DOI: 10.19181/popuLation.2020.23.4.9
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ: ЭКСПЕРТЫ О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ЧАСТЬ 1)
Александрова О. А.1,2,3, Ярашева А. В.1,2*, Ненахова Ю. С.1,2
1Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦРАН (117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32) 2НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (НИИОЗММ ДЗМ) (115088 Россия, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9) 3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49)
*E-mail: [email protected]
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках НИР по Государственному заданию «Анализ деятельности населения регионов России в сферах финансового поведения, распространения информационных технологий, естественного и миграционного движения» № 0165-2018-0005. Для цитирования:
Александрова, О. А. Профессиональная подготовка врачей: эксперты о проблемах образовательного процесса (часть 1) / О. А. Александрова, А. В. Ярашева, Ю. С. Ненахова // Народонаселение.-2020.- Т. 23.- № 4.- С. 93-103, DOI: 10.19181/population.2020.23.4.9
ТаЦиЯ. Среди ключевых целей национального проекта Здравоохранение» обозначено обеспечение государственных (муниципальных) медицинских организаций квалифицированным медицинским персоналом. Достижение этой цели в значительной степени зависит от качества подготовки медицинских кадров. При этом в системе медицинского образования в последние годы происходят заметные перемены: меняются нормативно-правовые основы медицинской и образовательной деятельности, техническое оснащение и условия хозяйственной деятельности вузов и так далее. Изменяющийся социально-экономический контекст накладывает отпечаток как на поступающих в вузы, их мотивацию, так и на тех, кто обучает будущих медиков. В статье представлен анализ результатов осуществленного в 2019 г. под эгидой Департамента здравоохранения Москвы исследования «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения», в котором затрагивались как количественные аспекты кадровой обеспеченности подведомственных городу медицинских организаций, так и вопросы качества медицинских кадров, связанные с их профессиональной подготовкой. Информация о качестве выпускников медицинских вузов и детерминирующих его факторах была получена в рамках серии глубинных структурированных интервью с экспертами, в качестве которых выступали представители столичных медицинских вузов и главные врачи медицинских учреждений. В ходе опроса эксперты высказали свое мнение о всех факторах, влияющих на качество медицинского образования: уровень подготовки и мотивации абитуриентов; характеристика профессорско-преподавательского состава; организация образовательного процесса и других. Анализ экспертных мнений свидетельствует о неоднозначности ситуации в медицинском образовании. К положительным моментам можно отнести рост интереса к получению профессии врача и востребованность знаний, а также некоторое улучшение оплаты труда вузовских работников, позитивно сказывающееся на заполнении педагогических вакансий и социальном самочувствии преподавателей. В то же время, практически в каждой из составляющих качества подготовки специалистов-медиков — в методическом обеспечении, техническом оснащении, возможности получения будущими врачами практических навыков, — обнаружены проблемы, требующие решения.
^ здравоохранение, медицинские кадры, профессиональная подготовка, медицинские вузы.
© Александрова О. А., Ярашева А. В., Ненахова Ю. С., 2020.
Введение
Одна из важных целей национального проекта «Здравоохранение» — достижение практически полной укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом российских учреждений здравоохранения. Решение этой проблемы лежит в рамках реализации задачи «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»1, успешность которой зависит, в том числе, и от качества подготовки (переподготовки) врачей в высших учебных заведениях.
Многоаспектность проблемы кадрового обеспечения здравоохранения предполагает междисциплинарный анализ и поиск эффективных решений, в силу чего в процесс реализации целей национального проекта как в масштабах страны, так и в рамках отдельных регионов вовлечены исследователи не только медицинского, но также экономического, социологического и педагогического профилей. Особенностью осуществленного в 2019 г. по заданию Департамента здравоохранения Москвы проекта «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения» было то, что, во-первых, речь шла об обеспечении медицинским персоналом системы здравоохранении субъекта Российской Федерации, отличающегося от других своими финансовыми и организационными возможностями; во-вторых, тем, что оно имело комплексный характер — затрагивало количественные аспекты кадровой обеспеченности и вопросы качества медицинских кадров, связанные с их профессиональной подготовкой.
Среди актуальных вопросов подготовки медицинских кадров более общего характера можно выделить формирование и развитие общепрофессиональной компетентности врачей: профессиональных
1 Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утвержден Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018. № 16) // КонсультантПлюс: [сайт].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_319209/ (дата обращения: 19.02.2020).
и этических стандартов врачебной деятельности, гуманистической направленности организационной культуры) [1; 2]; организационное и финансовое обеспечение стратегического планирования кадровых ресурсов здравоохранения [3; 4]; воздействие процессов цифровизации на качество медицинского образования [5]; особенности подготовки управленческих кадров для здравоохранения [6]; влияние реформы образования на качество абитуриентов и профессиональный уровень выпускников вузов [7] и других. В более узком плане в научных публикациях находят отражение вопросы, касающиеся непрерывного профессионального образования [8], развития педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов [9], личностных, в том числе возрастных, характеристик педагогов [10], траекторий обучения студентов-медиков в рамках целевой подготовки [11], организации внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования [12], подготовки квалифицированных кадров для конкретных отраслей здравоохранения [13].
В целом в рамках проекта применялся разнообразный исследовательский инструментарий: анализ статистики, математическое моделирование, социологические исследования с использованием методов количественных (массовый анкетный опрос врачей и среднего медицинского персонала подведомственных столичному департаменту здравоохранения больниц и поликлиник) и качественных (глубинные структурированные интервью с экспертами). Именно последний метод использовался для получения информации о ситуации с подготовкой врачей в медицинских вузах. Экспертами выступали представители образовательных учреждений Москвы, занимающихся подготовкой и переподготовкой врачей, а также главные врачи столичных медицинских организаций (11 интервью). Сценарии интервью содержали вопросы, касающиеся всех основных составляющих качества обучения врачей: уровня под-
готовки и мотивированности абитуриентов; профессорско-преподавательского состава; учебно-методических материалов; материально-технического оснащения; производственной практики и других. Анализ полученной в рамках экспертного опроса информации позволил выявить актуальные проблемы медицинского образования.
Контингент учащихся
Высказанные экспертами мнения относительно контингента и уровня подготовки абитуриентов дают неоднозначную картину. С одной стороны, интерес к профессии врача как высококвалифицированного специалиста, традиционного всегда относившегося к элите общества, не только сохраняется, но в последние годы и растет. Эксперты объясняют это улучшением материального положения медицинских работников, а также популяризацией профессии силами киноискусства и СМИ. Благодаря высокому конкурсу, у вузов есть возможности отбора среди абитуриентов. С другой стороны, существует проблема входных знаний так называемых «целевиков», которая связана с неодинаковой жесткостью проведения итоговой аттестации школьников (ЕГЭ) в столице и ряде регионов России: «Целевиков набирают на местах, а отбор там происходит по «понятным» критериям»; «Поскольку у себя на местах они по ЕГЭ получают 100 баллов, а у нас—рейтинговая система, мы вынуждены их зачислять2». Сохраняется и проблема более низкого уровня входных знаний абитуриентов, поступающих на коммерческие места: «Первый Мед» поставил задачу брать всех, кто готов платить». Помимо части студентов из числа «целевиков» и «коммерческих», трудности в процессе обучения в вузе испытывают и выпускники медицинских колледжей. По мнению экспертов, причина этого в том, что последние изучают медицинские дисциплины, но в урезанном и не всегда правильном виде, а это мешает им перестроить-
2 Здесь и далее курсивом даны высказывания экспертов.
ся и начать учиться по требованиям вуза. В то же время, эксперты подчеркивают, что многое зависит от способностей и трудолюбия самих студентов.
Важным фактором улучшения состава обучающихся является возможность отчислить неспособных и нерадивых студентов. Однако уже притчей во языцех стала ситуация, когда образовательные учреждения вынуждены отказываться от отчисления учащихся из-за нежелания потерять соответствующую часть «подушевого» финансирования из бюджета или платы за обучение на коммерческих отделениях. По словам одних экспертов, в этой части все остается по-прежнему («Половина группы — «платники», которых нужно обязательно тянуть, потому что иначе деньги уйдут»), по словам других — ситуация меняется: «С того момента, как нам разрешили отчислять, с контингентом все стало намного лучше, потому что раньше студента, особенно, если он целевой, отчислить было невозможно», а о масштабах отсева говорит приведенная экспертом цифра: «У нас, бывало, и более 400 человек выгоняли».
Технология освобождения от нерадивых студентов при сохранении бюджетных средств такова: «Во-первых, допускается минус 10% студентов на выходе: тысячу человек взяли — должны выдать 900. У нас примерно 50% отчислений тех, кто поступил на первый курс. Но в итоге количество, которое мы выпускаем, соответствует требованиям — за счет восстановившихся, перешедших из других вузов и так далее. Во-вторых, если мы на первом курсе сумеем отчислить нерадивых «целевиков», то эти бюджетные места передаются в общий котел, и на них мы проводим переводы, зачисления»; «Иногда регионы сами не могут выбрать предоставленную им Минздравом квоту, особенно, Москва и Московская область, которым дается громадное количество мест. Ругают вуз: вы не закрыли план приема, но мы закрыли на 100%, а вот по целевым — только на 60%. Тогда додумались: если на нужный момент целевые места не закрыты, их тут же перебрасывают в общую базу
и берут следующего по рейтингу». Проблема недобора в рамках целевой подготовки упирается в востребованность у будущих врачей той или иной специальности: «Допустим, Москва просит 20 акушеров — претендуют 50; нужно 5 специалистов клинико-диагностической лаборатории — согласились 2»; «Востребованы акушерство и гинекология, дермато-венерология, ультразвуковая диагностика, косметология и пластическая хирургия. При этом у нас дефицит анестезиологов-реаниматологов, врачей скорой помощи, фтизиатров и, особенно, специалистов первичного звена».
В то время как одни эксперты рады возможности отсеивать неуспевающих студентов, других экспертов серьезный масштаб отчислений настораживает: «Если поступили 800 человек, на втором курсе остается 600. Такое огромное отчисление идет за счет двух предметов: на первом месте — гистология, на втором — анатомия. Но если взять участкового врача или даже врача высшей категории, то гистология в его работе играет мизерную роль, то есть, в большом объеме эти знания не нужны». Кроме того, представляются неоправданными и необоснованными ограничения, накладываемые на возможность восстановиться в вузе: система предполагает возможность восстановиться только в тот вуз, откуда отчислили. Однако, с точки зрения опрошенных специалистов, было бы целесообразно разрешить восстановление в любом высшем учебном заведении.
По словам экспертов, сегодня все студенты стремятся пройти полный курс обучения, что обусловлено введением института сертификации/аккр едитации: «На последнем курсе они стремятся в фармацевтические фирмы. Но опыт подсказывает, что это невыгодно, потому что потом они не могут никем работать — нужен сертификат, а его сейчас получить трудно, и сейчас все стремятся закончить образование». В то же время, эксперты вынуждены признать, что не все выпускники, в том числе и окончившие ординатуру, идут работать в лечебные учреждения — таковых около 60%.
В отличие от востребованной у молодежи ординатуры (интернатуру аннулировали, а без прохождения ординатуры невозможно работать узким специалистом, в нее стремятся все — на бюджетной основе или на платной) аспирантура, превратившаяся ныне в третью ступень образования, не вызывает у молодежи прежнего интереса. Причина в первую очередь связана с тем, что размер стипендии мал, а в случае желания заниматься научной работой целесообразнее осуществить так называемое прикрепление для написания и защиты диссертации.
Повышению качества контингента, обучающегося в медицинских вузах, могло бы способствовать повышение их бюджетной обеспеченности. Это скорректировало бы закрепившуюся в последние годы установку руководства образовательных учреждений на необходимость любыми путями привлекать финансовые ресурсы из негосударственных источников. Заинтересованность вузов в удержании студентов, обучающихся на платной основе, имеет своим следствием снижение общего уровня подготовки, а также профанацию промежуточных и итоговых аттестаций.
С учетом длительных сроков обучения и невозможности изменения учебных планов после их утверждения органами управления образованием, необходимо совершенствовать работу над прогнозом потребностей в медицинских кадрах того или иного профиля, а также усилить координацию между департаментами здравоохранения и образования Москвы для поиска гибких решений, позволяющих медицинским образовательным учреждениям готовить остро востребованных специалистов.
Педагогический состав
Картина, касающаяся возрастных характеристик профессорско-преподавательского состава (ППС), выглядит довольно противоречивой. С одной стороны, проблема старения педагогических
кадров в медицинских вузах затрагивает, прежде всего, теоретические кафедры, а на клинических кафедрах и кафедрах организации здравоохранения наблюдается приток молодежи: «Не в чести у молодежи кафедры физиологии, патана-томии, иностранного языка. А если взять клинические кафедры, то там достаточно много молодых»; «На кафедре организации здравоохранения средний возраст — 48 лет. Приходит много молодежи, потому что растет зарплата: молодые девочки-ассистенты без степени получают порядка 60 тысяч рублей». С другой стороны, были и такие высказывания экспертов: «В отношении ППС — грустно: в основном все держится на людях предпенсионного и пенсионного возраста, которые работают не только за деньги, но и от души».
В привлечении молодых преподавателей проблема упирается в низкий уровень оплаты труда начинающих педагогов (порядка 14-15 тыс. рублей). В силу этого молодежь идет преподавать не очень активно: «Особенно это касается дисциплин, которым учат на первых курсах — физика, химия, биология. Потому что «лечебник», все-таки, совмещает преподавание с работой врача, судебный медик—с экспертной работой». О том, что именно возможность совмещения работы в вузе и в практической медицине содействует заполнению вакансий на клинических кафедрах, говорили и другие эксперты: «Сейчас в московском здравоохранении очень интересно быть врачом — он получает больше, чем преподаватель. Зарплата преподавателя-врача должна быть выше, чем зарплата врачей в больницах. Как только мы это выровняем, в вузах будет стоять очередь на должность профессора, и можно будет говорить о высочайшем уровне преподавателей».
Как и в отношении ряда других факторов, определяющих качество образования, мнения наших экспертов относительно общей оценки преподавательского корпуса московских медицинских вузов заметно различались. Основная часть экспертов характеризовала его самым положительным образом, обосновывая
высокую оценку, в том числе, теми возможностями, которые есть у столичных врачей и преподавателей: «В ведущих медицинских вузах есть возможность обучать на самом высоком уровне, поскольку многие кафедры (онкологии, кардиологии и подобные) в качестве базы имеют ведущие медицинские центры»; «В образовательных учреждениях Москвы работает много опытных экспертов. В «Первом Меде» многие ведущие эксперты — это или главные внештатные специалисты Минздрава и/или руководители, главные внештатные специалисты профессиональных сообществ столицы. В рамках профессиональной деятельности они следят за самыми современными мировыми трендами».
Но были и весьма негативные оценки ППС в целом: «Раньше преподаватель вуза был хорошо оплачиваемым и уважаемым человеком, и был отбор, конкурс. Теперь многие кафедры не заполнены, кто-то приходит, чтобы просто числиться профессором на четверть ставки». Конкретизируя свои претензии, эксперты обращают внимание, прежде всего, на отношение преподавателей к студентам — третирование последних, нередко замешанное на желании заставить платить: «У преподавателей-врачей с точки зрения дохода главное — пациенты, поэтому в вузе они работают по остаточному принципу, их не волнует, как лучше учить студентов. Преподаватели теоретических кафедр, не имеющие дохода с пациентов, начинают все выворачивать так, чтобы иметь доходы со студентов. У них даже отличник вынужден нанимать за деньги репетитора». Таким образом, проблема внутривузовской коррупции, которая, по оценке экспертов, хотя и становится менее острой, все же не исчезает.
Даже если преподавателями в их отношении к студентам не движут корыстные мотивы, тем не менее, усвоенная многими система отношений, базирующаяся на полной зависимости студента, мешает образовательному процессу: «Мы заметили, что из преподавателей не получаются хорошие тренеры (имеются в виду преподаватели в симуляционных центрах — авт.), пото-
му что над ними все равно довлеет преподавательская установка, что они — «над». А на тренингах передача практических навыков должна происходить на равных. Обучаемые должны быть расслабленными — когда ты осваиваешь что-то новое, ошибки неизбежны, и люди, особенно взрослые, очень боятся, что им сейчас на них укажут»; «Важно, чтобы человек не боялся ошибиться, и задача си-муляционных центров — провоцировать на ошибку, чтобы эту ошибку обсудить».
Эксперты также отмечают отсутствие у многих преподавателей столичных вузов заинтересованности в приобретении новых практических знаний: «Однажды у нас в симуляционном центре шел платный курс для тренеров из регионов и осталось 4 свободных места. Мы предложили нашему московскому вузу бесплатно обучить 4 преподавателей с соответствующего факультета. Люди пришли, но очень возмущенные графиком обучения (мы проводим платные занятия в субботу и воскресенье, чтобы приезжим было удобно) — только одна досидела до конца, но не участвовала ни в одном из упражнений».
Очень важным для качества медицинского образования является участие в образовательном процессе практикующих клиницистов. И эксперты неоднократно специально акцентировали на этом внимание («Совмещение работы в образовательных учреждениях с медицинской практикой полезно и нужно. Особенно учитывая, что своих клиник нет, и показать пациентов — проблема»). В то же время, в последние годы в вузах совместительство не приветствуется (заметим, что это — общая для всей системы образования ситуация, обусловленная необходимостью выполнения так называемых «майских указов» Президента России), с чем наши эксперты не всегда согласны: «Каждый хочет иметь сотрудника, у которого это — основная работа, а здесь получается совместитель. У меня на кафедре примерно половина — совместители. И мне за это начальство все время выговаривает».
Эксперты сомневаются в верности и иных новых моментов в сфере трудовых
отношений, касающихся сроков трудового договора: «Если преподаватель не имеет ученой степени, то мы его принимаем на два-три года. А если имеет степень, то на пять лет. Но в стандарте ассистента не написано, что он обязан быть кандидатом наук. И каждые два-три года человек собирает документы и прочее. Я, как заведующая кафедрой, с удовольствием взяла бы кандидата наук. Но у меня нет очереди из желающих работать».
Очевидно, что существенное влияние на трудовые траектории и качество выполнения работы оказывает материальное стимулирование труда. И, по словам экспертов, недавнее повышение оплаты труда ППС содействовало заполнению вакансий и снижению текучести педагогических кадров. Однако повышение уровня оплаты труда во многом достигается за счет резкого роста нагрузки «потому что человек при этом работает на три ставки». Существует и проблема нестабильного размера выплат, также мешающая ощущать рост материального благосостояния: «Я рассчитываю только на зарплату. Премия может быть, а может и не быть, воспринимаю ее как подарок судьбы. Нам все время платят разные суммы — то меньше, то больше, что не позволяет человеку сказать, что он стал получать больше».
Что же касается занятия наукой, которое, помимо содействия росту квалификации преподавателей могло бы способствовать еще и привлечению внебюджетных средств, то здесь проблема заключается не только в несопоставимом количестве аудиторных часов у преподавателей российских и зарубежных вузов («Когда нам говорят, что в США нет отдельных научных институтов (они есть только в фармакологических компаниях), а все делает университетская наука, то забывают сказать, что у тамошнего профессора 240 часов аудиторной нагрузки в год, а у нашего — 700»). Но еще важнее — отсутствие у российских педагогов условий для проведения научных исследований на современном уровне: «Если вдруг нашему профессору сделают 240 часов аудиторной нагрузки, все равно ничего не по-
лучится. Для науки нужна приборная база, реактивы, а иначе это не наука, а профанация». Впрочем, другие эксперты настроены не так пессимистично: «Ни в коей мере не хочу принизить уровень штатных преподавателей (по сравнению с совместителями — авт.), потому что требования к ведению научной и лечебной работы к ним сохраняются. Даже если этот преподаватель работает только в вузе, он все равно занимается наукой, то есть постоянно совершенствуется и является специалистом высокого класса».
Резюмируя высказанные мнения экспертов относительно проблем преподавательских кадров, целесообразно, с учетом сдвига педагогического состава учреждений медицинского профессионального образования в сторону старших возрастов, обеспечить своевременную подготовку соответствующих педагогических кадров и создать условия для их привлечения в образовательные учреждения. Повышение оплаты труда преподавателей московских медицинских вузов может привлечь в систему образования как молодых, так и опытных специалистов. С целью усиления практической направленности медицинского образования необходимо расширять привлечение высококвалифицированных практикующих медиков, что требует лояльного отношения к внешнему совместительству, а также обеспечения уровня оплаты труда, сопоставимого с теми доходами, которых перешедшие в образование медики лишаются, сокращая объем своей медицинской практики.
Повышение квалификации ППС медицинских вузов требует их привлечения к научной деятельности. Для обеспечения реального, а не имитационного участия педагогических кадров в научных исследованиях необходима реализация комплекса мер, среди которых первоочередными являются значительное сокращение аудиторной нагрузки, оснащение медицинских вузов современным оборудованием, возможность приобретать реактивы.
Выводы
В последние годы в медицинском образовании происходят заметные трансформации: меняются нормативно-правовые основы медицинской и образовательной деятельности, техническое оснащение, условия хозяйственной деятельности вузов и так далее. Социально-экономический контекст накладывает отпечаток как на поступающий в вузы контингент, так и на тех, кто обучает будущих медиков. В ходе проведенного в 2019 г. исследования, посвященного развитию кадров столичного здравоохранения, внимание, в том числе, было уделено подготовке врачей в московских медицинских вузах. И если принявшие участие в экспертном опросе главные врачи, в основном, давали интегральную оценку приходящим к ним на работу выпускникам, то представители медицинских вузов подробно говорили о всех сторонах образовательного процесса. Анализ собранной информации, в том числе, разноголосица экспертных мнений, свидетельствует о неоднозначности ситуации в медицинском образовании. Из положительных моментов можно отметить рост интереса к получению профессии врача, а также позитивно сказывающееся на комплектовании штатов и социальном самочувствии некоторое улучшение оплаты труда вузовских преподавателей. В то же время, имеются проблемы практически в каждой из составляющих качества подготовки специалистов-медиков: в методическом обеспечении, организации образовательного процесса и других. Это говорит о необходимости комплекса мер, направленных на повышение уровня медицинского образования, а в конечном итоге — на улучшение качества медицинской помощи. Именно о проблемах, связанных с самим учебным процессом, образовательными программами и стандартами, техническим оснащением и возможностями обучения с использованием высококачественных симуляторов, пойдет речь во второй части статьи.
Литература и Интернет-источники
1. Неволина, И.В. Профессиональная компетентность как составляющая профессионализма будущего врача / И. В. Неволина // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных дисциплин Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова.— Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2011.— — 244 с. — С. 137-138.
2. Rider, E. A. et al. Healthcare at the Crossroads: The Need to Shape an Organizational Culture of Humanistic Teaching and Practice.—URL: https://www.researchgate.net/publication/325031279_ Healthcare_at_the_Crossroads_The_Need_to_Shape_an_Organizational_Culture_of_Humanistic_ Teaching_and_Practice (дата обращения: 01.09.2020).
3. Ярашева, А.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения / А. В. Ярашева, О. А. Александрова, Е. М. Медведева, Н. В. Аликперова, С. В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.— 2020. — Т. 13.— № 1. — С. 174-190. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.10
4. Bossert, Th. et al. Assessing financing, education, management and policy context for strategic planning of human resources for health. ISBN978-92-4-154731-4.—URL: https://www.who.int/ hrh/tools/assessing_financing.pdf. (дата обращения: 01.09.2020).
5. Куприянов, А.Н. Цифровизация в сфере повышения квалификации работников здравоохранения / А. Н. Куприянов, Е. П. Чаплыгина // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0»: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 24-25 октября 2019 г.).— Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2019.— 325 с. — С. 60-63.
6. Александрова, О.А. Управленческие кадры в московском здравоохранении: поиск ответов на актуальные вопросы / О. А. Александрова, А. В. Ярашева, Е. И. Аксенова, Н. В. Аликперова, Ю. С. Ненахова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.— 2019.— № S(спецвыпуск)(27). — С. 522-528. DOI: 10.32687/0869-866X-2019-27-si1-522-528
7. Александрова, О. А. Реформа образования и новые вызовы / О. А. Александрова // Дети и молодежь — будущее России: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017.— 410 с. — С. 7-12.
8. Клигуненко, Е.Н. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития / Е. Н. Клигуненко, О. В. Кравец, Ю. А. Площенко, В. А. Сединкин, В. В. Халимончик // Медицина неотложных состояний.— 2018.— № 5(92). — С. 169-172.
9. Зинкевич, Е.Р. Педагогическое мышление как компонент профессиональной компетентности врача — преподавателя медицинского вуза / Е. Р. Зинкевич // Международный журнал экспериментального образования.— 2011.— № 10.— С. 72-74.
10. Пугач, В. Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? / В. Ф. Пугач // Высшее образование в России. — 2017.— № 1. — С. 47-55.
11. Дощанникова, О. А. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза / О. А. Дощанникова, Ю. Н. Филиппов, Е. С. Богомолова, А. Л Хлапов // Высшее образование в России.— 2017.— № 12. — С. 46-53.
12. Панова, Е.Л. Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования / Е. Л. Панова, М. С. Туторская // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.— 2018.— № 1(26). — С. 48-52. DOI: 10.18821/0869-866X-2018-26-1-48-52
13. Голикова, Н. С. Тенденции развития высшего фармацевтического образования / Н. С. Голикова, В. В. Тарасов, И. И. Краснюк, Е. Ф. Савосина // Высшее образование в России.— 2016.— № 2. — С. 28-37.
Сведения об авторах:
Александрова Ольга Аркадьевна, доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; аналитик НИИ организации здравоохранения
и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы; профессор Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9243-9242; Researcher ID Web of Science: В-1306-2017.
ЯрашеваАзизаВикторовна, доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, заведующий лабораторией Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН; ведущий аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000 - 0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017.
Ненахова Юлия Сергеевна, научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5865-1012; Researcher ID Web of Science: AAZ-2570-2020.
DOI: 10.19181/population.2020.23.4.9
PROFESSIONAL TRAINING OF DOCTORS: OPINIONS OF EXPERTS ON PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS (PART 1)
Olga A. Aleksandrova123, Aziza V. Yarasheva12*, Yulia S. Nenakhova12
1Institute of Socio-Economic Studies of Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russian Federation, 117218) 2Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department (9 Sharikopodshipnikovskaya str., Moscow, Russian Federation, 115088) 3 Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky prospect, Moscow, Russian Federation, 125993)
*E-mail: [email protected]
Funding:
The study was carried out within the framework of research under the State assignment "Analysis of the activities of the population of Russian regions in the sphere of financial behavior, dissemination of information technologies, natural and migration movement" (No. 0165-2018-0005).
For citation:
Aleksandrova O. A., Yarasheva A. V., Nenakhova Yu. S. Professional training of doctors: opinions of experts on problems of the educational process. (Part 1). Narodonaselenie [Population]. 2020. Vol. 23. No. 4. P. 93-103, DOI: 10.19181/population.2020.23.4.9 (in Russ.)
Abstract. Among the key goals of the National Project"Healthcare " is provision of State (municipal) medical organizations with qualified medical personnel. Achievement of this goal largely depends on the quality of medical personnel training. At the same time, noticeable changes have been taking place in the medical education system in recent years: they concern regulatory and legal framework of medical and educational activities, technical equipment and conditions of economic activity of
universities, etc. The changing socio-economic context has an impact on both university applicants, their motivation, and those who train future doctors. The article presents an analysis of the results of the study "Development of the human resources potential of the Moscow healthcare" carried out in 2019 under the auspices of the Moscow Healthcare Department, which addressed both the quantitative aspects of the staffing of medical organizations subordinated to the city, and the quality of medical personnel issues concerning professional training. Information on the quality of graduates from medical universities and the factors determining it was obtained through a series of in-depth structured interviews with experts, who were representatives of the capital's medical universities and chief doctors of medical institutions. In the course of the survey, experts expressed their opinion about all factors affecting the quality of medical education: the level of training and motivation of applicants; characteristics of the teaching staff; organization of the educational process, etc. Analysis of the expert opinions testifies to ambiguity of the situation in medical education. The positive aspects include the growing interest in obtaining the profession of a doctor and the demand for knowledge, as well as some improvement in the remuneration of university workers, which has a positive effect on the filling of pedagogical vacancies and the social well-being of teachers. At the same time, practically in each of the components of the quality of medical specialists training — in methodological support, technical equipment, the possibility of obtaining practical skills by future doctors — there have been found problems that require solution. Keywords: healthcare, medical personnel, professional training, medical universities.
References and Internet sources
1. Nevolina I. V. Professional'naya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professionalizma budushchego vracha [Professional competence as a component of the professionalism of the future doctor]. Sbornik nauchnykh trudov kafedry gumanitarnykh distsiplin Ryazanskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta im. akad. I. P. Pavlova [Scientific Papers of the Humanities Departments of Pavlov Ryazan State Medical University]. Ryazan. 2011. P. 137-138. (in Russ.)
2. Rider E. A., Gilligan M. A., Osterberg L., Branch W. T. Healthcare at the Crossroads: The Need to Shape an Organizational Culture of Humanistic Teaching and Practice. Available at: https://www. researchgate.net/publication/325031279_Healthcare_at_the_Crossroads_The_Need_to_Shape_an_ Organizational_Culture_of_Humanistic_Teaching_and_Practice. (Accessed: 1 September 2020).
3. Yarasheva A. V., Aleksandrova O. A., Medvedeva E. I., Alikperova N. V., Kroshilin S. V. Problemy i perspektivy kadrovogo obespecheniya moskovskogo zdravookhraneniya [Problems and prospects of personnel support of the Moscow healthcare system]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 174-190. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.10 (in Russ.)
4. Bossert Th. et al. Assessing financing, education, management and policy context for strategic planning of human resources for health. ISBN9789241547314. Available at: https://www.who.int/ hrh/tools/assessing_financing.pdf. (Accessed: 1 September 2020).
5. Kupriyanov A. N., Chaplygina E. P. Tsifrovizatsiya v sfere povysheniya kvalifikatsii rabotnikov zdravookhraneniya [Digitalization in the field of professional development of healthcare workers]. Razvitiye menedzhmenta: kontseptsiya «Industry 4.0»: materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Management Development: the Concept of "Industry 4.0". Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. Orlovskiy gosudarstvennyy universitet imeni I. S. Turgeneva [Turgenev Orel State University]. Orel. 2019. P. 60-63. (in Russ.)
6. Aleksandrova O. A., Yarasheva A. V., Aksenova E. I., Alikperova N. V., Nenakhova Yu. S. Upravlencheskiye kadry v moskovskom zdravookhranenii: poisk otvetov na aktual'nyye voprosy [Senior management in Moscow healthcare: search for answers to urgent questions]. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2019. No. S (27). P. 522-528. DOI: 10.32687/0869-866X-2019-27-si1-522-528 (in Russ.)
7. Aleksandrova O. A. Reforma obrazovaniya i novyye vyzovy [Education reform and new challenges]. Deti i molodezh' — budushcheye Rossii: Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chastyakh. Ch. 1. [Children and Youth — the Future of Russia. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference. Part 1]. Vologda. 2017. P. 7-12. (in Russ.)
8. Kligunenko E. N., Kravets O. V., Ploshchenko Yu. A., Sedinkin V. A., Khalimonchik V. V. Sovremennyy podkhod k obrazovaniyu vrachey: kontseptsiya nepreryvnogo meditsinskogo obrazovaniya i nepreryvnogo professional'nogo razvitiya [Modern approach to the education of doctors: the concept of continuing medical education and continuous professional development]. Meditsina neotlozhnykh sostoyaniy [Medicine of Emergency Conditions]. 2018. No. 5(92). P. 169-172. (in Russ.)
9. Zinkevich E. R. Pedagogicheskoye myshleniye kak komponent professional'noy kompetentnosti vracha — prepodavatelya meditsinskogo vuza [Pedagogical thinking as a component of the professional competence of a doctor — teacher of a medical university]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2011. No. 10. P. 72-74. (in Russ.)
10. Pugach V. F. Vozrast prepodavateley v rossiyskikh vuzakh: v chem problema? [The age of teachers in Russian universities: what's the problem?] Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017. No. 1. P. 47-55. (in Russ.)
11. Doshchannikova O. A., Filippov Yu. N., Bogomolova E. S., Khlapov A. L. K voprosu o sovershenstvovanii mekhanizmov tselevoy podgotovki studentov meditsinskogo vuza [On the issue of improving the mechanisms of targeted training of students of a medical university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017. No. 12. P. 46-53. (in Russ.)
12. Panova E. L., Tutorskaya M. S. Sotsial'nyye seti i organizatsiya vneauditornogo obucheniya studentov v sisteme vysshego meditsinskogo obrazovaniya [Social networks and organization of extracurricular education of students in the system of higher medical education]. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2018. No. 1(26). P. 48-52. DOI: 10.18821 / 0869-866X-2018-26-1-48-52. (in Russ.)
13. Golikova N. S., Tarasov V. V., Krasnyuk I. I., Savosina E. F. Tendentsii razvitiya vysshego farmatsevticheskogo obrazovaniya [Trends in the development of higher pharmaceutical education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [HigherEducation in Russia]. 2016. No. 2. P. 28-37. (in Russ.)
Information about the authors:
Aleksandrova Olga Arkadievna, Dr. Sc. (Econ.), Deputy Director for Research, Institute of Socio-Economic Studies of Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology RAS; Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Contact Information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9243-9242; Researcher ID Web of Science: В-1306-2017
Yarasheva Aziza Viktorovna, Dr. Sc. (Econ.), Full Professor, Head of laboratory, Institute of SocioEconomic Studies of Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology RAS; Leading Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russian Federation.
Contact Information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000 - 0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017.
Nenakhova Yulia Sergeevna, Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology RAS; Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russian Federation. Contact Information: e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5865-1012; Researcher ID Web of Science: AAZ-2570-2020
Статья поступила в редакцию 28.09.2020.