Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов строительных ВУЗов'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов строительных ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1025
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ / OCCUPATIONAL DISEASES OF BUILDERS / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТРАВМЫ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ / DISEASE PREVENTION / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / MEANS AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / WORK-RELATED INJURIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рязанцев А.А., Вереина А.А.

Внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в учебный процесс по физическому воспитанию способствует росту профессиональной подготовки строителей и уменьшает травматизм и количество профессиональных заболеваний на производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рязанцев А.А., Вереина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-applied physical training of students of building Universities

The introduction of professional-applied physical training in the educational process of physical education contributes to the growth of professional training of builders and reduces injuries and the number of occupational diseases in the workplace

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов строительных ВУЗов»

научный журнал

А.А. Рязанцев, А.А. Вереина

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Астрахань, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ

Аннотация: Внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в учебный процесс по физическому воспитанию способствует росту профессиональной подготовки строителей и уменьшает травматизм и количество профессиональных заболеваний на производстве

Ключевые слова: профессиональные заболевания строителей; производственные травмы; профилактика заболеваний; средства и методы физического воспитания

Профессиональная физическая культура и её составляющая -профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) в настоящее время переживает новый этап развития, так как для того чтобы научиться грамотно управлять инновационным оборудованием, необходимо обладать специальными знаниями и высоким уровнем подготовки.

Немаловажен и тот факт, что в основах Законодательства РФ о физической культуре и спорте, а также в требованиях программы «ФГОС+3» физическая культура представлена в ВУЗах, как учебная дисциплина и важнейший компонент развития личности. Не случайно, поэтому возникло международное движение по выявлению лучших уже на этапе освоения рабочих специальностей среди молодёжи World Skills International. О важности ранней специализации и профессионализации в промышленной индустрии говорят и преференции подобных мероприятий - освобождение от службы в армии, как в Корее; заманчивые предложения работы; ценные призы (главный приз лучшему участнику составил 1 млн. рублей). На национальном Чемпионате World Skills Hi-Tech, вот уже третий год, по традиции, проводимый в г. Екатеринбурге проводятся различные конкурсы: фрезерные, токарные работы, инженерная графика, сварочные технологии, электроника и роботостроение [3]. Для продвинутой и одарённой учащейся молодёжи существует ассоциация WSI - компания, проводящая соревнования во всем мире, для привлечения молодого поколения к различным профессиям в возрасте до 22 лет. Компания проводит соревнования в Skills, а так же Championship, где требуются знания в сфере науки, физики, техники, математики и комплекты специального оборудования для роботостроения [3].

научный журнал

Поэтому именно высококвалифицированные рабочие, инженеры и специалисты будут играть в экономике России всё более важную роль. И значение ППФП в учебном процессе ВУЗов трудно переоценить.

Использование средств и методов физического воспитания в профессиональном обучении студентов часто недооценивается. Считается, что по мере применения современных технологий труда проблема физической подготовленности специалиста утрачивает значение. Однако действительность в процессе производства вносит в эту позицию существенные коррективы. Проблема в том, что недостаточный уровень физической подготовленности выпускника ВУЗа определяет и малоэффективную профессиональную «отдачу» на производстве, что приводит к определённым экономическим и моральным издержкам.

Для этой цели кафедры физического воспитания ВУЗов должны составить программу по ППФП таким образом, чтобы нивелировать негативные факторы учебной и производственной деятельности студентов и максимально развить профессионально важные физические качества, функции, навыки и умения.

Особенно актуально внедрение ППФП для студентов ВУЗов строительного профиля потому что строительные профессии входят в число самых массовых: специалистов по промышленному и гражданскому строительству готовят более 4 тыс. учебных заведений различных форм обучения, где получают специальность около 400 тыс. учащихся и студентов.

Внедрение ППФП в ВУЗах строительного профиля можно разделить на два этапа: освоение рабочих профессий и освоение инженерной профессии. В этих целях изучались особенности труда квалифицированных рабочих и инженеров-строителей. Использовались следующие методики: анкетный опрос квалифицированных рабочих, специалистов, студентов-заочников; литературный обзор; педагогические наблюдения; хронометраж рабочих операций и анализ трудовой деятельности. В ряде случаев нами проводился педагогический эксперимент с методом математической статистики. Также важной частью нашей работы является раздел профилактики профессиональных заболеваний средствами и методами физической культуры практически по всем специальностям, которые получат выпускники АГАСУ - будущие организаторы и руководители различных звеньев строительной индустрии.

По данным Международной организации труда (МОТ) каждый год во всем мире около 313 миллионов человек в результате производственных травм становятся инвалидами, а ещё 160 миллионов получат профессиональные заболевания. Из-за несчастных случаев на производстве более 2,3 млн. человек в год лишаются жизни [1].

научный журнал

Не случайно МОТ 28 апреля отмечает Всемирный день охраны труда, тем самым привлекая всеобщее внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне. В настоящее время профилактический подход является приоритетным во многих зарубежных странах, и Россия также переориентируется на такую передовую модель.

Ежегодно в России у трудящихся, занятых в различных сферах производства, регистрируется 12-13 тысяч профессиональных заболеваний [2]. Около 500 тысяч человек в стране после полученных на производстве травм проходят медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и получают страховые выплаты [3]. Печальная статистика 2015 года - около 43 тысяч несчастных случаев на производстве, в том числе 6180 с тяжёлым исходом. Ежегодный ущерб, в связи с различными выплатами пострадавшим, колеблется в среднем от 100 тысяч до 500тысяч рублей только одному случаю, что в сумме составляет от 4 до 8% внутреннего валового продукта страны [3]. Профилактические меры и реабилитация больных с профессиональными заболеваниями являются не только социально значимыми, но и крайне актуальными [4]. Не случайно поэтому департамент страхования профессиональных рисков ФСС РФ ввёл институт реабилитационных менеджеров, который будет работать с врачами, работодателем, родственниками потерпевшего на производстве, медико-социальной экспертизой, выбирать оптимально подходящее лечение и будущую реабилитацию [5].

В 2016 году из средств ФСС РФ было направлено на предупредительные меры для сохранения здоровья работников более 10млрд. руб. и около 4 миллиардов рублей было потрачено на закупку средств индивидуальной защиты [1].

И эти профилактические меры дали положительный эффект. За первое полугодие 2017 года количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом уменьшилась на 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А общее количество несчастных случаев на производстве уменьшилось на 5% и составило соответственно 15385 и 16154 [1].

Строительная промышленность, несмотря на автоматизацию производственных процессов, новых технологий и материалов является сферой деятельности с наиболее высокими показателями травматизма и профессиональных заболеваний [1].

Вопросы профилактики травматизма и профессиональных заболеваний у студентов и трудящихся - одна из актуальных задач физической культуры, так как здоровый и физически подготовленный человек меньше подвержен этим негативным факторам.

научный журнал

Библиографический список

1. Добрюха А. От бесплатных санаторных путёвок до «умной» спецодежды. www.Kp.ru 09.08.2017. - c.5

2. Роль физической культуры в целях профилактики профессиональных заболеваний и травматизма.

http://studbooks.net/630765/turzm/profilaktika professionalnyh zabolevaniy tr avmatizma_s_redstvami_fizkiltury_fizicheskoy_kultury#21

3. www.AIF.ru №44.2016. -с.16

4. www.Kp.ru 06.11.2015

5. http: //www.findpatent.ru/patent/247/2471468. html

6. www.AIF.ru №35. 2016. -с. 22

7. http:/belrjem.org

: : A.A. Riazantsiev, A.A. Vereina

: Professionally-applied physical training of students of building Universities

: Abstract: The introduction of professional-applied physical training in the educational process of physical education contributes to the growth of 1 professional training of builders and reduces injuries and the number of occupational diseases in the workplace

Keywords: occupational diseases of builders; work-related injuries; disease prevention; means and methods of physical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.