Научная статья на тему 'Профессионально-нравственный потенциал занятий по иностранному языку в колледже'

Профессионально-нравственный потенциал занятий по иностранному языку в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтева Рузалия Шайхулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственный потенциал занятий по иностранному языку в колледже»

"Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений"[7]. Эти занятия строятся так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний и способам адаптации к будущей профессиональной деятельности. Этому и способствует появляющаяся возможность со 2 курса более широкого выбора студентом индивидуальной образовательной траектории: выбор видов спорта, времени занятий (с 8 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин), лекционных и методико-практических занятий, научно-исследовательской работы, индивидуальных планов подготовки, дополнительных образовательных услуг, участия в соревнованиях и т.д.

Поэтому следующий модуль «Совершенствование» на старших курсах направлен на практическое освоение полученных знаний и умений. Идеальным инструментом обучения физической культуре должно стать пробуждение активности формируемой личности в соответствии с разделяемыми ею выработанными собственными стандартами. Т.е. процесс здоровье созидательного образования можно представить в виде следующей схемы: от физкультурного образования (обучения и воспитания) к саморазвитию и далее к самосовершенствованию через вооруженность, свободу выбора средств удовлетворения и самопознания. Не случайно в «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» отмечается, что современное высшее образование требует разработки новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность^]. Ведь, как правило, человек, получивший фундаментальное образование, испытывает потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Студент обязан понимать, что, прежде всего он телесное существо и забота о собственном здоровье является его обязанностью и отталкиваться следует от этой единственной и доподлинной реальности. В рост физический, духовный и социальный возможно идти, только опираясь на твердую почву действительности, другие подходы слишком зыбкие. А это обеспечит выживаемость, развитие и конкурентоспособность наших студентов и нации в целом в этом быстро меняющемся мире.

Такой подход доминирования педагогического способа обеспечения здоровья, т.е. здоровьесозидающая физическая культура - будучи частью общей культуры, способна обеспечить потребности существования личности и общества, создать условия для их развития, соединить интересы и укрепить на основе общедоступных норм их нравственное и физическое здоровье. А глубокие знания о возможностях и ограничениях функций собственного тела и психики смогут обеспечить не только полноценное здоровье учащейся молодежи, раскрыть широкие возможности оздоровительных технологий, но и создать условия для профилактики и ликвидации негативных факторов, таких как наркомания, курение, алкоголизм, зазнайство и национализм.

Список литературы:

1. Каган М.С. Три лика культуры // Введение в историю мировой культуры. М.: 1986. - 5с.

2. Ломоносов М.В. Сочинения: в 8-ми томах. - СПб.: Тип. Импер. Академии

3. Наук, 1891.Т. 1 - 631 с.

4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.:1988.- 24 с.

5. Леонтюк А.М. Физическая культура - часть культуры человека и общества.//

6. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту. СПб.: 2013.- 92 с.

7. Служба здоровья образовательного учреждения: мониторинг здоровье созидающей образовательной среды //Учебно-методическое пособие под редакцией М.Г.Колесниковой. Выпуск 3. СПб.: 2006. - 3 с.

8. Гаврилов Д. И., Григорьев В. И., Комков А. Г. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой высших учебных заве-дений.//Теория и практика физической культуры.М.: 2008, №3. - 12 с.

9. Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений".

10. Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации // Бюлл. Министерства образования. 2006.: № 11 - 5 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОЛЛЕДЖЕ

Для достижения главной дидактической цели преподаватель решает целый комплекс задач обучения, воспитания и развития. К таковым основным задачам относятся задачи нравственного, трудового воспитания и профориентации, задачи формирования навыков и потребностей умственного труда, физического и гигиенического воспитания, задачи эстетического воспитания, и все они, желает того преподаватель или нет, решаются в той или иной степени на каждом учебном занятии [3].

Занятие по иностранному языку, как и любое другое, в профессиональном колледже включает в себя: познавательный, обучающий, развивающий, здоровьесбере-гающий и несомненно, воспитательный аспект. Воспитательная функция занятия заключается в достижении следующих целей: воспитание гуманистических чувств, профессионального долга, ответственности, патриотизма, гражданственности, личностных качеств обучающегося [2]. Осуществляя воспитательный процесс на занятии, следует иметь в виду в первую очередь, и минирезультат, то есть обеспечение оптимальной работы

Локтева Рузалия Шайхулловна

аспирант Нижневартовского ГГУ

на занятии: корректность в общении, деловое сотрудничество, доброжелательность в совместной деятельности, ориентацию на будущую профессию обучающегося определённой специальности. Такие условия необходимы каждому преподавателю.

Педагогу приходится решать множество воспитательных задач, которые являются задачами социального управления и обращены к гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно действовать, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов:

1) Методы формирования сознания личности обучающегося (рассказ, беседа, диспут, лекция, метод примера);

2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

(приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации, демонстрации);

3) Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.) [1,4]. Перечень средств, которые преподаватель может использовать в своей деятельности, практически безграничен. Любой предмет, факт, процесс, любое явление действительности содержат в себе воспитательный потенциал.

На занятиях иностранного языка осуществляется патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения, раскрывается история, культура стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы в колледже достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актёров и др. Основы нравственной культуры личности будущего специалиста профессионального колледжа прививаются путём взаимного уважения к людям, товарищеской взаимопомощи, коллективизма, уважительного отношения к представителям противоположного пола. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал, признании важности свого труда и результатов труда других людей [1,4].

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Важным условием является организация коллективной учебной деятельности. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, либо быть специально предусмотрены педагогом. Например, читая текст в разделе «Деловой иностранный язык» или «Профессиональная деятельность специалиста», преподаватель предлагает разобрать ситуацию, где обучающемуся представляется поле деятельности для проявления своих знаний, учений и навыков по иностранному языку. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает интерес у обучающихся, стимулирует их поведение и действия. Анализ проблем добра и зла, гуманизма, справедливости и несправедливости вводит обучающихся в сложный мир человеческих взаимоотношений.

Из личного опыта работы в профессиональном колледже, наблюдаем, что обучающиеся ценят преподавателя-мастера за высокие моральные качества и за нравственное отношение к ним. Личность преподавателя может оказывать влияние не только на профессиональное становление личности будущего специалиста, но и на формирование его как гражданина [6].

Занятия иностранного языка обладают значительными возможностями в формировании знаний о профессиях и воспитании интереса к профессиональному миру. Это связано с методикой и спецификой преподавания дисциплины «Иностранный язык», в которой большое внимание уделяется диалогическим формам обучения. Содержанием этих диалогов также могут быть профессионально-нравственные ситуации, которые эффективно влияют на реализацию обучающих задач занятия и на воспитание положительных мотивов морального выбора в профессиональной деятельности в будущем. Современная методика преподавания иностранных языков предлагает использование кейсов, игровых ситуаций, в которых содержание также может иметь профессионально-нравственную

направленность, удачно дополняющих дидактические и профессионально-нравственные задачи.

Актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартами требований, осознанно оценивать свою деятельность. Реализация этих целей в учебных заведениях требует разработки новых технологий, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию лич-ностно-ориентированного подхода, можно представить метод «портфеля обучающегося».

В преподавании «Делового иностранного языка» в политехническом колледже г.Мегиона по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» нами использован опыт работы по созданию порт-фолио обучающегося. Обучающиеся формируют собственное портфолио по дисциплине в течение всего периода обучения, затем защищают его на экзамене. Основной смысл портфолио - показать всё, на что способен обучающийся. Портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность обучающихся.

Работая по методу «портфеля», мы задаёмся вопросом: к каким изменениям приводит применение данного метода? В результате, с одной стороны, может усиливаться роль родителей и коллег как консультантов и критиков, с другой - обучающиеся получают больше ответственности за свои успехи и больше себя контролируют. Возлагая на себя ответственность при составлении «портфелей», обучающиеся развивают способности, выходящие за границы знаний по дисциплине. Например, развивается способность к самоанализу и к конструктивной критике, совершенствуются коммуникации «родители -ребёнок» и «обучающийся - преподаватель» [7].

Таким образом, профессионально-нравственный аспект занятий иностранного языка,согласно требованиям ФГОС нового поколения, актуален и имеет место быть.

Литература

1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Кельман Т.Г. Роль факультативных и элективных курсов в формировании межкультурной компетенции// Иностр. языки в школе. - 2010.- №6.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество, 1999.

4. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Юсупова А.Ю. Педагогические идеи М. Монтес-сори на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. - 2010. - №6.

6. Палихова Н.А. Влияние личностных качеств преподавателей вуза на профессиональное становление будущих учителей. Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сборник научных трудов. М.: Международная педагогическая академия, 2000.

7. Локтева Р.Ш. Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся по методу «портфеля» на занятиях в профессиональном колледже //сборник «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО - Югры и НГГУ»: Материалы Всероссийской научно-практической крнференции (г. Нижневартовск, 26 марта 2012 г.) /Отв. ред. Э.М.Рянская. - Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2012. - С.199-200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.