Научная статья на тему 'Профессионально-образовательные ориентации молодежи как фактор социально-трудовых отношений'

Профессионально-образовательные ориентации молодежи как фактор социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МОНИТОРИНГ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРУДОВЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LABOUR MARKET / MONITORING OF INVOLVEMENT IN LABOUR RELATIONS / EDUCATIONAL INSTITUTION / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORIENTATIONS / YOUTH’S LABOUR TRAJECTORIES / ELECTRONIC INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Ольга Борисовна

В статье анализируются проблемы регуляции профессионально-образовательных ориентаций молодежи как фактора социально-трудовых отношений и безработицы в регионе. Объектом данного исследования являются критерии выбора образовательных и профессиональных траекторий в общем объеме социальных стратегий молодежи. Автором дается обоснование внедрения системы мониторинга вовлечения молодежи в трудовые отношения с целью решения проблем кадрового обеспечения, сохранения экономического, демографического, социокультурного здоровья регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Истомина Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH’S PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORIENTATIONS AS A FACTOR OF SOCIAL AND LABOUR RELATIONS

The article analyses the problems of controlling the youth’s professional and educational orientations as a factor of social and labour relations and unemployment in the region. The study focuses on analysing the youth’s social strategies with a view to identify criteria for choosing educational and professional trajectories. The author justifies the necessity to monitor the youth’s involvement in labour relations so as to solve staffing problems, to guarantee economic, demographic, sociocultural security in regions.

Текст научной работы на тему «Профессионально-образовательные ориентации молодежи как фактор социально-трудовых отношений»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.4.28

Истомина Ольга Борисовна

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИИ

В статье анализируются проблемы регуляции профессионально-образовательных ориентаций молодежи как фактора социально-трудовых отношений и безработицы в регионе. Объектом данного исследования являются критерии выбора образовательных и профессиональных траекторий в общем объеме социальных стратегий молодежи. Автором дается обоснование внедрения системы мониторинга вовлечения молодежи в трудовые отношения с целью решения проблем кадрового обеспечения, сохранения экономического, демографического, социокультурного здоровья регионов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/4/28.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 159-163. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

УДК 373.2 Дата поступления рукописи: 16.10.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.28

В статье анализируются проблемы регуляции профессионально-образовательных ориентации молодежи как фактора социально-трудовых отношений и безработицы в регионе. Объектом данного исследования являются критерии выбора образовательных и профессиональных траекторий в общем объеме социальных стратегий молодежи. Автором дается обоснование внедрения системы мониторинга вовлечения молодежи в трудовые отношения с целью решения проблем кадрового обеспечения, сохранения экономического, демографического, социокультурного здоровья регионов.

Ключевые слова и фразы: рынок труда; мониторинг вовлечения в трудовые отношения; институт образования; профессионально-образовательные ориентации; трудовые траектории молодежи; электронная информационно-образовательная среда.

Истомина Ольга Борисовна, д. филос. н., доцент

Иркутский государственный университет olgaistomina@mail. т

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Введение. Современная образовательная среда, согласно требованиям федеральных стандартов, ориентирована на практические навыки нового образовательного поколения. В связи с этим потенциальный работодатель активно вовлекается в учебный процесс как преподаватель, наставник на производственной практике, эксперт итоговой аттестации и формирует перечень квалификационных требований к выпускникам. Очевидно, что данные изменения системы образования последнего десятилетия определили новые ориентиры укрепления социальных связей между институтом образования и рынком труда. Переход к компетентностному подходу обусловлен модернизационными процессами, поиском «эффективности региональных систем управления образованием, создания стратегической программы развития человеческих ресурсов» [3]. Замеры результативности производятся на основе апробированной системы трейсинга или мониторинга профессиональной социализации выпускников, который более десяти лет является обязательной процедурой в российских высших учебных заведениях, а уровень востребованности выпускников на рынке труда входит в перечень аккредитационных показателей вуза. Кроме того, наряду с показателями дефицита кадров в той или иной профессии, успешность профессиональной социализации выпускников оценивается как достаточно значимый фактор формирования контрольных цифр приема абитуриентов на обучение на бюджетной основе. Подобный мониторинг распространяется на средний и высший уровни образования. Выпускник школы демонстрирует последующие образовательные траектории, выпускник вуза - профессиональный маршрут, соответствие/несоответствие сферы трудоустройства профилю подготовки. Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников является отражением не только стратегии модернизации отечественного образования, но и состояния рынка труда.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что система мониторинга позволяет всем участникам образовательного процесса и, прежде всего, образовательной организации определить профессиональный выбор выпускника, его жизненные и профессиональные траектории. Значимость данных замеров обусловлена способностями выявления динамики социально-трудового поведения молодого поколения, обнаружения наиболее типичных для молодежной аудитории сфер труда, фиксации изменения профессионально-образовательной структуры как региона, так и государства в целом. Мониторинг, на наш взгляд, раскрывает характер социальных изменений и служит основанием для разработки стратегий регуляции трудовой деятельности, снижения рисков безработицы выпускников и противостояния разрастанию теневой занятости, а значит, необходим для обеспечения социальной стабильности. Налаженная система мониторинга является регулятором будущих социально-трудовых отношений, обеспечивает обратную связь с работодателем, позволяет выстраивать эффективные модели стратегического менеджмента современной образовательной организации [Там же].

Задачи мониторинга послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов возложены, прежде всего, на выпускающую образовательную организацию, которая собирает первичную информацию. Справки составляются на основании сведений о результатах трудоустройства от самих респондентов и их родителей. Зондажные исследования проводятся вузом в первый год работы выпускника после окончания обучения. Кроме того, образовательные учреждения вносят сведения о выданных дипломах об образовании в Федеральный реестр документов об образовании, что является началом учета общего объема занятости выпускников. Данные показатели значимы для образовательной организации (обусловливают выбор реализуемых вузом основных профессиональных образовательных программ) и для рынка труда (детерминируют стратегический менеджмент, выбор средств решения проблем кадрового обеспечения). В связи с этим результаты мониторинга трудоустройства выборочно проверяются Рособрнадзором, далее для объективации данных подключаются социальные службы региона. К примеру, функцию контроля поданных вузом сведений отчасти выполняет территориальная служба занятости населения, которая фиксирует все случаи обращения выпускников за помощью в трудоустройстве и учитывает число получающих пособие по безработице.

Кроме названных служб, следует отметить необходимость уточнения информации и из иных источников. Замеры востребованности выпускников ведутся Пенсионным фондом России. Анализ данной структуры

построен на учете пенсионных отчислений работодателей. Налоговые отчисления работников также являются свидетельством вступления молодых людей в трудовые отношения. Иными словами, определение информации по трудоустройству может осуществляться рядом государственных служб и территориальных органов, обеспечивающих социальный и налоговый контроль в регионе.

Замеры числа «приходов в профессию», первичного трудоустройства и профессиональной миграции чаще всего осуществляются в течение первого календарного года после выпуска. Хотя кадровый голод во многих сферах труда (в частности, в образовании, здравоохранении) обнаруживает высокий уровень выгорания, разочарования в финансовом обеспечении профессии и, как следствие, профессиональной миграции после 3-5 лет службы. Чаще смена мест работы в этот период объясняется сложностью адаптации и активным поиском рабочего места, удовлетворяющего большую часть экономических и социальных запросов молодежи.

Очевидно, что в систему мониторинга должны включаться не только факт самого трудоустройства, но и условия самозанятости, предпринимательства, и, конечно, необходим учет размера выплат выпускникам и их соотнесение со средними показателями экономики региона.

Цель исследования - исследовать профессиональные ориентации студенческой молодежи, выявить наиболее значимые критерии выбора социально-трудовых траекторий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- организовать и провести социологические опросы студенческой и работающей молодежи с целью определения профессиональных ориентаций и социальных ожиданий от посттрудового периода социализации;

- выявить причины затруднений при первичном трудоустройстве выпускников высших учебных заведений;

- раскрыть факторы выбора профессии;

- охарактеризовать образовательные и профессиональные траектории выпускников, определяющие экономическое, демографическое, социокультурное здоровье региона.

Методы. В качестве теоретико-методологической основы данного исследования выступили диалектический, системный, компаративный методы. Также автором использовались анкетный опрос и методы вторичного анализа материалов, посвященных выявлению проблем современного рынка труда в Иркутской области.

Социологический опрос «Образовательные и профессиональные ориентации молодежи», 2007, 2009, 2017 гг. Общий объем выборки - 346 респондентов-абитуриентов высших учебных заведений Иркутской области. Отбор респондентов проведен по принципу простой выборки. Цель опроса - определить образовательные и профессиональные ориентации абитуриентов Иркутской области.

Экспресс-опрос «Критерии выбора места работы». Опрошено 448 респондентов в возрасте 18-30 лет, представляющих городскую рабочую молодежь Иркутской области (г. Иркутск, Ангарск). Цель опроса, а именно определение социальных ожиданий работающей молодежи от посттрудового периода социализации, обусловила выделение таких критериев выборки, как возрастная страта и нахождение в труде.

Экспресс-опрос «Готовность обучающихся к прохождению профессиональной переподготовки», 2018 г. Объем выборки - 100 респондентов, обучающихся в Педагогическом институте Иркутского государственного университета. Опрос проведен на основе современных информационных технологий, на основе интернет-платформы «Google Формы».

Материалы социологических исследований обработаны с помощью программного обеспечения "SPSS Statistics 17.0" для Windows.

Литературный обзор. В периоды социально-экономической нестабильности результаты мониторинга профессиональных ориентаций являются своего рода свидетельством эффективности образовательной организации и в периоды приемных кампаний работают лучше любой самой громкой рекламы.

На современном этапе сложился опыт лонгитюдных исследований профессиональных ориентаций молодежи во всех ведущих университетах мира [6-12]. Такой опыт уже имеется и у российских вузов. Так, к примеру, проект «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов» был организован в 2009 г. Высшей школой экономики [3; 4]. Цель проекта - исследование социальных процессов, обусловливающих динамику образовательных и профессиональных траекторий. В основу профессиональных ориен-таций были положены жизненные траектории молодых людей, учитывались материальное положение семьи, социальное самочувствие, состояние здоровья, социальный статус родителей и иные объективные факторы.

Подобные исследования необходимы на постоянной основе, т.к. являются частью комплексных решений, направленных на обеспечение социальной стабильности. Мониторинг вовлечения в трудовые отношения направлен на создание условий для взаимодействия всех субъектов рынка образовательных услуг и института экономики в лице предприятий и организаций региона: «...практическая значимость подобных исследований поддерживается возможностью принятия реальных решений и предложений в соответствии с социальным заказом молодого поколения, и конечно, с потребностями предприятий и организаций города и региона в формировании трудовых коллективов, кадрового резерва» [1, с. 111].

Очевидно, что в условиях трансформации социальной стратификации изменяются жизненные ориентации всех слоев населения. «Система глобализирующейся культуры, новые парадигмы мышления, типы рациональности проявляются и на образовательной структуре общества. вуз на современном этапе является не только образовательной организацией, но и регулятором социально-трудовых отношений» [Там же].

Результаты исследования. Сложности трудоустройства обусловлены рядом причин, доминирующей из которых является неспособность адекватно оценить уровень востребованности специалистов на рынке труда, абитуриент не всегда может прогнозировать изменения ситуации по истечении 4-6 лет. Так, по данным авторских исследований 2007, 2009, 2017 гг. выявлен слабый уровень информированности выпускников

об особенностях регионального рынка труда: о работе фонда занятости знают 66% опрошенных абитуриентов, владеют информацией о востребованности профессий в области 51% респондентов. Опрос абитуриентов показал, что самостоятельно способны выбрать образовательную организацию не более 60%, прибегают к помощи и рекомендациям родителей 16,4%, к советам знакомых и друзей - 14,8%.

Современные реалии сформировали четкое убеждение в молодежной среде: наличие высшего образования является непременным условием для трудоустройства. К сожалению, за последние десять лет не изменились представления молодежи об основных факторах трудоустройства: самыми действенными в глазах выпускников области по-прежнему являются личные связи и контакты (65%), диплом о высшем образовании (63%), профессиональные качества и соответствующий уровень подготовки (34%), личностные качества (21,5%), дополнительные специальные знания (12,3%). По мнению 42% опрошенных, поиск работы для выпускника представляется затруднительным.

Выбор трудовых траекторий часто обусловлен экономическими факторами, а именно ключевым критерием для большей части выпускников является размер оплаты труда. По данным авторского социологического опроса «Критерии выбора места работы», наиболее значимым критерием в современных социально-трудовых отношениях является размер оплаты труда, от которого напрямую зависит объем потребляемых витальных и культурных благ.

В перечне значимых для респондентов критериев выделены: размер заработной платы, в том числе в теневой экономике (наличие официального трудоустройства менее значимо для молодых людей, чем объем дохода, что вполне закономерно при назначении минимальных выплат, недостаточных для погашения текущих потребностей населения) - 67,8%. Значимыми видятся социальные гарантии - 42,8%. При первичном трудоустройстве значимыми являются возможность получения опыта (28,6%), государственный статус предприятия (25,0%), наличие отчислений в Пенсионный фонд России (17,8%). В числе менее значимых критериев «территориальная близость к дому» - 10,7% и «соответствие специальности» - 7,1%. Важно, что 28,6% респондентов отметили, что работа должна нравиться.

К сожалению, деструкции, происходящие в современном обществе, снижение реальных доходов населения обусловливают рост профессиональной миграции и зачастую ставят молодого специалиста перед выбором официальной и теневой занятости. Перед ним стоит множество нерешенных материальных задач (покупка/ аренда жилья; покрытие витальных и культурных потребностей; увеличение затрат на растущую семью; непредвиденные расходы в связи с болезнью детей, родителей и т.п.). В стесненных экономических условиях сложно думать о решении будущих проблем, когда не решены текущие. Мониторинг позволяет своевременно внедрять программы регуляции реальных и ожидаемых проблем на рынке труда. Социальное прогнозирование и выводимые рекомендации в данном случае ориентированы на сужение поля теневой занятости, фиксацию социально-экономических факторов, выступающих в роли «барьеров на пути индивидуализации персональных траекторий или, напротив, ресурсов их развития» [3].

Обсуждение полученных результатов. Образование, являясь проекцией всей социальной системы, характеризуется «гибелью традиционной стабильности», демонстрирует на данном этапе признаки деэтатиза-ции образования (государство теряет контроль над системой, в его задачи входит только обеспечение права граждан на собственную образовательную траекторию), а также расширения горизонтальной мобильности обучающегося (образование не только «длиною», но и «шириною» в жизнь). Инновационные методы обучения на основе учета индивидуальной маршрутизации обучающегося способны решить данные задачи.

Персональная маршрутизация образования есть главное условие инновационных процессов в системе образования. В период обучения по программам бакалавриата и магистратуры и после него студент имеет возможность освоения программы профессиональной переподготовки и расширения перечня профессиональных компетенций. Согласно результатам экспресс-опроса «Готовность обучающихся к прохождению профессиональной переподготовки», 98% респондентов готовы и хотели бы освоить дополнительную профессиональную программу с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Для обеспечения положительной динамики образовательных и профессиональных траекторий выпускников необходимы лонгитюдные содержательные программы материального и морального стимулирования молодых специалистов, особенно в социально значимых сферах, испытывающих кадровый голод. Современные образовательные организации разрабатывают различные стратегии построения диалога выпускников и работодателей, одной из них признана электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС). Открытость является значимым условием в системе реализации компетентного подхода, связана с предоставлением обучающимся в свободном доступе всей информации об образовательном процессе. ЭИОС «ориентирована на обеспечение доступа обучающихся к образовательным ресурсам, электронным библиотечным системам, к рабочим программам дисциплин и практик. Обучающийся, согласно требованиям современного законодательства в сфере образования, должен иметь регулярный доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза, активно в нее включаться, пользоваться ресурсами для формирования общекультурных и профессиональных компетенций» [2, с. 184].

ЭИОС позволяет использовать не только учебные и информационные ресурсы через личный кабинет, но и работает в интересах выпускников, т.к. дает возможность обращения к потенциальному работодателю через систему электронного портфолио. Личные достижения обучающихся, оформленные в портфолио, являются свидетельством профессиональной подготовки выпускника к трудовым отношениям, отражают соответствие требованиям профессиональных стандартов. «Внедрение профессиональных стандартов как перечня обязательных требований к образованию определенного уровня должно унифицировать позиции сфер труда и образования, актуализировать формирование профессиональных компетенций» [Там же, с. 185].

Портфолио обучающегося - это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных достижений обучающегося в различных видах деятельности за весь период обучения в вузе [5]. Функции, которые возложены на электронное портфолио, связаны не только с активизацией учебной и воспитательной деятельности обучающихся, но и с повышением профессиональных ориентаций молодежи, с повышением роли молодых специалистов на рынке труда, с созданием конкурентной среды в современных социально-трудовых отношениях [2, с. 185]. Грамотно составленное портфолио успешного студента, по сути, является полноценной заменой (дополнением) резюме, т.к. оно фиксирует все успехи обучающегося в учебном, научно-исследовательском, воспитательном, внеучебном, творческом видах деятельности. Кроме того, ценность портфолио возрастает с введением обязательного контроля размещенных в кабинете сведений со стороны вуза. Следовательно, электронное портфолио студента - это одновременно оценка вузом уровня усвоения профессиональных компетенций и проверка работодателем готовности к профессиональной карьере.

В данных условиях особую значимость обретают не только программы вуза, но и инициативность, активность получателей образовательных услуг, вовлечение их в управление образовательным процессом.

Научная новизна проведенного исследования видится в следующих результатах:

- раскрыты методологические принципы исследования профессионально-образовательных ориентаций молодежи как фактора современных социально-трудовых отношений;

- апробированы авторские программы социологических исследований профессионально-образовательных ориентаций молодежи;

- подтверждена результативность системы мониторинга профессиональной социализации выпускников, являющейся основанием для разработки стратегий регуляции трудовой деятельности, снижения рисков безработицы выпускников и противостояния разрастанию теневой занятости;

- выявлены и подвергнуты анализу наиболее важные для студентов-выпускников критерии выбора места работы, особую значимость среди которых имеет размер оплаты труда, определяющий образ жизни молодого человека;

- проанализированы сведения о представлениях молодежи об основных факторах трудоустройства. Причинами затруднений трудоустройства, по мнению молодежи, является доминирование личных связей и контактов над профессиональными качествами соискателя;

- выявлены трудности профессиональной социализации выпускников Иркутской области, обусловленные слабым уровнем информированности об особенностях регионального рынка труда, что требует создания условий для эффективного диалога между выпускником, образовательной организацией и работодателем.

Заключение. Практическое применение и результаты. В целях пропедевтики социальных проблем, обусловленных безработицей, высшие учебные заведения разрабатывают и применяют технологии повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Сегодня стратегический менеджмент образовательной организации опирается на ряд социально значимых процедур, среди них: мониторинг образовательных ориентаций и профессиональных траекторий выпускников; наличие электронной информационно-образовательной среды; налаживание продуктивного диалога в системе отношений «выпускник - образовательная организация - работодатель».

Проведенное автором исследование подтвердило значимость данных процедур для определения динамики социально-трудового поведения молодых специалистов, уровня информированности о состоянии регионального рынка труда, об имеющихся вакансиях и растущих потребностях кадров в определенных профессиях.

В условиях социально-экономической нестабильности роль мониторинга возрастает ввиду снижения реальных доходов населения, обусловливающего рост профессиональной миграции. Кроме этого, проблемы кадрового обеспечения вызваны сложностями выбора профессии и социального прогнозирования состояний рынка труда на ближайшее десятилетие.

На современном этапе наиболее значимыми критериями выбора профессии и места работы для молодого поколения являются размер заработной платы (независимо от наличия/отсутствия трудового договора) и социальные гарантии, что объясняется стремлением молодежи к финансовой независимости и материальной защищенности.

Сложности построения перспективных профессиональных траекторий у выпускников, их профессиональная миграция и трудности при первичном трудоустройстве объясняются многими экономическими и социально-психологическими факторами. Среди них следует отметить инфантильность и несамостоятельность выбора профессии, краткосрочность жизненных и профессиональных планов, деструкции самого рынка труда. Рискообразующим фактором, по мнению респондентов, является доминирование личных связей и контактов над профессиональными качествами соискателя.

Итак, важно понимать, что проблемы трудоустройства молодежи в современных условиях являются значимыми вопросами социальной политики, отражаются на экономическом, политическом, демографическом, социокультурном здоровье общества. Мониторинг трудовых траекторий является объективированной оценкой состояния рынка труда и вместе с тем значимым критерием формирования маркетинговой среды образовательной организации, что особенно значимо в регионах с высокой миграционной убылью населения. Система мониторинга социально-трудовых отношений необходима, поскольку позволяет оценить уровень востребованности специалистов на рынке труда на основе учета стратегии модернизации отечественного образования, а также формулировать предложения, способные отвечать социальным заказам нового поколения, потребностям предприятий и организаций города и региона.

Список источников

1. Истомина О. Б. Профессионально-образовательный статус: региональные особенности формирования // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 1-2 ноября 2009 г.). Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009. С. 110-117.

2. Истомина О. Б. Электронное портфолио обучающегося как средство оценки сформированности общих и профессиональных компетенций // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сб. материалов XXII Всероссийской науч.-метод. конф.: в 2-х т. (г. Иркутск, 2-3 марта 2017 г.). Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2017. Т. 1. С. 184-187.

3. Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/org/projects/13315217 (дата обращения: 22.04.2018).

4. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_ monitoring=2016 (дата обращения: 22.04.2018).

5. Об утверждении и введении в действие Порядка формирования портфолио обучающегося в ФГБОУ ВО «ИГУ» [Электронный ресурс]: Приказ № 553 от 30.08.2017. URL: https://isu.ru/ru/about/umo/perehod_VPO/docs_norm_ prav/O_formir_portfolio_30.08.17_553.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

6. Cocozza A. Labour-market, education and lifelong guidance in the European Mediterranean countries // Italian Journal of Sociology of Education. 2014. Vol. 6. № 3. Р. 244-269.

7. Crew Т. Beyond graduation: The trajectories of graduates in North Wales // People, Place and Policy. 2015. Vol. 9. № 1. Р. 29-47.

8. Dusen B. V., Barthelemy R. S., Henderson Ch. Educational trajectories of graduate students in physics education research [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/264708754 (дата обращения: 11.11.2019).

9. Gaio A. М., Korhonen V. Transitions and trajectories from higher education to work and back - a comparison between Finnish and Portuguese graduates // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15. № 6. P. 676-695.

10. Governing the educational and labour market trajectories of secondary TVET graduates in Chile [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvetchile.org/wp-content/uploads/2017/10/TVETCHILE_-Governing-the-educational-and-labour-market-trajectories-of-secondary-TVET-graduates-in-Chile..pdf (дата обращения: 11.11.2019).

11. Stiwne E., Alves M. G. Higher education and employability of graduates: Will Bologna make a difference? // European Educational Research Journal. 2010. Vol. 9. № 1. Р. 32-44.

12. Vuorinen-Lampila P. Gender segregation in the employment of higher education graduates // Journal of Education and Work. 2014. Vol. 29. № 3. Р. 284-308.

YOUTH'S PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORIENTATIONS AS A FACTOR OF SOCIAL AND LABOUR RELATIONS

Istomina Ol'ga Borisovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Irkutsk State University olgaistomina@mail. ru

The article analyses the problems of controlling the youth's professional and educational orientations as a factor of social and labour relations and unemployment in the region. The study focuses on analysing the youth's social strategies with a view to identify criteria for choosing educational and professional trajectories. The author justifies the necessity to monitor the youth's involvement in labour relations so as to solve staffing problems, to guarantee economic, demographic, sociocultural security in regions.

Key words and phrases: labour market; monitoring of involvement in labour relations; educational institution; professional and educational orientations; youth's labour trajectories; electronic informational educational environment.

УДК 378.14 Дата поступления рукописи: 15.09.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.29

В статье актуализируется проблема развития профессиональных компетенций в информационной образовательной среде в условиях поликультурного пространства. Выявляются особенности образовательного процесса, организуемого кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в условиях цифровизации образования. Обосновывается идея реализации интегра-тивного подхода, выделены и охарактеризованы активные технологии обучения, обеспечивающие реализацию интегративного подхода. Определен наиболее продуктивный метод обучения - проблемно-информационный.

Ключевые слова и фразы: интегративный подход; информационная образовательная среда федерального вуза; реклама и связи с общественностью; проблемно-информационный метод; электронный проект.

Карнаухова Алена Амировна, к. пед. н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск helmdeep@yandex. т

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стремительное развитие коммуникации в современном информационном обществе приводит к необходимости формирования новых профессиональных компетенций будущих специалистов в области общественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.