Научная статья на тему 'Профессионально обусловленные изменения в речи курсантов военного вуза'

Профессионально обусловленные изменения в речи курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОШИБОЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА / PROFESSIONAL DEFORMATION / SPEECH BEHAVIOR / ERRONEOUS SPEECH ACTIONS / FORMULAS OF SPEECH ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соболева О. В., Попова О. А.

В статье рассматривается актуальная для целого ряда наук (социальная психология, социальная философия, культурология, педагогика, лингвистика и др.) проблема влияния профессии на речь. Научная новизна работы заключается в рассмотрении профдеформационных изменений в речи курсантов военного вуза. Авторами подчеркивается наличие объективных факторов, способствующих проявлению деформационных изменений, связанных с профессией, уже на начальном этапе обучения курсантов. На материале устных и письменных текстов курсантов военного института выявляются и анализируются те изменения речевого поведения, которые носят выраженный профдеформационный характер. Авторами выделяются такие виды профдеформационных изменений в речи курсантов военного вуза, как стереотипные речевые действия, ошибочные речевые действия, стереотипные ближайшие ассоциации. Определяются путидальнейшего исследования темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the speech of military university students caused by their professional training

The article examines the influence of a profession on the speech. This problem is relevant for a number of sciences (social psychology, social philosophy, culturology, pedagogy, linguistics, etc.). The purpose of this study and its novelty is analyzing the professional deformational changes in the speech of military students. The authors emphasize the presence of objective factors that cause deformation changes connected with the profession already at the initial stage of students training. On the basis of oral and written texts of the students, it was revealed that these changes in their speech behavior haveт a pronounced (an obvious) professionally deformed character. The authors distinguish such kinds of professional deformational changes in the speech of military students as stereotyped speech actions, erroneous speech actions, stereotypical closest associations. The further ways of problem research are determined.

Текст научной работы на тему «Профессионально обусловленные изменения в речи курсантов военного вуза»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 8Г27

Профессионально обусловленные изменения в речи курсантов военного вуза

Соболева О. В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. 614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29. Профессор кафедры гуманитарных и социальных наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ. 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1. E-mail: olga.v.soboleva@gmailxom Попова О. А.

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается актуальная для целого ряда наук (социальная психология, социальная философия, культурология, педагогика, лингвистика и др.) проблема влияния профессии на речь. Научная новизна работы заключается в рассмотрении профдеформационных изменений в речи курсантов военного вуза. Авторами подчеркивается наличие объективных факторов, способствующих проявлению деформационных изменений, связанных с профессией, уже на начальном этапе обучения курсантов. На материале устных и письменных текстов курсантов военного института выявляются и анализируются те изменения речевого поведения, которые носят выраженный профдеформационный характер. Авторами выделяются такие виды профдеформационных изменений в речи курсантов военного вуза, как стереотипные речевые действия, ошибочные речевые действия, стереотипные ближайшие ассоциации. Определяются путидальнейшего исследования темы.

Ключевые слова: профессиональная деформация, речевое поведение, ошибочные речевые действия, формулы речевого этикета.

Changes in the speech of military university students caused by their professional training

Soboleva O. V.

candidate of philological sciences, associate professor at the Department for Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National Research Polytechnic University. 29, Komsomolskij Ave., Perm, 614990, Russian Federation; professor at the Department of Humanitarian and Social sciences, Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation. 1 Gremyachij Log, Perm, 614112, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Popova O. A.

сandidate of philological sciences, associate professor at the Department for Humanitarian and social sciences, Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the Russian Federation.

1 Gremyachij Log, Perm, 614112, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract: The article examines the influence of a profession on the speech. This problem is relevant for a number of sciences (social psychology, social philosophy, culturology, pedagogy, linguistics, etc.). The purpose of this study and its novelty is analyzing the professional deformational changes in the speech of military students. The authors emphasize the presence of objective factors that cause deformation changes connected with the profession already at the initial stage of students training. On the basis of oral and written texts of the students, it was revealed that these changes in their speech behavior haveт a pronounced (an obvious) professionally deformed character. The authors distinguish such kinds of professional deformational changes in the speech of military students as stereotyped

© Соболева О. В., Попова О. А., 2017

Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 9 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606

Языкознание

speech actions, erroneous speech actions, stereotypical closest associations. The further ways of problem research are determined.

Keywords: professional deformation, speech behavior, erroneous speech actions, formulas of speech etiquette.

Явление профессиональной деформации всесторонне исследуется сегодня представителями целого ряда наук. В первую очередь это социальная психология, которая в силу своих задач уже давно обратилась к данному феномену, анализируя неизбежные изменения личности, которые происходят под влиянием профессии. Однако в последнее время профдеформация изучается и с междисциплинарной точки зрения, привлекая внимание специалистов в области культурологии, социальной философии, педагогики и других научных направлений. Существуют в том числе и лингвистические работы, направленные на выявление деформационных изменений, фиксируемых в речи представителей отдельных профессий [1].

Стоит отметить, что профессиональная деформация личности - явление неизбежное и психологически обусловленное. Среди проявлений профессиональной деформации С. П. Безносов (вслед за А. И. Китовым) отмечает так называемое изменение порога восприятия [2]. По мнению этого исследователя, повышение порога восприятия является своеобразной эмоциональной защитой от негативных воздействий ситуации. Развивая этумысль, мы можем прийти к выводу о том, что такие отмечаемые многими черты личности, как установка на равнодушное восприятие преступления у работников правоохранительных органов, формализм при рассмотрении заявлений и жалоб населения в отделениях полиции, эмоциональное притупление военных и т. п. представляют собой нечто иное, как неосознанно запущенный представителями этих профессий защитный механизм, препятствующий разрушительному воздействию стресса, который неизбежно сопутствует выполнению их ежедневных профессиональных обязанностей [3].

Как известно, любая профессия оказывает на личность двойственное влияние. С одной стороны, по мере погружения в профессиональную среду начинающий специалист со временем обогащается опытом, обретает уверенность в своих силах и начинает ощущать удовлетворение от профессиональной реализации, которая в современном обществе является непременным атрибутом успешного человека. С другой стороны, длительное пребывание в рамках, заданных определенной деятельностью, снижает психологическую гибкость, мешает мобильности мышления, существенно обедняет спектр реакций и оценок. Под влиянием подобного негативного воздействия и формируются свойственные представителю каждой профессии стереотипные действия.

Можно ли считать стереотипные действия исключительно отрицательным явлением? Как считают исследователи, не всегда. Говоря о профессиональной деформации юриста, Р. М. Грановская подчеркивает амбивалентную природу стереотипных действий [4]. На этапе вхождения в профессию они полезны, так как ускоряют работу. Однако когда впоследствии стереотипные действия начинают доминировать, восприятие ситуации становится упрощенным, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и мешает взглянуть на вещи с другой точки зрения.

Профдеформационные изменения затрагивают и речевую сферу. Стереотипные речевые действия неконтролируемо проявляются в поведении представителей определенной профессии, замещая собой ситуативно обусловленные действия, необходимые при конкретных условиях. Стереотипность речевого поведения во многом свойственна военнослужащим. Речевые формулы, обязательные для употребления в военной сфере, непроизвольно используются военными и в гражданской среде.

Отдельные профдеформационные изменения можно наблюдать и в речи курсантов военного вуза. Существует целый ряд объективных факторов, способствующих проявлению профде-формационных изменений в психологии и речи курсантов уже на начальном этапе обучения, то есть на первом курсе. Среди них можно выделить такие, как проживание в казарменных условиях (то есть в условиях замкнутой социальной среды), стрессы, недосыпания, большая физическая нагрузка, а также установка на стереотипность поведения, в целом характеризующая быт и профессиональную деятельность военнослужащих.

Можно выделить следующие виды профдеформационных изменений в речи курсантов военного вуза:

- стереотипные речевые действия;

- ошибочные речевые действия;

- стереотипные ближайшие ассоциации (то есть проникновение образов и понятий, связанных с военной деятельностью, в поле ближайших ассоциаций).

Стереотипность речевого поведения курсантов проявляется в подмене ситуативно обусловленных действий стандартными, официально принятыми в военной сфере. В частности, кур-

Herald of Vyatka State University Is. 9, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606

Linguistics

санта, как и любого военного человека, легко распознать по его реакции на вопрос, требующий положительного или отрицательного ответа. К примеру, в магазине на вопрос продавца: «Нужен ли вам пакет?», курсант, как правило, отвечает: «Так точно!» или «Никак нет!». Стереотипность речевых действий характеризует поведение курсантов и при участии в научно-практических конференциях, проводимых в гражданских вузах: «Разрешите обратиться!», «Так точно!», «Никак нет!» - вот типичные ответы курсантов на вопросы организаторов и участников конференций.

Ошибочные речевые действия в речи курсантов также во многом объясняются влиянием специальности и профиля вуза: сама военная среда, набор изучаемых предметов определяют актуализацию определенных лексических единиц в письменной речи курсантов, в результате чего происходит невольная подмена слова при записи со слуха (так называемая ослышка) или при-списывании (возникают так называемые описки).

Анализ письменных работ курсантов Пермского военного института позволил нам отметить ряд ошибок, возникновение которых связано с явлением профессиональной деформации, то есть с изменением восприятия под влиянием языка профессии. Приведем лишь несколько примеров: «Акцентологическая норма - это график постановок ударений» (вместо норма постановки ударения); «Орфоэпическая норма - норма правонарушений» (вместо норма произношения); «Речь - это функционирование языка, построение» (вместо Речь - это функционирование языка, построение из его знаков и по его законам конкретных устных или письменных высказываний); «язык обличения нации» (вместо общения нации); «Языковые нормы: вариативные, императивные, оперативные» (вместо нормативные).

Интересно, что многие ошибки сделаны курсантами во время работы с учебником или раздаточным материалом/го есть при списывании и редактировании предложения: «Вокруг сгустился темный враг» (вместо мрак); «Театр-студия Табакова воспитал немало талантливых офицеров» (вместо талантливых актеров); «В докладе отмечается о достижениях коллектива взвода» (вместо завода); «Нужно получить несколько простыней» (вместо купить); «Его волокли к людям с трудной судьбой» ^вместо его влекло) [5].

Такой фактор профессиональной деформации, как стереотипность ближайших ассоциаций, был выявлен нами при составлении курсантами предложений с использованием существительных в родительном падеже множественного числа. Курсантам было предложено составить по 10 предложений; тематика предложений не ограничивалась. В результате эксперимента нами было получено 280 предложений, в 76 из которых были отражены образы и понятия военной сферы. Предложения, имеющие военную составляющую, можно распределить по следующим тематическим группам:

1. Звания и должности, воинские подразделения: Целый отряд саперов прочесывал местность. Отряд солдат выполнил поставленную задачу. В нашем штабе много полковников. Войска захватили несколько партизан. В нашей роте было несколько саперов. Сегодня день выпуска офицеров. В армии России много солдат. У моего командира много поощрений. У нас в роте много офицеров. Солдат делает 120 шагов в минуту.

2. Военная техника и вооружение: Мой однокурсник продал много боеприпасов. Он хорошо владел автоматом, но из пистолетов стрелять не мог. На заводе произведено множество орудий. В хранении у дежурного много автоматов. На учебном центре мы отстреляли целую кучу патронов. На занятие нам было выдано 18 автоматов.

3. Обмундирование, знаки отличия: Я лишился погон. Курсанты имеют несколько пар ботинок. Существует три вида погон. На складе есть разные размеры ботинок. У солдат появилось новое обмундирование. Нам выдали много носков. Солдатам выдали обещанные пары сапог. Старшина выдал много носков. Солдатам выдали две пары берцев. Мне выдали несколько комплектов формы.

4. Учебный процесс военного института: ПВИ занимает площадь 40 гектаров. В ПВИ поступило большое количество грузин, осетин, лезгин. Профессиональное образование курсантов ПВИ на высшем уровне. На занятии по физкультуре мы взяли 15 мячей. На войсковую стажировку уехало очень много курсантов. Сегодня утром в 6.00 забрали курсантов в учебный центр. В военном институте много тренировок. В учебном корпусе установлено много видеокамер. На самостоятельной подготовке не было многих курсантов. На занятие по физической подготовке мы взяли 20 пар лыж.

5. Быт курсантов военного института: В наряде по столовой мы разбили несколько блюдец. У нас во взводе много спортивных бойцов. Матери ждут сыновей из армии. По новому распределению в военные структуры СОБР попало много курсантов. У нас нет увольнений. В нашей роте нет огнетушителей. Снег растаял, и курсанты выбросили в мусорку много лопат. В институте много камер. До отпуска осталось еще много дней. В наряде стоят несколько курсантов. В ин-

Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 9 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606

Языкознание

ституте присутствует множество национальностей. Сегодня у нашего взвода нет увольнений. В буфете я потратил всю зарплату. На плацу построили курсантов.

6. Кинологическая тематика (проявляется у курсантов-кинологов как отражение тематики специальности): Собаки чувствуют добрых людей. Мой друг командует моей собакой. Большое количество кинологов требуется в инженерные службы. В нашем питомнике много собак. Курсанты утром покормили собак на питомнике.

Аналогичное исследование было проведено нами в студенческой аудитории гражданского вуза. Анализ предварительных результатов показал, что в предложениях, составленных студентами, практически не отражена военная тематика, и область ближайших ассоциаций учащихся гражданских вузов включает в себя понятия и образы, отличные от представленных в работах курсантов.

Таким образом, мы видим, что уже в начальный период обучения в речи курсантов прослеживается большое количество профдеформационных изменений, которые неизбежно будут проявляться и в будущем. В связи с этим видится интересным проведение сопоставительного анализа профдеформационных изменений в речи курсантов и в речи преподавателей-офицеров, работающих в военном вузе, а также в речи курсантов и студентов гражданских учебных заведений.

Примечания и список литературы

1. Савинова М. С. Профессия как часть социального статуса и ее отражение в просодических характеристиках речи // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 4. С. 186-189; Соболева О. В. «Театр-студия воспитал немало талантливых офицеров»: ошибки в речи курсантов военного вуза // Языковое и литературное развитие личности в процессе обучения: деятельностный аспект : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 25-летию кафедры методики преподавания русского языка и литературы. Пермь, 2014. С. 99-103 и др.

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.

3. Каныгин Е. Б., Пузиков О. П. Профессиональная и социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 149-154.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1988. 560 с.

5. Соболева О. В. Указ. соч.

Notes and References

1. Savinova M. S. Professiya kak chast' sotsial'nogo statusa i ee otrazhenie v prosodicheskikh kharakteristikakh rechi [Profession as a part of social status and its reflection in the prosodic characteristics of speech] // Vestnik Kos-tromskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of the Kostroma State University. 2009, No. 4, pp. 186-189; Sobo-leva O. V. «Teatr-studiya vospital nemalo talantlivykh ofitserov»: oshibki v rechi kursantov voennogo vuza ["Theatre Studio trained many talented officers": errors in the speech of cadets of the Military University] // YAzykovoe i literatur-noe razvitie lichnosti v protsesse obucheniya: deyatel'nostnyj aspekt: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 25-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogoyazyka i literatury - Linguistic and literary development of the individual in the learning process: activity aspect: collection of articles on materials of all-Russian scientific pract. conf. with int. participation, dedicated to 25th anniversary of the Department of methods of teaching Russian language and literature. Perm. 2014. Pp. 99-103.

2. Beznosov S. P. Professional'naya deformatsiya lichnosti [Professional deformation of the personality]. SPb. Rech. 2004. 272 p.

3. Kanygin E. B., Puzikov O. P. Professional'naya i sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya voennosluzhashchego v kollektive [Professional and social-psychological adaptation of the military in collective] // Resursnoe obespechenie silovykh ministerstv i vedomstv: vchera, segodnya, zavtra : sb. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Resource support of the power ministries and agencies: yesterday, today and tomorrow: collection of articles of II international scientific pract. conf. 2016. Pp. 149-154.

4. Granovskaya R. M. EHlementy prakticheskoj psikhologii [Elements of practical psychology]. 2ed. L. Publishing house of Leningrad University. 1988. 560 p.

5. Soboleva O. V. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.