Научная статья на тему 'Профессионально-личностное становление студентов технического колледжа: структурно-функциональная модель и особенности ее реализации'

Профессионально-личностное становление студентов технического колледжа: структурно-функциональная модель и особенности ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF THE PRINCIPLES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS / КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / LEARNER-CENTRED APPROACH / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACMEOLOGICAL APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / PROFESSIONAL MODULE / COMPETENCE-CONTEXTUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Ольга Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Представлена структурно-функциональная модель профессионально-личностного становления студентов, обеспечивающая ориентацию современной образовательной среды технического колледжа на процесс освоения обучающимися профессиональных модулей. Описана и обоснована система принципов, на которых основывается процесс профессионально-личностного становления студентов. Автор приводит критерии и показатели, характеризующие динамику профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в современной образовательной среде на примере проведенного педагогического эксперимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE: STRUCTURE, FUNCTIONAL MODEL AND THE PECULIARITIES OF ITS IMPLEMENTATION

The article deals with the problem of professional and personal formation of students of technical college under the conditions of implementation of the Federal state educational standards of the new generation. The authors offer a structure and functional model of professional and personal development of students which provide orientation in the modern educational environment of technical college and ensure the study of professional modules. Moreover, the article describes the basic principles of professional and personal formation of students and the criteria and indicators, characterizing dynamics of professional and personal development of students of technical college in the modern educational environment on the example of their pedagogical experiment

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное становление студентов технического колледжа: структурно-функциональная модель и особенности ее реализации»

УДК/uDC 377 О. А. Комиссарова

O. Komissarova

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ технического КОЛЛЕДЖА: СТРУКТУРНО-ФУНКцИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАцИИ

PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF STuDENTS OF TECHNICAL COLLEGE: STRuCTuRE, FuNCTIONAL MODEL AND The PECuLIARITIES OF ITS IMPLEMENTATION

В статье рассмотрены проблемы профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Представлена структурно-функциональная модель профессионально-личностного становления студентов, обеспечивающая ориентацию современной образовательной среды технического колледжа на процесс освоения обучающимися профессиональных модулей. Описана и обоснована система принципов, на которых основывается процесс профессионально-личностного становления студентов. Автор приводит критерии и показатели, характеризующие динамику профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в современной образовательной среде на примере проведенного педагогического эксперимента.

The article deals with the problem of professional and personal formation of students of technical college under the conditions of implementation of the Federal state educational standards of the new generation. The authors offer a structure and functional model of professional and personal development of students which provide orientation in the modern educational environment of technical college and ensure the study of professional modules. Moreover, the article describes the basic principles of professional and personal formation of students and the criteria and indicators, characterizing dynamics of professional and personal development of students of technical college in the modern educational environment on the example of their pedagogical experiment.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление студентов, компетент-ностно-контекстный подход, личностно ориентированный подход, акмеологический подход, образовательная среда, структурно-функцио-

нальная модель принципы профессионально-личностного становления студентов, профессиональный модуль.

Keywords: professional and personal formation of students, competence-contextual approach, the learner-centred approach, acmeological approach, educational environment, structural-functional model of the principles of professional and personal development of students, professional module.

Современная социально-психологическая ситуация в России привела к увеличению числа студентов в среднем профессиональном образовании, которые обладают рядом характерных особенностей: отсутствием интереса к учебе, ответственности за свои действия и поступки, профессиональных намерений и учебно-профессиональной мотивации. Все эти аспекты были учтены при разработке Федерального государственного образовательного стандарта СПО, введенного в действие в 2010 г

Названный нормативно-директивный документ предъявляет требования к формированию у студентов интереса и потребности в сопричастности к образовательному процессу: проектирование приемлемых ценностных ориентиров в целеполагании, формирование себя как духовно, морально и умственно развитого специалиста, активизация воспитания, развития и совершенствования личности. В этом контексте особую значимость приобретает психолого-педагогическая поддержка со стороны преподавателя в сочетании с возможностью освоить студентом образовательную программу по индивидуальному плану. Одна из приоритетных задач профессиональной подготовки студентов технического колледжа в условиях реализации ФГОС нового поколения состоит в обеспечении эффективных путей их профессионально-личностного становления.

Для реализации обозначенных целевых ориентиров особое значение приобретают вопросы, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс технического колледжа структурно-функциональной модели профессионально-личностного становления студентов, которая представляет собой единство и функциональное взаимодействие целевого, содержательного, организационно-деятель-ностного и оценочно-результативного блоков. Разработка названной модели необходима для раскрытия сущности алгоритма профессионально-личностного становления студентов технического колледжа и совершенствования механизмов управления этим процессом.

Реализация модели профессионально-личностного становления студентов начинается с постановки цели и определения задач освоения профессионального модуля на уровне целевого блока. Содержательный блок представляет собой комплексное научно-методическое обеспечение образовательного процесса: систему нормативной и учебно-методической документации и средств обучения, содержание профессионального модуля, построение индивидуальных образовательных траекторий, фонд оценочных средств и методические рекомендации для преподавателей и обучающихся. В соответствии с принципами компетентностно-контекстного, личностно ориентированного, акмеологическо-го подходов в рамках организационно-деятель-ностного блока определяются формы, методы и средства освоения профессионального модуля, которые оказывают влияние на процесс профессионально-личностного становления студента.

Оценочно-результативный блок позволяет в едином полисубъекте отношений сотрудничества и коллективно распределенной учебной деятельности определить достигнутый уровень профессионально-личностного становления студентов в процессе освоения профессионального модуля. Ожидаемым результатом в оценке функционирования модели является переход большинства студентов на более высокий уровень профессионально-личностного становления.

Построение структурно-функциональной модели профессионально-личностного становления студентов осуществлялось на основе принципов: профессионально-личностного саморазвития, гуманизации и мотивации учения, дифференциации и индивидуализации обучения, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов, — оценке образовательных

результатов, основывающейся на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения.

Для оценки результативности процесса профессионально-личностного становления студентов принимались во внимание следующие показатели: оценка знаний; умений; практического опыта; компетенций. Функционирование модели обеспечивалось реализацией принципов, новым структурированием содержания обучения, методами, средствами и формами организации образовательного процесса в техническом колледже.

Важно подчеркнуть, что разработанная нами структурно-функциональная модель является управляемой. В качестве основных функций управления выступают регуляторная, организационная, формирующая, диагностическая и оценочная. Регуляторную функцию в модели выполняет система принципов, определяющая требования к процессу профессионально-личностного становления студентов технического колледжа. Организационная функция состоит в осуществлении процесса профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в соответствии с поставленными целями, выделенными принципами, определяющими выбор методов, форм, средств, технологий образовательного процесса, адекватных поставленным целям. Формирующая функция заключается в развитии у студентов знаний, умений, практического опыта, профессиональных и общих компетенций. Диагностическая функция основывается на процессе диагностики, осуществляемой на всех этапах деятельности по освоению профессионального модуля, которая позволяет проводить контроль и корректировку процесса профессионально-личностного становления студентов, что способствует наилучшему результату. Оценочная функция отражает сопоставление полученных результатов с предполагаемыми, соотнося эти результаты с определенными критериями: знаниями, умениями, практическим опытом, профессиональными и общими компетенциями. Результатом реализации структурно-функциональной модели является профессионально-личностное становление студентов технического колледжа (рис.).

Для оценки эффективности разработанной нами модели был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 12 учебных групп третьего и четвертого курсов технического колледжа, обучающихся по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», шесть из них соста-

Социальный заказ, выраженный в Национальной доктрине образования до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования

Цель: профессионально-личностное становление студентов технического колледжа

Методологические подходы: компетентностно-контекстный, личностно ориентированный, акмеологический

Принципы: профессионально-личностного саморазвития, гуманизации и мотивации учения, дифференциации и индивидуализации обучения, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов, оценки образовательных результатов, основанной на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимся на определенном этапе обучения

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Междисциплинарный курс Учебная практика Производственная практика Вариативные блоки О г а _ X

МЕТОДЫ © и ■< W н ш

Активного обучения (упражнения-действия по инструкции, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение индивидуальных заданий) Интерактивного обучения (творческие задания, проекты, работа в малых группах, работа с электронными ресурсами) ^ J= J= S It и I 0 • • н "goo 1 г с р а о у н д ю 1 го О з "О

СРЕДСТВА £ ц £ ш ш a s т

Технические средства обучения, специальное оборудование, вербальные средства обучения, учебно-наглядные пособия о Го X ь нн Ш X , Е

ФОРМЫ б л

Индивидуальные и коллективно-групповые занятия, индивидуально-коллективные системы занятий о ^

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Знания Умения Практический опыт Профессиональные и общие компетенции

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Действия, отражающие работу с информацией (тесты, ситуационные задачи) Отдельные действия и/или операции при выполнении лабораторно- практических заданий, контрольных работ Выполненный проект или осуществленный процесс, сбор образцов деятельности Материальный или интеллектуальный продукт деятельности, выполненный в реальной обстановке или модельной ситуации, процесс выполнения деятельности, проектное задание

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Репродуктивный Продуктивный

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень 4-й уровень

Результат: переход на более высокий уровень профессионально-личностного становления студентов технического колледжа

Рис. Структурно-функциональная модель профессионально-личностного становления

студентов технического колледжа

вили экспериментальную группу (ЭГ) студентов, другие — контрольную группу (КГ). Эти группы (по 126 человек) близки по социальному статусу, имеют приблизительно одинаковые результаты обучения, половозрастные показатели.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента в естественных условиях образовательной среды была проведена начальная диагностика уровня профессионально-личностного становления студентов ЭГ и КГ Результаты данного этапа показали, что уровень профессионально-личностного становления студентов в исследуемых группах примерно одинаков. Полученный результат потребовал не только применения отдельных инновационных методов, форм и средств обучения, но и создания систе-

мы образовательной деятельности по освоению профессиональных модулей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента была применена структурно-функциональная модель, способствующая повышению уровня профессионально-личностного становления студентов.

На контрольном этапе педагогического эксперимента было проведено сравнение результатов констатирующего и формирующего этапов, выявлена оценка различий в уровнях профессионально-личностного становления студентов экспериментальной и контрольной групп. Показатели уровней профессионально-личностного становления студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели уровней профессионально-личностного становления студентов экспериментальной и контрольной групп

Уровни профессионально-личностного становления студентов Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий этап Формирующий этап Констатирующий этап Формирующий этап

% чел. % чел. % чел. % чел.

Продуктивный 4-й уровень 3,9 5 9,3 12 2,6 3 2,6 3

3-й уровень 6,6 8 21,0 26 7,9 10 7,9 10

Репродуктивный 2-й уровень 63,1 80 67,1 84 62,0 78 65,8 83

1-й уровень 26,4 33 2,6 4 27,5 35 23,7 30

Сравнительный анализ количественных характеристик уровней профессионально-личностного становления студентов технического колледжа в начале эксперимента и на контрольном этапе позволяет констатировать уменьшение количества студентов с репродуктивным уровнем профессионально-личностно-

го становления и увеличение количества студентов с продуктивным уровнем.

Для подтверждения статистической достоверности результатов педагогического эксперимента использовался параметрический Ё-критерий Стьюдента. Результаты эмпирических исследований представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные результаты уровней профессионально-личностного становления студентов экспериментальной и контрольной групп

Группа Уровни профессионально-личностного становления эмп Ётаб Сравнение ё и Ё к эмп таб Статистическая значимость

Экспериментальная 4-й уровень 3,24 2,365 3,24 > 2,365 значимо

3-й уровень 2,31 2,040 2,31 > 2,040 значимо

2-й уровень 3,93 1,984 3,93 > 1,984 значимо

1-й уровень 3,26 2,086 3,26 > 2,086 значимо

Контрольная 4-й уровень 1,85 4,302 1,85 < 4,302 незначимо

3-й уровень 0,99 2144 0,99< 2,144 незначимо

2-й уровень 0,40 1,987 0,40< 1,987 незначимо

1-й уровень 1,72 2,024 1,72 < 2,024 незначимо

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показывает наличие статистически достоверных различий в уровнях профессионально-личностного становления студентов технического колледжа экспериментальной и контрольной групп.

Таким образом, по результатам проведенного эксперимента следует, что реализация структурно-функциональной модели профессионально-личностного становления студентов технического колледжа способствует переходу студентов на более высокий уровень профессионально-личностного становления, а разработанная модель является

достаточно эффективной для его повышения.

1. Батышев С. Я., Новиков М. А., Оссовский Е. Г. История профессионального образования. — М. : Академия, 2003. — 663 с.

2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999. — 329 с.

3. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека: научное издание. — М. : Моск. гос. ун-т печати, 2002. — 145 с.

4. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования. — М. : Мастерство, 2001. — 272 с.

УДК/uDC 378:796 Н. А. Мелешкова, С. А. Григорьева,

Н. А. Букреева

N. Meleshkova, S. Grigorieva, N. Bukreyeva

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

PHYSICAL EDuCATION AND THE FORMATION OF A CuLTuRE OF health AND wELLNESS IN uNIVERSITY STuDENTS

В статье предлагается решение проблемы здоровьесберегающего образования в воспитательно-образовательном процессе вуза. Процесс формирования культуры здоровья, здорового образа жизни студентов в вузе основан на тесной взаимосвязи практической деятельности при соблюдении в совокупности организационно-педагогических условий и активной мотивации участников воспитательно-образовательного процесса (студентов, преподавателей и сотрудников образовательной организации).

The paper proposes a solution to the problem of upbringing healthy lifestyle in students while at university. The process of forming a culture of health, a healthy way of life of students at the University is based on the close relationship of practice, subject to a total organizational and pedagogical conditions and active motivation of the participants in the educational process (students, teachers and employees of educational institutions).

Ключевые слова: физическая культура, культура здоровья, здоровый образ жизни, педагогические технологии.

Keywords: physical culture, health culture and wellness strategy, healthy lifestyle, health care education, educational technology.

На современном этапе российского образования одной из приоритетных задач остается ориентация на здоровьесберегающее обучение и воспитание студенческой молодежи. Современные требования к социогуманитарной направленности физической культуры отражены в положениях закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Перед всеми государственными структурами поставлены конкретные задачи по обеспечению условий, содействующих сохранению, укреплению психофизического развития молодежи и формированию у них здорового образа жизни, что в целом изменило роль кафедр физического воспитания. Кафедры, занимающиеся только физической подготовкой студентов, должны стать методическими центрами, реализующими требования ФГОС по освоению системы научно-практических и специальных знаний по физической культуре и методы по совершенствованию здоровья [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.