Научная статья на тему 'Профессионально-психологический отбор в ОВД и его нормативно-правовое обеспечение'

Профессионально-психологический отбор в ОВД и его нормативно-правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2524
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологический отбор в ОВД и его нормативно-правовое обеспечение»

Практическая психология: опыт, проблемы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ОВД И ЕГО НОРМАТИВНОПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Канд. мед. наук Г.В.Шутко

ГЦПД МВД России, г.Москва

Комплектование органов внутренних дел качественным личным составом является одним из важнейших элементов обеспечения эффективности их деятельности. В соответствии с Законом Российской Федерации “О милиции” на службу имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

В Федеральном законе “О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации...” кроме указанных социальных, психологических, соматических характеристик добавлены требования к нравственным качествам.

Эти два документа являются основополагающими нормативными актами, обеспечивающими правовую основу для организации и осуществления профессионального отбора в органах внутренних дел.

В МВД России функционирует отлаженная система социально-правового отбора, проводимого кадровыми аппаратами подразделений, и медицинского отбора, осуществляемого военноврачебными комиссиями. Изучению личных и деловых качеств кандидатов, оценке уровня их

физической работоспособности до начала 90-х годов должного внимания не уделялось. Однако социально-экономические и демографические изменения в России, произошедшие в последнее время, обусловили актуальность развития этого аспекта профессионального отбора.

Фактический развал оздоровительной работы, ликвидация подростковой службы здравоохранения, общий кризис медицинского обслуживания населения, региональные конфликты, распространение алкоголизма и наркомании привели к существенному ухудшению показателей психического здоровья нации. По данным Минздрава России, 25% жителей страны страдают той или иной формой психической патологии, в том числе 6% — психотическими и 19% — непсихотическими расстройствами. При этом темпы роста распространенности алкоголизма и наркоманий в последние годы таковы, что вопросы психического здоровья населения стали предметом рассмотрения в Совете Безопасности Российской Федерации.

Соответственно среди причин отклонения кандидатов от службы в органах внутренних дел и учебы в образовательных учреждениях МВД России наибольший удельный вес стали занимать психические расстройства. Существенно увеличилось и число лиц с психической дезадаптацией.

Отсутствие воспитательной работы среди молодых людей, размывание нравственных и моральных устоев общества, безработица серьезно отразились на их жизненных установках и мотивации поступков. Оформляться на службу в органы внутренних дел приходят все больше кандидатов, имеющих корыстно-утилитарный интерес, асоциальные установки, систематически употребляющие спиртные напитки и наркотические средства. Отмечено снижение интеллектуального уровня кандидатов на службу в правоохранительные структуры. Нередко уровень их знаний и осведомленность существенно отстают от полученного образования.

Одновременно в связи с ухудшением криминогенной обстановки в стране, региональными конфликтами условия службы в правоохрани-

тельных органах стали носить чрезвычайно напряженный и тяжелый характер, а профессиональная некомпетентность и несостоятельность сотрудников стала приводить к тяжелым последствиям как для них самих, так и для общества в целом.

Раннее увольнение, суициды, нарушение дисциплины и злоупотребление властными полномочиями, алкоголизм — далеко не полный перечень негативных явлений, в значительной мере обусловленных недостаточным знанием личных и деловых качеств кандидатов на службу, их способности противостоять пролонгированному стрессу и давлению криминальной среды.

В этой ситуации медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях, ограниченное жесткими рамками современного законодательства о психиатрической помощи, и социально-правовой отбор не в состоянии решить всех задач по обеспечению качественного комплектования органов внутренних дел.

Поэтому значительно возросла роль службы профессионального психологического отбора, существующей в системе Министерства внутренних дел России более 25 лет. Здесь важно отметить, что отказ в приеме кандидатов на службу или учебу по результатам психологического отбора не только предохраняет общество от негативных последствий их профессиональной несостоятельности, но и защищает самих кандидатов от непосильных психоэмоциональных и психофизических нагрузок и как следствие, преждевременного возникновения и развития психических и психосоматических расстройств.

Кроме того, в последние годы в органах внутренних дел стала актуальной проблема своевременной диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на сотрудников комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события (аварии, катастрофы, военные действия, насилие) или хроническое психическое и физическое перенапряжение, связанное с деятельностью в экстремальных условиях.

К настоящему времени в системе МВД России сложилась многоуровневая структура профессионального психологического отбора, включающая в себя Центры психологической диагностики (ЦПД) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; группы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений (ГПО) системы МВД России и психологов подразделений органов внутренних дел.

Этот отбор представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на

социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.

Цель профессионального психологического отбора — обеспечение качественного комплектования органов внутренних дел, профилактика преждевременной утраты здоровья и отклоняющихся форм поведения личного состава под влиянием различных негативных факторов профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

— выявление среди кандидатов на службу, учебу, сотрудников, при должностных перемещениях, лиц с нервно-психической неустойчивостью или находящихся в состоянии дезадаптации;

— оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;

— оценка профессиональной адаптации кандидатов на службу, сотрудников при перемещении после прохождения испытательного срока;

— выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.

Функции между субъектами профессионального психологического отбора разделены следующим образом:

— ЦПД осуществляют методическое руководство по вопросам профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и в ГПО образовательных учреждений региона, организуют и контролируют работу своих филиалов, проводят экспертизу профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении в территориальных органах внутренних дел и кандидатов на учебу;

— психологи подразделений проводят социально-психологическое изучение граждан, обратившихся в органы внутренних дел Российской Федерации по поводу приема на службу, учебу, сотрудников при перемещении, осуществляют их предварительную профессиональную ориентацию, проводят оценку успешности профессиональной адаптации кандидатов на службу, сотрудников при перемещении после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);

— ГПО образовательных учреждений организуют и проводят профессионально-психологическое обследование и отбор кандидатов на учебу с учетом специализации образовательного учреждения.

Сотрудники кадрового аппарата, руководители подразделений органов внутренних дел и образовательных учреждений системы МВД России несут ответственность за правильность использования заключений ЦПД и их филиалов, ГПО образовательных учреждений и психологов подразделений по результатам профессионального психологического отбора кандидатов на службу, на учебу, сотрудников при перемещении, за выполнение содержащихся в них рекомендаций и выводов.

В настоящее время среди субъектов профессионального психологического отбора в органах внутренних дел по уровню организации деятельности, качеству подготовки специалистов, нормативно-правовому и методическому обеспечению, бесспорно, лидируют Центры психологической диагностики. Серьезный интерес к опыту работы этих подразделений органов внутренних дел проявляют Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, Таможенная служба Российской Федерации. Главное управления исполнения наказаний Минюста России создает систему медицинского и психологического отбора, основанную на деятельности военно-врачебных комиссий и Центров психологической диагностики органов внутренних дел.

В 1999 г. экспертизу профессиональной психологической пригодности в 71 Центре психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их филиалах прошли около 300 тысяч кандидатов на службу, учебу, сотрудников при перемещении, стажеров. По результатам обследований “не рекомендованы” или “рекомендованы условно” среди принимаемых на службу — 32%, среди поступающих на учебу — 19%, среди перемещаемых по должности — 23%, среди стажеров, отнесенных к “группе риска”, после прохождения ими испытательного срока — 60%.

По данным региональных ЦПД, на первом году службы сотрудники, имеющие низкую степень профессиональной пригодности, увольняются в 3-4 раза чаще, чем “рекомендованные в первую очередь”.

Увольнения по причине психических болезней в течение первых трех лет службы встречаются в 10-12 раз чаще среди сотрудников, имевших сомнительный прогноз профессиональной успешности, чем среди “рекомендованных в первую очередь”.

Центры психологической диагностики Сибирского региона вносят существенный вклад в деятельность системы профессионального психологического отбора МВД России. Так, на их долю приходится около 16% (47500 чел.) от всего контингента, прошедшего экспертизу про-

фессиональной пригодности в органах внутренних дел Российской Федерации. Удельный вес лиц, имевших низкую степень профессиональной пригодности, практически полностью соответствует среднероссийским показателям: среди принимаемых на службу — 35%, среди поступающих на учебу — 18%, среди перемещаемых по должности — 19%, среди стажеров, отнесенных к “группе риска”, после прохождения ими испытательного срока — 50%.

Многие показатели качества экспертизы профессиональной пригодности в ЦПД органов внутренних дел Сибирского региона выше среднероссийских.

Так, в течение первого года службы сотрудники, “рекомендованные условно”, увольняются в 15-16 раз чаще, чем “рекомендованные в первую очередь”.

Увольнений в связи с психической болезнью в течение первых трех лет службы среди “рекомендованных в первую очередь” нет совсем, а среди “рекомендованных” они встречаются в 5 раз реже, чем среди сотрудников, имевших по результатам экспертизы профессиональной пригодности вывод “рекомендован условно”.

Особенно следует отметить высокий уровень организации деятельности и качества экспертной работы Центров психологической диагностики УВД Алтайского края, Новосибирской и Омской областей.

Как следствие, руководители подразделений органов внутренних дел Сибирского региона в большей мере учитывают заключения ЦПД при приеме кандидатов на службу, чем в среднем по Российской Федерации.

Положительным примером ответственного отношения к проблеме качественного комплектования органов внутренних дел для других автономных образований Сибирского региона могут служить УВД Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, которые в течение 1999 г. создали Центры психологической диагностики за счет штатной численности местного бюджета и проводят работу по обеспечению условий для их деятельности.

Вызывает озабоченность отсутствие должного внимания руководства УВД Красноярского края к деятельности одного из крупнейших Центров психологической диагностики Сибирского региона. В этом подразделении при общей штатной численности 22,5 единицы нет ни одного комплекта вычислительной техники, а общая площадь помещений для всех сотрудников ЦПД составляет немногим более 30 кв.м. Это препятствует внедрению современных технологий психологической диагностики и ограничивает возможности повышения качества отбора пополнения территориальных органов внутренних дел.

В истекшем году в соответствии с приказом МВД России от 05.02.1999 г. “Об утверждении лимитов численности” проводилось приведение штатной численности органов внутренних дел, финансируемой из Федерального бюджета, в соответствие с утвержденными лимитами. По информации, поступающей из регионов, в процессе перераспределения численности органов внутренних дел проведено сокращение штатов экспертно-диагностических медицинских учреждений — Центров психологической диагностики и военно-врачебных комиссий ряда МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Данная практика свидетельствует о нарушении организационно-штатных принципов, так как численность этих подразделений определяется штатной положенностью, установленной необходимостью выполнения возложенных на них приказами МВД России задач и функций. Отсутствие в штате экспертных структур хотя бы одного из профильных специалистов дезорганизует их работу и препятствует выполнению установленных требований к их деятельности.

В соответствии с этим, Главный центр психологической диагностики (ГЦПД) МВД России подготовил и представил руководству Медицинского управления и Главного организационно-инспекторского управления МВД России информацию о проведенных организационно-штатных мероприятиях.

Следует обратить внимание руководителей психологической службы ведомства на слабое нормативно-правовое обеспечение деятельности системы профессионального психологического отбора органов внутренних дел Российской Федерации. Такая оценка обоснована следующими фактами. При отборе кандидатов на службу и учебу органы внутренних дел имеют дело с гражданами России. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, “Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”.

В настоящее время имеются следующие приказы МВД России об организации, проведении и требованиях к гражданам, касающихся профессионального психологического отбора:

Приказ “Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации” от 25.06.93 г. № 300.

В Инструкции, в частности, установлено:

“Годность к службе (учебе) по состоянию здоровья кандидатов определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в органах внутренних дел. Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие каче-

ства кандидатов, выявляемые психодиагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.

Кандидат на службу в органы внутренних дел назначается стажером по должности с испытательным сроком в соответствии с требованиями статьи 12 Положения. Во время испытательного срока осуществляется дальнейшее изучение его деловых и личных качеств”.

Как следует из содержания Инструкции, она определяет деятельность военно-врачебных комиссий и Центров психологической диагностики органов внутренних дел и Конституции Российской Федерации не противоречит. Инструкция не опубликована, в Минюсте России приказ не зарегистрирован.

Приказ “Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации” от 17.05.94 г. № 160.

В Инструкции, в частности, установлено:

“Психодиагностическое обследование кандидата проводится одновременно с медицинским освидетельствованием в центрах психологической диагностики (ЦПД) МВД-УВД для определения профессионально важных качеств. Оно проводится на основе психодиагностических методик, которые позволяют дать оценку личностным особенностям кандидата.

Результаты медицинского освидетельствования и психодиагностического обследования представляются в соответствующий кадровый аппарат, сотрудниками которого они переносятся во второй раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел со ссылкой на номер документа и дату заключения военно-врачебной комиссии, освидетельствовавшей кандидата, о годности к службе.

В графу “Результат психодиагностического обследования кандидата” переносится заключение ЦПД, обследовавшего кандидата, с изложением психологической характеристики и ссылкой на номер и дату документа. Заключения ЦПД о целесообразности использования кандидата в предполагаемой должности носят рекомендательный характер.

При выявлении у кандидатов в прошлом суицидального поведения (попыток к самоубийству), склонности к конфликтным формам разрешения спорных ситуаций, наличии выраженных проявлений негативных черт характера, а также наличии близких родственников кандидатов, страдающих нервно-психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией, указанные сведения отражаются в заключениях военно-врачебных комиссий и центров психодиагностики. Данная категория кандидатов относится к группе повышенного риска, и вопрос об их приеме на службу рассматривается после обяза-

тельного прохождения ими испытательного срока и повторного психодиагностического обследования.

В случае принятия решения об отказе в приеме на службу кандидата при наличии у него нервно-психической патологии или негативных психологических качеств установленный диагноз и результат психологического обследования не сообщаются”.

Как следует из содержания Инструкции, она определяет деятельность военно-врачебных комиссий и Центров психологической диагностики органов внутренних дел. Это противоречит ст. 24 Конституции Российской Федерации, в которой установлено — “Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом ”. Инструкция также не опубликована, приказ в Минюсте России не зарегистрирован.

Приказ “Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России” от 17.05.95 № 185.

В Правилах приема, в частности, установлено:

“Порядок отбора и изучения кандидатов на учебу ... прохождения ими военно-врачебной комиссии и психофизиологического обследования... регламентируется нормативными актами МВД России.

До начала вступительных экзаменов кандидаты на учебу проходят профессионально-психологическое обследование непосредственно в учебном заведении. Рекомендации обследования подлежат обязательному учету при принятии приемной комиссией решения о допуске кандидата к вступительным экзаменам. При несогласии приемной комиссии с выводами профессиональнопсихологического обследования мотивы принятого решения излагаются письменно в виде приложения к протоколу заседания приемной комиссии.

Вне конкурса в высшие и специальные средние учебные заведения при получении положительных оценок на вступительных экзаменах зачисляются (сотрудники, дети и другие лица в соответствии с пп. 4.4.1- 4.5.3), проявившие способности и склонности к избранной специальности и наиболее подготовленные к обучению в данном учебном заведении (по заключению профессионально-психологического обследования) ”.

Как следует из содержания, Правила определяют деятельность ГПО образовательных учреждений. Документ Конституции Российской Федерации не противоречит. Однако Пра-

вила также не опубликованы, приказ в Минюсте не зарегистрирован.

Участие психологов подразделений в проведении профессионального психологического отбора не установлено ни одним приказом МВД России, а правовой статус писем Главного управления кадров и кадровой политики МВД России о вводе в действие различных Инструкций, определяющих осуществление психологами этой деятельности, не определен.

Этот перечень можно продолжить, но очевидно одно — любой грамотный судебный иск к субъектам профессионального психологического отбора органов внутренних дел в условиях такого нормативно-правового обеспечения будет удовлетворен. В федеральных законах отмечено право МВД России установить определенные требования к деловым, личным и нравственным качествам кандидатов на службу и учебу, но эти нормы, в отличие от требований к состоянию здоровья кандидатов, для всеобщего сведения официально не опубликованы.

Усложняют деятельность системы профессионального отбора противоречия и недоработки в ведомственных нормативных актах, указаниях, письмах. Так, письмо Главного управления кадров и кадровой политики МВД России от 21.06.99 г. № 21/13/2520 в части, касающейся исключения случаев приема на службу кандидатов с выводом ЦПД “условно рекомендован” по содержанию противоречит приведенной “Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации”, а также методическим указаниям Медицинского управления и Главного управления кадров и кадровой политики МВД России “Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России”, введенным в действие в текущем году.

Еще хуже обстоят дела с правовым обеспечением деятельности психологической службы в проведении реабилитационных мероприятий с сотрудниками органов внутренних дел, после их пребывания в экстремальных условиях и ситуациях. Организация и проведение психотерапевтической работы Центрами психологической диагностики в значительной степени обеспечена их статусом как медицинских учреждений в соответствии с приказом МВД России “Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации” от 04.04.99 г. № 206, согласованным с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Поэтому на эти подразделения распространяется действие “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья”, Федерального закона “О психиатрической помощи и гаран-

тиях прав граждан при ее оказании”, и для законного осуществления ими психотерапевтической работы необходимо только получение лицензии.

Организация, проведение и даже участие в такой работе психологов подразделений, научных и образовательных учреждений МВД России, не установлено никакими, даже ведомственными нормативными актами.

Такая деятельность нарушает требования приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации “Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия” от 13.06.96 г. № 245, в котором в целях упорядочения применения методов психологического и психотерапевтического воздействия установлено:

1. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения Федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилактические и образовательные, не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации:

1) не разрешенных Минздравом России методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия;

2) методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения.

2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечить строгий контроль за соблюдением части шестой статьи 57 Основ законодательства об охране здоровья граждан о запрещении проведения сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации; принимать все предусмотренные законом меры при выявлении нарушителей.

3. Применение разрешенных Минздравом России методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается только при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии тщательного отбора пациентов на индивидуальном приеме.

4. К работе по указанным методам и методикам допускаются специалисты, имеющие специальную подготовку по психиатрии, наркологии, психотерапии, медицинской психологии и получившие в установленном порядке сертификат специалиста по указанным специальностям.

Поэтому при отсутствии сертификата специалиста и лицензии на право такой деятельности действия психологов подразделений как минимум подпадают под действие ст. 166 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях “Самоуправство”, а как максимум — ст.235 Уголовного кодекса Российской Федера-

ции “Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью”.

Поскольку правоохранительные органы должны быть примером в неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации, ГЦПД МВД России считает, что разработка и введение в действие нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность психологической службы ведомства, должны стать одними из приоритетных направлений всех тех подразделений научных и образовательных учреждений, в чью компетенцию входят указанные вопросы.

Как показывает опыт участия региональных ЦПД в судебных разбирательствах, без мощного нормативно-правового фундамента и соблюдения законности существование психологической службы ведомства зависит от такого непостоянного фактора, как невысокий уровень правовой осведомленности граждан России.

Одним из первых и мощных блоков в этом фундаменте, по мнению ГЦПД, могла бы стать “Инструкция по организации профессионального отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России”, которую можно подготовить на базе методических указаний, а затем утвердить приказом МВД России и зарегистрировать в Минюсте России.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В ГРУППЫ РИСКА

Ст. психолог УВД ЦАО В. К. Михайлова, канд. педагог. наук, доцент ОмА МВД России А. Ф. Караваев

г.Омск

Руководствуясь директивными документами, приказами, определяющими деятельность практического психолога в ОВД, в УВД Центрального административного округа города Омска проводится целенаправленная работа по выявлению и психологическому сопровождению сотрудников, включенных в группы риска. Группы риска представляют собой те или иные категории сотрудников, у которых возможны какие-либо отклонения в поведении,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.