недоучившиеся студенты вузов (48 % всех специалистов) [13]. И наконец, самые квалифицированные специалисты — инженеры (38 %) [14]. Нужно отметить, что, в отличие от первых двух, эта последняя категория специалистов практически полностью состояла из лиц, прибывших на Урал из других губерний страны, в основном из столиц.
Занимаемое ими привилегированное положение находило должное отражение в чиновных рангах, которыми наделялись инженеры, работавшие в управленческой структуре. Каждый десятый из них имел IV класс, дававший права потомственного дворянства. Подавляющее большинство инженеров-управленцев (75 %) имели класс с V по IX, дававший права личного дворянства, оставшаяся часть (15 %) — с X по XII класс (права почетного гражданства). Карьера давалась десятилетиями продвижения по служебной лестнице: около 35 % высшего управленческого персонала на местах находилось в пенсионном возрасте [15].
По своей специализации инженеры-управленцы в системе горнозаводской промышленности Южного Урала были представлены горными инженерами (84 % от общей численности), ин-
женерами-технологами (10 %), инженерами-механиками (6 %). Около 3/5 начальников округов и управляющих, начальников отдельных служб являлись выходцами из Петрограда, выпускниками двух его вузов — Горного и Технологического институтов (табл. 4). Инженеры-механики готовились Московским техническим училищем [16].
Таблица 4
Образовательный уровень технической интеллигенции на горнозаводских предприятиях Южного Урала в 1917 г. 1
Уровень образования Учебное заведение Закончивших курс Не закон- чивших с а ^ к
Высшее Томский технологический институт 42 9
Петроградский горный 38 3
институт
Петроградский техноло- 35 1
гический институт
Петроградский универ- 2 -
ситет
Московский университет 3 -
Донской политехниче- 4 1
ский институт
Московский электротех- 11 -
нический институт
Петроградский политех- 11 -
нический институт
Другие 13 5
Среднее Златоустовское училище 255 5
специаль- Уральское училище 141 1
ное Пермское училище 57 -
Кунгурское училище 33 -
Нижне-Тагильское учи- 42 1
лище
Другие 29 2
Среднее 59 16
Начальное 52 -
Начальное 249 3
професси-
ональное
Домашнее 41 -
1 Таблица составлена автором на основе: АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 7. Л. 13. ОГАЧО. Ф. И-168. Оп. 1. Д. 150. ЛЛ. 27-28. Ф. 1279. Оп. 1. Д. 150. Л. 65. ЦГИАРБ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 22. Л. 41. ГАСО. Ф. 24. Оп. 11. Д. 126. ГАСО. Ф. 24. Оп. 8. Д. 34. ГАСО. Ф. 24. Оп. 14. Д. 955. РГИА. Ф. 48. Оп. 1. Д. 23. Л. 51.
Таким образом, развитие системы образования в России конца XIX — начала XX в. привело к формированию инженерно-технической интеллигенции. Государство уделяло большое внимание развитию технического образования, и большинство инженеров оканчивали государственные вузы. На Южном Урале высшие технические учебные заведения отсутствовали, поэтому основная масса специалистов приезжала из Москвы и Петербурга. Высокий статус, значительные денежные оклады и другие привилегии технических специалистов на Южном Урале повышали конкурс в технические
Библиографический список
вузы. Специалисты среднего звена в основной своей массе были выпускниками местных учебных заведений. Важность и значимость инженерно-технической интеллигенции для государства дали ей возможность реализовы-вать свой потенциал, и это способствовало развитию экономики Урала и России в конце XIX — начале XX в. Революция 1917 года и Гражданская война разрушили дореволюционную систему профессионально-технического образования, и в дальнейшем была построена советская система профессионально-технического образования.
1. Крыштановская, О. В. Инженеры : Становление и развитие профессиональной группы [Текст] / О. В. Крыштановская. — М. : Наука, 1989. — 144 с.
2. Смыслов, П. А. Техническая интеллигенция России в конце XIX — начале XX вв. : Характерные черты, этносоциальный облик, территориальное размещение [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Смыслов Павел Александрович. — М., 2007. — 28 с.
3. Красильников, С. А. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти : 1917 — лето 1918 [Текст] / С. А. Красильников, В. Л. Соскин. — Новосибирск : Наука, 1985. — 255 с.
4. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Ф. И-18. Оп. 1. Д. 856. Л. 512-518.
5. АЗГО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 2344. Л. 115.
6. АЗГО. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 8. Л. 182.
7. АЗГО. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 1017. Л. 28.
8. АЗГО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 1589. Л. 17.
9. Федюкин, С. А. Советская власть и буржуазные специалисты [Текст] / С. А. Федюкин. — М. : Мысль, 1965. — 254 с.
10. Рушанин, В. Я. Учащаяся молодежь Урала в революционном движении [Текст] / В. Я. Рушанин // Участие демократической интеллигенции в революционном движении на Урале в период капитализма : сб. науч. трудов. — Челябинск, 1981. — С. 70-82.
11. АЗГО. Ф. И-14. Оп. 18. Д. 52. Л. 12. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 7. Л. 15.
12. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
13. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
14. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
15. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51. Р-71. Оп. 3. Д. 1017. Л. 7. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 29. Л. 34.
16. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 1279. Оп. 1. Д. 165. Л. 10-18. АЗГО. И-168. Оп.1. Д. 29. Л. 34.
УДК 372.016:1 О. А. Жукова, проф. Национального исследова-
тельского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), д-р филос. наук, проф., г. Москва, e-mail: logoscultura@yandex.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ: ГУМАНИТАРНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ И ИНЖЕНЕРОВ-МАТЕМАТИКОВ
Курс философии входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Философия является посредником (медиатором) между гуманитарными и математическими науками. В системе вузовской подготовки философия не только способствует