Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики'

Профессиональная подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / ПРЕПОДАВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошева Лайло Аминжоновна

В статье рассматривается профессиональная подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики. Изучение информатики имеет большое значение для развития мышления школьников. Психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность делать анализ, обобщать полученную информацию и принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ Тошева Л.А.

Тошева Лайло Аминжоновна - учитель начальных классов, школа № 40, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается профессиональная подготовка учителей начальных классов к преподаванию информатики. Изучение информатики имеет большое значение для развития мышления школьников. Психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность делать анализ, обобщать полученную информацию и принимать решения.

Ключевые слова: учитель, начальный класс, преподавание, информатика.

На современном этапе развития образования все большее внимание уделяется информатизации начального образования, поскольку современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями, планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

Применительно к процессу включения компьютера и информационных технологий (ИТ) в начальное обучение можно выделить следующие аспекты:

• компьютер становится неотъемлемым компонентом нового предметного окружения ребенка, требующим системного освоения;

• информационная технология обучения активно включается в состав методической системы обучения, видоизменяя ее компоненты и изменяясь сама. [1]

По нашему мнению, можно выделить следующие основные направления использования компьютера и информационных технологий в начальной школе:

1. Компьютер и информационные технологии как объект изучения (пропедевтический курс информатики).

2. Компьютер как средство для обучения различным дисциплинам как инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий (использование ИТ в рамках базовых курсов программы начальной школы).

При данном использовании компьютера имеет большое значение качество и разнообразие имеющегося в наличии программного обеспечения. В настоящее время идет активное создание программного обеспечения по различным курсам начальной школы.

3. Компьютер как средство развития и воспитания ребенка (использование программного обеспечения, непосредственно направленного на развитие тех или иных свойств личности, разработанного в соответствии с психо лого-педагогическими задачами и основывающегося на законах развития психического и психофизиологического развития детей младшего школьного возраста).

4. Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач и для реализации различных видов деятельности.

В свою очередь процесс информатизации начального образования состоит из следующих компонентов:

- формирование информационной культуры учащихся;

- преподавание пропедевтического курса информатики;

86

- использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;

- использование новых информационных технологий в управленческой и научно -методической деятельности педагога;

- информационная подготовка учителей начальных классов.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что решение задач, стоящих перед информатикой, исключительно в старших классах средней школы неэффективно по следующим причинам:

- формирование алгоритмического стиля мышления в связи с психологическими и педагогическими особенностями ребенка целесообразно начинать в более раннем возрасте;

- работу по формированию компьютерной грамотности логично начинать в начальный период обучения в школе, одновременно с началом изучения языка и математики;

- использование компьютера в школе предоставляет детям большие возможности для их творческого развития. [2]

Очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, изучение информатики имеет большое значение для развития мышления школьников. Психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление, его способность делать анализ, обобщать полученную информацию и принимать решения. Причем известно, что стиль мышления начинает складываться у детей в младших классах (логическое мышление), оптимальный возраст для его формирования — 5—12 лет. Отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, информационные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе, тем самым создают благоприятные психологические условия для реализации развивающего обучения информатике. Основные из них — широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание соревновательной психологической атмосферы.

На вопрос «Что же должна развивать информатика в начальной школе?», как нам кажется, необходимо ответить следующим образом:

- общее развитие, включающее в себя использование мыслительных операций над объектами (сравнение, сопоставление, исключение, анализ, выбор объектов с конкретными свойствами и поведением);

- развитие памяти и мышления: визуальная память и визуальное мышление, вербальное мышление, алгоритмический стиль мышления;

- учебные навыки поиска информации и ее обработки, практические навыки работы на ПК.

Систематизируя различные подходы к курсу «Информатика» в начальной школе целесообразно выделить следующие направления содержания пропедевтического курса информатики: информационно-логическое, алгоритмическое, пользовательское, развивающее, интеграция с предметами начальной школы.

Информатика становится метапредметной дисциплиной в начальной школе, инструментом познания, языком общения и описания результатов, а компьютер — необходимым инструментом в организации многообразной информационной

деятельности учащихся. Информатика предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в начальной школе, новый и совершенный инструмент, который позволит учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета.

Особо актуальным и противоречивым на данный момент остается вопрос: «Кому учить?», так как анализ образовательной практики позволяет констатировать наличие проблемы обеспечения школ квалифицированными учителями информатики для начальной школы. По нашему мнению, современное образование настоятельно требует всесторонней качественной подготовки по информатике учителя начальных классов. Учитель начальных классов должен уметь ориентироваться в динамическом информационном пространстве, быть готов внедрять инновационные процессы, осуществлять интегративное обучение младших школьников информационным технологиям, учить широко использовать их на различных уроках. Такая подготовка должна стать важным компонентом профессиональной подготовки учителя начальных классов к практической деятельности.

Список литературы

1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан. № 187 «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». г. Ташкент, 6 апреля 2017 г.

2. Литвинович О.И. Методическая система подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

OVERCOMING PROBLEMS IN TEACHING WRITING TO ESP

(ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES) STUDENTS

1 1 Nizamova R.A.1, Mamatova Z.M.2

1Nizamova Ra 'no Akhmadjanovna - Teacher, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY;

2Mamatova Zarnigor Matnunbek qizi - Student, CHEMICAL TECHNOLOGIES DEPARTMENT, CHEMICAL TECHNOLOGIES FACULTY, FERGANA POLYTECHNIC INSTUITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion describes the problems encountered in teaching writing to students of ESP. The author of the article discusses the main factors affecting on the development of writing skills of students and suggest several strategies to improve writing competence of ESP learners.

Keywords: writing, encountered, problems, skills, competence, ESP, context, transfer, address, native speakers, language, knowledge.

ESP concentrates more on language in context than on teaching grammar and language structures. It covers subjects varying from accounting or computer science to tourism and business management. The ESP focal point is that English is not taught as a subject separated from the students' real world (or wishes); instead, it is integrated into a subject matter area important to the learners [1, p.p. 140-143].

Ability of writing in a foreign language is the most challenging area for most students. Even with simple writing tasks, students often lose interest and do not complete them. Research on this issue indicates that creating a good piece of writing is considered an extremely difficult skill, even for native speakers. One reason why writing is so difficult is the fact that, in addition to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.