Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированное обучение стилистике русского языка в техническом колледже'

Профессионально-ориентированное обучение стилистике русского языка в техническом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально ориентированное обучение / автомобиль-ная терминология / коммуникативная деятельность механиков / professionally oriented training / automotive terminology / communicative activities of engineers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Гаделия Хаснуловна

В статье рассматривается профессионально ориентированное обучение стилистике русского языка как важное условие формирования коммуникативной компетенции будущих механиков. Представлены упражнения, способствующие активизации терминологии в речи студентов и формирующие навыки грамотного оформления жанров официально-делового стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агапова Гаделия Хаснуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers professionally oriented education of the Russian language style as an essential condition for the development of communicative competence of future engi-neers. It presents exercises to help activate the terminology in the speech of students and develop their skills of competent design of official-business style genres.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированное обучение стилистике русского языка в техническом колледже»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Г. Х. Агапова

В статье рассматривается профессионально ориентированное обучение стилистике русского языка как важное условие формирования коммуникативной компетенции будущих механиков. Представлены упражнения, способствующие активизации терминологии в речи студентов и формирующие навыки грамотного оформления жанров официально-делового стиля.

The article considers professionally oriented education of the Russian language style as an essential condition for the development of communicative competence of future engineers. It presents exercises to help activate the terminology in the speech of students and develop their skills of competent design of official-business style genres.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, автомобильная терминология, коммуникативная деятельность механиков.

Key words: professionally oriented training, automotive terminology, communicative activities of engineers.

Вопрос, как соединить общее и профессиональное образования в условиях современного процесса обучения? Мы придерживаемся мнения, что целесообразной и методически оправданной в процессе обучения является ориентация общеобразовательных дисциплин на реальную профессиональную сферу по выбранной студентами специальности, иначе говоря, речь идет о внимании к той области, где студенты смогут реализовать свои знания и сформированные умения. Мы считаем, что обучение русскому языку будет более продуктивным при направленности его на будущую профессию параллельно с изучением базового курса или же включение отдельных элементов профессионального обучения в базовый курс. В этой парадигме обучения особое внимание занимает решение практических задач, связанных с будущей специальностью студентов технического колледжа. Известно, что механику при решении профессиональных задач необходимо иметь навыки грамотного оформления документации: заявления, отчета, доверенности, путевого листа и т. д. Обучение этому важному и ответственному виду деятельности осуществимо в рамках изучения такого раздела русского языка, как стилистика. Понимание того, что общеобразовательная дисциплина «Русский язык» находит применение в будущей профессии, является не только сильным фактором для повышения у студента интереса к предмету, но и к выбранной профессии, осознания ее престижности. Все это позволяет говорить о востребованности методики профессионально ориентированного обучения стилистике русского языка для будущих автомехаников. Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи: (а) выявить жанры функциональных стилей, реализующихся в профессиональной деятельности механиков; (б) разработать систему упражнений, направленных на формирование практических навыков грамотной реализации жанров научного стиля; (в) формировать коммуникативную компетенцию будущих специалистов посредством использования теоретических знаний в практической деятельности; (г) спо-

467

собствовать повышению лингвостилистической культуры и воспитанию стилистического чутья будущих специалистов.

Безусловно, речь идет об официально-деловом и научном стиле и их жанрах, новой для студентов автомобильной терминологии, используемой в профессионально-коммуникативной деятельности механиков.

Анализ учебников «Русский язык» для студентов учреждений среднего профессионального образования выявил, что тексты упражнений не носят дифференцированный характер по отношению к специальности, получаемой студентами. При разработке системы упражнений по реализации профессионально ориентированного обучения стилистике русского языка мы используем в качестве основы тексты из учебников по специальным дисциплинам. В рамках поставленной задачи нами разработана специальная методика профессионально ориентированного обучения стилистике русского языка в техническом колледже, ориентированная на студентов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Оренбургского автотранспортного колледжа.

Профессионально ориентированное обучение - это обучение, при котором процесс изучения дисциплины связан прямо или косвенно со спецификой получаемой студентами специальности. При изучении предмета «Русский язык» объективно такую связь можно осуществить при изучении стилистических понятий и формировании стилистических умений. Придание обучению стилистике русского языка профессиональной направленности создает базу для анализа и оценки языковых средств с точки зрения уместности, целесообразности их использования в профессионально ориентированном контексте.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газета. 31 дек. 2012 г. № 303(5976).

2. Агапова Г. Х., Кулаева Г. М. Профессионально ориентированное обучение стилистике русского языка студентов колледжа технического профиля // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1 (9). - С. 157-165.

3. Егоров Ю. И., Нарбут А. Н. Толковый словарь по автомобильному транспорту. - М.: Русский язык, 1989.

4. Захаров Б. В, Киреев В. С., Юдин Д. Л. Толковый словарь по машиностроению. - М.: Русский язык, 1987.

5. Пехальский А. П., Пехальский И. А. Устройство автомобиля: лабораторный практикум: учеб. пособие. - М., 2010.

468

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.