УДК 378.02
Макарчук Татьяна Анатольевна
Makarchuk Tatyana Anatolyevna
Юрьева Татьяна Александровна
Yuryeva Tatyana Aleksandrovna
ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ON THE ISSUE OF CAREER-GUIDANCE STUDENTS-PSYCHOLOGISTS TRAINING UNDER INSTRUCTION BY CORRESPONDENCE
Рассматриваются социально-психологические The article considers social-psychological and di-
и дидактические аспекты, структура профессио- dactic aspects, structure of career-guidance training of
нально направленного обучения математике и mathematics and peculiarities of aims in study of
особенности целевых установок в изучении ма- mathematics by students-psychologists of instruction
тематики студентов-психологов заочного от- by correspondence
деления
Ключевые слова: профессиональная направленность; Key words: career-guidance; the components of career-компоненты профессионально направленного обучения guidance study of mathematics; the androgynous tapproach; математике; андрагогический подход; целевые уста- the aims of educational activities новки учебной деятельности
Роль математики как общеобразовательной дисциплины в подготовке специалиста-психолога многогранна. Профессиональный уровень психолога во многом зависит от степени владения современными математическими методами, умения использовать их при анализе психических процессов и принятии решений. Математика создает фундамент для последующего усвоения профильных дисциплин. Это направляет на поиск науч -но-обоснованного подхода к организации профессионально направленного обучения математике, позволяющего нацелить каждый этап процесса обучения математике студентов-
психологов на объективно диагностируемый конечный результат.
Категория «профессиональная направленность» сложна по структуре и содержанию. В социально-психологических исследованиях (В.А. Сластенин [1], В.Д. Шадриков [2] и др.) профессиональная направленность рассматривается как качество личности, своеобразно переживаемое избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и деятельность; психологические свойства, которые определяют общее направление деятельности человека в разнообразных конкретных обстоятельствах жизни.
В дидактике высшей школы (А.Я. Кудрявцев [3], М.И. Махмутов [4] и др.) профессиональная направленность рассматривается как принцип обучения и предусматривает построение обучения на основе установления связей, как правило, между общеобразовательными, общенаучными и профилирующими дисциплинами.
Реализация в обучении математике принципа профессиональной направленности имеет целью формирование математического аспекта готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. В содержание этого понятия включается следующее: развитие мышления и формирование профессионально значимых приемов умственной деятельности; обеспечение математического аппарата для изучения специальных дисциплин и подготовка к осуществлению профессиональной деятельности.
В структуре профессионально направленного обучения математике можно выделить мотивационно-целевой, содержательный и процессуально-методический компоненты, регулирующие содержание и структурирование материала, выбор методических средств и управляющие процессом взаимодействия между студентом и преподавателем. В соответствии с предложенной структурой критериально-оценочный аппарат определения качества математической подготовки включает критерии (мотивационный, содержательно-операционный и исследовательский) и уровни их сфор-мированности (репродуктивно-фактологический, продуктивно-тактический, рефлексивно-
стратегический).
В психолого-акмеолотических (А.А. Бодалев [5] и др.) и андрагогических (С.И. Змеева [6] и др.) исследованиях было показано, что уровень функционального развития интеллекта взрослого человека, показатели развития мышления на разных этапах возрастной эволюции остаются достаточно высокими. Отличительной чертой, присущей именно образованию взрослых, является то, что жизненный и профессиональный опыт у взрослых обучающихся выступает в качестве критерия ценности той или иной учебной дисциплины. Включенность взрослого в учебно-познавательную деятельность связана с его мотивационноцелевыми установками на активное познание и преобразование не только объективного мира, но и самого себя.
С целью выявления различий студентов очного и заочного отделений в целевых установках учебной деятельности по направлениям: теоретическая подготовка, включающая суждения студентов об изучении отдельных разделов дисциплины; практическая подготовка, включающая суждения о применении математических знаний на практике, использование математического аппарата при написании курсовых и дипломных работ; мотивация, включающая высказывания студентов о тех или иных свойствах личности, определяющих успех обучения математике; готовность к участию в организации учебного процесса, проводилось исследование по методике Г.В. Акопова [7].
Рис. 1. Распределение студентов по мотивационно-целевым установкам изучения математики
Графически процесс кластеризации, представленный в виде дендограммы на рис. 1, позволяет предположить о наличии, по крайней мере, трех групп студентов со схожими целевыми установками. Метод кластеризации K средних (рис. 2) позволяет отметить следующее:
- кластер 1, включающий в основном студентов очного отделения и заочного, поступивших в университет сразу после школы, характеризуется невысоким уровнем готовности к участию в организации процесса обучения. В изучении математики эти студенты отдают предпочтение теоретическим знаниям;
- кластер 2 - студенты очного и заочного
отделения, имеющие опыт трудовой деятельности, характеризуется высоким уровнем готовности к участию в организации процесса обучения. Для этих студентов важны математические знания и умения, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью;
- кластер 3 составляют студенты либо случайно поступившие на специальность «психология» (ради высшего образования), либо имеющие резко отрицательное отношение к применению математики в психологии. Эти студенты характеризуются низкой по сравнению с другими группами готовностью к участию в организации процесса обучения.
г.о
1.0
0.5
0.0
И.О
-1.5
-10
-1Б
*0
у --
—-----
у \
Мотивация | |рПК“ИЧЙАКПИ ПП.^ПГТПВкЫ
Теп рягтичйґікая Пилггямрнп Орга н пзаиин процесса
О К і мымр 1 -э Кластер 2 ■ Кпдгстрр 3
Рис. 2. Сравнение нормированных средних по направлениям мотивационно-целевых установок
Значения Р-статистики свидетельствуют об отсутствии достоверных различий в мотивационно-целевых установках между группами студентов в характеристике свойств личности, определяющих успех обучения математике (Р=2,07). По всем остальным показателям: теоретическая подготовка (Р=8,9), практическая подготовка (Р=39,04) и готовность к участию в организации процесса обучения (Р=9,37) имеются достоверные различия на 5 %-ом уровне значимости (Ро,95(2;46)=3,19).
Проведенное исследование подтверждает предположение о том, что для взрослого человека процесс учения выступает лишь как способ достижения других целей. Для большинства студентов заочного отделения отме-
чается смещение значимости от фундаментальных математических знаний к прикладным математическим методам, решающим профессиональные проблемы или жизненные задачи, возникшие в определенной ситуации. При организации процесса обучения математике студентов-психологов заочного отделения основным условием качественной математической подготовки выступает андрагогический подход в сочетании с профессиональной направленностью, ориентирующий обучение на конкретные образовательные потребности и цели обучаемого и учитывающую его опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности.
1. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. -160 с.
2. Шадриков В.Д. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе: монография / В.Д. Шадриков, В.В. Афанасьев, Ю.П. Поваренков, Е.И. Смирнов. - Ярославль: ЯГПУ, 2000. - 389 с.
3. Кудрявцев А.Я. О принципе профессиональной направленности / А.Я. Кудрявцев // Советская педагогика. - 1981. - № 8. - С. 100-106.
4. Махмутов М.И. Принцип профессиональ-
Коротко об авторах________________________________
Макарчук Т.А., к. пед. н., доцент кафедры общей математики и информатики, Амурский государственный университет (АмГУ) tmakarchuk@mail.ru
Научные интересы: гуманитаризация математико-
компьютерного обучения студентов гуманитарных специальностей классического университета
Юрьева Т.А., аспирантка, старший преподаватель кафедры общей математики и информатики, Амурский государственный университет (АмГУ) yuryevat@mail.ru
Научные интересы: профессиональная направленность обучения математики студентов гуманитарных специальностей классического университета
________________________________Литература
ной направленности обучения / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. - Челябинск: ЧПУ, 1985.
5. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. - 188 с.
6. Змеев С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 152 с.
7. Акопов Г.В. Социальная психология образования : монография / Г.В. Акопов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 296 с.
__________________________________Briefly about authors
Makarchuk T.A., Ph.D. (Pedagogics), Assistant Professor of General Mathematics and Information Science Department, Amursky State University (AmSU)
Scientific interests: the mathematical and computer training pertaining to the humanities of the classical university Liberal Arts students
Yuryeva T.A., graduate, Assistant Professor of General Mathematics and Information Sceince Department, Amursky State University (AmSU)
Scientific interests: career guidance of teaching mathematics to the classical university Liberal Arts students