Научная статья на тему 'Профессиональная психофизическая подготовка студентов'

Профессиональная психофизическая подготовка студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПОТЕНЦИАЛ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH POTENTIAL / РАБОТОСПОСОБ-НОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOPHYSICAL PREPARATION / WORKING CAPACITY / LABOR RE-SURSY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Л. М.

Одной из основных задач физической культуры в высшей школе является разви-тие профессионально важных качеств, способствующих объективной готовности к успешной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS

One of the primary goals of physical training at the higher school is development of professionally important qualities promoting objective readiness for successful labor activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная психофизическая подготовка студентов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТУДЕНТОВ

PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL PREPARATION OF

STUDENTS

Л.М. Крылова L. M. Krylova

ГОУ ВПО МГСУ

Одной из основных задач физической культуры в высшей школе является развитие профессионально важных качеств, способствующих объективной готовности к успешной трудовой деятельности.

One of the primary goals of physical training at the higher school is development of professionally important qualities promoting objective readiness for successful labor activity.

Кафедра физического воспитания и спорта МГСУ занимается сохранением и укреплением здоровья студентов, развитием и совершенствованием психофизических, функциональных и специальных качеств, необходимых в учебной, профессиональной и социальной деятельности, повышением умственной и физической работоспособности и психических резервов, осуществляя компетентностный подход (выпускник должен знать, уметь и мочь). Поэтому в подблоке гуманитарных и организационно-управленческих дисциплин вуза вновь жестко фиксируется.

Вызывает недоумение, что реформирование в России высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса на государственном уровне в отношении физической культуры, роли здоровья, значения двигательной активности студентов в основном сводится к декларированию. У специалистов вызывает тревогу количественная оценка дисциплины в условных зачетных единицах измерения без учета российских условий отличных от европейских.

Огромным резервом общественного развития является не только экономика, но и люди, потенциал их здоровья. Поэтому с увеличением конкуренции на рынке труда необходимо совершенствовать качество трудовых (человеческих) ресурсов, направляемых на все виды адаптации, укрепление здоровья, совершенствование профессионально важных качеств, повышение работоспособности, мотивацию. На что и тратили ежегодно до финансового кризиса миллиарды долларов такие организации как «IBM», «Motorola», «General Motors». Общепризнано, что инвестиции в человеческий капитал являются одними из самых эффективных, стимулирование которых дает укрепление здоровья нации, повышает уверенность в будущем страны, ее экономическую безопасность, т.к. это источник производства добавленной стоимости, валового продукта и

соответственно роста экономики в целом. Под человеческим капиталом всегда понимается имеющийся у человека запас знаний, различных способностей и мотиваций.

Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью. Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) объединила две сферы общей культуры человеческого общества - физическую культуру и культуру труда. ППФК организационно включает в себя профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФК) и производственную физическую культуру.

В настоящее время в большинстве стран мира большое внимание уделяется ППФК трудовых ресурсов. Особенно в таких странах как Финляндия, Япония, Германия, США.

О ППФК судят по уровню развития ключевых профессионально значимых психофизиологических функций, физических качеств, двигательных умений и навыков. Осуществление ППФК студентов, обучающихся по конкретной специальности, сводится к решению общих (для всех будущих инженеров) и специальных задач профессиональной подготовки, обусловленных специфическими психофизиологическими требованиями к специалистам данного профиля.

В системе физического воспитания ППФК осуществляется не только на учебных занятиях, но и на самостоятельных при выполнении физических упражнений в режиме дня, на массово-оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях. Также ППФК студентов проводится и в форме лекции «Профессионально-прикладная физическая культура инженера-строителя».

Профессорско-преподавательским составом кафедры университета разработаны профессиограммы для большинства инженерно-строительных специальностей с использованием хронометража, циклографии, киносъемки, шагомера, метода проб и заданий, анкетирования, интервьюирования высококвалифицированных специалистов и т.д., на основании которых разработаны модели в зависимости от направленности производственной деятельности инженеров - строителей (табл. 1). Разработанные модели являются основанием ППФП не только в АСВ, но также в других вузах РФ.

Физическое состояние, работоспособность специалиста, как и уровень его знаний, являются своего рода товаром и определяют конкурентоспособность. Профессионально важные качества не только определяют стоимость рабочей силы, но и стали престижными.

В настоящее время преподаватели кафедры продолжают разработку профессио-грамм для новых специальностей по менеджменту, градостроительству, управлению строительством и других.

Для оценки подготовки конкурентоспособных специалистов необходимо постоянно заниматься оценкой и коррекцией профессиональной психофизической готовности (ППФГ), т.е. достаточной профессиональной работоспособности, наличием необходимых физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда, способности к полному восстановлению в заданном лимите времени, присутствии мотивации на достижении цели.

Социально-экономические условия в стране предъявляют исключительно высокие требования к профессиональной готовности специалиста, т.к. эффективность большинства видов деятельности зависит от ППФГ.

Совокупность структурно-функциональных компонентов ППФГ включает в себя физиологический статус, физическую подготовленность, функциональную устойчивость и профессионально важные психические качества.

В течение 12 лет с помощью автоматизированной системы на кафедре определяли уровень ППФГ студентов IV курса (более 15000 человек), заканчивающих обучение по дисциплине «Физическая культура».

Таблица 1. Состав ПВК модели инженера - строителя

Словесно-логические

Интеллектуальные способности

Вычислительные

Оперативные

Быстрота мышления

Психические Нервно-эмоциональная устойчивость

возможности Социально- Инициативность

психологические каче- Исполнительность

ства Дисциплинированность

Организаторские способности

Коммуникабельность

Черты характера Ответственность

Лидерство

Общая

Выносливость Статистическая

Динамическая

Сила

Физические Быстрота

качества Гибкость

Моторика мелких дви- Общая

жений Специальная

Зрение Острота зрения

Зрительно-моторная реакция

Слух Острота слуха

Слухо-моторная реакция

Нервная

Психофизио- Устойчивость функ- Сердечно-сосудистая

логические циональных систем Дыхательная

резервы и Опорно-двигательный аппарат

психические Вербальная

качества Зрительная

Память Слуховая

Познавательные функ- Двигательная

ции мозга Объем

Концентрация

Внимание Переключение

Объем

В настоящее время ППФГ определяется у студентов выборочно в исследовательских работах.

Продолжая разработку кафедральной темы «Профессионально-прикладная психофизическая подготовка нового поколения специалистов строительной отрасли» кафедра расширяет научные направления своей исследовательской работы, следуя новой категории МГСУ как Национального исследовательского университета.

На сегодняшний день для научной деятельности кафедра располагает хорошей аппаратурой и выборочно проводит исследования студентов, определяя их биологический возраст, функциональный статус организма, различные психофизиологические и биохимические показатели, психические возможности, состояние сна и т.д.

Автором использовался материал собственных статей и результаты исследований с его участием.

Ключевые слова: профессионально важные качества, потенциал здоровья, работоспособность, трудовые ресурсы, конкурентоспособность, психофизическая подготовка.

Key words: professionally important qualities, health potential, working capacity, labor re-sursy, competitiveness, psychophysical preparation.

129337 г. Москва, Ярославское ш., 26/11.

Факс:8(499)-188-03-04 Тел: 8(499)-188-15-89; 8(903)-202-98-89 E-mail: sattarova@mgsu.ru

Рецензент: Милорадова Надежда Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой Психологии ГОУ ВПО Московского государственного строительного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.