УДК 378.147:51
DOI: 10.24412/2079-9152-2023-58-37-46
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Скафа Елена Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, e-mail: e.skafa@donnu.ru ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, РФ
Аннотация. В статье на основании исследований профессионально-педагогических ценностей учителя раскрывается понятие профессионально-личностных ценностей учителя математики, определяются их основные компоненты и предлагается идея диагностики этих компонентов средствами цифровых инструментов. На примере проекта, созданного в Донецком государственном университете «Профессионально-личностные ценности учителя математики», описывается система обобщения, систематизации знаний и диагностики основных компонентов таких ценностей, как профессиональная компетентность учителя (педагогический компонент), математическая и цифровая компетентности, воспитательный аспект в деятельности учителя, нравственный портрет учителя, патриотизм и чувство долга. Проект создан в виде мультимедийного тренажера, предназначенного для студентов выпускных курсов направления Педагогическое образование (профиль: математика и информатика), а также молодых учителей.
Ключевые слова: профессионально-личностная ценность учителя математики, средства диагностики профессионально-личностных ценностей, математическая и цифровая компетентности, патриотизм и чувство долга, нравственный портрет учителя.
Для цитирования: Скафа, Е. И. Профессионально-личностные ценности современного учителя математики / Е. И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования. -2023. - Вып. 2 (58). - С. 37-46. В01:10.24412/2079-9152-2022-58-37-46.
Постановка проблемы. В современ- трудовую деятельность, основанную на ном обществе происходит трансформа- современных технологиях, в том числе и ция всех видов деятельности в направле- цифровых, иметь активную жизненную нии цифровизации и технологизации. Не позицию, быть патриотами своего Отече-стала исключением и образовательная ства. Такой подход предполагает, что сфера. Произошли изменения в требова- педагог, в том числе и учитель математи-ниях к формированию выпускников ки, должен обладать профессиональной средней школы, описанных в федераль- компетентностью, включая математиче-ных государственных образовательных скую, цифровую, методическую, техно-стандартах (ФГОС) среднего общего об- логическую, для организации учебного разования [14]. Новое поколение школь- процесса, соответствующего новым техников должно овладевать личностными, нологическим вызовам современности [4; метапредметными и предметными ком- 7; 9; 10]. Кроме того, личностные ценно-петенциями, позволяющими им после сти учителя должны главенствовать в его выпуска из школы активно включаться в педагогической деятельности. Например,
Е. Максимова акцентирует внимание на том, что главным фактором развития профессионализма педагогов является освоение ими ценностных и смысловых ориентиров профессиональной деятельности [3].
Описывая профессиональный портрет современного учителя, многие исследователи останавливаются на следующих его характеристиках:
-владеет активными методами обучения
и технологией моделирования; -владеет информационно-коммуни-
кационными технологиями (ИКТ); -владеет технологией проектирования урока;
-умеет управлять мотивацией; -партнер для учеников; -открыт к инновациям; -креативный; -самостоятельный; -целеустремленный [5; 8; 13; 15] и др.
То есть профессионализм педагога как показатель сформированносги системы профессионально значимых ценностей позволяет достигать высоких результатов в образовательном процессе.
Анализ актуальных исследований. Профессионально-педагогическим ценностям посвящены работы многих авторов, среди них: Н. Анисимова, А. Бакма-нова, Д. Вереина, М. Головина, И. Куд-рейко, Т. Ледовская, С. Маслов, В. Слас-тенин, А. Ходырев и др. Исследователями отмечается, что педагогические ценности определяются социальными, политическими, экономическими отношениями в обществе. Они представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность, и выступают как познавательно действующая система, которая служит опосредующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [1]. Действительно, проходящие в настоящее время перемены, связанные с политической трансформацией российского общества, вызывают необходимость в изменении и педагогических ценностей учителя. Мы согласны с мнением И. Кудрейко о том, что разви-
тие профессионально значимых ценностей напрямую зависит от уровня развития личностных качеств и способностей педагога. Исследователь отмечает, что профессионально значимые ценности учителя - это система личностных и профессиональных ценностей, составляющих аксиологическую основу формирования и непрерывного развития качеств и способностей педагога, позволяющих эффективно выполнять функциональные обязанности [2]. Личностные ценности определяются культурно-историческими традициями общества, основы профессиональных ценностей закладываются в период получения профильного образования.
Однако мы считаем, что личностные ценности, как и профессиональные, важно формировать у будущего учителя в период его обучения в высшей педагогической школе. Кроме того, нужно объединить эти понятия и говорить о про-фессионально-личностных ценностях. На наш взгляд, формируя мировоззренческие ориентиры, например, у будущих учителей математики в процессе математической подготовки, происходит овладение ими и профессиональной математической компетентностью, и морально-нравственными и патриотическими ценностями [16]. Обучаясь приемам методической работы в новых условиях цифровизации образования, у будущих учителей математики формируются не только методическая и цифровая компетентности, но и развиваются важные качества педагогического творчества, умения создавать методические разработки и проекты для школьников патриотической и краеведческой, исследовательской тематики [11]. Изучая систему психолого-педагогиче-ских дисциплин, у студентов происходит перестройка их внутренних ценностей, определяющих принадлежность каждого из них к великой миссии педагога, переосмысление того, является ли работа учителя математики служением Отечеству? [6]. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, у студентов - будущих учителей математики появляется шанс не
<Ш>
только обучиться приемам проектной, эвристической, исследовательской деятельности, но и приобрести установку на творческое развитие, сформировать личностные потребности к проектированию новых образовательных проектов и т.д. [12].
Для проверки эффективности сформированных у будущего учителя математики профессионально-личностных ценностей целесообразно разработать средство, позволяющее их диагностировать, а также организовать обобщение и систематизацию некоторых структурных компонентов выбранных ценностей.
Цель статьи - представить авторский проект «Профессионалъно-личност-ные ценности учителя математики» как средство обобщения и систематизации сформированных профессиональных ком-
В разработке проекта участвовали магистранты направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа: математическое образование), преподаватели факультета математики и информационных технологий Донецкого государственного университета.
Цель проекта: обобщить и систематизировать знания основных категорий деятельности учителя математики, его
петенций и личностных ценностей учителя математики, а также их диагностики.
Изложение основного материала.
Для создания проекта «Профессиональ-но-личностные ценности учителя математики» в системе таких ценностей нами выделены следующие компоненты:
- профессиональная компетентность (педагогический компонент);
- профессионализм учителя (математическая компетентность);
- профессионализм учителя (цифровая компетентность);
- воспитательный аспект в деятельности учителя;
- нравственный портрет учителя;
- патриотизм и чувство долга (рис. 1).
нравственных норм и качеств, а также выделить приемы работы по патриотическому воспитанию школьников на уроках математики и во внеурочное время. Осуществить самодиагностику каждого из выделенных компонентов профессио-нально-личностных ценностей педагога.
Целевая аудитория: выпускники бакалавриата направления 44.03.05 Педагогическое образование (Профиль: математика и информатика); учителя математи-
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
> ч ~ ШКУ ^ Ж ^¡Ш!
Профессиональная компетентность учителя (педагогический компонент)
Профессионализм учителя (математическая компетентность)
Профессионализм учителя (цифровая компетентность)
Воспитательный аспект в деятельности учителя
Нравственный портрет учителя
Патриотизм, чувство долга
Рабата учителя математики - это служение Отечеству?
чщ;.
ВЫХОД
Рисунок 1 —Главный экран проекта
ки образовательных организаций среднего общего образования.
Технические требования: проект создан в виде мультимедийного тренажера. Описание файла: Autoplay Media Studio. Системные требования: Microsoft Office PowerPoint.
Инструкция для пользователя по реализации проекта. Мультимедийный тренажер предназначен для самостоятельной проработки материала, представленного в нем, а также проведения самодиагностики сформированных профессионально-личностных ценностей.
Зайдя на главный экран проекта (рис. 1) пользователь может перейти на любую страницу, кликнув на кнопку с надписью определенного компонента, и начать там работать. Затем вернуться на главный экран и продолжить изучать следующий компонент.
Представим характеристики каждого компонента, описав их блоками.
Зайдя в блок «Профессиональная компетентность учителя (педагогичес-
кий компонент)», пользователь имеет возможность (рис. 2):
- повторить базовые понятия данного феномена;
- познакомиться с идеями компе-тентносгаого подхода в преподавании математики, основанного на деятельностном и личностно ориентированном подходах;
- рассмотреть методические особенности в обучении математике, представленное учебным пособием для бакалавров «Методика обучения математике: эвристический подход. Общая методика».
После повторения предложенного материала пользователь может пройти диагностические тесты, определяющие сформированные методические компетенции, знания возрастной и педагогической психологии, а также определить собственный уровень владения нормативными документами (ФГОС среднего общего образования).
Профессиональная компетентность учителя математики - это интегративное качество личности, объединяющее его готовность и способность осуществлять образовательную и воспитательную деятельность на основе сформированных компетенций в области математических, психолого - педагогических наук и
методических умений.
Диагностика знаний возрастной и педагогической психологии
Диагностика знания
Рисунок 2 - Блок профессиональной компетентности (педагогический компонент)
Блок «Профессионализм учителя (математическая компетентность)» (рис. 3) представляет собой систему диагностики по математическим дисциплинам, изученным в бакалавриате. Базу тестовых заданий составляют 400 вопросов из различных
дисциплин, представленных на рис. 3. Тест разработан в программе iSpring Suite, для од ного сеанса программа из разных дисциплин создает для пользователя 30 заданий, на которые он отвечает. После прохождения теста предоставляются результаты с
подробным разбором неправильных ответов и выделением верных. Если тестирующийся захочет вновь пройти тест, программа предлагает другие вопросы.
Использование теста-диагностики математической компетентности полезно
студентам выпускного курса бакалавриата для тренировки перед выпускным экзаменом, а также учителям для проверки базовых умений по математическим дисциплинам.
Профессионально-математическая компетентность - это знание, понимание, выполнение и использование математического аппарата в педагогической профессии, умение организовать математическую деятельность в различных контекстах, где математика играет или может играть определенную роль, готовность и способность решать определенные типы математических задач.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА
Математический анализ
Аналитическая Дифференциальная
геометрия I геометрия
Высшая алгебра ■ Комплексный анализ 1
Теория
вероятностен
Математическая ■ Дифференциальные I Комбинаторика "—™ уравнения
ДИАГНОСТИКА
математической компетентности
Рисунок 3 - Блок математической компетентности учителя
В блоке «Профессионализм учителя (цифровая компетентность)» (рис. 4) представлено основное программное обеспечение предметной области «Мате-
магика», которое используется в современной школе.
Цифрпвч компетентность учителя - это личностная ценность, которая характеризуется знанием, пониманием цифровых инструментов для их использования в педагогической деятельности, владением цифровыми компетенциями, определяющими готовность и способность решать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью^ средствами информационно-коммуникационных технологий.
-за
Программное обеспечение предметой области "Математика"
Технологии обучения математике с использованием цифровых инструментов
Социальные сети и цифровые
платформы для разработки онлайн-уроков
Диагностика компьютерной грамотности и цифровых компетенций
1
Л 1
Рисунок 4 - Блок цифровой компетентности тренажера
Учитель может познакомиться с различными технологиями обучения с использованием цифровых инструментов для разработки уроков с применением ИКТ, а также с цифровыми платформами для создания онлайн-уроков.
После выполненной работы для пользователя предлагается тест диагностики компьютерной грамотности и цифровых компетенций.
Блок «Воспитательный компонент в деятельности учителя» (рис. 5) включает
в себя основные положения воспитательной работы учителя.
Учитель математики обязательно в своей педагогической работе должен использовать и воспитательную сторону математики, для этого на страничке «Воспитательный эффект математики» можно познакомиться со сборниками задач для 5 и 6 классов краеведческой и патриотической тематики, с разработками дидактических игр военно-патриотической направленности и т.п.
Е&ШКТйТ&АЬКЬШ кошшгшнт
в деятельности учителя
Основы воспитательной работы учителя
Воспитательный эффект математики
Как бы Вы повели себя в данной ситуации ? (воспитательная страничка)
Диагностика навыков
воспитательной работы учителя
Рисунок 5 - Блок воспитательной деятельности учителя
Так как учитель математики, как правило, является и классным руководителем, повторение основ воспитательной работы со школьниками является полезным для молодого учителя. Воспитательная страничка «Как бы Вы повели себя в данной ситуации?» представляет собой вопросы, которые обычно должен решать учитель, управляя коллективом школьников. Это касается взаимоотношения между мальчиками и девочками, нежелания некоторых воспитанников учиться, плохого отношения школьников к некоторым учителям и др. Как повести себя в каждой ситуации: отвечая на вопрос, будущий учитель проектирует и свое отношение к педагогической работе.
Диагностика навыков воспитательной работы учителя является завершающим этапом прохождения данного блока, позволяет проверить каждому пользователю тренажера свои организаторские и управленческие способности.
В Блоке «Нравственный портрет учителя» (рис. 6) представлен глоссарий основных терминов, относящихся к нравственным ценностям человека, в соответствии с «деревом морально-нравственных качеств».
Интерес представляет страничка «Нравственный облик педагога», в котором каждый параметр нравственности раскрыт через высказывание одного из великих педагогов, мыслителей, писателей.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ - это свод привил, определяющих человеческое поведение, нарушение которых наносит ущерб обществу, человеку или группе людей.
Глоссарии основных терминов
Нравственный облик педагога
Как бы Вы повели себя в данной ситуации? [морально-нравственные ситуации с детьми, родителями, учителями)
ТЕСТ-ДИАГНОСТИКА знаний нравственных норм
САМОПРОВЕРКА
нравственной культуры учителя
ПАТРИОТИЗМ - это нравственный и политический принцип,социальное чувство; содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее.
Рисунок 6 - Блок «Нравственный портрет учителя»
Страничка «Как бы Вы повели себя в данной ситуации?» в данном блоке представлена педагогическими ситуациями, возможными в классе с учениками, с родителями, с коллегами. Пользователю необходимо проявить свои личные качества человека, педагога, наставника, чтобы разрешить их грамотно и доброжелательно.
Тесты диагностики нравственных норм и культуры учителя позволяют не только проверить свои этические и моральные качества, но и выяснить, что означает педагогический долг, педагогический такт, педагогическая справедливость, педагогическая ответственность.
«Патриотизм и чувство долга» -это особый блок проекта (рис. 7).
^ Патриотические ценности у
С чего начинается Родина ? /
[словарь патриота Отечества]
Деятельность педагога по патриотическому воспитанию
Пишем историю Донецкой Народной Республики
Патриот ДНР (самопроверка]
Рисунок 7-Блок «Патриотизм и чувство долга»
Так как на территории нашей республики идут военные действия, для каждого гражданина чувство патриотизма проявляется особенно остро. Многие мужчины -студенты и преподаватели вузов, учителя школ ушли защищать свой край, свой дом, свое Отечество. Мы благодарны им. Какой должна быть деятельность учителя по патриотическому воспитанию школьников?
На кафедре высшей математики и методики преподавания математики ДонГУ студентам было предложено написать эссе на тему «Работа учителя математики - это служение Отечеству?» [6].
Более 100 человек, как студентов всех курсов обучения, так и учителей математики и информатики, начинающих и с тридцатилетним стажем, высказались однозначно - да это служение Родине, детям, личностная ценность каждого педагога (рис. 8).
В сборнике эссе изложены мысли работающих учителей математики и информатики о проблеме предназначения учителя в современном обществе, его отношении к Отечеству, патриотических чувствах, являющихся важным личностным качеством педагога.
[Сочинения студентов -будущих учителей математики
Рисунок 8 - Фрагмент проекта «Профессионально личностные ценности учителя математики»
Выводы. Таким образом, созданный проект «Профессионально-личностные ценности учителя математики» представляет собой специфическое средство:
систематизации основных математических, цифровых, педагогических, методических компетенций, составляющих профессиональную компетентность учителя математики;
обобщения положений морально-нравственных и патриотических качеств учителя, способствующих формированию его национальной идентичности, мотива-
ционно-волевых качеств, гражданской позиции, эстетического сознания, нравственных ориентиров, социально-адапта-ционной сферы у будущих учителей математики;
выявления основных направлений воспитательной деятельности учителя математики как классного руководителя, позволяющих найти внутренние и внешние ресурсы педагогического подхода к новому поколению школьников.
Диагностические материалы, представленные в тренажере, дают возмож-
ностъ задействовать внутренние интеллектуальные, эстетические, нравственные, патриотические ресурсы математики, педагогики, психологии, методики для формирования мировоззренческих компетенций будущего учителя математики.
1. Бакманова, А.И. Педагогическая ценность / А.И. Бакманова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2018. -№6-1. -С. 54-57.
2. Кудрейко, И.А. Методологические подходы к формированию профессионально значимых ценностей будущих учителей филологии / И.А. Кудрейко // Вестник педагогических наук. -2023.-№ 1. - С. 208-215.
3. Максимова, Е.А. Развитие представлений о педагогическом профессионализме / Е.А. Максимова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. —№ХШ. - С. 285-290.
4. Михайлова, Н.Н. Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательной технологии / Н.Н. Михайлова, В.Н. Орлова, Г.М. Ше-ламова // Научные исследования в образовании. -2008. -№ 12. - С. 27-37.
5. Петухова, Е.А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность / Е.А. Петухова // Известия Алтайского государственного университета. -2013. -№2 (78). - С. 68-70.
6. Работа учителя математики - это служение Отечеству?: сборник эссе студентов и учителей математики / авторский коллектив; под ред. проф. Е.Г. Евсеевой. -Донецк: ДонГУ, 2023. -103 с.
7. Развитие профессиональных компетенций учителя в эпоху цифровизации образования / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, И.Н. Пальчикова, В.С. Федотова // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов : IV Виртуальный международный форум по педагогическому образованию : сборник научных трудов. Часть I. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 2020. - С. 45-60.
8. Серяпина, Ю.С. Понятие «Готовность к педагогической деятельности»: мо-тивационная готовность, психологическая готовность, готовность к инновационной деятельности / Ю.С. Серяпина // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. -Т. 10, №4.-С. 97-105.
9. Скафа, Е.И. Как изменяется методическая компетентность учителя математики в цифрову эпоху? / Е.И. Скафа // Человеческий капитал. - 2021. - Том 2, №12 (156). -С. 71-78. DOI: 10.25629/НС.2021.12.44.
10. Скафа, Е.И. Концепция формирования математической цифровой компетентности будущих магистров математического образования / Е.И. Скафа, Е.Г. Евсеева // Актуальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения А.Н. Колмогорова (25—27 мая 2023 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет; редколлегия: Е.Г.Агапова (ответственный редактор) [и др.]. -Хабаровск: ОЭПИРИОЦТОГУ, 2023. - С. 229-237. — Текст: электронный. — URL: https://pnu. edu.ru/rwlibrary/elektronnye-izdaniya/collections/Migest. — Дата публикации: 10.07.2023.
11. Скафа, ЕЖ Методика обучения математике : эвристический подход. Общая методика / ЕЖ Скафа - Издание второе. -Москва: ООО «Директ-Медиа», 2022. - 441 с.
12. Скафа, Е.И. Организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей математики по созданию мультимедийных средств обучения / Е.И. Скафа // Информатика и образование. - 2021. -№ 5. -
С. 59-64. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-5-59-64.
13. Слободнюк, Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации: Теоретический анализ /Е.Г. Слободнюк - Санкт-Петербург: Изд-во Политехи, ун-та, 2011. - 72 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Российской Федерации: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 11.12.2020 г.). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 13.02.2021). - Текст : электронный.
15. Ходырев, А.М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности / А.М. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. - 2020. -№ 2 (113). - С. 34-40.
16. Цапов, В.А. Принципы формирования мировоззрения у цифрового поколения будущих учителей математики / В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2021. - Вып. 53. - С. 57-62.
(Ю
3.......£
PROFESSIONAL AND PERSONAL VALUES OF A MODERN MATHEMATICS TEACHER
Skafa Elena,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
Abstract The article reveals the concept of professional-pedagogical values of a mathematics teacher, defines their main components and proposes the idea of diagnostics of these components by means of digital tools. On the example of the project created in Donetsk State University "Professional and personal values of the mathematics teacher99, the system of generalization, systematization of knowledge and diagnostics of the main components of such values as professional competence of the teacher (pedagogical component), mathematical and digital competence, educational aspect in the teacher9s activity, moral portrait of the teacher, patriotism and sense of duty is described. The project is created in the form of a multimedia simulator designed for undergraduate students of Pedagogical Education (profile: Mathematics and Computer Science) as well as young teachers.
Keywords: professional personal value of a mathematics teacher, means of diagnostics of professional personal values, mathematical and digital competence, patriotism and sense of duty, moral portrait of a teacher.
For citation: Skafa, E. (2023). Professional and personal values of a modern mathematics teacher. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 2(58), pp. 29-38. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2022-58-37-46.
Статья поступила в редакцию 13.05.2023.
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК МЕЖДУНАРОДНОГО СБОРНИКА НАУЧНЫХ РАБОТ
«ДИДАКТИКА МАТЕМАТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ»
ПЛАНИРУЕТСЯ В ОКТЯБРЕ 2023 года
СТАТЬИ ПРИНИМАЮТСЯ до 15 сентября 2023 г.