Научная статья на тему 'Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессиональной подготовки будущего экономиста'

Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессиональной подготовки будущего экономиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / РЕФЛЕКСИЯ / ГЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / KNOWLEDGE / SKILLS / ABILITIES / REFLECTION / PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-ESTIMATION / SELF-ARRANGEMENT AND SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов В. Д.

В работе рассматриваются некоторые проблемы теории о функциях профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, анализируются самосознание, самооценка, самоорганизация и самоуправление как важнейшие компоненты профессионально-личностного саморазвития, дается характеристика каждому из этих компонентов в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AS A GOAL OF THE FUTURE ECONOMIST PROFESSIONAL TRAININ

The problems of the Theory of future specialist self-development functions are explored in the article. We analyze self-consciousness, self-estimation, self-arrangement and self-management as the most important components of professional self-development. Every component is given a description.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессиональной подготовки будущего экономиста»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.,1992.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.

6. Липатов С.А. Предварительный диагноз организации на основе данных психодиагностики // Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Общая характеристика / Под ред. A.A. Бода-лева, В.В. Сталина. М., 1987.

9. Памтилгев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.

10. Романов В.В. Юридическая психология // Http:/ yurpsy bu. / ru. / help / bib / roman. htm

11. Собчик Л.H., Лобанова Т.Н. Психодиагностические критерии кадрового отбора руководителей // Психологический журнал. 1989. № 1.

12. Свой среди чужих, чужой среди своих // Ком-мерсантъ-Daily. 1996. № 158.

13. Семенова З.Ф. Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.

14. Човдырова Т.С. Психодиагостика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учеб.-метод. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

15. Човдырова Т.С. Психология профессиональной деятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук, 2006.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

В.Д. КОЗЛОВ

Аннотация. В работе рассматриваются некоторые проблемы теории о функциях профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, анализируются самосознание, самооценка, самоорганизация и самоуправление как важнейшие компоненты профессионально-личностного саморазвития, дается характеристика каждому из этих компонентов в отдельности.

Ключевые слова, профессионально-личностное саморазвитие, знания, умения, навыки, рефлексия, гелеобразование, профессиональная деятельность, самосознание, самооценка, самоорганизация и самоуправление.

PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AS A GOAL OF THE FUTURE ECONOMIST PROFESSIONAL TRAINING

V.D. KOZLOV

Annotation. The problems of the Theory of future specialist self-development functions are explored in the article. We analyze self-consciousness, self-estimation, self-arrangement and self-management as the most important components of professional self-development. Every component is given a description.

Key words, professional self-development, knowledge, skills, abilities, reflection, professional activity, self-consciousness, self-estimation, self-arrangement and self-management.

Период обучения в вузе — это время активного формирования системы знаний, умений и навыков. Именно в этот период происходит активное развитие личностных свойств, становление индивидуальности, интеллектуальных и нравственных сил, закладывается формирование человека как специалиста. Характер вузовской подготовки оказывает заметное влияние на показатели профессионального становления. Специальные и психолого-педагогические знания, организация участия студентов в различ-

ных профессиональных, общественно полезных видах деятельности дают возможность будущему специалисту сформировать профессиональную направленность личности.

Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-

техническая сфера в связи с появлением иннова-ционныхтехнологийидр. Становление будущего специалиста зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней (В.А. Сластенин, 2004).

В ходе исследования быши выщелены1 функции профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста: целеобразования, рефлексивная, функция активного взаимодействия, нормативная.

Функция целеобразования выступает основополагающей в структуре профессионально-личностного саморазвития, определяет ценностно-смысловые ориентации специалиста и поэтому задает вектор его развития по отношению к поставленной цели, принятому идеалу, способность иметь гуманные ценности и идеалы, внутренние смыслы и мотивацию. Функция це-леобразования определяет специфику социального поведения, профессиональной и учебной деятельности будущего специалиста.

Рефлексивная функция саморазвития будущего специалиста находит выражение в творческом характере его жизнедеятельности, направленном на осознание и преобразование себя и окружающего мира. Саморазвитие побуждает будущего специалиста к анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к самоизучению, работе над собой и применению этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия, поиску и личностной оценке собственного жизненного и профессионального опыта.

Функция активного взаимодействия объясняется потребностью будущего специалиста в деятельности и активности, поскольку саморазвитие как внутреннее качественное изменение имеет своим основанием противоречие между «Я» реальныш и идеальным. Взаимодействие помогает субъекту умножить собственные силы, получить эмоциональную «подпитку» и через соизменение картин мира перейти к более адекватному его восприятию и пониманию. Именно взаимодействие запускает механизмы саморазвития.

Нормативная функция проявляется у студентов в соблюдении формализованных и нефор-мализованныш норм. Причем проявляется более интенсивно у студентов с более высоким уровнем профессионально-личностного саморазвития, поддерживает равновесие в системе деятельности специалиста, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в профессиональной среде, предопределяет соблюдение правовыш отношений.

Наряду с определенной автономией исследуемые функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализ функ-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ций помогает понять профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как взаимосвязь компонентов: самоосознания — самооценки — самоорганизации — самоуправления.

Для самоосознания существенными характеристиками являются логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополняемость знания о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; представление личностью учебно-профессиональной значимости в отношении с собой и с окружающими; соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к окружающим. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о специалисте, изучение способов профессиональной деятельности обеспечивают реализацию функции целеобразования. Наиболее существенными признаками самооценки являются осознаваемость личныгх профессиональные качеств и этих качеств у других, сопоставляемость профессиональной оценки и оценки других. Самооценка означает ценностное отношение к себе, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность своими отрицательными или недостаточно развитыми качествами и желание внести в них изменения к лучшему. Самооценка обеспечивает реализацию рефлексивной функции.

Самоорганизация проявляется в соотнесенности усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к окружающим, регуляции учебно-практической действий, целесообразности самопроявления в учебно-практической деятельности; оценке, контроле, корректировке будущего специалиста как личности и субъекта деятельности. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия

Для самоуправления наиболее яркими признаками выступают прогнозирование результатов и рефлексия собственной профессиональной деятельности. Развитие данного компонента связано с умением будущего специалиста осознать свои специфические особенности, правила организации собственных действий и собственного отношения, в который зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно. Самоуправление обеспечивает нормативную функцию исходя из определенных норм и требований профессии.

Разработанная концептуальная модель послужила основанием для выявления закономерностей процесса, факторов и дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.