Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высшего военного авиационного училища летчиков'

Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высшего военного авиационного училища летчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КУРСАНТЫ-ЛЕТЧИКИ / PHYSICAL AND PSYCHOPHYSICAL ABILITIES / MOTOR SKILLS / CADETS-PILOTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыльцов Александр Михайлович, Бочков Андрей Винадиктович, Агабеков Назир Казанбекович

В работе представлены результаты экспертной оценки значимости показателей физических и психофизических способностей, специальных двигательных умений и навыков у курсантов высшего военного авиационного училища летчиков, в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Определены наиболее важные физические и психофизические качества, наиболее важные двигательные умения и навыки в процессе профессиональной подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыльцов Александр Михайлович, Бочков Андрей Винадиктович, Агабеков Назир Казанбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-applied physical training of cadets of higher military aviation school of pilots

The article presents the results of expert evaluation of the importance of indicators of physical and psychophysical abilities, special motor skills of cadets of the higher military aviation school of pilots in the process of their professional and applied physical training. The most important physical and psychophysical qualities, the most important motor skills in the process of professional training of cadets are determined.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высшего военного авиационного училища летчиков»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделенные критерии и уровни поддержки студентов в самоопределении нуждаются в уточнении и дополнении; безусловно, они должны отражать роль образовательной среды в выборе и реализации студентом жизненно-профессионального пути. Перспективы исследований - обоснование решающих правил (термин искусственного интеллекта [2, 5]) для интегративной диагностики педагогической поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключарев, Г.А. Российское образование для инновационной экономики: "болевые точки" / Г.А. Ключарев, И.Г. Дежина // Социологические исследования. - 2018. - № 9. - С. 40-48.

2. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов ; Кубанский гос. технолог. ун-т. -Краснодар : [б.и.], 2016. - 264 с.

3. Санькова, Г.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов технического вуза / Г.В. Санькова // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 7. - С. 114-118.

4. Шачина, А.Ю. Самоопределение личности как главный принцип образования и условие его реализации / А.Ю. Шачина // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 52-56.

5. Chen, T. An intelligent pattern recognition model for supporting investment decisions in stock market / T. Chen, F. Chen // Information Sciences. - 2016. - Vol. 346. - No. 1. - Р. 261-274.

REFERENCES

1. Klyuchkarev, G.A. and Dezhina, I.G. (2018), "The Russian education for innovative economics: the pain points", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 9, pp. 40-48.

2. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

3. Sanykova, G.V. (2018) "Pedagogical accomplishment of vocational self-determination of students of technical higher educational institution", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 7, pp. 114-118.

4. Shachina, A.Yu. (2018), "Personal self-determination as a main principle of education ant its implementation condition", Pedagogika, No 3, pp. 52-56.

5. Chen, T. and Chen, F. (2016), "An intelligent pattern recognition model for supporting investment decisions in stock market", Information Sciences, Vol. 346, No 1, pp. 261-274.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2019

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

ЛЕТЧИКОВ

Александр Михайлович Рыльцов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Винадиктович Бочков, доцент, Назир Казанбекович Агабеков, преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

Аннотация

В работе представлены результаты экспертной оценки значимости показателей физических и психофизических способностей, специальных двигательных умений и навыков у курсантов высшего военного авиационного училища летчиков, в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Определены наиболее важные физические и психофизические качества, наиболее важные двигательные умения и навыки в процессе профессиональной подготовки курсантов.

Ключевые слова: физические и психофизические способности, двигательные умения и навыки, курсанты-летчики.

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER MILITARY AVIATION SCHOOL OF PILOTS

Alexander Mikhailovich Ryltsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Vinаdiktovich Bochkov, the senior lecturer, Nazir Каzanbekovich Agabekov, the teacher, Krasnodar Air Force Institute for Pilots

Annotation

The article presents the results of expert evaluation of the importance of indicators of physical and psychophysical abilities, special motor skills of cadets of the higher military aviation school of pilots in the process of their professional and applied physical training. The most important physical and psychophysical qualities, the most important motor skills in the process of professional training of cadets are determined.

Keywords: physical and psychophysical abilities, motor skills, cadets-pilots.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время предъявляются высокие требования в профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов высших военных училищ, так как существенно уменьшается время для приема адекватных двигательных решений при выполнении боевых задач, повышается психическая напряженность участников современного боя [1]. Однако пока многие курсанты не готовы в должной мере выполнять поставленные перед ними задачи [2, 3]. В этой связи существующая модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов высших военных училищ исчерпала себя. Необходим поиск более совершенных организационных форм и методических подходов, обеспечивающих процесс профессионально-прикладной физической подготовки защитников Родины.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, методы экспертных оценок, методы математической статистики. Исследование проводилось в период 2017-2018 учебного года на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. В экспертизе принимали участие 13 ведущих специалистов физической подготовки вузов Воздушно-космических сил.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профессионально-прикладная физическая подготовленность курсантов высшего военного авиационного училища летчиков оценивалась на основе комплексных характеристик их физической и психофизической подготовленности, сформированности специальных двигательных умений и умений. Анализ литературных данных, экспертные оценки позволили отобрать необходимые способности у курсантов высшего военного авиационного училища летчиков в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Результаты специальной физической и психофизической подготовленности курсантов распределены на основе весомости на главные, основные и вспомогательные (таблица 1). Главные способности: способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации (средний показатель - 2,69 баллов), динамическое равновесие (средний показатель - 4,31 баллов), способность к быстрому реагированию на сигнал (средний показатель - 5,46 баллов), способность к дифференцированию временных и пространственных параметров двигательных действий (средний показатель - 6,46 баллов), способность прогнозировать возможные двигательные действия в конкретной ситуации (7,28 баллов).

Таблица 1- Значимость физических и психофизических способностей у курсантов в процессе формирования их профессионально-прикладной физической подготовленности (по данным экспертов)_

Рейтинговое место Способности Показатели

Сумма мест Средний показатель, баллы

1 Способность двигательно приспосабливаться к изменяющейся ситуации 35 2,69

2 Динамическое равновесие 56 4,31

3 Способность к быстрому реагированию на сигнал 71 5,46

4 Способность к дифференцированию временных и пространственных параметров двигательных действий 84 6,46

5 Способность прогнозировать возможные движения 88 6,77

6 Способность передвигаться с максимальной скоростью 96 7,28

7 Координационная выносливость 126 9,69

8 Силовые способности 137 10,54

9 Скоростная выносливость 156 12,00

10 Способность к быстрому началу движения 165 12,69

11 Взрывная сила 174 13,38

12 Способность к выполнению движений в максимальном темпе 190 14,62

13 Силовая выносливость 209 16,08

14 Гибкость 220 16,92

15 Способность к рациональному расслаблению мышц 244 18,77

16 Статическое равновесие 265 20,38

17 Общая выносливость 285 21,92

Основные способности (способность передвигаться с максимальной скоростью, координационная выносливость, силовые способности, скоростная выносливость, способность к быстрому началу движения, взрывная сила) существенно отражают требования к двигательным возможностям курсантов в процессе выполнения их профессиональной деятельности.

Вспомогательные физические способности: способность к выполнению движений в максимальном темпе, статическое равновесие, силовая выносливость, гибкость, статическое равновесие, силовые способности, способность к рациональному расслаблению мышц, общая выносливость.

Коэффициент конкордации о значимости физических способностей в процессе профессиональной подготовки курсантов высшего военного авиационного училища летчиков, равный 0,835 показывает согласованность мнений экспертов о приоритетах физической подготовленности личного состава летных подразделений.

Для определения значимости физических упражнений направленных на развитие основных физических способностей у курсантов, мы провели опрос экспертов и получили следующее ранжирование физических упражнений: первое место - бег на 3 км, второе -подтягивание на перекладине, третье - бег на 100 м, четвертое - прыжок в длину с разбега, пятое - упражнения со штангой (толчок, жим рывок) шестое - метание гранаты на дальность, седьмое - челночный бег 10*10 м, восьмое - плавание на 100 м, девятое - толкание ядра.

В современных условиях эффективность будущей профессиональной деятельности курсантов в значительной степени зависит от перечисленных физических способностей. К сожалению, многие руководители летных подразделений по-прежнему ориентируются на комфортные условия учебной деятельности курсантов, не учитывают изменения её содержания, происходящие в последние годы. На наш взгляд, в данном случае проявляется недопонимание и неадекватная оценка значимости физической подготовленности курсантов для успешного выполнения задач формирования их профессионально-прикладной физической подготовленности.

Экспертный опрос специалистов позволил выделить наиболее значимые двигательные умения и навыки у курсантов высших авиационных училищ летчиков в процессе формирования их профессионально-прикладной физической подготовленности (таблица 2).

Таблица 2 - Значимость двигательных умений и навыков у курсантов в процессе формирования их профессионально-прикладной физической подготовленности_

Рейтинговое место Двигательные умения и навыки Показатели

Сумма мест Средний показатель

1 Уметь находить быстрые и правильные решения в экстремальной ситуации полета 39 3,00

2 Уметь быстро и умело анализировать оперативную информацию 58 4,46

3 Уметь действовать энергично и целенаправленно в процессе учебной деятельности 66 5,08

4 Уметь выполнять прыжок с парашютом 74 5,69

5 Уметь успешно реализовать свои двигательные возможности 80 5,92

6 Уметь составлять программу самостоятельной физической тренировки 184 6,15

7 Владеть навыками взаимовыручки 81 6,25

8 Знать разнообразные документы действующего законодательства 105 8,08

9 Уметь воздействовать на психику человека, разрешать конфликтные ситуации 109 8,38

10 Уметь быстро и точно оценивать свои физические возможности 139 10,69

11 Уметь противостоять сбивающим факторам 140 10,77

12 Владеть навыками отражения агрессивной реакции окружающих 151 11,62

13 Уметь переключать внимание на главное в процессе учебной деятельности 165 12,69

14 Уметь быстро и точно выполнять специальные двигательные действия 168 12,92

15 Уметь прыгать в воду с 10-метровой вышки 77 14,15

16 Уметь убедительно вести диалог 190 14,62

17 Знать психические особенности поведения человека в экстремальных условиях 196 15,68

18 Владеть навыками выдержки и самообладания, внимания и наблюдательности 218 16,77

19 Эмоциональная зрелость 230 17,67

20 Уметь вести себя в процессе учебных занятий 264 20,31

21 Уметь правильно работать с документами по организации полета 266 20,46

22 Уметь быстро оценивать пространственные характеристики двигательных действий 280 21,54

23 Уметь оценивать временные характеристики двигательных действий 308 23,69

Наиболее важными следует считать следующие специальные характеристики: умение находить быстрые и правильные решения в экстремальной ситуации (средний показатель - 3,00 баллов); умение быстро и умело анализировать оперативную информацию (средний показатель - 4,46 баллов); умение действовать энергично и целенаправленно в процессе учебной деятельности (средний показатель - 5,08 баллов); умение выполнять прыжок с парашютом- 5,69 баллов); умение успешно реализовать свои двигательные возможности (средний показатель - 5,92 балла); уметь составлять программу самостоятельной физической тренировки (средний показатель - 6,15 балла).

Анализ содержания занятий по профессионально-прикладной физической подготовке курсантов пока свидетельствует о том, что подбор физических упражнений, условия их выполнения, нормативные оценочные результаты часто не соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности данного контингента военнослужащих.

ВЫВОД

Совершенствование двигательных действий, характерных для профессиональной деятельности курсантов высших авиационных училищ летчиков, осуществляется

продуктивно только при моделировании условий их профессиональной деятельности, создании вариативных условий в процессе выполнения физических упражнений, изменении содержания решаемых двигательных задач, повышении моторной плотности учебных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10.11 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018). - М. : Эксмо, 2018. - 704 с.

2. Сорокин, В.П. Особенности физической подготовки военнослужащих Учебных центров по подготовке младших специалистов Сухопутных войск / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, В.А. Исламов // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 4 (37). - С. 10-14.

3. Шалупин, В.И. Роль физических упражнений в психологической подготовке студентов учебных заведений гражданской авиации / В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина // Научный вестник МГТУ ГА. - 2010. - № 162. - С. 172-175.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Exmo, Moscow.

2. Sorokin V.P., Androsov A.M. and Islamov V.A. (2015), "Features of the physical training of servicemen of the Ground Forces Junior Specialist Training Centers", Extreme human activity, No. 4 (37). pp. 10-14.

3. Shаlupin, V.I. and Morschinina D.V. (2010), "Role of exercise in the psychological preparation of students of educational institutions of civil aviation", Civil aviation high technologies, No. 162, pp. 172175.

Контактная информация: allexx3995@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 23.04.2019

УДК 796.078

РАЗВИТИЕ ФИТНЕС ИНДУСТРИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Алексеевич Галкин, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, Самара

Актуальность

Вопрос развития спорта и физической культуры в России достаточно актуален, ведь этот фактор играет важную роль в формировании здорового образа жизни и повышении уровня состояния здоровья граждан. Для повышения данных показателей, государство ежегодно финансирует спортивную отрасль. В мае 2018 года Президент РФ, В.В. Путин, подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где одной из главных целей является увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (на 2017 год - 34,2%). Несмотря на то, что здоровый образ жизни и физическая активность становятся популярным трендом в современном российском обществе, нужно сделать занятия спортом доступными для всех граждан с целью поддержания такой государственной тенденции. Важную роль здесь играют фитнес-клубы, которые предлагают различные фитнес-программы и современное оборудование для большого количества посетителей, что рождает большой интерес на пользование такими услугами.

Ключевые слова: фитнес, фитнес-индустрия, здоровый образ жизни, государственно-частное партнерство, рынок фитнес-услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.