Научная статья на тему 'Профессиональная проба как значимый фактор повышения итоговой эффективности трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями'

Профессиональная проба как значимый фактор повышения итоговой эффективности трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

107
72
Поделиться

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Старобина Е.М., Гордиевская Е.О.,

Текст научной работы на тему «Профессиональная проба как значимый фактор повышения итоговой эффективности трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИТОГОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

СТАРОБИНА Е.М., ГОРДИЕВСКАЯ Е.О.

Современной Российское общество характеризуется тенденцией акцентирования внимания на нуждах социально незащищенных слоев населения, к которым в первую очередь относятся лица с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время они составляют более 10% населения страны.

В контексте осознания и решения проблем, связанных с наличием у молодых инвалидов ограничений их возможностей, особое значение приобретают вопросы создания условий и возможности их всесторонней самореализации, одним из существенных аспектов которых является активная профессиональная деятельность.

Соответствие профессиональной деятельности не только склонностям и профессиональным интересам личности, но и возможностям, приобретает особую важность при нарушениях здоровья, объективно ограничивающих изначально имеющиеся психофизические ресурсы человека. Данное обстоятельство представляет одну из главных проблем, непосредственно влияющую на формирование глубинных внутренних противоречий психической сферы данной категории обучающихся, существенно ограничивая возможности их социализации и эффективного трудоустройства. Так, значительное число инвалидов трудоспособного возраста неадекватно оценивают собственные возможности, в первую очередь профессиональные. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, только приступающие к освоению профессии часто субъективно ориентированы на приобретение специальности, не соответствующей имеющемуся у них психофизическому потенциалу, отказываясь от профессионального обучения по профессии, способной предоставить возможность наиболее эффективной профессиональной самореализации. Подобные обстоятельства обусловлены, как правило, с одной стороны - недостаточностью информированности о доступных профессиях, собственных профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения, исходя из существующих на сегодняшний день возможностей профессионального образования для инвалидов. С другой - неадекватностью отношения к собственным возможностям; отсутствием практического опыта - своего рода «пробы сил», которая бы позволила правильно оценить собственные возможности.

Подобная ситуация обуславливает необходимость разработки специфических элементов в структуре профессионализации данной категории обучающихся, способствующих устранению негативных тенденций в их профессиональном самоопределении. При их разработке в полной мере должно учитываться своеобразие проблематики данного контингента как субъективного (в первую очередь - спектра установок инвалида в отношении профессионального обучения и возможной профессиональной деятельности), так и объективного характера (прежде всего - ограничения возможностей здоровья, обуславливающих избирательность в плане доступности определенных профессий). И здесь значимым эффективным инструментом формирования адекватной профессиональной направленности молодых людей с ограниченными возможностями являются профессиональные пробы.

Под профессиональной пробой нами понимается испытание, моделирующее элементы определенного вида практической профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее осознанной самооценке

собственных профессиональных возможностей и обоснованному профессиональному выбору (профессиональному самоопределению) лица с ограниченными возможностями - инвалида.

До настоящего времени проблема разработки и реализации профессиональных проб для инвалидов практически не рассматривалась. Профессиональные пробы осуществляются в отдельных специализированных учреждениях профессионального образования, реабилитационных центрах на базе трудовых мастерских, часто исключительно на основе интуитивного понимания процесса специалистами, обусловленного уровнем их квалификации, имеющимся опытом и субъективным знакомством со спецификой проблем инвалидов. Данная ситуация может обусловить ряд значимых ошибок в осуществлении профпроб как на методическом, так и на методологическом уровне, тем самым существенно снизить их итоговую эффективность, а в отдельных случаях - дискредитировать их значение и роль в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ограничениями возможностями здоровья.

В связи с этим разработка технологии организации и осуществления профессиональных проб для инвалидов, включая как теоретические, так и методические аспекты, является актуальной проблемой большой этической и практической значимости.

Одним из ключевых положений, обуславливающих специфику подхода к разработке профессиональных проб, является неукоснительное соблюдение принципа научной аргументированности. Этот подход позволит исключить возможные ошибки, чреватые не только неэффективностью материальных и трудозатрат, но и возможным ущербом для здоровья и психики людей с ограничениями возможностями здоровья. Данный принцип предъявляет особые требования к предварительной всесторонней нюансированной оценке комплекса физических, физиологических и психологических качеств индивида, направляемого для прохождения профессиональных проб, прежде всего, с точки зрения наличия заболевания и его последствий.

Исходя из вышесказанного, в реализации мероприятий, предполагающих итоговой целью профессиональное самоопределение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, приоритетным является антропоцентрический подход, в первую очередь акцентирующий внимание на индивидуальных особенностях человека, в противоположность ориентации исключительно на требования профессиональной деятельности. Такой подход помогает обучающемуся уверенней продвигаться к цели на пути профессионального становления, осваивая оптимальные для него социальные и профессиональные возможности.

Данный подход предопределяет принципиальные отличия базовых предпосылок при реализации мероприятий профессионального подбора для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в целом и такого значимого его элемента как профпробы.

С учетом этих позиций при проведении профподбора диагностика предполагает более детальное изучение профессионально значимых качеств и свойств индивидуума. При этом, наряду с критериями, предусматривающими оценку психологических качеств - когнитивной сферы, личностных особенностей и так далее, особое значение приобретают медико-физиологические, биомеханические показатели.

Особо следует учитывать то обстоятельство, что профессиональные пробы способны играть значимую роль в общей системе профессионального

становления молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, реализуя в первую очередь прогностически-диагностическую функцию. По итогам их проведения возможно прогнозировать эффективность будущего профессионального обучения и трудоустройства, предопределяющих успешность как профессиональной, так и социальной самореализации личности в целом.

Осуществление профессиональной пробы для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья включает последовательное выполнение ряда процедур -этапов. При этом каждый из них наполнен своим содержанием и является необходимой ступенью для последующего в целях наиболее полного достижения целей собственно профессиональной пробы, а в итоге - эффективного завершения этапа профориентации и полноценного адекватного профессионального самоопределения личности в целом. Этапность реализации профессиональной пробы у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает выполнение мероприятий, предписываемых следующими ключевыми аспектами:

• медицинским, включающим в обобщенном виде последовательное решение вопросов оценки состояния здоровья, показаний и противопоказаний к конкретным видам трудовой деятельности, определение трудового прогноза;

• психологическим, предполагающим подбор профессий с учетом психологического статуса индивида, исходя из оценки значимых сфер психики, психологических свойств и функций, а также определения его потребности в коррекции профессиональных планов;

• социально-экономическим, предполагающим при подборе видов профессиональной деятельности и форм профессиональной подготовки необходимость учета разнообразных факторов, определяющих особенности социального статуса индивида (уровня общего образования, возраста, состава семьи и так далее), а также учета местных (региональных) особенностей развития производства, состояния рынка труда, потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности и возможности трудоустройства инвалидов.

Учет вышеназванных аспектов и решаемых ими ключевых вопросов, позволяет в процессе профессиональной ориентации комплексно и научно обоснованно подойти к практической части в алгоритме процесса самоопределения - профессиональной пробе.

Практические профессиональные пробы дают возможность проверить предшествующий «умственный» выбор с помощью собственного трудового опыта, испытания своих интересов, способностей, возможностей и личностных особенностей в реальных условиях практической деятельности, с учетом сложившейся реальной ситуации. Данное обстоятельство особенно актуально в тех случаях, когда в силу различного рода ограничений (наличия заболевания и его последствий), видоизменяется сама структура возможностей индивида. Последнее, в ряде случаев им самим может и не осознаваться, а иногда, в силу различного рода причин, сознательно вытесняться, обуславливая существенные адаптационные трудности в дальнейшем, в первую очередь, касающиеся выбора доступной и показанной профессиональной деятельности. Квалифицированная реализация профессиональных испытаний - профпроб обеспечивает формирование более адекватных трудовых установок на доступные виды профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися индивидуальными возможностями. В данном контексте значимость профессиональных проб трудно переоценить .

Таким образом, выполнение профессиональных проб, наряду с прогностически-диагностической, познавательно-оценочной решает и коррекционно-формирующую задачу.

Можно выделить два вида профессиональных проб в процессе профподбора для инвалидов - ориентировочные и целевые (или установочные). Ориентировочные профессиональные пробы - в процессе выполнения которых молодой человек, имеющий не адекватные профпланы, ориентируется в мире профессий и примеряет различные виды деятельности к себе, своим интересам и возможностям. Они позволяют индивиду приобрести определенный трудовой и предпрофессиональный опыт, сформировать более адекватную самооценку, расширить круг интересов, ознакомиться с некоторыми аспектами содержания и условий трудовой деятельности, а мастерам определить трудовые возможности и имеющиеся у молодого человека ограничения. Программы ориентировочного этапа в мастерских включают ознакомление с профессиями, связанными с профилем мастерской, практику в выполнении основных операций, диагностику состояния общетрудовых и профессионально важных качеств.

Целевые профессиональные пробы - в процессе которых выбирается и подтверждается или отклоняется выбранный профессиональный профиль, предоставляют возможность сформировать адекватные представления о конкретных видах профессиональной деятельности, о реальности овладения теми или иными профессиональными навыками, умениями и знаниями, сформировать (скорректировать) установки и мотивы к определенным видам профессий. Программа установочного этапа включает углубленное ознакомление с кругом профессий выбранного профиля, возможностями профессиональной подготовки и трудоустройства, осуществляется формирование первоначальных

предпрофессиональных знаний и умений, оценивается состояние профессионально важных качеств по конкретному виду профессиональной деятельности.

Особое значение в процессе осуществления профессиональных проб для инвалидов имеет взаимодействие специалистов, осуществляющих диагностику и курацию в ходе процесса осуществления профпроб.

Значимость и специфика вышеуказанных моментов при реализации профпроб для инвалидов, в целях их научной обоснованности и практической эффективности обуславливает в качестве оптимальных условий их реализации -проведение их на базе специализированных профессионально-реабилитационных (реабилитационных) центров, коррекционных школ.

Таким образом, учет ключевых аспектов технологии профессиональных проб для инвалидов при непосредственной их практической реализации, будет способствовать существенному повышению эффективности осуществления профессиональной ориентации для данной категории молодежи, осознанного выбора ими доступных видов труда для последующей наиболее полной как профессиональной, так и социальной самореализации.