Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ СОСТАВИТЕЛЕЙ ПОЕЗДОВ С УЧЁТОМ ЭНЕРГОЗАТРАТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ СОСТАВИТЕЛЕЙ ПОЕЗДОВ С УЧЁТОМ ЭНЕРГОЗАТРАТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
составители поездов / должностная инструкция / производственный фактор / динамическая работа / опорное двигательное аппарат / энергозатрат / train builders / job description / production factor / dynamic work / support motor apparatus / energy consumption

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Суннатулла Сулайманов, Миразиз Миркадирович Талипов

В данной статье рассматривается деятельность составителей поездов, виды выполняемых работ, связанных с затратами энергии мышц опорного двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Суннатулла Сулайманов, Миразиз Миркадирович Талипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the activities of trainers, the types of work performed, associated with the energy consumption of the muscles of the supporting motor apparatus

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ СОСТАВИТЕЛЕЙ ПОЕЗДОВ С УЧЁТОМ ЭНЕРГОЗАТРАТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ СОСТАВИТЕЛЕЙ

ПОЕЗДОВ С УЧЁТОМ ЭНЕРГОЗАТРАТ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Суннатулла Сулайманов

профессор Ташкентского государственного транспортного университета

s sulayman@mail. ru

Миразиз Миркадирович Талипов

Докторант Ташкентского государственного транспортного университета

miraziz-talipov@yandex.com

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается деятельность составителей поездов, виды выполняемых работ, связанных с затратами энергии мышц опорного двигательного аппарата.

Ключевые слова: составители поездов, должностная инструкция, производственный фактор, динамическая работа, опорное двигательное аппарат, энергозатрат

ABSTRACT

This article discusses the activities of trainers, the types of work performed, associated with the energy consumption of the muscles of the supporting motor apparatus.

Keywords: train builders, job description, production factor, dynamic work, support motor apparatus, energy consumption

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт в Узбекистане занимает приоритетное положение среди других видов транспорта, выполняя около 94 млн. тонн объема грузооборота и около 23 млн. пассажирских перевозок [1, 6].

Специфическими приоритетными задачами на железнодорожном транспорте являются обеспечение безопасности движения поездов, оптимизация перевозочного процесса, охрана и укрепление здоровья работающих [2]. Основным звеном в обеспечении этих задач в технологической системе «человек - технические средства - среда» является человек, от

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

профессиональной пригодности которого и зависит устойчивая деятельность отрасли.

Многолетние исследования специалистов по гигиене труда свидетельствуют, что условия труда работников основных железнодорожных профессий, обеспечивающих безопасность движения поездов, протекают в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексом воздействия на организм опасных (травмирующих и вредных) производственных факторов различной интенсивности и природы [4].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

В мире каждый шестой человек работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, более 40% потерь трудоспособного населения прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями рабочих мест. Некомфортные условия труда таит в себе различного рода опасностей для человека и приводит потери его жизни и здоровья, работоспособности. Все это наносит огромный ущерб бизнесу и значительно снижает производительности труда.

По данным исследования специалистов по гигиене труда, примерно, более 73% всего трудового потенциала железной дороги работает во вредных условиях труда [4]. Основными вредными производственными факторами на предприятиях железнодорожного транспорта, наиболее значимыми для профессионального риска, являются физические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химические факторы (пыль, сварочный аэрозоль, углеводороды, окислы углерода, окислы азота и серы и др.), тяжесть и напряженность труда [5].

В системе железнодорожного транспорта в специальный железнодорожный контингент входят: работники локомотивных бригад, составители поездов, осмотрщики вагонов, монтеры пути, дежурные по переезду, диспетчеры. Работники железнодорожных профессий, как правило, подвергаются отрицательному воздействию двух, трех и более опасных (травмирующих и вредных) производственных факторов различной природы и интенсивности.

В организации технологических процессов перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, особое и самое ответственное положение занимает профессия составителя поездов. Рабочая деятельность составителя поездов, в основном, в любых погодных условиях, днем и ночи,

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

протекает на открытом воздухе. Поэтому в процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные (травмирующие и вредные) производственные факторы: движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы; расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная влажность и подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток; физические перегрузки; нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов; напряженность и тяжесть труда.

Составитель поездов осуществляет следующие трудовые функции во время смены в соответствии с должностной инструкцией:

-руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу;

-обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы; -выполнение маневровой работы по:

расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно -разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей;

перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. -участие в опробовании автоматических тормозов поезда; -укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции;

-перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление;

-расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок; -регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа;

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Из вышеизложенных материалов, касающихся видов и содержание работ, выполняемых составителями поездов видно, что все выполняемые работы

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

является физической работой. Поэтому, точность или безошибочность и время выполняемых работ, зависят от двигательных качеств составителей поездов. Известно, что основными двигательными качествами человека является сила, быстрота (скорость), гибкость, ловкость и утомляемость. Все эти двигательные качества связаны с основными свойствами опорного двигательного аппарата (ОДА) человека. Все виды выполняемых работ составителей поездов связаны с затратами энергии мышц ОДА. Так как, если рассматривать механические действия составителя поездов, расчленяя их на отдельные элементы, они состоят из ходьбы, перенос грузов различной тяжести, подъём и спуск из различных лестниц, висеть на подножках или на специальной площадке двигающийся грузовых вагонов. При выполнение выше перечисленных физических работ участвуют огромное количество мышц ОДА одновременно и это приводит к большому количеству затрат энергии. Режим выполнения физической работы составителями поездов в основном является динамической работой [5].

Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.

Величина динамической нагрузки определяется по формуле

/ ml тНл \ A = G(mH +

где А — динамическая нагрузка, кгм; т — масса груза или прилагаемое усилие, кг; Н— высота подъема груза, м; l — расстояние перемещения груза, м; И] — расстояние опускания груза, м; G — коэффициент, равный 6.

В соответствии с критериями оценки при региональной нагрузке (работа с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) до 2500 0 Дж она считается оптимальной (легкой), до 50000 Дж — допустимой (средней), а при превышении последней величины условия труда считаются вредными (тяжелый труд) трех степеней тяжести в зависимости от превышения [7].

Под динамической работой мышц подразумевается двигательная активность, при которой происходит попеременное расслабление и сокращение мышц для перемещения тела в пространстве или выполнения определенного движения.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

При выполнении динамической работы происходят физиологические реакции организма, которых не возникает во время статической мышечной работы. Примером таких реакций служит увеличение пульса и артериального давления во время активности. Интенсивность проявления реакций зависит от разных факторов: тренированности человека, силы и частоты мышечного сокращения, и даже от того, в каком положении находилось тело до начала активности.

Динамическую работу классифицируют по количеству работающих мышц:

Глобальная - если в движении принимают участие более двух третей от всех мышц тела;

Региональная - если в движении задействовано менее двух третей от общего количества мышц;

Локальная - если в движение участвует менее трети от всех мышц. Например, базовые упражнения, вроде приседаний, становой тяги, прыжков задействуют огромное количество мышц, в результате чего происходит глобальная или региональная динамическая работа. Динамическая работа мышц может быть преодолевающей и уступающей, что значит преодоление сопротивления и не противодействие. Рассмотрим на примере мышц рук: при отведении выполняется преодолевающая динамическая работа, при приведении - уступающая. А при удержании руки в определенном положении выполняется статическая или удерживающая работа мышц.

В последние годы при оценке мышечной работы в труде обращается внимание на подсчет числа шагов, проходимых человеком за смену. При этом учитывается, что затраты энергии на ходьбу зависят от скорости последней и составляют примерно 175, 245 и 315 Вт соответственно скорости 3, 4 и 5 км/час.

Общая мышечная работа выполняется при тех видах профессиональной деятельности, где полностью или в значительной степени отсутствует механизация - некоторые виды сельскохозяйственных работ, труд грузчиков и др. Такие виды работ характеризуются высокими энергетическими затратами.

В условиях современного производства наблюдается неравномерное распределение нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Исключаются из трудового процесса крупные мышцы, уменьшается объем мышечной деятельности, выполняется преимущественно региональная или локальная

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1108-1113

мышечная работа, требующая точности, координированности и быстроты движений.

Для оценки нагрузки элементов ОДА, составителям поездов необходимо проводить экспериментальные исследование и хронометраж всех видов движений отдельных (верхних, нижних конечностей) биозвеньев. Используя результатов экспериментальных исследований можно будет оценивать степень тяжести условия труда составителей поездов. Результаты оценки позволят судить профессиональную пригодность с учётом энергозатрат выполняемых работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, методика по оценке профессиональной пригодности составителей поездов с учётом региональных показателей рабочих зон и конструктивных, эксплуатационных, технических и эргономических показателей вагонов и железной дороги, отсутствуют или устарела, поэтому разработка методики профессиональной пригодности составителей поездов является весьма актуальной задачи.

REFERENCES

1. Евсеева И. В. Медико-социальная оценка здоровья железнодорожников различных профессиональных групп: автореф. дис. канд. мед. наук / Евсеева И. В. - М., 2002. -22 с.

2. Капцов В. А. Новые организационно-методические подходы к профилактическим медицинским осмотрам на железнодорожном транспорте / В. А. Капцов, А. Ю. Троицкая, В. Б. Панкова // Гигиена и санитария. - 2000. - № 2. - С. 66-70.

3. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. - М.; 2001.

4. Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта(на примере работников локомотивных бригад): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.; 2006.

5. Копейкин Н.Ф., Станкевич А.И., Бондарева А.Р., Боева И.А. Гипертоническая болезнь как профзаболевание работников локомотивных бригад. Гигиена и санитария. 2011 - №3. -С. 28-9.

6. https://www.railway.uz/uz/

7. С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ 7-е изд., стер,—М.: Высш. шк.,2007.— 616 с.

8. Аруин А. С., Зациорский В. М. Эргономическая биомеханика. — М.: Машиностроение, 1988. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.