••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 811.111 (07) / UDC 811.111 (07)
П рофессионально-методическая подготовка студентов языкового факультета в ходе изучения современных учебно-методических комплектов
© 2016 Алипулатова Н. С., Демченко А. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть вопросы формирования профессиональной компетенции студентов языкового факультета в ходе изучения и анализа концептуальных основ и содержания современных учебно-методических комплектов (УМК). Методы. Наблюдение, анализ состояния преподавания учебной дисциплины «Школьный учебник иностранного языка» на факультете иностранных языков и опытное обучение. Результаты. Изучение и научно-обоснованный анализ содержания современных учебно-методических комплектов обеспечивают сформированность профессионально-методической компетентности студентов языкового факультета, способных и готовых применять полученные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности. Выводы. Анализ концептуальных основ содержания современных учебно-методических комплектов способствует углублению теоретических знаний и формированию профессионально-важных умений студентов в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: концептуальные основы, личностно-ориентированный подход, компетенция.
Формат цитирования: Алипулатова Н. С., Демченко А. И. Профессионально-методическая подготовка студентов языкового факультета в ходе изучения современных учебно-методических комплектов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 102-106.
Professional-Methodical Training of the Language Faculty Students During Studying the Modern Educational Kits
© 2016 Nadezhda S. Alipulatova, Angelina I. Demchenko
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. The aim of this research is to consider the problems of formation of English Language faculty students' professional competence in the process of stydy and analysis of the modern educational-methodical complex' conceptual framework and contents. Methods. Observation, analysis of teaching condition the "School textbook of a foreign language" at the faculty of foreign languages, and experiential learning. Results. The study and science-based analysis of the content of modern educational kits provide the formation of professional-methodical competence of students of language faculty, which are able and willing to apply their knowledge, skills and abilities in professional activities. Conclusions. Analysis of conceptual framework of the modern educational-methodical kits fosters the deepening of the theoretical
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
knowledge and forming the students' main professional skills in teaching a foreign language at secondary schools.
Keywords: conceptual framework, personality-oriented approach, competence.
For citation: Alipulatova N. S., Demchenko A. I. Professional-Methodical Training of the Language Faculty Students During Studying the Modern Educational Kits. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 102-106. (In Russian)
В настоящее время в условиях модернизации системы языкового образования учебному предмету «Иностранный язык» в условиях общеобразовательной школы отводится значительная роль. В этой связи имеет место обновление целей и содержания обучения иностранному языку на качественно новом уровне.
Целевая установка и содержание обучения учащихся иностранному языку, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), направлены на «достижение учащимися допорогово-го уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а именно, готовности осуществлять межкультурное взаимодействие с носителями изучаемого языка» [7].
Согласно программным требованиям, учащиеся должны овладеть умением межкультурного общения на иностранном языке при условии сформированности у них составляющих содержание коммуникативной компетенции (лингвистической, речевой, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной).
В частности, речь идет об умении учащихся оперировать языковыми средствами в основных видах иноязычной речевой деятельности при широком использовании страноведческих и лингвострановедческих реалий в процессе речевого и неречевого поведения в условиях межличностного взаимодействия.
Цель и методы исследования
Цель данной статьи - рассмотреть вопросы формирования профессиональной компетенции студентов языкового факультета в ходе изучения и анализа концептуальных основ и содержания современных учебно-методических комплектов (УМК). Методами исследования при изучении рассматриваемой проблемы в данной статье явились наблюдение, анализ состояния преподавания учебной дисциплины «Школьный учебник иностранного языка» на факультете иностранных языков и опытное обучение.
Под «концепцией» в рамках обучения иностранному языку нами понимается все-
общая модель учебного процесса, дидакти-ко-методические основы обучения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Овладение умением иноязычного межкультурного взаимодействия обеспечивается, как известно, на основе системы обучения, представленной в современных учебно-методического комплектах.
В настоящее время имеется значительное многообразие учебно-методических комплектов по английскому языку для общеобразовательных учреждений как отечественных так и зарубежных изданий. В этой связи важным представляется формирование у студентов - будущих учителей иностранного языка - умений анализировать и оценивать содержание учебно-методических комплектов для последующего осуществления ими профессиональной деятельности в условиях школы.
В целях формирования профессиональной компетенции у студентов языкового факультета на семинарских занятиях по дисциплине «Школьный учебник иностранного языка» в рамках курса методики обучения иностранным языкам нами рассматриваются концептуальные основы учебно-методических комплектов и их содержание.
Изучение и анализ структуры и содержания современных УМК по английскому языку позволяют указать на то общее, что лежит в основе методической модели обучения иноязычной речи. В частности, к общим концептуальным положениям относятся следующие:
- соответствие запросам педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний и овладения иноязычной речевой деятельностью, управление этим процессом, взаимодействие всех компонентов УМК);
- целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);
- ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опо-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016
ра на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);
- создание учебной мотивации (стимулирование познавательной и речевой активности).
Проводимый нами на семинарских занятиях анализ содержания учебно-методических комплектов позволяет утверждать, что в них отражаются сферы общения, представляющие собой базу предметного содержания обучения иноязычной речи (социально-бытовая, социально-культурная, учебно-трудовая, общественно-политическая). В рассматриваемых нами УМК компонентами содержания обучения являются:
- предметное содержание речи и эмоционально-личностное отношение к нему, социальные и коммуникативные роли;
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;
- языковой материал (фонетический, лексический и грамматический) и уровни его организации, подлежащие изучению (слово, фраза, предложение, микро- и макромонолог, диалогическое единство, текст);
- социокультурные знания (страноведческие, лингвострановедческие) и навыки пользования ими (особенности речевого/неречевого поведения в условиях общения на межкультурном уровне);
- учебно-познавательные умения (общеучебные умения - навыки работы с информацией с использованием различных источников, включая Интернет-ресурсы; специальные умения - работа с двуязычными словарями, справочной литературой, поиск информации);
- компенсаторные умения (контекстуальная догадка, переспрос, словарные замены).
На практических занятиях студентами изучаются основополагающие принципы построения учебно-методического комплекта, наряду с методическими рекомендациями.
В частности, согласно принципу научности, учебник, входящий в УМК, содержит достоверные учебные материалы в области лингвистики, культуры страны изучаемого языка, значимые для формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, принцип циклического построения учебника обеспечивает тематическую организацию учебного мате-
риала, позволяющую осуществлять иноязычное взаимодействие по основным сферам речевого общения на базовом уровне.
Значительная роль отводится на проводимых нами практических занятиях изучению современных подходов, лежащих в основе обучения иностранному языку по учебно-методическим комплектам. Речь идет о подходах, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся (коммуникативно-деятельностный, социокультурный, лич-ностно-ориентированный и интегрированный).
В частности, студенты знакомятся с требованиями, предъявляемыми к организации и проведению урока иностранного языка в условиях коммуникативно-деятельностного подхода, которые сводятся к следующему:
- коммуникативное поведение преподавателя;
- ситуативная направленность речевого взаимодействия учащихся;
- повышение роли упражнений речевой направленности;
- использование разнообразных режимов работы для решения проблемных задач;
- усиление личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку благодаря обсуждению вопросов с учетом личностных мнений, оценочных суждений учащихся в ходе использования проектной методики.
Требованиями к осуществлению социокультурного подхода в обучении иностранному языку на основе современных УМК являются следующие:
- взаимодействие языка и культуры стран родного и изучаемого языков;
- формирование основ речевого и неречевого поведения в осуществлении диалога культур;
- использование языковых средств страноведческого и лингвострановедческого содержания.
Личностно-ориентированный подход, в свою очередь, предполагает, что задания, представленные в учебнике иностранного языка, должны обеспечивать учет социокультурных особенностей, эмоционального состояния, организацию самостоятельной работы, рассмотрение ученика в качестве субъекта учебного процесса.
Использование интегрированного подхода предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, ком-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
плексную организацию языкового (речевого) материала и проведение интегрированных уроков.
Практическая направленность занятий по дисциплине «Школьный учебник иностранного языка» осуществляется благодаря инсценированию студентами фрагментов уроков английского языка на основе предварительно составленных ими развернутых планов-конспектов с последующим их анализом.
Результаты и их обсуждение
Изучение и научно-обоснованный анализ содержания современных учебно-методических комплектов обеспечивают сформиро-ванность профессионально-методической компетентности студентов языкового факультета, способных и готовых применять полученные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности.
Результатом изучения содержания и структуры современных УМК является проектная работа студентов на тему «Я выбираю УМК», в ходе которой студенты научно обосновывают свой выбор, используя полученные на семинарах знания относительно концептуальных основ учебно-методических комплектов.
1. Бим И. Л. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1990. № 5. С. 6-26.
2. Елизарова Т. В. Культура и обучение иностранным языкам. Спб., 2005. 352 с.
3. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М., 2008. 431 с.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010. 368 с.
1. Bim I. L. On the problem of basic education in foreign languages in high school. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at school]. 1990. No 5. Pp. 16-26. (In Russian)
2. Elizarova T. V. Kul'tura i obuchenie in-ostrannym yazykam [Culture and language training]. Saint Petersburg, 2005. 352 p. (In Russian)
3. Kolesnikova I. L. Anglo-russkiy terminolog-icheskiy spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov: spravochnoe posobie [English-Russian terminology guide on teaching foreign
Заключение
Наш опыт формирования у студентов языкового факультета профессионально-методи-ческой компетенции в ходе изучения современных учебно-методических комплектов позволяет:
- расширить знания студентов относительно новых программных требований к целям и содержанию обучения, иностранным языкам в современной общеобразовательной школе, необходимые для определения и понимания ими концептуальных основ и методической структуры действующих учебников по иностранным языку;
- углубить теоретические знания и формировать профессионально-важные умения студентов в области современных педагогических и информационно-коммуникацион-ных технологий в общеобразовательной школе;
- ознакомить студентов с методическими системами обучения, представленными в действующих школьных УМК по английскому языку, способными осуществить единство обучения, воспитания и развития личности учащегося;
- научить студентов творчески и научно-обоснованно использовать учебно-методические комплекты по иностранному языку в их профессиональной деятельности в школе.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М., 2008. 238 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
URL: http://минобрнауки.рф/documents/938/ (дата обращения 16.01.2016)
7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1991. 223 с.
8. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2008. 264 с.
languages: handbook]. Moscow, 2008. 431 p. (In Russian)
4. Polat E. S., Buharkina M. Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovani [Modern pedagogic and information technologies in the education system]. Moscow, 2010. 368 p. (In Russian)
5. Solovova E. N. Metodika obucheniya in-ostrannym yazykam: bazovyy kurs lektsiy [Methods of teaching foreign languages: the basic course lectures]. Moscow, 2008. 238 p. (In Russian)
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016
6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of General Education]. URL: httpy/минобрнауки. рфД1оситеПБ/938/ (accessed 16.01.2016) (In Russian)
7. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Fundamen-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Алипулатова Надежда Синибековна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики обучения иностранным языкам (Ти-МОИЯ), факультет иностранных языков (ФИЯ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Демченко Ангелина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМОИЯ, ФИЯ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 14.07.2016 г.
tals of communicative methods of teaching foreign language communication]. Moscow, 1991. 223 p. (In Russian)
8. Ter-Minasova S. G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Language and Intercultural Communication]. Moscow, 2008. 264 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Nadezhda S. Alipulatova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Theory and Methods of Teaching Foreign Languages (TMTFL), the faculty of foreign languages (FFL), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Angelina I. Demchenko, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of TMTFL, FFL, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 14.07.2016.
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 811.111 (07) / UDC 811.111 (07)
Психологические условия формирования ориентировочного механизма в процессе обучения иностранным языкам
© 2016 Сулейманова П. А., Вечедова А. Д.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Целью статьи является рассмотрение иноязычной речевой деятельности в плане говорения под углом зрения функции ориентировочного механизма на разных этапах становления акта речи. Методы. Анализ и наблюдение. Результаты. Определение условий формирования ориентировочного механизма при изучении иностранного языка. Выводы. В качестве заключения выделяется то, что ориентировочный аспект процесса порождения речи может быть описан в виде системы трех уровней иерархической зависимости.
Ключевые слова: ориентировочный механизм, речевая деятельность, акт речи, коммуникативная задача, порождение речевого акта, проблемная ситуация.
Формат цитирования. Сулейманова П. А., Вечедова А. Д. Психологические условия формирования ориентировочного механизма в процессе обучения иностранным языкам // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 106-112.