Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15218 УДК 371.132
Руденко Юлия Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики до школьного образования ГУ «Южноукраинский национальный педагогиче ский университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса [email protected]
Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики
Аннотация. В статье представлены теоретические основы речевой деятельности. Автором рассматриваются основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Даны определения понятий «(речевая деятельность», «(профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений».
Ключевые слова: речевая деятельность, профессионально-речевая деятельность, профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений, культурно значимые профессионально ориентированные тексты. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На сегодняшний день проблема выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений является актуальной и недостаточно исследованной. Теоретической основой концептуальных положений развития выразительности речи будущих воспитателей выступили такие ключевые понятия, как «речевая деятельность», «профессионально-речевая деятельность», «профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений».
Целью статьи является определение сущности понятий «речевая деятельность», «профессионально-речевая деятельность», «профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений». Основу теории речевой деятельности составляют: теория речевой деятельности (Л. Выготский), теория формирования умственных действий личности (П. Гальперин), теория формирования речевой личности (Ю. Караулов), теория о соотношении речи и речевых возможностей личности (А. Леонтьев). Прежде всего, дадим определение понятия «речевая деятельность».
Первые обращения к генезису теории речевой деятельности принадлежат В. фон Гумбольдту. Основным концептом теории В. фон Гумбольдта является понимание использования речи в процессе говорения как сознательной деятельности. Согласно концептуальным положениям теории речевой деятельности ученого, сущность говорения проявляется лишь в процессе его воспроизведения. Говорение рассматривается ученым как energeia, деятельность, которая требует определенных усилий. Некорректным, по мнению ученого, является отношение к говорению как к устойчивому продукту деятельности ^^п) [1]. Изучение речи, по его убеждению, должно осуществляться во взаимосвязи: сознания и мышления, культуры и духовности (духовной жизни нации). Процесс передачи речи ученый характеризует как внутренне стимулированное, регулированное и ограниченное определенными силами стремление личности осуществлять речевую деятельность в соответствии с внутренними и внешними потребностями. При этом конечной целью, как считает ученый, является желание быть услышанным и понятым другими [2].
По определению Фердинанда де Соссюра, речевой деятельности присущи две стороны: индивидуальная и социальная. «В каждый определенный период времени
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
речевая деятельность, несмотря на свои разнородный характер, является устоичивои системой и историей [3]. Основой речевой деятельности, по мнению Ф. де Соссюра, является язык, который представляет собой «социальный аспект речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать его, ни изменять» [4]. Говоря о свойствах языка, ученый определяет основные из них: язык есть нечто вполне определенное в разнородном множестве фактов речевой деятельности, локализированный в определенном отрезке речевого акта, возникающий на основе ассоциации слухового образа с понятием; язык является предметом, который подлежит самостоятельному изучению; язык конкретен по своей природе [5].
Дальнейшее развитие концептуальных положений Ф. де Соссюра находим в работах Л. Щербы [6]. В своих работах Л. Щерба рассматривает речевую деятельность как сосуществование таких аспектов, как говорение и понимание.
Речевая деятельность определяется А. Леонтьевым как «система речевых действий, которые входят в структуру какой-либо деятельности, практической или интеллектуальной» [7]. Ученый обращает внимание на то, что виды речевой деятельности являются одновременно средством общения. Среди основных компонентов речевой деятельности А. Леонтьев выделяет: ориентацию в условиях деятельности, типы речевых действий и операций, составление плана, соотношение плана с результатом ориентирования, реализацию определенного плана, контроль и самооценку речевых действий и операций. Основными характеристиками речевой деятельности А. Леонтьев считает: предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическую (вертикальную организацию), горизонтальную организацию [8].
Речевая деятельность, по определению И. Зимней, является процессом активного, целенаправленного, опосредованного речью и речевой ситуацией общения людей между собой [9]. Речевая деятельность, по мнению ученого, является самостоятельным видом деятельности, который, в свою очередь, определяет особенности профессиональной деятельности представителей разных профессий (лектора, писателя). По словам И. Зимней, речевая деятельность является активным, целенаправленным, мотивированным, предметным процессом передачи или восприятия определенной информации и предполагает удовлетворение коммуникативных запросов и потребностей участников процесса общения.
Речевая деятельность - это определенная абстракция, которая не соотносится с другими видами деятельности, обслуживает все виды деятельности, входит в состав игровой, познавательной деятельности в виде отдельных речевых действий [10]; реализация человеком его речевых способностей для достижения цели коммуникации в определенных культурных условиях [11].
Речевая деятельность, по определению лингводидактов (П. Клиш, А. Хомяк), является самостоятельным видом деятельности, на основе которой осуществляется вербальное общение, и выступает проводником между коммуникативной способностью личности к общению и процессом общения. Учеными рассматривается наличие фазовой структуры речевой детельности: трехфазовость (И. Зимняя), четырехфазо-вость (Т. Ладыженская, Е. Ковтун), пятифазовость (А. Леонтьев).
Каждая фаза соответствует определенному этапу порождения связной речи: ориентирование в условиях речевой ситуации (условия общения, определение типа высказывания, цели адресата, стиля); планирование высказывания, которое предполагает подбор речевых единиц соответствующих теме и цели высказывания; реализация программы высказывания - порождение связной речи; контроль, который предполагает соотнесение результатов речевого высказывания, выявление, исправление ошибок, которые были допущены в структуре, содержании и речевом оформлении высказывания [12].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
Структурными элементами речевой деятельности являются: речевые действия, речевые операции, речевой акт, речевая ситуация. Словарь-справочник по дошкольной лингводидактике определяет речевое действие как процесс, который обслуживает речевую деятельность, осуществляя подготовку речевого высказывания и его реализацию.
Речевая операция - это способ выполнения речевого действия, который соотносится с условиями, в которых происходит речевая деятельность.
Речевой акт - целенаправленное речевое действие, которое осуществляется согласно принципам и правилам, установленным в данном конкретном обществе в данный конкретный промежуток времени.
Речевая ситуация - реальная жизненная ситуация, осуществление общения в определенных условиях [13].
Существует традиционная классификация видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо, слушание. Все виды речевой деятельности влияют друг на друга, имеют при этом общие и отличительные черты. Независимо от классификации видов речевой деятельности существует разделение на две основные группы: продуктивные и рецептивные. Рецептивные виды речевой деятельности обеспечивают передачу информации. К продуктивным видам речевой деятельности относятся говорение (выражение мыслей в устной форме) и письмо (письменной форме). Говорение воплощается в речи при помощи звуков и обеспечивается общими и скоординированными действиями речедвигательного и слухового анализаторов, ориентированными на непосредственную передачу информации (контактная речь). Письмо реализуется при помощи графических знаков и рассчитано на передачу мыслей на расстоянии во временном интервале. Оба вида продуктивной речевой деятельности ориентированы на общение реципиентов в монологической (письмо, говорение) и диалогической (говорение, общение по электронной почте) формах.
К рецептивным ученые традиционно относят слушание и чтение. Так, анализируя общность рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, А. Хомяк выделяет структурную организацию, предметное содержание и механизм, которые обеспечивают их существование. Особенности протекания рецептивных видов речевой деятельности можно представить схематично (см. рисунок).
Как видно на схеме, речевая деятельность предполагает наличие четырех взаимосвязанных между собой этапов: мотивационного, аналитико-синтетического, этапа актуализации и содержания формулировки. Для чтения и слушания, по мнению А. Хомяка, характерно получение информации из написанного или сказанного высказывания, оформление мыслей читателя или слушателя происходит от слов к мысли. Исполнительский уровень слушания и чтения представляет собой постепенный переход содержательного звена в деятельностное (А. Хомяк).
Рассмотрим особенности речевой деятельности будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Для начала дадим определение понятия «профессиональная деятельность».
Профессиональная деятельность - это род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Профессиональная деятельность всегда направлена на овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Наибольшее влияние на овладение теми или иными навыками оказывают мотивация личности, интерес к будущей профессии.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
Специфика рецептивных видов речевой деятельности (согласно концепции А. Хомяка)
Учебно-речевая деятельность определяется как организованный, целенаправленный процесс использования речи для передачи и усвоения общественно-исторического опыта, овладения общественной деятельностью в сфере научных понятий, установления коммуникации и планирования своих действий [14].
Профессионально-педагогическая деятельность определяется как такая деятельность, которая направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности и выбора возможностей для свободного и творческого самовыражения.
Профессионально-педагогическую деятельность И. Луценко определяет как деятельность, ориентированную на детей, течение которой происходит в специально организованных условиях субъект-субъектного взаимодействия и обеспечивается ориентированными на дошкольное детство педагогическими технологиями, дидактическими средствами, педагогическими, литературными источниками, учебно-развивающим оборудованием [15]. И. Луценко определяет специфику профессионально-пе-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
дагогической деятельности воспитателя исходя из особенностей организации коммуникативно-речевой деятельности детей дошкольного возраста. Специфика профессионально-педагогической деятельности, по словам И. Луценко, заключается в оптимальном соотношении общепедагогического (то, что присуще представителям любой профессии) и особенного (того, что присуще только профессии воспитателя дошкольного учебного учреждения, что определяется возрастными особенностями детей, структурой и видами деятельности детей дошкольного возраста) [16].
По мнению Н. Емельяновой, профессионально-педагогическая деятельность воспитателя состоит из взаимодействия субъекта деятельности (воспитателя) с предметом или объектом работы (дети дошкольного возраста, воспитатели) при помощи специально подобранных средств, способов, методов, приемов, технологий обучения [17].
Профессионально-речевая деятельность воспитателя дошкольного учебного учреждения определяется А. Богуш как профессиональное общение с коллегами и детьми во время обучения их речи с использованием средств украинского разговорного и литературного говорения в соединении с экстралингвистическими средствами (мимика, жесты, действия, движения) [18].
Профессионально-речевая деятельность воспитателя дошкольного учреждения, как и любая деятельность, базируется на знаниях и состоит из умений и навыков. Содержание и объем профессиональных функций и трудовых умений определяются содержанием программ обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении и предполагают овладение воспитателями необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Среди таких А. Богуш выделяет теоретико-методологические, лингвистические, коммуникативные, когнитивные, технологические, проективно-прогностические, коррекционные, аксиологические [19].
Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей определяется нами как совокупность профессионально значимых, востребованных и необходимых знаний учений и навыков, овладение которыми обеспечивает воспитателю успешность в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста. Одним из условий успешности воспитателя в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста является выразительность речи, которая, в свою очередь, предполагает знание, использование в активной профессионально-речевой деятельности лексики КЗПОТ (культурно значимых профессионально ориентированных текстов).
Под КЗПОТ мы понимаем тексты художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения), фольклорные произведения больших и малых форм (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, дразнилки, песни, скороговорки и т. д.), которые рекомендованы программами обучения и воспитания детей в дошкольном учебном учреждении.
Выразительность речи воспитателя напрямую зависит не только от знания КЗПОТ, но и от употребления их в процессе организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении.
Перспектива дальнейшего исследования предполагает изложение сущности методики развития выразительности профессионально-речевой деятельности будущих воспитателей.
Ссылки на источники
1. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка... // Введение во всеобщее языкознание. - СПб., 1859. - С. 41.
2. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков... // Звегинцев В. Л. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. - Ч. 1. - М., 1989. - С. 40.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
3. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / ред. Ш. Балли, А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотина; биограф. и крит. заметки, примеч. Т. де Мауро; пер. с фр. С. В. Чистяковой; под общ. ред. М. Э. Рут. - Екатеринбург, 1999. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - С. 19.
4. Там же.
5. Там же.
6. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - 428 с.
7. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 411 с.
8. Там же. - С. 49-50.
9. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: «МОДЭК», 2001. - С. 28.
10. Уланович О. И. Психолингвистика: учеб. пособие. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - С. 63.
11. Там же. - С. 43.
12. Ковтун О. В. Теоретико-методолопчш засади формування професшного мовлення у майбутшх фа-х1вц1в ав1ацшноТ галузг Дисертац1я д. пед. наук: спец. 13.00.02 - теор1я \ методика навчання (укра'ш-ська мова). - О., 2013. - С. 42.
13. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка...
14. Там же. - С. 49.
15. Луценко I. О. Професшно-методична пщготовка виховател1в до реал1зацп завдань мовно'Г осв1ти д1тей дошктьного вку // Вюник 1нституту розвитку дитини. - Вип. 6. Сер1я: Ф1лософ1я, педагопка, психолопя: (зб1рник наукових праць). - К.: Вид-во НПУ ¡меш М. П. Драгоманова, 2009. - С. 38.
16. Там же.
17. Смельянова Н. Л. Пщготовка майбутшх виховател1в до роботи над засвоенням старшими дошкть-никами народознавчоТ лексики: дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04. - О., 2003. - С. 9.
18. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка. С. 46.
19. Богуш А. М., Гавриш Н. В. Дошктьна лшгводидактика: теор1я \ методика навчання д1тей рщноТ мови в дошктьних навчальних закладах. Пщручник / за ред. А. М. Богуш. - Друге видання, доповнене. -К.: Видавничий д1м «Слово», 2011. С. 20.
Yulia Rudenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theory and Methods of Pre-school Education, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessa [email protected]
Professional-speech activity of future teachers of preschool educational institutions as a category of linguistics
Abstract. The paper presents theoretical foundations of speech activity. The author considers the main types of speech activities (reading, writing, speaking, listening) and the definitions of the basic concepts of "speech activity", "professional speech activity of future teachers of preschool educational institutions". Key words: speech activity, professional-speech activity of future teachers of preschool educational institutions, culturally significant professionally oriented texts. References
1. Gumbol'dt, V. (1859) "O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka...", Vvedenie vo vseobshhee jazy-koznanie, St. Petersburg, p. 41 (in Russian).
2. Gumbol'dt, V. (1989) "O razlichii stroenija chelovecheskih jazykov...", in Zvegincev, V. L. Istorija jazykoz-nanija XIX-XX vekov v ocherkah i izvlechenijah, ch. 1, Moscow, p. 40 (in Russian).
3. Sossjur, F. de. (1999) Kurs obshhej lingvistiki, Izd-vo Ural. un-ta, Ekaterinburg, p. 19 (in Russian).
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Shherba, L. V. (1974) Jazykovajasistema irechevaja dejatel'nost', Nauka, Leninigrad, 428 p. (in Russian).
7. Leont'ev, A. N. (1959) "K teorii razvitija psihiki rebenka", in Problemy razvitijapsihiki, Izd-vo APN RSFSR, Moscow, 411 p. (in Russian).
8. Ibid., pp. 49-50.
9. Zimnjaja, I. A. (2001) Lingvopsihologija rechevoj dejatel'nosti, "MODJeK", Moscow, p. 28 (in Russian).
10. Ulanovich, O. I. (2010) Psiholingvistika: ucheb. posobie, Izd-vo Grevcova, Minsk, p. 63 (in Russian).
11. Ibid., p. 43.
12. Kovtun, O. V. (2013) Teoretiko-metodologichni zasadi formuvannja profesijnogo movlennja u majbutnih fahivciv aviacijnoi galuzi: Disertacija d.ped. nauk: spec. 13.00.02 - teorija i metodika navchannja (ukrains'ka mova), O., p. 42 (in Ukrainian).
13. Gumbol'dt, V. (1859) "O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka."
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). -ART 15218. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm. - ISSN 2304-120X.
14. Ibbid., p. 49.
15. Lucenko, I. O. (2009) "Profesijno-metodichna pidgotovka vihovateliv do realizacii zavdan' movnoi osviti ditej doshkil'nogo viku", Visnik Institutu rozvitku ditini, Vip. 6. Serija: Filosofija, pedagogika, psihologija: (zbirnik naukovih prac'), Vid-vo NPU imeni M. P. Dragomanova, K., p. 38 (in Ukrainian).
16. Ibid.
17. Gmel'janova, N. L. (2003) Pidgotovka majbutnih vihovateliv do roboti nad zasvoennjam starshimi do-shkil'nikaminarodoznavchoileksiki: dis. ... kand. ped. nauk : spec. 13.00.04, O., p. 9 (in Ukrainian).
18. Gumbol'dt, V. (1859) "O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka...", p. 46.
19. Bogush, A. M. & Gavrish, N. V. (2011) Doshkil'na lingvodidaktika: teorija i metodika navchannja ditejridnoi movi v doshkil'nih navchal'nih zakladah. Pidruchnik, druge vidannja, dopovnene, Vidavnichij dim "Slovo", K., p. 20 (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 20.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.06.15
Принята к публикации Accepted for publication 24.06.15 Опубликована Published 28.06.15
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Руденко Ю. А., 2015
www.e-koncept.ru