Научная статья на тему 'Профессиональная социализация студентов в ссузе: сущность и подходы'

Профессиональная социализация студентов в ссузе: сущность и подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ССУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / THE LEARNING PROCESS IN COLLEGES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PSYCHOLOGICAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копыця Елена Анатольевна

В статье раскрывается сущность профессиональной социализации, ее особенности и этапы в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования. Раскрывается роль социально-психологической службы в формировании профессионально значимых качеств будущего специалиста, становлении и развитии карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копыця Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socialization of students in colleges: essence and approaches

The article reveals the essence of professional socialization, its features and the stages in the educational process of secondary vocational education. The role of social and psychological services in the formation of professionally significant qualities of future specialists and the career formation and development has been considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация студентов в ссузе: сущность и подходы»

УДК 378 ББК 74.58 К-65

Копыця Елена Анатольевна, преподаватель высшей категории кафедры истории и юридических дисциплин Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа Адыгейского государственного университета, т.: (8772) 563212, e-mail.: kopitsa@mail. ru.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ССУЗЕ: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ (рецензирована)

В статье раскрывается сущность профессиональной социализации, ее особенности и этапы в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования. Раскрывается роль социально-психологической службы в формировании профессионально значимых качеств будущего специалиста, становлении и развитии карьеры.

Ключевые слова: профессиональная социализация, образовательный процесс в ссузе, профессионально значимые качества, психологическая и социально-педагогическая поддержка.

Kopytsya Elena Anatoljevna, a teacher of the highest category of the Department of History and Judicial Disciplines of Maikop State Humanitarian Technical College of Adyghe State University, tel.: (8772) 563212, e-mail.: kopitsa@mail.ru.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STU DENTS IN COLLEGES: ESSENCE AND APPROACHES

The article reveals the essence of professional socialization, its features and the stages in the educational process of secondary vocational education. The role of social and psychological services in the formation ofprofessionally significant qualities offuture specialists and the career formation and development has been considered.

Key words: professional socialization, the learning process in colleges, professionally important qualities, psychological and socio-pedagogical support.

В современной науке профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Этот вид социализации осуществляется на трех уровнях: институциональном, групповом и личностном.

Следует отметить, что процесс профессиональной социализации молодого специалиста значительно усложнился в силу изменения требований современного рынка труда, предъявляемых к личностным качествам молодого специалиста, формирующимся в процессе взаимодействия с другими людьми. Современные производственно-трудовые отношения требуют от специалиста незамедлительного проявления своих способностей и практических навыков, развития и реализации карьерных компетенций для эффективного построения своего карьерного пути.

В условиях образовательного процесса в ссузе процесс профессиональной социализации студентов может быть условно структурирован на несколько последовательных этапов, многие из которых, в действительности, идут параллельно во взаимообусловленности и взаимозависимости в течение всего периода обучения. Условные этапы процесса профессиональной социализации, их содержание и ожидаемый результат представлены в таблице 1.

Таблица і - Этапы профессиональной социализации студентов в ссузе

№ этапа Содержание Способы реализации Ожидаемый результат

1. Получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, соответствующей получаемой в вузе специальности, формирование начальных представлений о будущей профессии Курс «Введение в специальность» Диагностика готовности к обучению, выявление затруднений Интерес к сфере профессиональной деятельности и высокая мотивация обучения

2. Оценка возможностей реализации целей, удовлетворения своих потребностей в данной сфере профессиональ- Организация встреч с работниками и посещение предприятий - социальных партнеров, сбор материала

ной деятельности и заполнение портфолио. Реализация контекстного подхода к обучению общеобразовательным и специальным дисциплинам, ведение портфолио. Развитие профессионально значимых и личностных качеств, коррекционная работа

3. Формирование отношения к сфере профессиональной деятельности, появление интереса к профессии, получение новых знаний о ней для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности Профессионально ориентированное обучение. Ведение портфолио. Развитие профессионально значимых и личностных качеств, коррекционная работа

4. Получение всесторонней необходимой информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, профессиональных функциях и задачах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также качествах, знаниях, умениях, навыках, которые позволят реализовать цели, удовлетворить потребности в данной сфере профессиональной деятельности Курсовое проектирование, учебная практика, проведение конкурсов профессиональной направленности с привлечением предприятий -социальных партнеров, ведение портфолио. Четкое представление о предпочтительной сфере будущей профессиональной деятельности, статусно-ролевых позициях

5. Осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в данной сфере профессиональной деятельности Производственная практика. Дипломное проектирование. Формирование стратегии реализации целей овладения сферой профессиональной деятельности. Осознанная целенаправленная работа по планированию и развитию карьерной траектории Образовательная и карьерная траектория

б. Формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок) Дополнительное образование. Анализ портфолио Соответствие сформированных диспозиций предъявляемым профессиональным требованиям, нормам

Конкурентоспособность молодого специалиста, которая выступает одним из важных факторов профессиональной социализации, в настоящее время обуславливается не только наличием у него профессиональных знаний умений и навыков, но и наличием определенных качеств и свойств личности. Таким образом, перед профессиональным образовательным учреждением стоит задача подготовки выпускников с высоким уровнем профессиональной социализации, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, то есть компетентных и конкурентоспособных специалистов.

В качестве необходимой составляющей профессиональной социализации мы рассматриваем психологическую или личностную компетентность будущего специалиста. В ее состав входят следующие компоненты: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение управлять своими эмоциональными состояниями, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого. Для формирования вышеперечисленных качеств в учреждениях среднего профессионального образования может быть создана социально-психологическая служба, основная цель деятельности которой - содействие профессиональной социализации и самореализации студентов.

Деятельность службы может осуществляться по следующим направлениям:

- изучение личностных, психологических особенностей студентов;

- создание социально-психологических условий для профессионально-личностного становления и развития студентов;

- коррекционная работа со студентами, имеющими проблемы социально-психологического характера.

В состав социально-психологической службы входят социальные педагоги и психологи, направления деятельности которых приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Направления деятельности социально-психологической службы

Психолог Социальный педагог

- социально-психологическая адаптация - процесс включения первокурсника в коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе; - психодиагностика и развитие личности; - определение профессиональной направленности и пригодности обучающихся; - ознакомление студентов с профессионально значимыми качествами личности специалистов по соответствующим специальностям; - помощь в составлении портфолио студента; - содействие профессионально-личностносоциальному развитию студентов; - содействие формированию устойчивой профессиональной мотивации; - разработка рекомендаций по профессиональному развитию студентов; - психологическое консультирование и коррекция профессионального и личностного развития студентов. - выявление социально-педагогических проблем личностного и профессионального развития студентов в процессе посещения уроков, бесед с преподавателями и мастерами ПО; - оказание помощи классному руководителю по включению студентов в различные виды социальнозначимой деятельности, в организации свободного времени; - определение социально-педагогических причин затруднений студентов в овладении профессией; - взаимодействие с родителями и семьями отдельных студентов по проблемам профессионального развития, личностного становления; - сотрудничество с общественными организациями с целью профилактики правонарушений, асоциального поведения, поступков, приводящих к нетрудоспособности, профессиональным заболеваниям студентов.

Определяя приоритетные направления профессионально-личностного развития личности будущего специалиста, мы пришли к выводу, что важнейшим из них в этой сфере деятельности является обеспечение условий для формирования осознанной мотивации и стремлений студентов к овладению приемами развития, совершенствования, самосовершенствования и самоактуализации профессионально значимых качеств личности. Исходя из этого, социально -психологической службой разрабатываются программы: «Путь к успеху» - программа развития профессионально значимых качеств личности и «Развитие карьеры» - семинар практикум для старшекурсников.

Программа развития профессионально значимых качеств личности «Путь к успеху» имеет модульную структуру и ориентирована на освоение ведущих умений и навыков разного уровня сложности. Она представлена следующими модулями:

1. Развитие профессиональной мотивации.

2. Самопознание и личностный рост.

3. Развитие коммуникативной культуры.

4. Формирование и развитие профессионально значимых качеств личности с учетом выбранной специальности.

Целью выше обозначенной программы, как и любых других тренинговых занятий, является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а так же процессов происходящих в группе. Основной формой реализации программы являются тренинговые занятия, которые выступают своего рода лабораториями для развития и отработки умений межличностного общения как профессионально значимых для будущей профессиональной деятельности, особенно в системе «человек - человек». Участники группы могут исследовать стили межличностного взаимодействия и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь.

В рамках повышения конкурентоспособности студентов для старшекурсников традиционно проводится семинар-практикум «Развитие карьеры», направленный на информирование студентов о требованиях «рынка труда» к личности выпускника, а также на формирование качеств и свойств личности, способствующих успешному устройству на работу и т.д. Выпускник должен знать и представлять, с какими трудностями он может столкнуться при поиске работы, адаптации в новых для себя условиях молодого специалиста, как правильно строить свою карьеру, как правильно предоставить информацию о себе и т.д. Программа «Развитие карьеры» включает в себя четыре блока, каждый из которых содержит в себе теоретические и практические занятия:

Блок 1. Первые шаги в профессии: как найти и получить первую работу по выбранной профессии.

Блок 2. Самопрезентация при устройстве на работу: как правильно подготовить и представить информацию о себе.

Блок 3. Отношения с работодателем: как согласовать условия работы и правильно заключить трудовой контракт.

Блок 4. Профессиональное становление и развитие карьеры: как планировать свой карьерный рост.

Все занятия по программе «Развитие карьеры» происходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование: изложение проблемного материала, обсуждения его и закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.

Таким образом, эффективная профессиональная социализация студентов ссуза обеспечивается предоставлением обучаемым психологической и социально-педагогической поддержки в профессионально-личностном развитии студентов и осуществляется посредством:

- выявления личностных качеств и свойств студентов, раскрытия индивидуальности личности;

- формирования и закрепления позитивной «Я-концепции» и уверенности в себе;

- повышения мотивации обучения;

- развития профессионально значимых качеств у студентов;

- воспитания ответственности;

- развития умений проектировать свое профессиональное будущее, планировать этапы жизненного и профессионального роста, профессиональную карьеру;

- формирования мировоззрения, убеждений и идеалов как основы, способствующей самостоятельному продуктивному решению личностных и профессиональных проблем в жизни.

Все это, как нам представляется, будет способствовать более эффективной профессиональной социализации студентов в условиях средних специальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.