и доступной форме; это хобби, помогающее в раскрытии писательского таланта путем получения новых ощущений и новых знакомств; это новый мир; это четвертая ветвь власти; самоутверждение; способ идти в ногу со временем; это среднее звено в цепи информации; занимательная деятельность; это экстрим.
Таким образом, в подавляющем большинстве абитуриенты вводят в профессию журналиста передачу информации, реализацию своих возможностей и творческую составляющую. Всего 5 человек из 124 (4,1 %) коснулись очень важного параметра в данной профессии - ее особой ответственности и сложности.
В заключение статьи следует обратить внимание на то, что работа такого рода требует продолжения в форме психологического сопровождения студентов. Для этого можно использовать площадку внутри факультета в рамках психологической лаборатории, включающей различные виды деятельности по выработке критериев профессионально значимых качеств современного журналиста. Это очень актуальная проблема, потому что:
во-первых, в современной науке сложилось противоречие между мощным натиском информации на человека, и отсутствием критериев профессионально значимых качеств журналистов, в чьих руках информация сосредотачивается;
во-вторых, в этой среде осуществляется социализация студентов;
Психологическая лаборатория на факультете может быть призвана исследовать область профессиональных интересов журналистов с целью формирования в процессе обучения социальной зрелости выпускников. В содержательную часть сопровождения может входить:
1) разработкаинструментария исследованияиобработкирезультатов;
2) мониторинг учебного процесса студентов с учетом вступительных экзаменов (отслеживается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, темперамент, социальный интеллект и др.);
3) разработка индивидуальных программ развития профессиональной карьеры студентов;
4) взаимодействие с другими лабораториями - радио, печать;
5) практическая деятельность со студентами, состоящая из тренингов, встреч с практикующими журналистами и интересными людьми, разработки студентами проектов научных исследований, индивидуальные консультации.
Результаты тестирования могут быть использованы для создания программы психологического сопровождения студентов в их профессиональном становлении.
Витковская Наталия Григорьевна
Волжскийуниверситет имениВ.Н. Татищева
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Одна из важных функций СМИ - воспитательная. Они оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. В современном обществе учредители печатных и электронных изданий, телеканалов и радиостанций в основном ориентированы на получение прибыли. В предлагаемой статье показано, насколько опасна подобная тенденция.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, воспитание, молодежь, социально-психологическое воздействие, функции СМИ.
Профессиональные качества будущих спе- порой и естественная нерасторжимость этих циалистов воспитываются в определенной связей является основанием для рассмотрения
социальной среде, поэтому их формирование такой специфической группы качеств специ-
тесно связано и находится во взаимообуслав- алиста, как его социально-профессиональные ливающей зависимости с развитием их лич- качества, под которыми следует понимать ту
ностных, гражданских качеств. Теснота, а их часть, которая является необходимой и про-
является в профессиональной, общественной и личностно-значимой деятельности. Еще К. Д. Ушинским был сформулирован принцип единства обучения и воспитания. В более позднее время учеными был разработан принцип целостности профессиональной подготовки. В философско-методологическом плане его анализу посвящены работы И. В. Блауберга, А. Н. Аверьянова, В. Н. Садовского, В. Н. Кузьмина, А. А. Смирнова, Э. Г. Юдина и др. Требования к организации учебно-воспитательного процесса как особой целостности представлены в исследованиях Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. И. Кагана, И. А. Сычникова, В. Т. Лихачева, А. И. Сидельковского и пр. Утверждая качественно новый, более глубокий подход к рассмотрению этого вопроса, Ю. К. Бабанский справедливо указывает на то, что «педагогический процесс... является органическим единством процессов обучения, воспитания». Процесс обучения, в свою очередь, «состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения».
Одним из основных факторов формирования социально-профессиональных качеств будущего специалиста можно считать средства массовой информации. С каждым годом они оказывают все более интенсивное влияние на социальное становление учащихся, формируя их взгляды, вкусы, отношения к окружающему миру. По оценке воспитанников, воздействие на них телевизионных передач, например, оценивалось в 1996 году в 4,49 балла (в 1976 г. - 4,27), просмотр видеофильмов - в 4,02 (в 1976 г. - 4,34) [5]. Усиление влияния СМИ, в частности телевидения, объясняется расширением гласности, обращением журналистов к наиболее острым проблемам молодежной политики, заостренной публицистичности передач, статей. Поэтому необходимо максимально использовать данные средства:
- при формировании целевых профессиональных установок у молодежи;
- в профессиональной ориентации молодежи;
- в целях воспитании любви к избранной специальности;
- для повышения познавательной активности, интеллектуальных способностей обучаемых;
- при формировании у обучаемых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания;
- для осуществления основных направлений преемственности подготовки специалистов.
На пути к социальной зрелости молодежь проходит несколько возрастных этапов, среди которых выделяются два основных: подростковый (13-16 лет для мальчиков и 12-15 для девочек) и юношеский (17-21 - для юношей и 16-20 - для девушек). Хотя хронологические пороги этих двух периодов условны и частично пересекаются, тем не менее именно на отмеченные периоды приходится обучение в профессиональных учебных заведениях и, как факт, социально-профессиональное формирование личности.
Каждой возрастной группе присущи свои индивидуальные особенности, которыми объясняется разное поведение молодых людей, их взгляды, интересы, отношения, система ценностей. Знание возрастных особенностей молодежи необходимо журналистам, особенно связанным с молодежной прессой, чтобы в нужном русле ориентировать интересы учащихся и студентов, соответствующим образом их направлять.
Подростков отличает острая потребность в настоящей, ярко окрашенной, эмоциональной жизни. Их душа раскрыта прекрасному, они могут тонко и остро чувствовать. И в то же время подростки способны на жестокий поступок, способны нагрубить родителям, учителю. Переходный возраст объективно сложен. Однако при обращении к подростковой аудитории следует учитывать следующее методологическое положение. В каких бы социальных условиях не развивалось очередное молодое поколение, ему свойственны характеристики, которые в принципе присущи самой юности. Однако удельный вес этих характеристик в различных условиях и у различных поколений может меняться. Каждое новое молодое поколение, кроме того, отличают качества, присущие ему одному и обусловленные внешними факторами развития. Замечено, что чаще всего те, кто пишет о подростках, рассказывают о своем детстве. И даже когда в материалах присутствует сегодняшний антураж, то костяк современного факта, ситуации, сюжета обрастает плотью отношений и переживаний из прошлого, из чьего-то чужого детства. В итоге разговор с читателем ведется как бы на разных языках.
Приведем основные характеристики, отличающие современных подростков с точки зрения объективных и субъективных факторов, влияющих на их развитие:
- удлинение социального детства. Если раньше многие уже в 14-16 лет начинали свою
трудовую биографию, то сегодня большая часть молодого поколения стремится сначала получить образование. Период обучения растягивается до 22-х и даже 25-ти лет.
- Зависимость от родителей, которые, будучи хорошо обеспечены, продолжают помогать своим детям, лишая тем самым их возможности формировать свою самостоятельность.
- Раннее формирование абстрактного и логического мышления, связанное с огромным объемом информации.
- Акселерация, т. е. ускоренное физическое созревание подростков. Отмечено, что у нынешних поколений оно происходит на 2-3 года раньше, чем у подростков, живших 50-60 лет назад.
Учитывая современные условия, все большее беспокойство вызывает отставание интеллектуального и нравственного развития подростков (как известно, владение большим объемом информации не тождественно высокому интеллекту) от их физического и социального развития. И чем больше «ножницы» между физической акселерацией и относительно медленным социальным созреванием, тем больше забот и проблем должно возникать у журналистов молодежной прессы. К сожалению, зачастую мы видим обратное: работники СМИ потакают низменным человеческим чувствам, на страницах газет, журналов, в радио- и телепередачах превалируют темы секса, уголовная хроника или не несущие в себе вообще никакой нравственной и интеллектуальной нагрузки публикации, суть которых можно выразить одной фразой «ни о чем». Что характерно, сама молодежь, испытывая потребность в общении, видит в журналистах своего собеседника, с которым можно посоветоваться, найти выход из сложной ситуации, получить какие-то знания, полезную информацию. В то время, как собеседник-старшеклассник обращается в газету, чтобы получить ответы на «вечные» вопросы, развеять сомнения, получить совет и т. д., журналисты вместо того, чтобы направить свою деятельность на активизацию существующих у молодого читателя/слушателя положительных установок по отношению к тем или иным ценностям нашего общества, на внесение в сознание молодежи, в ее практическое поведение новых, еще не освоенных ею моральных норм и ценностей, разрушение негативных установок, взглядов и позиций, зачастую ведут пустопорожнюю болтовню, или того хуже акцентируют внимание на сексе, компьютерных играх, рок-музыке и т. п.
Результатом всего этого является, в частности, неспособность молодых людей к самоопределению, которое может проявляться в такой области, как профессиональная ориентация. Возвращаясь к вышесказанному, можно отметить и слабую профориентационную работу в прессе. Публикации об учебных заведениях носят эпизодический характер, поверхностны, в основном чисто рекламного характера. Таким образом, молодые люди, выбирая вуз, опираются на те или иные ситуативные обстоятельства: «маленький конкурс», «все равно куда», «близко от дома», «престижно» и т. п.
Но даже если учебное заведение выбрано осознанно, в конце концов, обнаруживаются «ножницы» между представлением об идеале специалиста и личной установкой в студенческих оценках профессиональных качеств специалиста, в их отношениях к удовлетворительным оценкам. Студенты не сомневаются в необходимости иметь глубокие профессиональные знания, между тем часть из них учится на «тройки». Здесь тоже видится настоятельная необходимость вмешательства молодежной печати. В этом отношении хочется отметить положительный опыт вузовских корпоративных газет (например, «Волжский университет», «Сервис плюс», «Тольяттинский университет» и др.). На страницах этих изданий рассказывается о лучших студентах: отличниках, почетных стипендиатах, лауреатах всевозможных конкурсов и олимпиад. Безусловно, подобные материалы способствуют повышению уровня мотивации к обучению, пробуждают и поддерживают интерес к науке, творчеству, общественной жизни.
Молодежь любит спор, обсуждения, дискуссии. Хорошо организованная прессой дискуссия по общественно значимым проблемам является эффективной формой воспитания гражданственности. Конечно, выступления в газете ученых, психологов, социологов также вызывают интерес, но у студентов старших курсов. Опираясь на темы, интересующие студенчество (взаимоотношения «преподаватель-студент», проблемы досуга, быт, семья, общение, музыка, спорт и т. д.), необходимо вырабатывать у молодежи социально-профессиональные установки, всеми средствами, в том числе и СМИ.
С отходом в прошлое коммунистической идеологии в социокультурной сфере освободилась ниша, которую долгое время занимала КПСС. Молодому поколению через идеалы коммунизма, к которым нужно было стре-
миться, прививались любовь к труду, бережное отношение к народному добру и природе, чувство ответственности за судьбу общества, созидательная самостоятельность, коллективизм. «Самое важное, самое главное - научить молодых людей учиться, трудиться, создавать в школьнике, студенте, образно говоря, критическую массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе дальнейшего образования и самообразования человека в соответствии с бесконечным многообразием требований жизни», - такие задачи ставила КПСС перед педагогической наукой в восьмидесятые годы на одном из своих пленумов [2].
Если отбросить всю идеологическую шелуху партийных наставлений, то можно увидеть, что цели воспитания в то время были благими. Естественно, что средства массовой информации тех времен были подчинены господствующей идеологии, тем не менее они целенаправленно участвовали в формировании гражданского, высоконравственного облика подрастающего поколения. Опыт свидетельствует, что эффективность профессиональной и нравственной подготовки к труду и общественной деятельности достигается тогда, когда молодежь испытывает на себе достаточно положительное идейно-нравственное влияние печати, радио, телевидения.
В условиях рыночной экономики обозначилась опасность резкого снижения высокого нравственного облика российского народа и особенно подрастающего поколения по негативному примеру многих старших, которые в изобилии демонстрируют в современном обществе упадок нравственности, разбой и бандитизм, попрание нравственных норм и традиций народа, пренебрежение к общепринятым нормам поведения, добру и справедливости, распространяют зло, насилие, неверие в добро и гуманизм. В результате чего возросла преступность, наркомания, алкоголизм среди молодежи, поскольку снизились потребность самовоспитания и морально-волевой саморегуляции поведения, это в свою очередь порождает цепную реакцию безответственности, грубости, неуважительного отношения к женщинам, старикам и т. п. К сожалению, многие средства массовой информации вместо того, чтобы бороться силой слова и убеждения с подобными негативными явлениями, ориентируют молодежь на низконравственные человеческие потребности, культивируют зло, насилие, сводят все желания человека к сексу и «краси-
вой» жизни. В знаменитой передаче «Дом-2» на канале ТНТ можно найти множество примеров, отрицательно характеризующих как поведение участников шоу, так и создателей этого телепродукта. К примеру, в одном из выпусков программы участника обвиняют в измене его девушке. На совет собрались все участники, чтобы в очередной раз перетряхнуть чужое нижнее белье. В подробностях говорится о поцарапанной спине обвиняемого и т. д., при этом все галдят и не дают сказать слова друг другу. Изначально телевидение задумывалось как окно в мир. Сейчас оно сузилось до замочной скважины, через которую показывают чужую спальню. Телевизионные каналы «МТУ», «МУЗ ТВ», ориентированные на молодежь, выполняют исключительно рекреативную функцию. Авторы телепрограмм считают, что молодых людей должны интересовать только музыка и низкопробные шоу. О просвещении и воспитании руководители каналов даже не задумываются.
Нельзя не отметить большое влияние Интернета на молодежь, ведь именно эта группа населения является активным пользователем Сети. К сожалению, о воспитании культуры и нравственности этим видом изданий говорить не приходится.
Сленг в сетевых изданиях используется в качестве инструмента социального маркирования или для обозначения понятий, в результате чего коверкается русский язык. Например:
- Слова, образованные от соответствующих, стилистически нейтральных с помощью укорочения, вызванного стремлением к экономии языковых средств: «Впрочем, старая версия сайта никуда не делась. Она доступна тут, а еще оставил Гесту и Форум» (www.kosta-sity narod.ru). «Геста» - общеупотребительная в Сети трансформация словосочетания «гостевая книга»;
- Экспрессивные суффиксальные производные от нейтральных слов: «Ты не забыл отдать моей сеструхе шоколадку?» (www.kosta-sity.narod.ru) «Сеструха» - суффиксальное образование от «сестра»;
- Образные, экспрессивно окрашенные слова в новом контексте: «Трудно сейчас ответить на тему о том, каких обновлений следует ждать на сайте. Не знаю пока, есть планы периодически в Косте появляться и что-нибудь оттуда дергать...» (www.kosta-sity.narod.ru) «Дергать» - копировать с сайта для дальнейшего использования;
- слова, заимствованные из уголовного жаргона. «Ш экране мужчина с женщиной очень мило обнимаются, целуются, в общем, кaйфyюm...» (http://milorden.ru/?action=show_ rubric&id=8).
- слова, выражающие положительную оценку называемых понятий. Шпример: «Эх вы! Такое пропустили! А мы, ученики первой, второй и третьей школ вместе с учителями, в конце учебного года в течение четырех дней занимались на cynepcKux экспресс-курсах...» (http:// www.zonatusovki.ru/index.shtml?nomer/06-04-master).
- слова, выражающие их отрицательную оценку: «Так что же выходит? Выходит, башкирская мадемуазель Земфира Рамазанова просто звeздum? Видимо, так. Ей ведь все равно, что думают о ней какие-то там казанские nuca-ku» (www.kns.ksu/beaumonde.htm).
Особое внимание обращают на себя слова, которые нарочито пишутся авторами вне языковой традиции. В интернет-среде подобные отклонения носят декларативный характер. Слова часто пишутся максимально близко к произношению, либо специально искажаются. Шпример: «Давай обчаться» (http://www.zona-tusovki.ru/index.shtml?nomer/06-04-master).
Средства массовой информации располагают большими возможностями влияния на создание такого эмоционального состояния, которое предопределяет трансформацию здоровых потребностей в движущие мотивы деятельности. Ведь «через аппарат эмоций моральные требования и нормы общества трансформируются в моральные установки субъекта». Эмоциональность, разнообразие, разнохарактерность журналистских материалов привлекает внимание и способствует лучшему их усвоению. Ш при подготовке публицистических произведений нельзя отрывать эмоциональное от рационального. Ведь само эмоциональное воспитывается на основе рационального. ^авственное чувство формируется в результате сознательного отношения к нормам, принципам и правилам поведения, а не возникает само собой.
Печать, радио и телевидение воздействуют на внешние и внутренние источники социализации личности. Система внешних воздействий на молодежь выражается в таких терминах, как образование, обучение, управление, педагогическое руководство, убеждение, внушение и т. д. внутренние факторы социального развития личности отражены традиционными понятиями: самовоспитание,
самопознание, самоуправление, саморазвитие и др. Взаимодействие внешних и внутренних факторов является условием формирования и самовоспитания личности. Средствам массовой информации как внешнему фактору воздействия на формирование личности надо во всем идти от человека, исходить из интересов нации, утверждать гуманистические ценности. При этом журналистское произведение не должно быть чистой фотографией действительности, а должно содержать публицистическое осмысление нравственной, социальной, познавательной информации. Оно возымеет действие на нравственное состояние личности тогда, когда будет содержать новость, отражающую факт, событие в ряду знакомых явлений, информацию, которая освещает качественно новое в практике социального бытия, новое с точки зрения самого предмета изучения, а также новые выводы, обобщения, рекомендации. Если же материал не вызовет интереса, то он в данном случае не способен активизировать ту потребность, которая возникла в результате межличностных отношений, обсуждений предыдущих сообщений. Конечно, здесь важно не переступить грань, отделяющую низкопробные потребности от высоконравственных.
Наиболее важным аспектом в журналистском творчестве является раскрытие моральнопсихологических побудительным мотивов трудовой деятельности молодежи, характеристика тех динамичных черт, которыми она, как самый подвижный элемент в структуре общества, отличается.
Развитие потребности в труде оказывает определяющее влияние на совокупность здоровых запросов, интересов, вкусов, привычек человека. Конечно, эта потребность не приходит сразу. Ей предшествует психологическое осознание нравственной потребности не просто работать, отбывая смену или «заколачивая» деньги, а трудиться качественно, для блага других и собственного морального удовлетворения. Как отмечал А. С. Макаренко, у молодого человека надо соединить «право на радость и обязанность ответственности» [3]. Именно на этой основе формируется ориентированная потребность в конкретном виде труда. На этот процесс положительное воздействие оказывают средства массовой информации, если целеустремленно, систематически освещают взаимодействие пси-холого-педагогических, социально-экономических и технико-технологических факторов формирования будущего специалиста.
Объективную общественную ценность своей работы молодые люди могут почувствовать только благодаря успехам в труде и возникновению вследствие этого нового отношения к себе со стороны окружающих. Освещение в газетах, по телевидению и радио их трудовых достижений заключает в себе публично-нравственную оценку. В этом молодежь испытывает психологическую потребность. Справедливое общественное признание служит педагогической предпосылкой профессионального становления. Несмотря на то, что в последнее время с развитием рыночных отношений в нашей стране начали культивироваться индивидуализм, сохранение «коммерческой тайны» своей деятельности, тем не менее все это не является положительным стимулом в труде. По мнению академика А. И. Субетто, для русского человека на подсознательном уровне характерны общинность, коллективизм, благородство. Конечно, мы можем подражать американцам, но чтобы стать такими же, потребуется несколько сотен лет, чтобы вытравить общинность на генетическом уровне.
Газетные публикации, теле- и радиопередачи рождают доверие, побуждают к самовоспитанию тогда, когда они точны, объективны, разнообразны, хорошо аргументированы, социально значимы, эмоционально насыщены. Таким образом, средства массовой информации воздействуют на формирование таких качеств личности, как чувство собственного достоинства, ответственность, гражданская совесть, бескорыстие, гуманизм, стремление как можно полнее проявить себя в профессиональной дея-
тельности, влечение к высшим духовным ценностям как к источнику саморазвития.
Разумеется, молодые люди не обладают большим социальным опытом. Имея разнообразный мир потребностей, интересов, они при неоформившихся нравственных, политических, эстетических, гражданских позициях могут усваивать и принимать за эталон далеко не лучшие образцы искусства, мыслей, идей, норм поведения и т.д. Поэтому на средствах массовой информации в силу их огромного социально-психологического воздействия лежит ответственность за формирование общественного сознания, особенно у молодежи.
Список литературы
1. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М., 2000.
2. Лизанчук, В. В. Грани коллективизма [Текст] / В. В. Лизанчук. - Львов : Издательство при ЛГУ, 1989.
3. Макаренко, А. С. Флаги на башнях [Текст] / А. С. Макаренко // Макаренко А. С. Собр. соч. -Т.7.-М.: Педагогика, 1957.
4. Особенности работы в молодежной газете [Текст] : учеб. пособие для студентов специальности «Журналистика». - М. : Высшая школа, 1985.
5. Профессиональная педагогика: [Текст] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М., 1997.