Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная устойчивость / молодые сотрудники органов внутренних дел / правоохранительные органы / конкурентные преимущества / professional stability / young law enforcement officers / law enforcement / competitive advantages

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — З.Х. Урусов

Представлены результаты исследования по изучению сущности профессиональной устойчивости и ее роли в обеспечении конкурентоспособности молодых сотрудников ОВД. Учитывая положения антропологического подхода, рассматривающего человека в целостном единстве его исторических, социальных и культурных признаков, обоснована необходимость развития профессиональной устойчивости как фактора обеспечения стабильности и успешности профессиональной деятельности по охране прав, свобод и жизни граждан. Исходя из выявленных особенностей правоохранительной деятельности, введено понятие «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД». Научная новизна исследования заключается в: а) уточнении особенностей осуществляемой сотрудниками ОВД служебной деятельности, изучении их влияния на формирование профессиональных деформаций, прежде всего, у молодых представителей данного ведомства; б) определении понятия «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД»; в) установлении взаимозависимости сформированной профессиональной устойчивости и конкурентоспособности молодых сотрудников ОВД. Практическая значимость исследования заключается в определении структурных компонентов профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД, что является основанием для: а) уточнения системы критериев и показателей, применяемых для оценки эффективности правоохранительной деятельности; б) разработки планов и программ повышения квалификации молодых сотрудников ОВД с целью совершенствования у них волевых качеств, нравственных ценностей и эмоционально-регулятивных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — З.Х. Урусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STABILITY AS A CHARACTERISTIC OF THE COMPETITIVENESS OF YOUNG LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The paper presents results of the study of the essence of professional stability and its role in ensuring the competitiveness of young internal affairs officers. The necessity of development of professional stability as a factor in ensuring the stability and success of professional activities to protect the rights is substantiated, based on the provisions of the anthropological approach, which considers a person in the holistic unity of its historical, social and cultural attributes. The concept of “professional stability of young internal affairs officers” is introduced, according to the identified features of law enforcement activity. Scientific novelty of the research includes: a) clarification of the peculiarities of the internal affairs officers’ service activities, the study of their impact on the formation of professional deformations, especially in young representatives of the agency; b) definition of the concept of “professional stability of young officers of the internal affairs”; c) establishment of interdependence of the professional stability and competitiveness of young officers of the internal affairs. The practical significance of the study is to determine the structural components of the professional stability of young officers of the internal affairs. This is the basis for the following criteria: a) refining the system of criteria and indicators used to evaluate the effectiveness of law activities; b) development of plans and training programs for young officers of the internal affairs to improve their volitional qualities, moral values and emotional-regulatory abilities.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

8. Борисова И.В. Электронные словари и переводчики на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Вестник Воронежского государственного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017; № 2: 168 - 172.

9. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам. Вестник Рязанского государственного университета. 2011; № 33: 19 - 30.

10. Марус М.Л. Сравнительный анализ современных многоязычных онлайн-словарей на примере словарей Мультитран и ABBYY Lingvo Online. Концепт. 2014; № 1.

11. Чумарина ГР Сравнительная характеристика электронных и бумажных словарей в функциональном аспекте. Вестник ЧГУ. 2009; № 4: 265 - 270.

12. Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: материалы II ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции. Смоленск, 2009. Available at: http://dissers.ru/books/1/1580-1.php

13. Системы компьютерной математики и их приложения: материалы Международной конференции. Смоленск, 2008; Выпуск 9. Available at: http://fizmat.smolgu.ru/ images/stories/SCMP_2013/scmp-2008.pdf#2

References

1. Shlyahova A.V. 'Elektronnyj slovar' i ego specifika. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; № 1: 181 - 185.

2. Fesenko O.P., Lauhina S.S. 'Elektronnye slovari kak produkt sovremennoj leksikografii. Omskij nauchnyj vestnik. 2015; № 4 (141): 46 - 48.

3. Kashevarova I.S. 'Elektronnyj slovar' kak novyj 'etap v razvitii leksikografii. Molodoj uchenyj. 2010; № 10: 145 - 147.

4. Agapova N.A., Kartofeleva N.F. O principah sozdaniya 'elektronnogo slovarya lingvokul'turologicheskogo tipa: k postanovke problemy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 382: 6 - 10.

5. Sheremet'eva S.O., Osminin P.G., Scherbakov E.S. K voprosu ob 'elektronnyh resursah professional'noj leksiki. Vestnik YuUrGU. Seriya: Lingvistika. 2014; № 1: 57 - 63.

6. Marus M.L., Esmurzaeva Zh.B., Novikova E.V., Shkajderova T.V. Ispol'zovanie onlajn-slovarej pri obuchenii perevodu v neyazykovom vuze. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 12 (78): 198 - 201.

7. Kopylova N.V. Ispol'zovanie onlajn-slovarej pri obuchenii anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2018; № 3: 60 - 66.

8. Borisova I.V. 'Elektronnye slovari i perevodchiki na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2017; № 2: 168 - 172.

9. Lamzin S.A. O vidah rechevoj deyatel'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 33: 19 - 30.

10. Marus M.L. Sravnitel'nyj analiz sovremennyh mnogoyazychnyh onlajn-slovarej na primere slovarej Mul'titran i ABBYY Lingvo Online. Koncept. 2014; № 1.

11. Chumarina G.R. Sravnitel'naya harakteristika 'elektronnyh i bumazhnyh slovarej v funkcional'nom aspekte. VestnikChGU. 2009; № 4: 265 - 270.

12. Infokommunikacionnye tehnologiivregional'nomrazvitii: materialy II ezhegodnoj Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Smolensk, 2009. Available at: http://dissers. ru/books/1/1580-1.php

13. Sistemy komp'yuternoj matematiki i ih prilozheniya: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Smolensk, 2008; Vypusk 9. Available at: http://fizmat.smolgu.ru/images/stories/ SCMP_2013/scmp-2008.pdf#2

Статья поступила в редакцию 22.11.21

УДК 378.091.398

Urusov Z.Kh, teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Nalchik, Russia),

E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

PROFESSIONAL STABILITY AS A CHARACTERISTIC OF THE COMPETITIVENESS OF YOUNG LAW ENFORCEMENT OFFICERS. The paper presents results of the study of the essence of professional stability and its role in ensuring the competitiveness of young internal affairs officers. The necessity of development of professional stability as a factor in ensuring the stability and success of professional activities to protect the rights is substantiated, based on the provisions of the anthropological approach, which considers a person in the holistic unity of its historical, social and cultural attributes. The concept of "professional stability of young internal affairs officers" is introduced, according to the identified features of law enforcement activity. Scientific novelty of the research includes: a) clarification of the peculiarities of the internal affairs officers' service activities, the study of their impact on the formation of professional deformations, especially in young representatives of the agency; b) definition of the concept of "professional stability of young officers of the internal affairs"; c) establishment of interdependence of the professional stability and competitiveness of young officers of the internal affairs. The practical significance of the study is to determine the structural components of the professional stability of young officers of the internal affairs. This is the basis for the following criteria: a) refining the system of criteria and indicators used to evaluate the effectiveness of law activities; b) development of plans and training programs for young officers of the internal affairs to improve their volitional qualities, moral values and emotional-regulatory abilities.

Key words: professional stability, young law enforcement officers, law enforcement, competitive advantages.

З.Х. Урусов, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета

Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Нальчик, E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

КАК ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Представлены результаты исследования по изучению сущности профессиональной устойчивости и ее роли в обеспечении конкурентоспособности молодых сотрудников ОВД. Учитывая положения антропологического подхода, рассматривающего человека в целостном единстве его исторических, социальных и культурных признаков, обоснована необходимость развития профессиональной устойчивости как фактора обеспечения стабильности и успешности профессиональной деятельности по охране прав, свобод и жизни граждан. Исходя из выявленных особенностей правоохранительной деятельности, введено понятие «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД». Научная новизна исследования заключается в: а) уточнении особенностей осуществляемой сотрудниками ОВД служебной деятельности, изучении их влияния на формирование профессиональных деформаций, прежде всего, у молодых представителей данного ведомства; б) определении понятия «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД»; в) установлении взаимозависимости сформированной профессиональной устойчивости и конкурентоспособности молодых сотрудников ОВД. Практическая значимость исследования заключается в определении структурных компонентов профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД, что является основанием для: а) уточнения системы критериев и показателей, применяемых для оценки эффективности правоохранительной деятельности; б) разработки планов и программ повышения квалификации молодых сотрудников ОВД с целью совершенствования у них волевых качеств, нравственных ценностей и эмоционально-регулятивных способностей.

Ключевые слова: профессиональная устойчивость, молодые сотрудники органов внутренних дел, правоохранительные органы, конкурентные преимущества.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД отличается высоким уровнем сложности и ответственности, что обусловливается напряженным характером решаемых задач, относящихся к охране прав граждан, в том числе иностранных, обеспечению безопасности их жизни и деятельности. Практика показывает, что решение сотрудниками служебных задач нередко сопровожда-

ется наличием различного рода рисков для их жизни и здоровья. По роду осуществляемой деятельности им приходится не только преследовать правонарушителей, но и вступать во взаимодействие с представителями криминальных структур. Фиксируются случаи, когда сотрудники ОВД становятся объектом угроз и различного рода манипуляций. Заметное место в правоохранительной дея-

тельности занимает работа по профилактике правонарушений среди населения, расследованию и пресечению преступлений. Все эти факторы естественным образом предопределяют высокую вероятность физических, эмоциональных и коммуникативных перегрузок. В большей степени перегрузки проявляются в профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД. Учитывая такого рода экстремальный характер правоохранительной деятельности, целесообразно ставить вопрос о развитии профессиональной устойчивости, прежде всего, молодых сотрудников ОВД.

На этом основании цель настоящей статьи заключается в определении особенностей профессиональной деятельности в правоохранительной сфере и уточнении содержания понятия «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД». Наряду с этим предполагается рассмотреть структурный план профессиональной устойчивости и показать ее роль в формировании конкурентных преимуществ молодых сотрудников ОВД.

Основные выводы, представленные в данной статье и относящиеся к обоснованию профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД, поддерживаются положениями антропологического подхода, традиции которого восходят к пониманию человека как наиболее важной ценности, выражающейся в его особом предназначении и обладании сущностными силами. Такое приближение к антропологическому подходу позволяет рассматривать человека в целостном единстве его исторических, социальных и культурных признаков [1]. Противоречия человеческой природы достаточно хорошо представлены в педагогической антропологии ПМ. Коджаспировой, где подчеркивается внутреннее желание руководствоваться человеческими стереотипами и одновременно стремление к автономности и независимости, готовность к взаимодействию с окружающими людьми и потребность в одиночестве, намерение руководствоваться устоявшимися традициями и установка на креативность [2]. Имеет смысл утверждать, что такого рода противоречия могут как представлять угрозу стабильности и устойчивости личности, так и способствовать ее развитию. Такого рода противоречивые состояния являются характерными для молодых сотрудников органов внутренних дел. Фактором, обеспечивающим сбалансированное взаимодействие таких противоречивых состояний, является, по нашему мнению, развитие профессиональной устойчивости.

Специфика осуществляемой сотрудниками ОВД служебной деятельности. Для уточнения содержания понятия «профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД» большое значение имеет определение особенностей осуществления профессиональной деятельности в правоохранительной сфере. Прежде всего, обращает на себя внимание экстремальный характер служебной деятельности в органах внутренних дел. Как отмечает Л.А. Пеляхова, сотрудники ОВД должны быть хладнокровными в любых ситуациях и проявлять разумность в случае проявления агрессивности окружающими [3]. Умению регулировать собственное поведение и оказывать влияние на различно настроенные группы людей помогает хорошая физическая подготовка и глубокие знания в области права. М.Ю. Дворецкий указывает на конкурентный характер деятельности в правоохранительной сфере, что естественным образом отражается на психоэмоциональном состоянии личности. Современная практика характеризуется, по ее утверждению, тем, что сотрудники ОВД зачастую конкурируют со своими коллегами, работниками частных детективных структур и даже криминальными элементами [4]. Важной особенностью деятельности сотрудников ОВД, по мнению Е.В. Василенко, является ее жесткая регламентация, наличие широких полномочий и одновременно с этим - значительная степень ответственности [5]. К данному перечню характеристик можно добавить значительные психологические и физические нагрузки, значительный риск для жизнедеятельности, возможность нанесения ущерба окружающим и т.п.

В то же время в соответствии с федеральным законом «О полиции» сотрудники ОВД наделены достаточно широким спектром полномочий. Такого рода полномочия, связанные с использованием оружия, применением физической силы, доступом к важной информации и сведениям, осуществлением досмотра граждан, установлением их личности на основе проверки документов, обеспечивают своеобразие осуществляемой сотрудниками ОВД служебной деятельности. Такие широкие полномочия дают сотрудникам ОВД дел значительные возможности и преференции, что, в свою очередь, чревато их злоупотреблением. Данное положение имеет принципиальное значение для молодых сотрудников, которые не обладают достаточным опытом, четким и ясным пониманием баланса полномочий и ответственности.

В этой связи можно согласиться с исследователями, которые педалируют идею о высокой предрасположенности сотрудников ОВД в силу действия такого рода особенностей к негативным изменениям и профессиональным деформациям. Например, И.В. Ионова связывает вероятность появления деформаций у сотрудников указанного ведомства с переживаемыми ими стрессами, а также искажением их личностных качеств [6]. Автор показывает обусловленность негативных личностных изменений у сотрудников ОВД наличием жалоб со стороны населения по поводу непрофессионального осуществления служебных полномочий. Важным фактором, определяющим профессиональные деформации сотрудников полиции, является, по мнению К.Р Такасаевой, несоблюдение или игнорирование моральных норм служебной деятельности [7].

Характерная для правоохранительной деятельности стрессогенность, по утверждению О.Н. Юрьевой, является заметной причиной предрасположенности

сотрудников ОВД к конфликтности, раздражительности и нервозности [8]. Вероятность проявления данной качественной характеристики повышается у молодых сотрудников, что зачастую обусловливается их высокой импульсивностью. Учитывая усиливающиеся тенденции преобладания материальных ценностных над духовными, а также принимая во внимание недостаточную сформирован-ность моральных качества и психологической устойчивости, можно говорить о существующей склонности сотрудников ОВД к «сращиванию с преступными элементами». Подобные выводы нередко встречаются в научной литературе. Например, сотрудников с повышенной вероятностью к дезадаптации, асоциального поведения нередко относят к сотрудникам «группы риска».

В результате складывается оформленное представление об особенностях осуществляемой сотрудниками ОВД служебной деятельности. Особенности данной деятельности напрямую связаны с ее многофункциональным и регламентированным характером, высокой мерой ответственности ее субъектов и наличием стрессовых проявлений. Сотрудники ОВД обладает значительным набором властных полномочий, которые находят выражение в возможности применения физической силы, ношении оружия, доступе к информации, досмотре личных вещей граждан, удостоверении их личности. Как было отмечено, наличие властных полномочий расширяет возможности и преференции сотрудников ОВД, непрофессиональное и неумелое использование которых приводит к профессиональным искажениям, например, выражающихся в проявлении жестокости, демонстрации вседозволенности и ощущении безнаказанности. Вероятность проявления такого рода профессиональных деформаций и искажений значительно повышается у молодых сотрудников ОВД в случае несформированности у них волевых качеств и нравственных ценностей, отсутствия эмоционально-регулятивных способностей. В этой связи целесообразно говорить о развитии профессиональной устойчивости в первую очередь у молодых сотрудников ОВД.

Понятие профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД. Лежащая в основе определения понятия категория «устойчивость» активно применяется во многих областях научного знания, в частности для обозначения способности адаптироваться к среде, способности осуществлять поставленные задачи в условиях конкуренции (экономика), совокупности свойств систем сохранять заданные параметры и равновесие при наличии внешних возмущений (механика), способности экологических систем воспроизводиться в изменяющихся условиях (биология).

Принятие устойчивости в качестве личностной характеристики обязывает рассматривать ее в контексте волевых характеристик человека, в которых подчеркивается способность сохранять и осуществлять свои замыслы и устремления в условиях действия внешних факторов и изменений. Психолого-педагогическая интерпретация устойчивости нередко сопровождается обращением к таким признакам, как поленезависимость, способность управлять своими реакциями и эмоциональными состояниями, стабильность при осуществлении деятельности.

Что касается профессиональной устойчивости, то она напрямую связана с признаками стабильного осуществления профессиональной деятельности. В качестве таких признаков, как правило, рассматривается продуктивность профессиональной деятельности, устойчивость к стрессу и развитый эмоциональный интеллект ее субъектов, ответственное отношение к должностным обязанностям, направленность на саморазвитие. Среди признаков профессиональной устойчивости подчеркивается важность эмоционально-волевых качеств. Причем значимость таких качеств существенно возрастает, если они сопровождаются глубокими знаниями в соответствующей области профессиональной деятельности. Нередко среди характерных признаков профессиональной устойчивости указывается эмоциональная уравновешенность, коммуникативные способности (если субъектам профессиональной деятельности приходится вступать во взаимодействие с другими людьми), моральная сила, способность справляться с фрустрациями и разочарованием, жизнеспособность и т.п.

На формирование нашей позиции относительно уточнения содержания профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД оказали влияния точки зрения Е.В. Василенко [5], Д.Н. Кириленко [9], А.В. Троицкой [10], А.С. Хромовой [11]. В частности, Е.В. Василенко оперирует понятием «профессионально-психологическую устойчивость» применительно к будущих сотрудникам ОВД. В его толковании ею задействуется такой признак устойчивости, как «стабильная эффективность деятельность», который проявляется в условиях действия стрес-согенных факторов. Стремление к качественному осуществлению задач служеб-но-профессиональной деятельности предполагает наличие адаптивного типа поведения. Во многом благодаря этому, по мнению исследователя, сотрудникам ОВД удается обеспечивать сохранение своего психического здоровья, даже если условия деятельности отличаются экстремальностью [5].

В подобном ключе трактует понятие «профессионально-психологическая устойчивость» и А.В. Троицкая. Оно рассматривается в качестве характеристики профессиональной деятельности действующих сотрудников ОВД и конкретизируется за счет выделения таких характеристик, как способность к принятию решений в ограниченных временных условиях, внимательность и бдительность. Исследователь также подчеркивает, что профессионально устойчивые сотрудники способны противостоять негативному воздействию различных психогенных факторов [10].

А.С. Хромова изучает факторы развития эмоциональной устойчивости. Как и в исследовании Е.В. Василенко, данное личностно-профессиональное каче-

ство анализируется применительно к будущим работникам правоохранительной сферы. Содержательное ядро данного качества описывается с использованием эмоциональных, волевых, мотивационных и интеллектуальных характеристик профессиональной деятельности [11].

Эмоциональная устойчивость в редакции Д.Н. Кириленко основывается на способности сотрудников правоохранительных органов управлять своим состоянием и эмоциями [9]. Принципиально важно, что речь идет не об их подавлении, а умелом осуществлении контроля. Вполне очевидно, что накопленные подавленные эмоции могут представлять определенную опасность и найти выражение в нервных срывах или изменениях в соматической сфере.

Принимая во внимание приведенные выше позиции и точки зрения, подчеркнем, что для молодых сотрудников ОВД первостепенное значение имеет наличие способности адаптироваться к изменяющимся и новым условиям служебной деятельности. Во многом благодаря наличию таких адаптивных механизмов можно ожидать качественное и успешное осуществление ими служебных задач. Молодые сотрудники должны занимать активную позицию и проявлять стремление к развитию профессиональной устойчивости, особо стремясь при этом к совершенствованию поленезависимости и способности противостоять различного рода негативным факторам.

В соответствии с этим профессиональная устойчивость молодых сотрудников ОВД может быть определена как целостное личностно-профессиональное качество, основанное на адаптивности и поленезависимости личности. Именно благодаря адаптивности и поленезависимости молодые сотрудники ОВД смогут демонстрировать высокую работоспособность при выполнении служеб-но-профессиональных задач даже в условиях активного действия психотрав-мирующих факторов. Молодые сотрудники, отличающиеся сформированной профессиональной устойчивостью, проявляют эмоциональную саморегуляцию, их поведение отвечает сложившимся моральным нормам, а в системе мотивов профессиональной деятельности присутствует устойчивая направленность на психофизическое самосовершенствование.

Структурный план профессиональной устойчивости обеспечивает единство социального интеллекта молодых сотрудников ОВД, их этической культуры, эмоциональной зрелости и саморегуляции волевых качеств. Эмоциональный

Библиографический список

интеллект аккумулирует профессиональное мышление, а также коммуникативные и интеллектуальные качества. Благодаря эмоциональному интеллекту молодые сотрудники ОВД осознают специфику выстраивания коммуникации с населением, способны устанавливать конструктивные отношения с коллегами и руководством. Этическая культура находит выражение в совокупности ценностных отношений, убеждений и моральных взглядов и является важным условием повышения конкурентных преимуществ молодых сотрудников ОВД. Эмоциональная зрелость позволяет сотрудникам уверенно управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать собственное поведение в различных обстоятельствах служебно-профессиональной деятельности. Волевая саморегуляция обеспечивает принятие качественных и ответственных решений, даже если сложившаяся ситуация характеризуется крайней неопределенностью и временным дефицитом.

Учитывая специфику деятельности в правоохранительной сфере, проявляющейся в ее многофункциональности и строгой регламентированности, высокую меру ответственности ее субъектов и наличие стрессовых проявлений, можно утверждать, что сформированная у молодых сотрудников ОВД профессиональная устойчивость является характеристикой их конкурентоспособности. Ее наличие дает молодым сотрудникам важные конкурентные преимущества в условиях высокой степени напряженности профессиональной деятельности по защите прав и интересов граждан, охране их жизни.

Таким образом, развитие профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД является одним из важных факторов повышения эффективности правоохранительной деятельности, повышения в глазах населения престижа и репутационных показателей российской полиции. Выделенные особенности профессиональной деятельности в правоохранительной сфере позволили определить содержание и сущность профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД, установить ее внутреннее строение. Показано влияние сформированной профессиональной устойчивости на повышение конкурентоспособности молодых сотрудников ОВД. Перспективы исследования связаны с изучением возможностей дополнительного профессионального образования системы МВД России для развития профессиональной устойчивости молодых сотрудников ОВД.

1. Комарова ГА. Сила антропологического подхода. Антропологический форум. 2012; № 17-online: 267 - 302.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2005.

3. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности. Теория и практика общественного развития. 2014; № 2: 130 - 132.

4. Дворецкий М.Ю. Конкурентная среда рынка правоохранительных товаров и услуг Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009; № 5: 253 - 259.

5. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2008.

6. Ионова И.В. Теоретические подходы к изучению профессиональных деформаций сотрудников ОВД. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007; Выпуск 9 (53): 58 - 64.

7. Такасаева К.Р Профессиональная деформация личности сотрудника милиции: сущность и профилактика. Москва: Издательство Московского университета МВД России, 2004.

8. Юрьева О.Н. Особенности конфликтности личности сотрудников ОВД в профессиональной деятельности. Профессионал. 2009; № 4: 42 - 47.

9. Кириленко Д.Н. Эмоциональная устойчивость сотрудника правоохранительных органов. Теория и практика общественного развития. 2012; № 8: 119 - 122.

10. Троицкая А.В. Психологические условия формирования профессионально значимых качеств у сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2009; № 3: 79 - 81.

11. Хромова А.С. Структура, основные свойства и особенности развития эмоциональной устойчивости: монография. Иркутск: Издательство ИГУ, 2011.

References

1. Komarova G.A. Sila antropologicheskogo podhoda. Antropologicheskij forum. 2012; № 17-online: 267 - 302.

2. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2005.

3. Gelyahova L.A. Ustojchivost' sotrudnikov OVD k 'ekstremal'nym situaciyam sluzhebnoj deyatel'nosti. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 2: 130 - 132.

4. Dvoreckij M.Yu. Konkurentnaya sreda rynka pravoohranitel'nyh tovarov i uslug. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2009; № 5: 253 - 259.

5. Vasilenko E.V. Formirovanie professional'no-psihologicheskoj ustojchivosti buduschih sotrudnikov OVD k 'ekstremal'nym situaciyam. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2008.

6. lonova I.V. Teoreticheskie podhody k izucheniyu professional'nyh deformacij sotrudnikov OVD. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007; Vypusk 9 (53): 58 - 64.

7. Takasaeva K.R. Professional'naya deformaciya lichnosti sotrudnika milicii: suschnost'iprofilaktika. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2004.

8. Yur'eva O.N. Osobennosti konfliktnosti lichnosti sotrudnikov OVD v professional'noj deyatel'nosti. Professional. 2009; № 4: 42 - 47.

9. Kirilenko D.N. 'Emocional'naya ustojchivost' sotrudnika pravoohranitel'nyh organov. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2012; № 8: 119 - 122.

10. Troickaya A.V. Psihologicheskie usloviya formirovaniya professional'no znachimyh kachestv u sotrudnikov organov vnutrennih del. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009; № 3: 79 - 81.

11. Hromova A.S. Struktura, osnovnye svojstva i osobennosti razvitiya 'emocional'noj ustojchivosti: monografiya. Irkutsk: Izdatel'stvo IGU, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.11.21

УДК 372.851

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Physics and Mathematics and Engineering Technological Institute, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

METHODOLOGICAL FEATURES OF USING THE DECOMPOSITION METHOD WHEN PERFORMING LOGICAL AND DIDACTIC ANALYSIS OF THE TOPIC.

The article reveals the methodological features in formation of professional competencies of students through the use of the decomposition method. It is based on the project approach, which is widely used today in higher education in physics, mathematics and engineering and technology education. The author proposes, on the basis of one of the educational topics of a methodological nature, to break down the theoretical material and simulate a training lesson according to the methodology of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.