Научная статья на тему 'Профессионально-личностное развитие студентов средствами английской песенной музыки'

Профессионально-личностное развитие студентов средствами английской песенной музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / FOREIGN LANGUAGE / ENGLISH SONG MUSIC / SPECIFIC CONTENT / HIGHER EDUCATION SCHOOL / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКАЯ ПЕСЕННАЯ МУЗЫКА / СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова О.Л.

В статье рассматривается одна из педагогических проблем профессионально-личностное развитие студентов при изучении иностранного языка, а именно английской песенной музыки. Актуальность исследования объясняется потребностью современного общества в подготовке инициативных профессионалов с одной стороны, с другой резким возрастанием роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности специалиста любой отрасли. Автор останавливается на обосновании процесса профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки. Приводится авторское определение процесса профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки в высшей школе. Рассматриваются структурные компоненты и специфика содержания профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебренникова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL STUDENTS'' DEVELOPMENT BY MEANS OF ENGLISH SONG MUSIC

In the article one of the pedagogical problems, such as professional and personal development of students in the course of study of foreign languages, is considered. The author's research is conducted with reference to English song music. The relevance of the study is explained by particular needs of the modern society that requires initiative professionals, on the one hand, and by a considerable increase of the role of a foreign language in the future professional activity of a specialist in any industry, on the other hand. The author justifies the process of professional and personal development of students by means of English song music. The work presents the researcher's definition of professional and personal development of students, when for this purpose English song music in higher school is used. The structural components and the specific contents of professional and personal development of students by means of English song music in higher school are examined.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное развитие студентов средствами английской песенной музыки»

представляет собой дисциплину, имеющую прикладной характер, целью которой является дополнение, углубление, закрепление знаний, умений, навыков по профилирующим курсам.

Разработанная нами программа элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» выступает в роли «надстройки», дополнения программы профильных курсов, его методика и содержание нацелены на формирование экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей как составной части профессиональной культуры, положенной в основу успешной профессиональной деятельности в условиях конкурентоспособной среды.

К функциям элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» относятся: познавательная - заключается в обеспечении усвоения студентами юридических специальностей теоретических оснований курса (знаний об экономико-правовой культуре, ее структуре, содержании, роли в профессиональной деятельности и т.д.); ценностно-нормативная - проявляется в способствовании формирования ценностно-нормативных экономико-правовых ориентаций; практико-ориентированная - заключается в применении полученных знаний, умений и способов деятельности на практике, путем включения студентов в активную деятельность экономико-правового характера.

Внутренняя направленность содержания курса представлена:

1. Теоретическим наполнением элективного курса (сущностная характеристика экономико-правовой культуры, роль экономико-правового поведения, значение экономико-правовой

Библиографический список

культуры в профессиональной деятельности юриста, а также средствах и способах овладения экономико-правовой культурой).

2. Закреплением теоретических знаний и отработкой практических навыков (происходит через активную творческо-ком-муникативную деятельность: выступление с докладами перед аудиторией, презентации проектов, участие в семинарах, организация и проведение круглых столов, работа в дебатных группах и др.).

3. Практической частью (активные методы и тренинговые упражнения по формированию, развитию и закреплению компонентов экономико-правовой культуры: познавательного, ценностно-нормативного, морально-нравственного, чувственно-волевого, практического).

Введение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста» в образовательный процесс вуза в значительной степени способствует успешному формированию экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей, его функциональная характеристика обеспечивает эффективность формирования основных компонентов экономико-правовой культуры, что в дальнейшем оказывает содействие в становлении профессиональной деятельности будущих юристов.

В заключение отметим, что представленные педагогические условия комплексно связаны между собой, образуют единство, целостность и функциональность педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей.

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод с немецкого. Москва: АСТ, 2006.

2. Савельева Н.Н. Рефлексивное отношение как ценность в информационном обществе. . Available at: http://www.promgups.com/ kafedra/?page_id=446

3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва, 2003.

4. Чижакова Г.И., Позднякова А.Л. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; 7: 132 - 136.

5. Калашникова Н.А. Рефлексия как принцип философского мышления. Диссертация кандидата философских наук. Волгоград, 2006.

6. Хутыз З.М. Формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики. Диссертация кандидата ... педагогических наук. Майкоп, 2005.

7. Готская А.И. Информационное взаимодействие в сети интернет как объект научно-педагогических исследований. Available at: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2009/2009_ 2/5.pdf

References

1. Fromm 'E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti. Perevod s nemeckogo. Moskva: AST, 2006.

2. Savel'eva N.N. Refleksivnoe otnoshenie kak cennost' vinformacionnom obschestve. Available at: http://www.promgups.com/kafedra/?page_ id=446

3. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva, 2003.

4. Chizhakova G.I., Pozdnyakova A.L. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya buduschego specialista 'ekonomicheskoj sfery k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 7: 132 - 136.

5. Kalashnikova N.A. Refleksiya kakprincip filosofskogo myshleniya. Dissertaciya kandidata filosofskih nauk. Volgograd, 2006.

6. Hutyz Z.M. Formirovanie analitiko-refleksivnyh umenij u buduschih uchitelej v processe pedagogicheskoj praktiki. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Majkop, 2005.

7. Gotskaya A.I. Informacionnoe vzaimodejstvie v seti internet kak ob'ekt nauchno-pedagogicheskih issledovanij. Available at: http://www.ido. rudn.ru/vestnik/2009/2009_ 2/5.pdf

Статья поступила в редакцию 06.10.15

УДК 372.881.111.1

Serebrennikova O.L., postgraduate, teaching assistant, English Language Department, Transbaikal State University (Chita,

Russia), E-mail: silverchita@mail.ru

PROFESSIONAL AND PERSONAL STUDENTS' DEVELOPMENT BY MEANS OF ENGLISH SONG MUSIC. In the article one of the pedagogical problems, such as professional and personal development of students in the course of study of foreign languages, is considered. The author's research is conducted with reference to English song music. The relevance of the study is explained by particular needs of the modern society that requires initiative professionals, on the one hand, and by a considerable increase of the role of a foreign language in the future professional activity of a specialist in any industry, on the other hand. The author justifies the process of professional and personal development of students by means of English song music. The work presents the researcher's definition of professional and personal development of students, when for this purpose English song music in higher school is used. The structural components and the specific contents of professional and personal development of students by means of English song music in higher school are examined.

Key words: professional and personal development, foreign language, English song music, specific content, higher education school.

О.Л. Серебренникова, аспирант, ассистент каф. английского языка Забайкальского государственного

университета, г. Чита, E-mail: silverchita@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСЕННОЙ МУЗЫКИ

В статье рассматривается одна из педагогических проблем - профессионально-личностное развитие студентов при изучении иностранного языка, а именно английской песенной музыки. Актуальность исследования объясняется потребностью современного общества в подготовке инициативных профессионалов с одной стороны, с другой - резким возрастанием роли иностранного языка в будущей профессиональной деятельности специалиста любой отрасли. Автор останавливается на обосновании процесса профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки. Приводится авторское определение процесса профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки в высшей школе. Рассматриваются структурные компоненты и специфика содержания профессионально-личностного развития студентов средствами английской песенной музыки в высшей школе.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, иностранный язык, английская песенная музыка, специфика содержания, высшая школа.

В современных условиях интеграции российского государства в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство, а также согласно концепции модернизации отечественного образования, обществу требуются квалифицированные специалисты, соответствующего уровня и профиля, компетентные и конкурентоспособные на рынке труда. Важными задачей высшей школы сегодня является создание условий для раскрытия природного потенциала человека, его активности в приобретении знаний и непрерывности профессионального совершенствования.

Проведённый анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволил установить, что до настоящего времени остаются недостаточно разработанными теоретические и методологические основы профессионально-личностного развития студентов вообще, и при изучении иностранного языка в частности. Это даёт основание рассмотреть, проанализировать, уточнить и дополнить структурные компоненты и специфику содержания профессионально-личностного развития студентов в высшей школе. Прежде чем перейти к раскрытию понятия «профессионально-личностное развитие» с позиции предмета нашего исследования, кратко рассмотрим сущность и структуру его компонентов.

Личность. По мнению большинства ученых, личность - это активно действующий субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом субъект-ность выступает ведущей и определяющей стороной личности. Чем больше субъектности, тем больше личностного в человеке [1, с. 42 - 43]. Личность имеет организованную структуру, которая характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным [2].

Развитие. В педагогике под развитием личности подразумевается социальное изменение человека, его рост и становление как представителя общества, которому, как считает И.В. Ледно-ва, предписано выполнение определённой социальной роли, например, профессионала или семьянина, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками [3, с. 16]. Личность всегда стремится соответствовать той или иной роли. Для достижения поставленных целей деятельность, осуществляемая личностью, регулирует воздействие на неё внешних факторов. Следовательно, можно говорить о том, что деятельность выступает посредником между личностью и окружающим ее миром. Проводя анализ генезиса профессиональной деятельности, В.Д. Шадри-ков обратил внимание на то, что исходной базой для формирования системы деятельности являются потребности человека, его интересы мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, которые не только способствуют преобразованию человеком окружающего мира, но и самого себя [3]. Поэтому, говоря о профессионально-личностном развитии, следует помнить о том, что личностное и профессиональное в человеке - два взаимопроникающих показателя, развивающихся во взаимодействии и являющихся результатом взаимообогащения [3, с. 19].

Профессионально-личностное развитие. В мировой педагогике существует несколько направлений, в рамках которых ведётся изучение целостности профессионального развития, а именно:

1) дифференциально-диагностическое (А.К. Маркова, В.А. Якунин, Л.А. Ясюкова и др.);

2) психоаналитическое (З. Фрейд, Э. Рой и др.);

3) в рамках теории решений (Д. Тидеман, О. Хара, Э. Эрик-сон, Б.Г. Ананьев, А. Люблинская, Д.И. Фельдштейн и др.);

4) в рамках теории развития (Д. Сьюпер, М. Бон, Ш. Бюл-лер, Т.В. Кудрявцев, К.М. Левитан, В.А. Сластенин, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.);

5) типологическое (М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, Д. Холланд и др.).

Переходя к рассмотрению структуры профессионально-личностного развития личности и применительно к предмету нашего исследования, выбираем в качестве приоритетного для нас четвёртое направление в изучении профессионального развития личности (в рамках теории развития). Суть данного направления в том, что профессионально-личностное развитие рассматривается как необратимый процесс, связанный с возрастными факторами (этапами, фазами): формирование Я-концепции; взаимодействие «Я-концепции» с представлениями о профессии; реализация «Я-концепции» в профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить несколько аспектов в понимании сущности профессионально-личностного развития, а именно:

- сложный, эволюционный и динамический процесс приобщения человека к профессии, осуществляющийся на основе объективных условий жизни, в ходе которого происходит качественное совершенствование личности как профессиональ-но-деятельностного индивида [3, с. 21];

- совокупность изменений в деятельностных, личностных характеристиках и способах мышления, происходящих в человеке в рамках его профессиональной подготовки и освоения профессиональной деятельности, обеспечивающие качественно новый, более эффективный уровень решения профессиональных задач [4, с. 51];

- это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и её профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях А.А. Деркач [5].

В русле вышеприведённых определений, под профессионально-личностным развитием студента мы понимаем процесс становления личности студента как субъекта сознательной преобразующей деятельности, направленной на личностную и профессиональную самореализацию человека, структуру которого можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Учитывая тот факт, что после вхождения России в мировое сообщество иностранный язык стал средством и условием международного сотрудничества, представляется возможным рассмотрение его как инструмента профессионально-личностного развития. Возможности иностранного языка позволяют будущим специалистам раздвинуть границы мировосприятия, накладываемые родным языком, а его средства развивают гибкость мышления, творческий стиль мышления, позволяют достичь гармоничного сочетания профессиональных знаний с миром человеческих ценностей. Одним из таких средств является аутентичная англоязычная песенная музыка (ААПМ).

Роль ААПМ в процессе профессионально-личностного развития студентов трудно переоценить. ААПМ является важным показателем культурных ценностей, обычаев и традиций, менталитета нации. Учёные (Б.Ф. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Де-кер-Фойгт, Р. Штайнер и др.) утверждают, что одним из свойств музыки является её способность создавать динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами. Именно вышеуказанные параметры оказывают сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека.

По нашему мнению, использование ААПМ как способа и средства обучения обусловлено, во-первых, ее аутентичностью, во-вторых - педагогическим потенциалом и, в-третьих - рядом методических преимуществ.

Рис. 1. Структура профессионально-личностного развития личности

Таблица 1

Функциональная аутентичность Лексико-фразеологическая аутентичность Гоамматическая аутентичность Структурная аутентичность

- реальное использование в жизни; - приобщение к естественной языковойсреде; - актуальность тематики для сферыинтересовстудентов; - соответствие возрастным особенностям - наличие аутентичных лек-сико-фразеологических единиц, частотных для естествен-нойанглийскойречи - использование в англоязычных песнях свойственных для данного языка граммати-ческихструктур - особенности построения песни: содержательная и формальная целостность; - сочетание вариативности и повторяемости лекси-ко-грамматических конструкций

Таблица 2

Культурологи-ческийаспект Информативныйаспект Ситуативныйаспект Аспектнациональной ментальности

Содержаниестрановедческой информации, элементы кото-ройспособствуютзначитель-ному повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка Наличиеновойинформации, способной заинтересовать студентов. Соответствие содержания песни возрастным особенностям и интересам студентов. Значимость и доступность информациипесни. Наличиеэмоционального заряда, способного вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию на песню. Формирование положительного отношения к предмету Содержаниенациональ-но-культурных особенностей в тексте песни, не слишком специфичных и отличных от сложившегося жизненного устоя в нашей стране

Опираясь на работы ведущих учёных, занимающихся вопросами восприятия и понимания иноязычной речи на слух, были выделеныпараметрыаутентичностиААПМ(табл.1).

Педагогический потенциал аутентичной англоязычной песенной музыки представлен через аутентичность её содержания (табл. 2).

Работая с ААПМ, студенты с первых минут вовлекаются в процесс работы над аутентичным материалом, который носит глубоко когнитивный подход: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой песней (музыкой, исполнителем, темой). При этом каждый из студентов занимает свою собственную позицию, высказывает свое мнение. Поэтому следует говорить о том, что использование ААПМ в обучении имеет целый ряд методических преимуществ.

1. ААПМ разнообразна как по содержанию, так и с точки зрения наличия в ней лингвистической информации. ААПМ может представлять разные речевые жанры: описание, рассказ, рассуждения. Эти речевые жанры содержат прямую и косвенную речь, демонстрируют образцы разных функциональных стилей от разговорного до возвышенного.

2. Одна и та же ААПМ может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на ее основе заданий, то есть ААПМ обладает свойством комплексного многоцелевого использования.

3. В отличие от других аудиоматериалов (диалоги, стихотворения, рассказы и т.п.), предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучи-ваютсянаизусть.

4. В качестве опоры при обучении могут использоваться различные компоненты песенных материалов (музыка, тексты, легенды, выразительные средства музыки: мелодия и ее компоненты, ритм, метр, темп).

5. ААПМ является незаменимым материалом для творчества и выработки у студентов многих компонентов способностей, в том числе активности восприятия, национального характера мышления, а также эстетического вкуса.

Таким образом, специфика профессионально-личностного развития студентов в высшей школе при изучении ААПМ реализуется через ее педагогический потенциал, заключенный в аутентичности содержания ААПМ (аспект национальной ментально-

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:

- потребностно-мотивационная сфера;

- ценностные ориентации;

- формирование Я-концепции

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:

- профессиональная компетентность;

- коммуникативная компетенция;

- лингво-компетенции;

- инфо-компетенции;

- культуро-ориентированные компетенции;

- социо-компетенции

АУТЕНТИЧНАЯ АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ПЕСЕННАЯ МУЗЫКА

Я

<

ы I

s

Рис. 2.Содержаниепрофессионально-личностногоразвитиястудентовсредствамиААПМ

сти, культурологический, информативный, ситуативный аспекты) и ряд методических преимуществ (жанровая вариативность, соответствие возрастным особенностям и интересам студентов, информационная и культурологическая насыщенность, пред ставление различных форм речи, эмоциональность) с учётом требованиа современниго общества, пeвcпeктивнoгеpaзвиття профессиональной деятельности, а содержание можно предста-виттпввдe схемы2.

Как видно из представленной схемы, личностная самореа-^[^зт^и^я предстЕоленав едивстве т^х еёсоатавляюрах. Осв-ществляя процесс удовлетворения своих потребностей, человек формирует и развивает в себе личностные, психические и физи-четкит авобетности,кaчacтпa.дмтcнопоа.ебноатныeеoеcocкия способствует возникновению мотивов и их реализации. В своей оoвхкyпl^ocкиEacппы мотивти восвавoяютмoтивoциoпoвтдeния человека. Необходимо также напомнить, что путь к профессио-йaльвo-лпчнocвнемy развитию нeвкзмежепTeз осапнанвяа тем более наличия у студента «Я-концепции», которая позволяет си-cтeмaтвзиpтвacьпpeмктaвoeнпкoceKeкaк иoхннoвти и како профессионале, а также включиться в осмысленную работу по творческой самореализации.

^стчненно, чтоденжепте чeлoвeкaкcгoлит^^oттнoй ск-мореализации имеет непосредственное отношение к профес-cиoвельвoнcaмopчaыизсвии. Вакчеловкка личность корректирует профессиональную деятельность под кmемйpпвпя овoиицимнoотныx opииатaдий.Eoлимeнaютcя мотивы личности, это влияет и на профессиональное развитие человекм.E¡кoетcEcce мaшагвиccлоlтoвaнитвpoфeпкиoвлльноя самореализация представлена комплексом профессиональных, коммуникативных, лингво-компетенций, инфо-компетенций, кyщыоoo-opиoв■гиacпaквыx,вcциo-кaмпeтeнцин.

В рамках нашего исследования личностная и професси-онтльнтя аaмoкоaлизaцитбcмyщeгo cпициaлвcтавEвимoыкй-ствуют на основе принципа интеграции. Такой подход позволяет хыaтcтивaввптoцeтaпcoфeccaooaльнт-щпчнoттнoгo рсзвитая студентов средствами ААПМ в тесном взаимодействии языко-пого, пcиxкл0E0-йтдaг0-лчecккE0 и иl-мeooвгивeскoгaккмпoнoн-тов. Принцип интегративности обеспечивает преемственность в развитии знаний, умений, навыков, согласует компоненты лич-^(^с^н^о. сф^ы апеорачлиз^^мисс ат^кгурнычи элимeнввми компетенций, входящих в состав профессиональной сферы са-лмpeелвcaoииcттдeнaoo.

Учитывая все вышеприведённые рассуждения, считаем не-кбxтдимвlo кыдeштaocoбктнoктикеoфaвaиoтaлoнo-личностного развития студентов средствами ААПМ:

Библиографический список

- Развитие личностной самореализации студентов:

- Я-концепция: развивая у студентов представления не только как о личности, во всей полноте её качеств, чувств и проявлений, но и как о профессионале, носителе социальной роли, мы способствуем усвоению студентами моральных, правовых, эстетических принципов, а также устойчивого отношения к будущей профессии.

- Потребностно-мотивационная сфера: создание системы развитых потребностей и мотивов. Укрепляя познавательные мотивы, мы способствуем развитию желания учиться, добывать знания. Развивая эстетические потребности, мы учим студентов воспринимать прекрасное и безобразное, осваивать и преобра-зовыватьокружающийнасмир.

- Ценностные ориентации: формирование субъектности как универсального свойства личности, выражающегося в способности к творческим преобразованиям и самореализации в учебной и профессиональной деятельности, мотивированном стремлении к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

- Развитие профессиональной самореализации студентов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Комплекс компетентностей и компетенций: формирование профессиональных качеств (ответственность, внимание, выдержка и др.), способностей (интеллектуальные, лингвистические, культурологические, коммуникативные и др.), а также эмоциональности, одним из важнейших показателей которой служит эмпатия (ценностная ориентация на принятие другого, уважение к его личности, терпимоеотношение к его взглядам и жизненной позиции).

Таким образом, ААПМ способствует не только эффективному обучению иностранному языку, но и является действенным средством профессионально-личностного развития студентов. ААПМ обеспечивает нас материалом для практики в управлении эмоциями, формирует личностно-смысловые отношения, при которых нравственные и духовные убеждения исполнителей приобретают личностный смысл и для слушателя. Использование ААПМ также компенсирует недостаток межкультурной коммуникации. Развивая студентов средствами ААПМ, мы стимулируем и направляем их духовную и интеллектуальную активность, учим анализировать, сопереживать, уважать другие культуры, создавая универсальное свойство личности -субъектность, заключающееся в способности преобразовывать окружающую действительность. Это свойство личности переносится потом и на другие виды деятельности, в том числе и профессиональную.

1. Эрдынеева К.Г., Верхотурова Н.В. Практикум по психологии. Чита: ЧитГУ, 2007.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Леднова И.В. Профессионально-личностное развитие преподавателей технических вузов в научно-исследовательской деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2006.

4. Ильичева В.А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студента на профессионально-личностное развитие будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Череповец, 2000.

5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва: Издательство Московского психолого-социологического института, 2004.

References

1. 'Erdyneeva K.G., Verhoturova N.V. Praktikum po psihologii. Chita: ChitGU, 2007.

2. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii. Rostov-na-Donu, 1996.

3. Lednova I.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelej tehnicheskih vuzov v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

4. Il'icheva V.A. Vliyanie haraktera pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studenta na professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cherepovec, 2000.

5. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-sociologicheskogo instituta, 2004.

Статья поступила в редакцию 06.10.15

УДК 378

Taramova E.A., senior teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: eliza-ta@mail.ru

REQUIREMENTS FOR TEACHERS ON THE EFFECTIVE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL. The article discusses the role of information and communication technologies in educational process of modern school. The article highlights the benefits of information and communication technologies, as well as requirements that are presented to the teacher for their successful use in the educational process. The author also gives a classification of educational means of information and communication technologies and provides some examples of how to use them. The author comes to the conclusion that ICT brings a variety of activities in teachers' work, for they contribute to the establishment of effective systems of training, depending on pedagogical and methodological preferences of teachers, as well as the level of preparation of students, their age, profile and characteristics of the material base of educational institutions

Key words: information and communication technologies, educational process, modern school.

Э.А. Тарамова, ст. преп. каф. информационных технологий и прикладной информатики, Чеченский государственный

педагогический институт, E-mail: eliza-ta@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрена роль информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе современной школе. В статье выделены преимущества информационно-коммуникативных технологий. а также требования, которые предъявляется к учителю для успешного их использования в образовательном процессе. автор так же приводит классификацию образовательных средств информационно-коммуникативных технологий и примеры их использования. Автор приходит к выводу, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как они способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а также уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебный процесс, современная школа.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания - факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это «программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей» [1].

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (табл. 1):

Неоценимую помощь учителю при подготовке и проведении уроков оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя помимо текстового процессора Word ещё и систему баз данных Access, табличный процессор Microsoft Excel, электронные презентации Power Point, и многое другое.

Следует так же отметить, что на современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес связан с осознанием исторической преемственности поколений, распространением и развитием национальной культуры. Вспомнить с детьми

обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. Информационно-коммуникативные технологии помогают активно приобщать учащихся к культуре предков. В Чеченской республике учителя активно используют ИКТ для создания вместе с учащимися презентаций, электронных пособий, содержащих региональный компонент и раскрывающий традиции чеченского народа.

На уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу, созданную в среде Power Point, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал, содержащий элементы народного фольклора. Так, используя мультимедиа, можно провести виртуальную экскурсию по образцам изделий народного промысла, созданных умельцами Чечни. Привлечение регионального компонента на уроках повышает результативность обучения, стимулирует активный творческий поиск, способствует развитию познавательной деятельности учащихся различных возрастных групп [2].

Тем самым, функционирование в условиях информационного общества предполагает формирование у населения, начиная со школьного возраста, информационной культуры, как свода правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Последовательное эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счёт использования явных преимуществ ИКТ (наглядность, возможность использования различных форм представления информации — звук, изображение, удалённый доступ, обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.