Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка военнослужащих к действию в условиях ограниченной видимости и ночью'

Профессионально-прикладная физическая подготовка военнослужащих к действию в условиях ограниченной видимости и ночью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
783
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелов А. А., Крылов А. И., Сокорев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка военнослужащих к действию в условиях ограниченной видимости и ночью»

с недоводами на малых и переводами на больших амплитудах.

Представленное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Исследование подтвердило факт наличия «зон приемлемости» ошибок воспроизведения амплитуд движений. Валидность разработанной методики определения этих зон (их размаха, типа) подтверждают факты их соответствия ошибкам воспроизведения амплитуд движений.

2. Выявились определенные типы зон приемлемости: без сдвига и со сдвигом границ в сторону уменьшения, увеличения величины предъявленной амплитуды. У лиц, не занимающихся спортом больше лиц со сдвигом границ зон приемлемости в сторону уменьшения величины предъявленной амплитуды, у лиц занимающихся спортом границы «зоны приемлемости» более равномерно смещены в сторону уменьшения и увеличения предъявленной амплитуды. Кроме этого, у спортсменов размах зон приемлемости более узкий, что говорит о более четком представлении предъявляемых амплитуд.

3. Сопоставление типов «зон приемлемости» на малых и больших амплитудах показало преобладание на обеих амплитудах типов, связанных с уменьшением предъявленной амплитуды. Меньше всего типов с уменьшением на малой и увеличением на большой амплитудах величины предъявленной амплитуды. Немало случаев с увеличением на малой и уменьшением на большой величины предъявляемой амплитуды. Последние два вида соотношений по своей частоте соответствуют частоте проявления типов ошибок воспроизведения движений на малых и больших амплитудах, что также можно считать подтверждением валидности разработанной нами методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров, В.И. К вопросу о валидности методик, использующих воспроизведение амплитуд движений [Текст]/В.И.Гончаров. - Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры ХГПУ. - Хабаровск, 1998.

2. Ильин, Е.П. Свойство баланса по величине возбуждения и торможения и методы его изучения [Текст]/Е.П.Ильин. - Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972.

3. Семенов, М.И. Динамика развития дифференцировок в двигательном анализаторе у школьников [Текст]/М.И.Семенов. - Диссертация ... канд. пед. наук. Л., 1963.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ДЕЙСТВИЮ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ

ВИДИМОСТИ И НОЧЬЮ

А.А. Горелов, А.И. Крылов, В.В. Сокорев

Опыт мировых войн и современных локальных военных конфликтов показывает, что боевые действия насыщены острыми кризисными ситуациями. Это обуславливает возрастание значения внезапности, её влияния на развитие и конечные результаты тех или иных боевых операций. Внезапность же наиболее полно будет достигаться только тогда, когда наряду с другими мероприятиями по обману противника будет использоваться ночь для скрытого сосредоточения войск и осуществления боевых действий.

В современной военной печати широко дискутируются вопросы организации и ведения боевых действий в условиях ограниченной видимости, в том числе и ночью. Большое внимание уделяется опыту минувших войн, на основе обобщения которого разрабатываются главные принципы организации и ведения боя ночью и в темноте. При этом многие источники указывают, что боевая деятельность военнослужащих в условиях ограниченной видимости протекает со значительным снижением уровня физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков. Кроме того, действия в

темноте в реальных боевых условиях создают предпосылки для сильного эмоционального напряжения, которое также в значительной степени может снизить эффективность, как отдельного боевого приёма, так и крупной тактической операции. Поэтому успех действий в условиях ночи во многом будет зависеть от умения военнослужащего владеть собой, своими чувствами и переживаниями, выдержки и стойкости, уровня развития физических и специальных качеств и военно-прикладных навыков.

В настоящее время существуют три главных пути подготовки военнослужащих к действиям в ночное и тёмное время суток:

первый основан на отборе кандидатов, обладающих врождёнными данными хорошо приспосабливаться к деятельности в любое время суток;

второй - на многократном выполнении профессиональных приёмов и действий в натуральных условиях ночи;

третий - на использовании средств физической подготовки, способствующих развитию физических качеств и двигательных навыков, обуславливающих положительный перенос на профессиональную деятельность и повышение функциональных возможностей человека.

Первый путь нельзя признать эффективным, так как каждый военнослужащий, независимо от его природных особенностей, должен быть готов к ведению боевых действий в любых условиях.

Второй путь имеет большое значение и является основным в войсках. Однако во время ночных занятий по боевой подготовке первостепенное значение придаётся слаживанию действий подразделений, коллективному взаимодействию военнослужащих, чёткой организации выполнения того или иного тактического приёма в целом. Развитие необходимых физических качеств и двигательных навыков не всегда осуществляется в полной мере.

Таким образом, исследования по проблеме физической подготовки военнослужащих к действиям в условиях ограниченной видимости и ночью имеют большое теоретическое и практическое значение. Значительное количество исследований, проведённых с целью получения сведений по данному вопросу, приходится на 50-60 гг. прошлого столетия, однако актуальность проблемы не снизилась и в наши дни.

Теоретический анализ и обобщение доступных нам источников показали, что в теории и практике физической подготовки войск накоплен определённый опыт по использованию средств и методов физической подготовки для повышения готовности военнослужащих к ведению боевых действий в условиях ограниченной видимости и ночью. При этом нельзя не указать на ряд существенных недочётов.

Во-первых, в имеющихся в настоящее время рекомендациях по организации и проведению физической подготовки не в полной мере учитывается современный характер и условия протекания учебно-боевой деятельности личного состава. Отсутствие в руководящих документах по боевой и физической подготовке указаний по проведению учебных занятий по физической подготовке в ночное время, возможность возникновения явлений кумуляции утомления в результате длительного воздействия физических нагрузок в ночное и дневное время и др., в свою очередь, обуславливает определённые трудности в планировании, организации и проведении специальных занятий по физической подготовке в ночное время.

Во-вторых, ещё недостаточно научно обоснованы средства и методы физической подготовки для развития и совершенствования важных (с точки зрения выполнения профессиональных приёмов и действий в условиях ограниченной видимости) физических качеств и двигательных навыков.

В-третьих, отсутствуют практические рекомендации по методике специальной физической тренировки к действию в условиях ограниченной видимости во время плановых занятий по физической подготовке в дневное время.

В-четвёртых, нет экспериментальных данных по научному обоснованию программы по физической подготовке военнослужащих в краткие сроки в преддверии

боевых тактических операций в условиях ограниченной видимости и ночью.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе накоплено значительное количество теоретических и экспериментальных данных по вопросам подготовки военнослужащих к ведению боя ночью. Однако многие важные вопросы, связанные с практической деятельностью, не соответствуют требованиям, а отдельные из них, касающиеся, например, действий военнослужащих в условиях ограниченной видимости и ночью, имеют лишь теоретическое обоснование.

С целью устранения имеющихся недочётов по данному вопросу нами был проведён комплекс экспериментальных исследований, по результатам которых изучалось следующее: особенности работоспособности личного состава мотострелковых подразделений ночью; влияние ограниченной видимости на динамику показателей некоторых физических, психических и психофизиологических качеств, двигательных и военно-прикладных навыков; эффективность предварительной специально направленной физической тренировки на выполнение боевых приёмов и действий в ночное время и в темноте.

Вся экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

На первом этапе исследовалось влияние ночной темноты (в некоторых случаях и темноты, моделируемой в дневное время) на динамику показателей некоторых физических и психофизиологических качеств, профессиональных навыков, функциональное состояние организма военнослужащих. Работа проводилась днём (с 10.00 до 12.00) и ночью (с 2.00 до 4.00).

Полученные результаты показали, что нарушение суточного стереотипа отрицательным образом сказывается как на двигательной, так и на психологической сферах деятельности человека. Снижение ночью уровня профессиональной подготовленности к работе, а также ухудшение показателей функционального состояния организма испытуемых свидетельствуют о необходимости поиска эффективных средств поддержания готовности военнослужащих к действиям в условиях ограниченной видимости и ночью.

Тестирование в условиях темноты (как ночной, так и моделируемой в дневное время) показало достоверное снижение исследуемых показателей, причём по некоторым видам испытаний оно было значительным (р < 0,001).

На основании исследования динамики показателей выполнения отдельных упражнений (бег на 30 и 100 м., кросс на 3000 м., преодоление полосы препятствий, прыжок в длину) можно утверждать, что действия военнослужащих носили скованный, напряжённый характер, а бег осуществлялся неравномерно и отличался всевозможными задержками и рывками. Следует, однако, отметить, что анализ изменений показателей функционального состояния организма днём и ночью выявил, что они не выходили за пределы физиологической нормы.

Предварительные исследования показали, что двигательная деятельность более всего осложнялась в условиях ночной темноты. В итоге это приводило к качественному ухудшению выполнения боевых приёмов и действий. Даже на прочно сформированные в условиях освещения двигательные навыки темнота оказывала неблагоприятное воздействие.

Таким образом, можно сделать вывод, что без специального совершенствования двигательных навыков в условиях ограничения контроля со стороны зрительного анализатора невозможно подготовить личный состав к успешному ведению боевых действий в условиях ограниченной видимости и ночью.

На втором этапе изучалась эффективность различных способов предварительной физической подготовки личного состава к ночным действиям. С этой целью военнослужащие, принимавшие участие в экспериментальной работе на первом этапе, были разбиты на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ и ЭГ2). Все они в течении четырёх недель готовились к тактическим учениям. Военноспециальная подготовка во всех группах организовывалась по одинаковой программе.

Различия были лишь в организации и методике проведения физической подготовки.

Первая группа (КГ) занималась физической подготовкой по общепринятой методике с включением всех её форм.

Вторая группа (ЭГ1) - физической подготовкой по специально разработанной программе, сущность которой заключалась в том, что 50% времени, планируемого на учебные занятия (УЗ), утреннюю физическую зарядку (УФЗ), попутную физическую тренировку (ПФТ), отводилось на действия в темноте.

Содержание учебных занятий, проводимых в нормальных (днём при естественном освещении) условиях, составляли, прежде всего, упражнения, совершенствующие широкий спектр двигательных умений и навыков, что обуславливалось преимущественно расширением двигательных способностей, позволяющих военнослужащим более успешно выполнять приёмы и действия в самых разнообразных и сложных условиях. Данный подход к организации физической подготовки строился на предположении, что воин с большим двигательным опытом будет легче усваивать новые для себя движения и точнее их воспроизводить не только в обычных условиях, но и в сложной обстановке, в том числе в темноте.

Характерной особенностью дневных занятий служило также и то, что во время их проведения обращалось внимание, во-первых, на выполнение сложнокоординированных движений, во-вторых, на прочное закрепление двигательных навыков в целях дальнейшего их совершенствования в условиях темноты. Кроме того, в содержание занятий входили упражнения, ограничивающие зрительный контроль за их выполнением.

Учебные занятия в темноте осуществлялись по двум вариантам: 1) днём в помещениях с затемнёнными окнами (спортивный зал, казармы и т.д.); 2) в вечернее (сумеречное) время. При этом использовались физические упражнения, прочно усвоенные военнослужащими ранее.

Специфика занятий заключалась в выполнении обучаемыми таких упражнений, которые по структуре сходны с военно-профессиональными приёмами и действиями. В содержание занятий входили различные виды передвижений на местности как в заданном направлении, так и при его изменении; преодоление искусственных и естественных препятствий; метание гранат, переноска тяжестей; рукопашный бой на местности; передвижение по уменьшенной опоре; плавание в обмундировании с оружием; марш-броски на местности. На этих занятиях обращалось внимание на отработку согласованности действий в составе отделений и взводов.

Утренняя физическая зарядка (УФЗ) использовалась для повышения способности военнослужащих к действиям непосредственно после сна в условиях ограниченной видимости. Известно, что выполнение сразу после сна физических упражнений, когда в организме наблюдается снижение тонуса нервной системы и понижение интенсивности протекания физиологических процессов, способствует совершенствованию толерантности организма к выполнению мышечной работы на фоне естественных процессов торможения. Физические нагрузки, испытываемые военнослужащими во время УФЗ, и аналогичные им нагрузки, возникающие при выполнении военнопрофессиональных приёмов и действий, способствуют поддержанию оптимального уровня работоспособности организма во всех случаях нарушения суточного стереотипа.

В целях формирования двигательных навыков выполнения физических упражнений в условиях ограничения зрительного контроля УФЗ по 1-му и 2-му вариантам проводилась в спортивном зале с затемнёнными окнами. Методика проведения УФЗ в темноте практически не отличалась от проведения в обычных условиях. Однако содержание УФЗ в темноте планировалось только после прочного усвоения упражнений в нормальных условиях.

Для эффективного расширения диапазона двигательных способностей военнослужащих был разработан специальный вариант УФЗ, в который входили: упражнения

в преодолении простейших препятствий, выполняемые в разнообразных сочетаниях и в различных направлениях; прыжки в длину, глубину; хождение по узкой качающейся опоре; различные кувырки и перевороты; групповые упражнения. Это способствовало выработке у испытуемых быстроты реакции, ориентировки в пространстве, двигательной координации, функций внимания, способности к действию на ощупь, соразмерности между необходимыми и прилагаемыми усилиями.

Попутная физическая тренировка (ПФТ) в ночное время осуществлялась в целях совершенствования двигательных навыков и обеспечения необходимого уровня развития физических, психофизиологических качеств и профессиональных навыков, важных для личного состава, действующего в условиях нарушения суточного стереотипа, а также с целью повышения возможностей организма к функционированию с интенсивностью, достаточной для обеспечения боевой деятельности военнослужащих в условиях ограниченной видимости и ночью.

В зависимости от содержания учебных занятий по основным разделам боевой подготовки в содержание ПФТ включалось: ускоренное передвижение по пересечённой местности; преодоление заграждений и естественных препятствий; работа на боевой технике; развёртывание в предбоевой и боевой порядки; марш-броски по азимуту; передвижения на местности без компаса с ориентировкой по звёздам и т.д.

Ночная ПФТ проводилась в составе подразделений под непосредственным руководством командира. Для успешной её организации заблаговременно изучались маршруты следования подразделений, характер местности, наличие естественных препятствий. На отдельных участках маршрута сооружались искусственные препятствия.

Для формирования у военнослужащих готовности к уверенным действиям на незнакомой местности разрабатывались специальные маршруты ПФТ, не известные личному составу.

Физическая нагрузка в процессе ночной ПФТ повышалась постепенно, соответственно уровню тренированности испытуемых. Для повышения интереса личного состава к ночной ПФТ широко использовались разные имитационные средства. Часть приёмов и действий выполнялась военнослужащими в средствах индивидуальной защиты.

Третья группа (ЭГ2) занималась физической подготовкой по программе ЭГЬ однако на проведение её в условиях темноты отводилось 70% времени, а не 50%.

Эффективность опытного курса предварительной специальной физической тренировки в контрольном и экспериментальном подразделениях определялась по результатам предварительного и заключительного испытаний по физической подготовке, исследований показателей психофизиологического и функционального состояния организма, изучения уровня профессиональной подготовленности военнослужащих.

Анализ полученных данных показал, что под влиянием темноты как в контрольной, так и в экспериментальных группах на предварительных испытаниях в одинаковой степени наблюдалось снижение результатов в выполнении как физических упражнений, так и профессиональных приёмов и действий. По окончании эксперимента в группах ЭГ1 и ЭГ2 картина резко изменилась. На заключительных исследованиях в этих подразделениях сократился разрыв между дневными и ночными результатами. Однако между самими экспериментальными группами достоверных различий по окончании эксперимента не было.

Испытуемые первой группы (КГ) на заключительных испытаниях оказались в ином положении. За прошедший период у них не произошло существенного сближения дневных и ночных показателей, несмотря на общее улучшение результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование до 50% времени, отводимого на физическую подготовку, на выполнение упражнений при недостатке или отсутствии освещения существенно повышает уровень готовности военнослужащих к ведению действий в условиях ограниченной видимости и ночью. Так, после опытного курса предварительной специально направленной физической тренировки в ЭГ1 и ЭГ2

темнота в меньшей степени вызвала ухудшение двигательных навыков, чем до тренировки, а в некоторых случаях вообще не оказала никакого влияния.

На третьем этапе проводились опытно-тактические учения (ОТУ), в процессе которых на основе действий, приближенных к боевым, изучалась эффективность вышеописанных программ по физической подготовке военнослужащих.

Во время ОТУ определялся уровень развития некоторых физических и психофизиологических качеств функционального состояния организма, а также уровень профессиональной работоспособности. Контроль осуществлялся до начала, в ходе учений и через сутки после их окончания.

Анализ полученных данных показал, что КГ, ЭГ1 и ЭГ2 по сравнению с подразделениями, не занимавшимися физической подготовкой, более успешно выполняли боевые приёмы. В то же время в процессе ведения учебно-боевых действий уровень специальной подготовки личного состава ЭГ1 и ЭГ2 существенно отличался от уровня подготовки личного состава КГ. Особенно наглядную картину представляли результаты ночного марша на 4 км. по лесной дороге: ЭГ1 - 63,5 мин., ЭГ2 - 63,8 мин., КГ -83,4 мин. Кроме того, достоверно хуже у испытуемых КГ были результаты при работе на боевой технике, развёртывании на боевой порядок, стрельбе из оружия, преодолении заграждений по проходу, метании гранат на точность, атаке переднего края противника, управлении транспортом и форсировании водных преград.

Таким образом, для подготовки военнослужащих к успешному выполнению боевых задач в условиях ограниченной видимости и ночью целесообразно планировать специальную подготовку по выполнению физических упражнений, военноприкладных приёмов и действий в условиях ограничения контроля со стороны зрительного анализатора. Наиболее эффективными формами организации физической подготовки являются: попутная физическая тренировка (ПФТ) во время ночных занятий по боевой подготовке, учебные занятия (УЗ), проводимые в сумеречное время и в помещениях с затемнёнными окнами, утренняя физическая зарядка (УФЗ) зимой в неосвещённых местах.

Для личного состава разведывательных и других подразделений необходимо выделять до 30-50% времени, отводимого на физическую подготовку, для организации тренировки в условиях ограниченной видимости и ночью. При этом основной акцент следует делать на выполнение сложнокоординированных упражнений, способствующих развитию ловкости, смелости, решительности в действиях и т.п.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В.Д. Дашинорбоев, Н.В. Кострюшина

В настоящее время проблема сохранения здоровья человека, наций, цивилизации становится все более актуальной. Здоровье занимает одно из первых мест в системе параметров оценки современной цивилизации, также меняются концептуальнометодологические основы взглядов на проблему сохранения здоровья человека. В этой связи, вопрос подготовки квалифицированных специалистов в вузах тесно связан с проблемой воспитания у студенческой молодежи потребности к занятиям физической культурой и спортом.

Подготовка специалистов в вузах - процесс формирования у обучаемых профессиональных, организаторских и других важных качеств в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста (А.И. Абрамешин и др., 2001; Т.В. Савченко, 2007 и др.).

По мнению Т.В. Савченко (2007), качество подготовки специалистов зависит от совокупности свойств процесса формирования специалиста, от которых зависит соответствие образовательного процесса и его результатов установленным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.