Сыромятников И.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ОФИЦЕРА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
В отечественной науке начало философско-психологического анализа проблемы субъектности было положено С. Л. Рубинштейном и развито его последователями А.В. Брушлинским и К. А. Абульхановой-Славской. В настоящее время продолжается активное исследование проблем критериального обоснования субъектных характеристик и проявлений, взаимосвязи социальных и личностных детерминант развития субъектности (Л.И. Анцыферова, Е.Д. Божович, Н.В. Богданович, А. А. Бодалев, Л.А. Головей, А. А. Деркач, А.Л. Журавлев, Д.Н. Зава-лишина, В.Т. Кудрявцев, Н.Д. Никандров, А.К. Осницкий, В. А. Петровский, Е.А. Сергиенко, В.И. Слободчиков, Д.И .Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.).
Обобщение идей, содержащихся в современных научных подходах к проблеме субъекта и субъектности позволяет определить профессиональную субъ-ектность как основанное на позитивном самоотношении и профессиональном опыте человека интегральное психическое качество, определяющее его тенденцию и способность к инициации и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответственность за него. Основными измерениями профессиональной субъектности являются индивидуально-личностное, социально-коммуникативное и профессионально-
деятельностное.
Применительно к деятельности офицера актуальность изучения проблемы профессиональной субъектности обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, серьёзными противоречиями между требованиями профессиональной деятельности офицеров, характеризующейся своей многоаспектностью, сложной сопряженностью правовых, социальных, психологических и этических аспектов, наличием значительного числа ситуаций деятельности, характеризующихся нормативной неопределенностью и недостаточной способностью офицеров к инициативным и ответственным действиям в таких ситуациях;
во-вторых, противоречиями между объективной обращенностью общественного сознания к офицеру как ключевой фигуре в обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил, дисциплины и правопорядка и неоднозначностью его субъектного статуса, в психологическом и материально-организационном плане низводящего его в позицию исполнительского энергосберегающего профессионального поведения либо провоцирующего уход из профессии - очень часто -наиболее подготовленных в профессиональном плане офицеров;
в-третьих, значительными недостатками в функционировании системы профессионального сопровождения офицеров, преимущественной ориентацией профессиональной подготовки и администрирования их деятельности на воспроизводство нормативно-исполнительских шаблонов и стилей профессионального мышления и поведения, отсутствием адекватных, научно обоснованных технологических подходов, позволяющих эффективно реализовывать задачу формирования и развития офицера как субъекта собственного профессионального развития и профессиональной деятельности.
Профессиональная субъектность офицера существует и проявляет себя как потенциальная возможность и как реализуемая профессиональная активность. В этой связи в ее рассмотрении в структурно-динамическом отношении выделяются потенциально-статический и действенно-реализационный аспекты. Потенциально-статический аспект находит выражение в профессионально обусловленных субъектных позициях, качествах личности, опыте и отношениях офицера, являющихся важными стилеобразующими и ценностно-ориентирующими предпосылками его субъектной активности. В ходе исследования проблемы нами обоснованы и выделены качества, составляющие основу субъектного потенциала офицера и конституирующие личностный профиль его профессиональной субъ-ектности: автономия и самостоятельность, рефлексивность, ответственность, активность, целостность, креативность, самоценность. Действенно-
реализационный аспект представлен собственно субъектной активностью офицера, которая включает: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности, самодетерминацию, самоорганизацию и регулирование собственной профессиональной активности и профессиональных действий других субъектов военно-профессионального взаимодействия. Актуализация и проявление субъект-ности в профессиональной ситуации обеспечивается взаимосвязанными между собой процессами самоопределения, психического центрирования и психическо-
го интегрирования, представляющими в своей совокупности единый механизм реализации профессиональной субъектности.
Теоретический анализ проблемы и эмпирическая апробация полученных выводов позволила уточнить содержание и особенности взаимосвязей профессиональной субъектности с профессиональным развитием и деятельностью офицера. В частности, выделены следующие аспекты, определяющие место и роль профессиональной деятельности офицера в формировании и развитии его субъ-ектности:
во-первых, профессиональная деятельность, представляя нормативную сторону, определяющую ценностные и операциональные стандарты общественно значимого труда офицеров, требующие их овладения, является своеобразной точкой отсчета в оценке субъектных проявлений и уровня развития профессиональной субъектности;
во-вторых, содержание осваиваемой и выполняемой деятельности является одним из основных факторов формирования и развития профессионального сознания и профессиональной субъектности офицеров;
в-третьих, профессиональная деятельность задает своеобразное объектно-задачное пространство, определяющее масштабы и типологию субъектной активности;
в-четвертых, в профессиональной деятельности через профессиональное сообщество осуществляется аккумуляция, распространение и непосредственная оценка субъектных вкладов в ее развитие представителей данной профессии.
Особенностями профессиональной деятельности офицеров, в значительной мере определяющими содержательную специфику субъектности, являются: интегративный характер профессионального труда офицера, включающий различные виды деятельности (управление, руководство, воспитание, обучение, психологическая работа, самоуправление); ярко выраженный управленческий характер; высокая социально-правовая, функциональная и временная регламентация труда офицера и его взаимоотношений с другими субъектами воинской деятельности; насыщенность деятельности ситуациями, характеризующимися сложными, а зачастую и экстремальными условиями выполнения профессиональных задач, интенсивный характер ее протекания, наличие профессиональных помех, угроз, риска, являющихся источником опасности для жизни и здоровья офицеров; коллективный характер труда офицеров, включенность их деятельности в единый управленческо-технологический цикл, определяющий соци-
альную ценность и содержание индивидуального вклада каждого офицера в «совокупный продукт».
Насыщенность деятельности ситуациями с неопределенными исходными условиями, их стрессогенностью и высокой ответственностью предъявляет повышенные требования к психологическим качествам офицера, среди которых важное место занимают качества, обеспечивающие поиск и нахождение оптимального варианта действий (системность, гибкость мышления, развитая рефлексия), способность пойти на разумный риск (мотивация достижения), видение своей роли в выполнении принятого решения (ответственность, внутренний ло-кус контроля), достаточную стабильность деятельности (опыт, эмоциональноволевая устойчивость, регулятивные способности). Составляя весомую часть индивидуального психического ресурса1, перечисленные качества выступают в роли внутренних, психологических предпосылок профессиональной субъектности, определяя уровень ее проявления, а также возможности и перспективы по ее развитию у офицеров.
Профессиональная субъектность офицера особенно отчетливо проявляется в ситуациях, характеризующихся нормативной неопределенностью и необходимостью в этих условиях брать инициативу и ответственность на себя. В этой связи она предполагает автономное ориентирование в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов, способность к самоопределению, актуализации и интеграции для решения профессиональных задач ресурса внешней среды и собственного психического ресурса, идеальная представленность функционирования которого в профессионально-деятельном контексте в сознании офицера выступает как его профессиональная Я-концепция.
Полученные в ряде военно-психологических исследований факты свидетельствуют о приоритетности внутренней системы критериев оценки событий и принятия решения у офицеров, к которой они обращаются, сталкиваясь с необходимостью решения разнообразных задач деятельности, что подчеркивает роль профессионального субъектного опыта - опыта, сформировавшегося как результат собственных усилий и проявляемой субъектной активности офицера. Отсутствие в субъектном опыте вариантов решения аналогичных проблем автоматически повышает для них проблемность, трудность данных задач и ситуаций, ведет к ошибкам и неправильным действиям, повышенным психофизиологическим за-тратам2.
Важное место занимает субъектность в структуре профессионального развития офицера3. Взаимосвязь ее с данным процессом объясняется следующими положениями:
- профессионализация признается одной из форм активности субъекта, обусловливающей разрешение ведущих противоречий и конечные специализированные эффекты отдельных стадий и этапов в виде профессиональнопсихологических новообразований; роль субъектности в этой связи состоит в осознании и принятии человеком противоречий этапов профессионализации как специфической задачи, для разрешения которой необходимо инициировать процессы профессионально-личностного саморазвития;
- субъектность служит своего рода катализатором позитивных профессионально-личностных изменений, фактором продуцирования индивидуализированных норм оценки самоэффективности в деятельности, профессии, жизни;
- профессия, выступающая как источник профессиональных норм и трансляции обобщенного профессионального опыта и как фактор профессионального развития офицера, является также и объектом «обратного», развивающего влияния субъекта труда, а его ориентация на собственный опыт и практическое воплощение этой ориентации в индивидуальном способе деятельности выражает тенденцию индивидуализации и творчества;
- интегративная функция субъектности проявляется в тенденции все большей обращенности самосознания офицера от согласования «внешнего-внутреннего» к согласованию «внутреннего-внутреннего», что свидетельствует о возрастающей роли собственного профессионально-психологического потенциала субъекта, привлекаемого им для самостоятельного и ответственного решения сложных задач профессионально-личностного развития;
- субъектность рассматривается как фактор и механизм интеграции психического ресурса офицера и окружения в различных ситуациях профессиональной жизни и проявляемая им субъектность, в этой связи, является определяющим фактором целостности ситуации;
- субъектность в свете признания наличия регрессивно-негативных тенденций в профессиональном развитии человека рассматривается как способность к трансформации исходных ценностно-содержательных ориентиров профессионального развития, выступающей как стабилизирующий фактор «удержания» офицера в профессии, обеспечения сохранности (восстановления) его профессионально-психологического ресурса.
В ходе теоретического анализа проблемы профессиональной субъектности выявлены ее основные функции, соотносимые с содержанием задач профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития офицера. К числу функций, определяющих структурно-функциональный состав профессиональной субъектности, следует отнести:
- самостоятельное инициирование, целеполагание и регулирование офицером профессиональной активности; обеспечение личностной вовлеченности в процесс деятельности; актуализация профессионально-личностного потенциала в интересах решения профессиональных задач и профессионального саморазвития; оказание позитивно-мобилизующего воздействия на других субъектов военнопрофессионального взаимодействия (мотивационный компонент);
- согласование внешних и внутренних условий деятельности для достижения наиболее оптимального способа решения профессиональной задачи; интеграция и саморегуляция различных психологических подсистем в интересах поставленной цели; обеспечение стабильности деятельности (операциональный компонент);
- формирование представлений о себе как активном субъекте профессиональной деятельности, социально-коммуникативного взаимодействия и профессионально-личностного саморазвития; о профессиональной деятельности как пространстве для реализации своих деятельно-преобразующих возможностей; самооценка соответствия собственного профессионально-психологического потенциала нормам профессии и целям саморазвития; построение индивидуализированной системы требований и критериев, составляющих т.н. «внутреннюю систему отсчета» как основного субъектного ориентира в оценке целесообразности профессиональной активности и эффективности своей профессиональной деятельности, как фактора самоопределения в ситуации нормативной неопределенности (рефлексивный компонент).
На проверку теоретически обоснованных положений относительно взаимосвязи профессиональной субъектности с эффективностью деятельности офицеров было направлено эмпирическое исследование, проведенное на кафедре психологии Военного университета в течение 2003-2005 гг. Выборка участвующих в эмпирическом исследовании испытуемых составила 435 офицеров. Средний возраст - 33,7 года. Общая схема исследования, соотносимая с задачами и выдвинутой гипотезой, предполагала выявление общего уровня развития и типологических особенностей профессиональной субъектности офицеров различных должностных профилей (команд-
ного, социально-педагогического и инженерно-технического), определение характера ее взаимосвязи с эффективностью деятельности, а также определение условий, обеспечивающих ее развитие. Структурные элементы субъектности и методы их изучения представлены в таблице 1.
Структурные компоненты Действеннореализационный аспект (субъектная активность) Потенциально-статический аспект
Процессы Образования Субъектные качества
мотивацион- ный самодетерминация самоактуализация Психическое центрирование система отношений; направленность Субъектная позиция активность ответственность самоценность (са-мопринятие)
рефлексивный самоопределение Я-образ самоотношение, рефлексивность
операцио- нальный Психическое интегрирование (самоорганизация саморегулирование) субъектный опыт автономность целостность креативность
Методы изучения и оценки профессиональной субъектности наблюдение; эксперимент; метод критических инцидентов; экспертное оценивание, оценка результатов деятельности биографический метод; беседа; опросники; семантический дифференциал; ранжирование; МПДО ситуации экспертное оценивание; тестирование; групповая оценка личности; контент-анализ служебной документации; само-описание
Табл. 1. Психологическая структура профессиональной субъектности офицеров
и методы ее изучения
Решение задачи выявления структуры профессиональной субъектности как интегрального психического свойства, характеризующего тенденцию к субъектному поведению в широком классе ситуаций с опорой на внутренние источники активности и критерии эффективности, осуществлялось посредством факторного анализа. В итоге выделено три основных фактора (доля накопленной дисперсии - 79,2%): мотивационный, операциональный и рефлексивный. Анализ выраженности данных факторов в структуре профессиональной субъектности у офицеров различных профилей показал существенные различия. Так, общий уровень профессиональной субъектности оказался выше у офицеров командного профиля. При этом более высокий уровень выраженности рефлексивного компо-
нента выявлен у офицеров педагогического профиля, мотивационного компонента - у офицеров командного профиля, операционального компонента - у офицеров органов воспитательной работы. Сравнительный анализ внутренней структурной согласованности между компонентами профессиональной субъектности у офицеров различных профилей позволяет констатировать, что наиболее согласованной является структура профессиональной субъектности у офицеров воспитательного профиля (г=0,59), затем инженерно-технического (г=0,45), и затем командного (г=0,35).
Решение задачи выявления типологии профессиональной субъектности у офицеров осуществлялось посредством применения кластерного анализа. В этих целях использовались результаты, полученные при помощи специально разработанного нами опросника «Субъектность», включающего 63 пункта-утверждения. Результаты кластерного анализа позволили выделить три типа офицеров, характеризующихся различным профилем субъектности: ответственно-активный (25%), ценностно-самодостаточный (18%), исполнительский (57%).
Более высокий уровень субъектных характеристик обнаружен у офицеров первого типа (ответственно-активного). Учитывая ведущую роль мотивационного компонента у офицеров данного типа логично предположить, что они в большей мере, чем другие, нацелены на активное профессиональное взаимодействие с другими субъектами при стремлении занимать лидерские позиции. При высоком уровне самоуважения и рефлексивности, они в наибольшей степени склонны к утверждению собственных норм, к «перестраиванию» окружения «под себя». В этом смысле их адаптация к внешней профессиональной среде, в отличие от офицеров исполнительского типа, носит активный характер. Офицеры второго типа более склонны к проявлению активности в тех ситуациях, где это соотносится с их пониманием целесообразности действий, а также там, где это может повлиять на снижение их статусных позиций. Логично предположить, что в сфере социально-психологического и профессионального взаимодействия они наиболее «чувствительны» к негативной обратной связи и склонны к сохранению своего статус-кво (тип реагирования может быть различным). Субъектный профиль офицеров исполнительского типа является наиболее сглаженным, в нем менее всего наблюдаются диспропорции между отдельными переменными. Для офицеров этого типа характерны более выраженная нормативная ориентация и рефлексия профессионально-должностных ограничений, обусловливающих «умеренную» активность. Они в меру рефлексивны и не склонны брать на себя «лишнюю» ответственность или проявлять инициативу и творчество в деятель-
ности. Данный тип незаменим в ситуациях жестко нормированной деятельности, административно-распорядительной системы профессионального взаимодействия, но может испытывать значительные трудности в ситуациях, характеризующихся повышенной неопределенностью и сложностью задач и условий их выполнения.
Для изучения параметров, характеризующих субъектную активность офицеров в конкретной ситуации, применялся метод критических инцидентов, позволяющий оценить качество принятия управленческого решения, содержащего модель предполагаемых действий офицера и организуемых им лиц. С этой точки зрения нами предполагалось, что принципиальные ориентиры субъектной активности закреплены в субъектной позиции офицера, интегрирующей элементы его субъектного опыта и субъектных качеств, экстраполяция которых на ситуативный контекст находит выражение в принимаемом им управленческом решении.
Были использованы ситуации (всего 14), характерные для различных видов профессиональной деятельности офицера (руководство, обучение, воспитание, управление в бою, психологическая работа), содержащие элементы коллизий морально-нравственных, административно-правовых, субординационных аспектов. Принятое решение излагалось письменно на специальном бланке, содержательные аспекты которого оценивались по следующим параметрам: 1) авторство (самостоятельность анализа ситуации и инициатива в принятии решения); 2) позиционность (представление о своем месте, роли - в центре, на периферии - в решении профессиональной задачи, видение ответственности за процесс и результат деятельности); 3) рефлексивность (обусловленность решения предварительным детальным анализом ситуации) и направленность управленческого решения; 4) оптимальность согласования компонентов внутреннего и внешнего психического ресурсов.
Результаты показали, что в наибольшей степени уровень потенциальной субъектности коррелирует с уровнем субъектной активности у офицеров исполнительского типа, а наиболее высокие показатели по всем параметрам субъектной активности выявлены у офицеров, принадлежащих к ответственноактивному типу. Общий уровень корреляции субъектной активности с потенциальной субъектностью (субъектными качествами) для всех испытуемых составляет г=0,51 (при р<0,01), что свидетельствует о высоко вероятном проявлении субъектности в реальном поведении и деятельности офицера. Вместе с тем, неоднородный позиционный профиль субъектной активности у всех групп офицеров показывает, что субъектность как тенденция в большей степени проявляет
себя в процессах самодетерминации и психического центрирования и в меньшей степени - в процессах самоопределения и психического интегрирования. Это может быть объяснено тем, что на характер реализации данных процессов влияют и другие переменные, в частности, уровень профессиональной компетентности и опыт деятельности офицера.
Выявление характера субъектной активности было дополнено качественным анализом ее типологии, в основу которой были положены два параметра: а) интраиндивидуальный параметр - отношение к принятию ситуации (принятие ситуации, решенческая активность - избегание ситуации, отказ от ее принятия); б) интериндивидуальный параметр - специфика взаимодействия руководителя
с подчиненными (директивность - либерализм)4. Определение степени выраженности каждого из параметров осуществлялось посредством контент-анализа ключевых выражений в описании принимаемого офицером решения. Степень выраженности параметра оценивалась по четырем градациям признака: 3 балла -выражен отчетливо, 2 - скорее выражен, чем нет; 1 - скорее не выражен, 0 - не выражен.
Результаты качественного анализа субъектной активности, характеризующие офицеров каждого из трех типов, свидетельствуют, что профиль субъектной активности офицеров ответственно-активного типа характеризуется выраженным принятием ситуации с преобладанием директивного характера взаимодействия с другими субъектами, профиль самодостаточного типа определяется противоречивой тенденцией к принятию/отказу от ситуации при преобладании директивного характера взаимодействия с другими субъектами, а профиль исполнительского типа, при более выраженной тенденции к отказу от ситуации, характеризуется умеренным сочетанием либерального и директивного способа взаимодействия. Таким образом, следует предполагать, что в большинстве типов управленческих ситуаций офицеры активно-ответственного типа склонны брать инициативу в свои руки, рассматривая себя как основную «управляющую инстанцию» данной ситуации, однако оптимальность принимаемого решения снижается за счет тенденции к авторитарно-директивному характеру предполагаемого взаимодействия с другими субъектами. Офицеры самодостаточного типа также ориентированы на ключевые позиции в ситуациях различного рода, однако инициатива в принятии на себя ведущей роли и оптимальность принимаемого решения в большей мере, чем у офицеров первого типа обусловлена ситуационным контекстом. Наиболее сбалансированным типом по параметру «характер взаимо-
действия с другими субъектами» и «оптимальность решения» является исполнительский тип, однако офицеры данного типа демонстрируют стратегию «психического энергосбережения», не спеша занимать ключевую роль в ситуации. За-ужаемый таким образом позиционно-ролевой диапазон провоцирует развитие тенденции к ограниченной рефлексии элементов профессиональных ситуаций в пределах сугубо исполнительских, нормативно закрепленных функций офицера, что значительно обедняет его потенциальные возможности как творческого, инициативного профессионального лидера и организатора деятельности подчиненных.
Решение задачи выявления взаимосвязи уровня развития и типологии профессиональной субъектности офицеров с эффективностью их деятельности осуществлялось методом корреляционного анализа соответствующих переменных. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что профессиональная субъектность положительно коррелирует с эффективностью деятельности и еще в большей степени - с профессиональной компетентностью офицеров (см. табл. 2).
Переменные Эффективность Профессиональная
деятельности компетентность
Общий уровень развития субъектности 0.39 0.55
Активно-ответственный тип 0.54 0.69
С амодостаточно- 0.29 0.62
ценностныи тип
Исполнительский тип 0.37 0.34
Табл. 2. Взаимосвязь уровня выраженности и типов профессиональной субъектности с эффективностью деятельности и профессиональной компетентностью офицеров (коэффициент линейной корреляции рху Пирсона, р<0,01)
Среди типов субъектности наиболее тесные взаимосвязи с эффективностью деятельности и профессиональной компетентностью выявлены у офицеров, относящихся к ответственно-активному типу. Самодостаточно-ценностный тип субъектности в меньшей степени взаимосвязан с эффективностью деятельности, чем другие типы, однако, его взаимосвязь с профессиональной компетентностью достаточно высока. У офицеров, принадлежащих к исполнительскому типу, в отличие от других типов, взаимосвязь субъектности более выражена с эффективностью деятельности, чем с профессиональной компетентностью.
Анализ научных подходов к пониманию субъектности в ее взаимосвязи с профессиональной деятельностью и профессиональным развитием человека позволил выделить в качестве самостоятельного понятия профессиональную субъ-ектность, рассматриваемую как вид субъектности, реализуемой и развиваемой посредством внутренне детерминированной активности в пространстве профессиональной деятельности в интересах решения профессиональных задач и профессионального саморазвития.
Профессиональная субъектность офицера представляет собой основанное на позитивном самоотношении и опыте офицера интегральное психическое качество, определяющее его тенденцию и способность к инициации и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности в ситуациях, предполагающих определенную свободу выбора и ответственность за него. Данное качество характеризуется постоянной обращенностью (как своеобразной доминантной) сознания офицера на поиск и выделение личностно приемлемых оснований для инициации профессиональной активности, актуализации собственного психического ресурса и согласования его с внешними условиями, исходя из самостоятельного анализа реального состояния объекта деятельности и специфического понимания своего места и роли в профессиональной кооперации.
В ходе исследования эмпирически установлено, что общий уровень развития и типология профессиональной субъектности офицеров значимо связана с эффективностью их деятельности в целом и действиями в ситуациях принятия управленческих решений. При этом существует своеобразный оптимум субъект-ности, когда чрезмерная (либо недостаточная) выраженность отдельных ее компонентов отрицательно сказывается на объективных результатах деятельности и самооценке офицером своей профессиональной успешности.
1 См.: Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: Военный ун-т, 1998.
2 См.: Лахманский Е.С. Психологические особенности принятия командирами частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты эффективных решений в нестандартной ситуации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997; Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
3 См.: Абульханова-Славская К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 56-74; Завалишина Д.Н. Модели профессионального развития человека. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2004. С. 55-78; Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
4 См.: Маркова А.К. Указ. соч.