Научная статья на тему 'Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-60 лет)'

Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-60 лет) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4847
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватель вуза / профессорско-преподавательский состав / личность преподавателя вуза / деятельность преподавателя вуза / профессионально-психологические проблемы преподавателей
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-60 лет)»

Г. И. Ширшина

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА (на примере преподавателей возраста 40-60 лет)

Работа представлена кафедрой психологии развития и образования. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. А. Регуш

Личность и деятельность преподавателя вуза привлекала и привлекает внимание психологов, педагогов, культурологов, социологов и других специалистов. Подобный интерес связан с тем, что именно от профессорско-преподавательского состава (ППС) в решающей степени зависят организация деятельности и возможности самореализации субъектов учебно-образова-тельного процесса в высшей школе.

В статье подводятся некоторые итоги ведущегося в течение трех лет экспериментального исследования профессионально-психологических проблем преподавателей вуза 40-60 лет. Актуальность исследования обосновывается тем, что, во-первых, к настоящему времени структурно-динамические особенности процесса развития личности в зрелом возрасте исследованы недоста-

точно. Особенно это правомерно для деятельности преподавателя высшей школы. Акмеологический подход к изучению личности как субъекта деятельности получил развитие лишь в последние десятилетия.

Во-вторых, на сегодняшний день остро ощущается нехватка экспериментальных данных о психологических проблемах преподавателей высшей школы.

В-третьих, возрастная структура профессорско-преподавательского состава государственных вузов такова, что 51% сотрудников вуза - 40-60 лет, 13% - 60-65 лет. Большинство авторов подчеркивают, что в психологической поддержке в большей степени нуждаются именно преподаватели со стажем профессиональной деятельности. По прогнозам российских исследователей, при сохранении существующей тенденции

старения кадров средний возраст преподавателя вуза к 2015 г. достигнет 59 лет1. Эта негативная тенденция, ведущая к разрыву связей поколений в высшей школе, обусловливает трудности передачи опыта и знаний, не способствует реализации преемственности, столь важной в данной сфере.

В-четвертых, в высшем образовании наблюдаются негативные тенденции, которые, с одной стороны, особым образом могут сказаться на качестве образования, а с другой стороны, свидетельствуют о наличии серьезных проблемных переживаний у преподавателей: высокий процент работающих на неполной ставке преподавателей и ассистентов (до 30%) сигнализирует о том, что названные группы могут и в дальнейшем не быть ориентированными на полную занятость в высшей школе, в любой момент покинуть ее, высокая мобильность профессоров кафедр (до 40%) свидетельствует об их ориентации не на научную занятость, а на экономические стимулы, связанные с выживанием, низкий уровень материального обеспечения ППС. С данной проблемой тесно связана проблема перезагрузки ППС аудиторными занятиями, работой в нескольких вузах и пр.

В отечественной педагогической психологии и педагогике преподаватель обычно рассматривается в связи с изучением его профессиональных способностей, особенностей педагогической деятельности, педагогического общения, профессионально значимых качеств. Личность педагога исследовалась Л. В. Лидак, Л. М. Мити-ной, Е. И. Роговым, В. А. Сластениным и др. В то же время исследования профессиональной деятельности показали, что профессиональное развитие - это всегда «приобретение и потери, а значит, становление профессионала - не только совершенствование, но и потери»2. То есть на стадии профессионализации во многих видах профессий происходит развитие профессиональных деформаций, нарушающих целостность личности, снижающих ее адаптивность, устойчивость и отрицатель-

но сказывающихся на продуктивности деятельности.

Безусловно, профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза 40-60 лет имеют специфику в связи с возрастными особенностями преподавателей. Период взрослости рассматривается не только как самый длительный, но и как самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его завершение. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие. Изучению психологии зрелого возраста, проблем индивидуального развития взрослого человека посвящены работы та -ких ученых, как К. А. Абульханова-Слав-ская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Н. X. Александрова, А. А. Бодалев, Г. Крайг, Г. Олпорт, В. И. Слободчиков, В. Франкл, В. Э. Чудновский, Э. Эриксон, К. Г. Юнг. Именно они подчеркивают, что центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность - как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

Таким образом, анализ исследований, посвященных качеству деятельности преподавателей вуза, позволяет сделать ряд выводов:

1. В современной науке рассмотрены психологические предпосылки эффективности деятельности преподавателя. Выделяются личностные (устойчивый интерес к преподаванию, проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности, тактичность, чуткость, требовательность и пр.) и ситуативные (ясное понимание текущей задачи своей деятельности и деятельности студентов, адекватное протекание психических познавательных процессов, стенические психические состояния и пр.).

2. По оценкам специалистов, роль профессорско-преподавательского состава зак-

лючается и в том, чтобы создать систему непрерывного образования в области качества и обеспечить ее эффективное функционирование. Эта система должна основываться на преемственности знаний от преподавателя к преподавателю и от преподавателя к студенту. Поскольку высшая школа в последние годы перешла от информа-тивной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, преподаватель становится наставником и консультантом. Важнейшие требования к преподавательскому составу - это способность мотивировать студентов к обучению и самостоятельной работе. Доказана корреляция включенности преподавателя в процесс формирования ценностного отношения к педагогической деятельности с такими показателями, как:

• удовлетворенность студентов обучением в педагогическом вузе;

• система профессионального обучения психолого-педагогическим дисциплинам3.

3. К научно-педагогическим кадрам предъявляют требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственности за качество образования, формирование творческих, всесторонне развитых личностей профессионалов, за благополучие учащихся и общества в целом.

4. Наряду с этими требованиями не всегда создаются условия для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Социальная и материальная поддержка профессорско-преподавательского состава, материально-техническая база вузов не соответствуют психическим нагрузкам, которые затрачивают преподавателями. Однозначно, что трудности деятельности преподавателя нельзя свести только к профессии. Проведенный анализ показал, что в период средней взрослости возможно обострение переживаний проблем профессиональной деятельности и появление специ-

фических трудностей, что обусловлено личностью и возрастными особенностями профессионала.

Обозначенные выше теоретико-методологические и экспериментальные данные позволили предположить, что преподаватели высшей школы переживают ряд психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью и возрастными особенностями. Под психологическими проблемами мы понимаем осознанное противоречие в жизненной ситуации человека, вызывающее негативные эмоциональные переживания, а также желание разрешить это противоречие. Мы предположили наличие определенных трудностей в общении, профессиональной деятельности, отношении к самому себе у преподавателя.

Целью исследования явилось охарактеризовать специфику профессионально-психологических проблем преподавателей вуза, обусловленных возрастными особенностями (40-60 лет), личностными особенностями преподавателей, профессиональным статусом и стажем профессиональной деятельности.

В качестве методов сбора фактического материала выступили метод незаконченных предложений, разработанная авторами проблемная анкета для преподавателей вуза, фокус-группа.

В основном исследовании приняли участие 204 преподавателя вузов Карелии в возрасте от 37 до 61 года. Все преподаватели занимают разные должности в вузе. Всего в исследовании приняли участие 88 доцентов, 71 старший преподаватель и 45 преподавателей, занимающих должности ассистентов. При проведении исследования важным аспектом являлся не только возраст профессионала, но и стаж его профессиональной деятельности. Подбор участников исследования осуществлялся с учетом наличия в каждой должностной группе преподавателей с разным стажем профессиональной деятельности. Таким образом, в исследовании анализировались проблемные переживания преподавателей со стажем де-

ятельности до 10 лет, 10-20 лет, 20-30 лет и более 30 лет. Также участниками исследования выступили 162 студента Карельского ГПУ.

Анализ результатов позволил сделать следующие выводы.

Наиболее яркими для преподавателей 40-60 лет являются переживания в таких проблемных областях, как «Социально-экономическое положение в стране», «Бу-

дущее» и «Профессия». Мы предполагаем, что значимость профессии обусловлена, во-первых, происходящей в нашей стране модернизацией образования и, во-вторых, высокой значимостью для участников исследования профессиональной деятельности как ведущей на данном возрастном этапе.

Наименее выраженными являются переживания преподавателей областей проблем «Семья», «Я», «Студенты».

5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

<8и

4,12

3>09 3,27 3,28_3,81 2,59 2,20 2,75 2,46

2,53_2,58 2,68_^84 2,04 2,42 1,91 2,35 2,3(2 2,53 2,15 249

^¿84 гГШ~\ 2,04 :

л

I]

□ 37-45 лет

□ 46-55 лет

□ 56-61 лет

Ж

/ / ^ г1^ „СО .0°

о

Диаграмма 1. Интенсивность проблемных переживаний преподавателями разных возрастных групп

Интенсивно переживаются проблемы в группе старших преподавателей, наименее интенсивно в группе ассистентов. Вероятно, данный факт объясним особенностями выборки. Ассистенты 40-60 лет, принимавшие участие в нашем исследовании, большей частью специалисты, достигшие успехов в практической деятельности, и работа в вузе не является для них основным видом занятости. Что же касается проблемных переживаний в группе старших преподавателей, то именно данная категория ППС является наиболее уязвимой с точки зрения происходящих в высшем образовании изменений. Возрастные же особенности и семейное положение преподавателей не всегда позволяют старшим преподавателям изменить социально-профессиональный ста -туе, которым они не довольны.

Наиболее острое переживание проблем обнаружено в возрастной группе 46-55 лет. Менее остро переживают проблемы преподаватели в возрасте 37-45 лет. По данным В. И. Пугач и 3. Ф. Есаревой, существует специфика в деятельности преподавателя в

сравнении с учителями, в частности, для преподавателей вуза характерно более позднее достижение значительных результатов в профессиональной деятельности, чем в других специальностях4. Наше исследование показывает, что кризис середины жизни, описанный в целом ряде исследований, для преподавателей вуза характерен в период 46-55 лет. Именно в данном возрасте интенсивность проблемных переживаний наиболее высока. Кроме того, профессиональная деятельность доцентов требует большей включенности в научно-общественные процессы, чем можно объяснить значимость таких проблемных областей, как «Профессия», «Коллеги» в группе доцентов 46-55 лет. Для старших преподавателей этой возрастной группы значимыми являются проблемные области «Я» и «Семья».

Кроме того, в исследовании изучалась динамика переживания проблем преподавателями вуза. Данные результаты не являются статистически достоверными, однако на уровне тенденций можно говорить, что для группы доцентов проблемные пережи-

вания (в изучаемом возрасте) снижаются к 60 годам по всем факторам, кроме фактора «Семья». В группе старших преподавателей, напротив, можно наблюдать усиление переживаний по факторам «Профессия»

4,50 4,00 3,50 3,00 250 200 1,50 1,00 0150 0,00

Мы предполагаем, что в группе доцентов значимость профессиональной деятельности (преподавание), желание построить карьеру в вузе выше, чем в группе ассистентов, чем можно объяснить следующий результат исследования. Выявлены статистически достоверные различия между группами ассистентов и доцентов в возрастной группе 37-45 лет. Так в группе доцентов значительно выше интенсивность переживаний по факторам «Будущее», «Профессия» и «Студенты». В группе доцентов проблемные переживания по

(незначительно), «Общественно-экономическое положение страны», «Коллеги» к 61 году и снижение интенсивности переживаний по факторам «Будущее» (незначительно), «Я», «Семья», «Студенты».

категории «Я» со стажем снижаются. В группе старших преподавателей такая же тенденция наблюдается относительно ка-тегории «Семья». В группе же ассистентов переживания в категории «Я» значимо усиливаются к 30 годам стажа. При анализе данных результатов необходимо обратиться к работам Л. А. Поварницыной. Автором показано, что представления о себе преподавателей вуза тесно связаны с успешностью профессиональной деятельности, ее результативностью и оценкой деятельности коллегами5.

3175-45 46-5 5 56-61

Диаграмма 2. Возрастная динамика психологических проблем в группе доцентов

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пугач В. Ф. Студенчество и преподавательский состав вузов России в конце XX века: социокультурная динамика. Автореф. дис. на соис. учен. степени доктора социол. наук. СПб., 2001.

2 Глуханюк Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дис. на соис. учен. степени доктора пед. наук. Екатеринбург, 2001.

3 Бажанова С. В. Акмеологические факторы развития профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Автореф. дис. на соис. учен. степени кандидата псих. наук. Ульяновск, 2004.

4 Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., ЛГУ, 1974.

5 Поварницына Л. А. Психология личности вузовского преподавателя. Тверь, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.