Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов политехнического колледжа к оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях'

Профессиональная подготовка студентов политехнического колледжа к оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова В. М., Лопухова Т. В.

В FeBO3 обнаружена необычная зависимость интенсивности сигнала ядерной магнитной индукции Jn от величины постоянного магнитного поля (Н). Предложена модель сглаживания осцилляций Jn(H) при малых Н, основанная на существовании наведенной магнитоупругой анизотропии в базисной плоскости кристалла FeBO3, которая обеспечивает необходимую неоднородность магнитной восприимчивости в образце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова В. М., Лопухова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional traning of polytechnic college students for efficient activity at power enterprises

An unusual dependence of the intensity Jn of the nuclear magnetic induction signal on the static magnetic field H has been observed in FeBO3. To ensure the required nonuniformity of the magnetic susceptibility in the crystal it is proposed to smooth out the Jn(H) oscillations at small H, by a model based on the existence of an induced magnetoelastic anisotropy in the basal plane of the FeBO3 crystal.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов политехнического колледжа к оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 377.13

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В.М. БУЛАТОВА, Т.В. ЛОПУХОВА

В статье изложены результаты педагогического исследования подготовки студентов политехнического колледжа к оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях. Предложена система подготовки будущих специалистов, включающая в себя выбор содержания, формирование профессиональных компетенций и профессиональный подбор на основе психологопедагогической диагностики.

Введение

Оперативная деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности человека, возникший на определенной ступени развития техники и производства в целом. Поэтому изучение особенностей оперативной деятельности и подготовки будущих специалистов к данной деятельности приобретают большое значение для решения задачи развития энергетического производства. Проблемы подготовки оперативного персонала для электроэнергетической отрасли отражены в работах А.Ф.Дьякова, Э.Н. Зуева, А.И. Соловьева, В.И. Чернышева и других ученых - энергетиков.

В процессе эксплуатации энергетических установок и электроэнергетических систем оперативная деятельность связана с длительным сохранением внимания, преодолением монотонности и стрессовых состояний, с постоянным чувством повышенной ответственности и, следовательно, с психической напряженностью. Для осуществления этой деятельности, помимо профессиональной подготовки, обеспечивающей надежную работу управляемых систем, специалисту необходимы психофизические качества. К таким качествам относятся: умение концентрировать внимание, действовать с необходимой точностью, переключать внимание с одного события на другое, четко различая их по важности, и, в соответствии с этим, отдавать предпочтение при обслуживании. Кроме того, необходимы хорошая память и аккуратность (для работы с обязательными правилами и инструкциями) и волевые качества (для управления подчиненным персоналом) [1]. Известно, что между перечисленными выше качествами и другими чертами характера наблюдаются достаточно устойчивые взаимосвязи. Поэтому наличие сведений об одних свойствах характера дает возможность с определенной надежностью оценивать другие важные для оперативной работы качества [2].

© В.М. Булатова, Т.В. Лопухова

Проблемы энергетики, 2005, № 9-10

Следует отметить, что профессиональные требования к оперативному персоналу энергетических предприятий в настоящее время значительно возросли. Оперативному персоналу необходимо умение пользоваться современной информационно-измерительной компьютерной техникой. Особое значение имеет способность правильно оценить возможные экологические последствия нестандартных и аварийных производственных ситуаций, а также осуществить технико-экономический анализ различных вариантов схем и режимов работы оборудования.

Оперативная деятельность и диспетчерское управление определяют установку операторами начальных условий для выполнения того или иного вида работ, корректировку процесса производства электроэнергии и прием информации от компьютера, который сам замыкает цепь обратной связи с внешними датчиками, рабочими органами и средой выполнения задания [3]. Работа любой автоматизированной системы зависит от безотказной работы ее технической части и от своевременной, безошибочной и надежной работы профессионалов, работающих с этими системами. Погрешности в работе оператора допустимы, пока они не нарушают нормального функционирования системы. Однако ошибки оператора - всегда явление ненормальное, даже если они не вызывают серьезных нарушений в работе системы.

Как показывает опыт работы оперативно-диспетчерского персонала, немаловажную роль в обеспечении должного качества работы играют социальнопсихологические параметры деятельности: осознание оператором важности и ответственности выполняемой деятельности для нормального течения жизни района, города, области, для нормального функционирования энергетического предприятия, энергосистемы; удовлетворенность результатами своей работы; психологический климат в оперативно-диспетчерской службе; взаимопонимание между коллегами.

Успешность решения задач при оперативном управлении во многом определяется сформированностью оперативного мышления специалистов. Деятельность операторов, обслуживающих сложные, недостаточно надежные, насыщенные устройствами автоматики и вычислительной техники современные энергетические объекты, связана с высокой психологической напряженностью. В руководящих документах (ПТЭ, инструкциях) не всегда в достаточной мере учитывается роль обслуживающего персонала в повышении надежности работы энергосистемы, степень его подготовленности и психофизиологического соответствия занимаемой должности.

Повышение уровня требований к подготовке оперативного персонала для предприятий электроэнергетического профиля требует создания соответствующей педагогической системы в рамках современной структуры профессионального образования. Содержание действующих отечественных Государственных образовательных стандартов (ГОС), образовательных программ, а также существующие педагогические технологии обучения будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях практически не ориентированы на формирование у студентов навыков оперативной деятельности. Наблюдается явное противоречие между необходимостью подготовки

высококвалифицированного оперативного персонала для современных энергетических предприятий в техникумах и колледжах энергетического профиля и недостаточной разработанностью и научным обоснованием педагогической системы такой подготовки.

Целью выполненного нами исследования были разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы подготовки будущего оперативного персонала для энергетических предприятий в политехническом колледже.

В процессе исследования осуществлялся анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по проблеме подготовки оперативного персонала энергетических предприятий; изучался и обобщался передовой опыт подготовки высококвалифицированных специалистов для электроэнергетических предприятий. Были изучены должностные инструкции и техническая документация, программы подготовки оперативного персонала на электрических станциях и в электрических сетях, проводились беседы с ведущими специалистами оперативных служб энергосистемы, а также анкетирование, наблюдение, экспертная оценка.

Анализ оперативной деятельности специалистов со средним техническим образованием

На первом этапе исследования был проведен анализ оперативной деятельности специалистов со средним техническим образованием (дежурный электромонтер (ДЭМ), старший дежурный электромонтер, начальник смены электроцеха ТЭЦ, диспетчер электрических сетей, дежурный подстанции). Выявлены факторы, влияющие на данный вид деятельности, рассмотрены и представлены составляющие структуры оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях.

Все влияющие на оперативную деятельность факторы можно разделить на две группы: субъективные, то есть зависящие от работника оперативной службы, и объективные - не зависящие от него. К числу субъективных факторов относятся:

- морально-нравственные качества: нравственная зрелость,

целеустремленность, ответственность за принимаемые решения,

дисциплинированность;

- профессиональные качества: уровень знаний, умений, навыков,

профессиональная подготовленность, профессиональный опыт конкретного работника;

- психологические особенности: уровень развития способностей и

профессионально важных личностных качеств, профессиональная мотивация, психические состояния, скорость психических реакций;

- физиологические особенности: состояние здоровья, функциональные состояния, чувствительность анализаторов, биоритмы, развитие силы и выносливости, антропометрические характеристики.

Объективные факторы, в свою очередь, делятся на следующие группы:

- содержание деятельности: информационная загрузка, способы

выполнения задач, распределение функций в системе операторной деятельности;

- средства деятельности: средства отображения информации

(светотехнические характеристики, компоновка приборов и др.), органы управления (конструкция, удобство расположения);

- условия деятельности: конструкция рабочего места, физико-химические факторы среды, социально-психологическая среда и др.;

- организация деятельности: режим труда и отдыха, рабочая нагрузка, программы подготовки и др.;

- аппарат контроля состояния оператора (методы и критерии оценки состояния);

- профессиональный отбор (медицинский и психологический),

Учет факторов, которые могут являться причиной снижения эффективности и надежности деятельности оперативного персонала, имеет особую актуальность, поскольку позволяет предусмотреть систему мероприятий по подготовке к будущей оперативной деятельности на стадиях проектирования и эксплуатации систем «Человек - машина - среда».

Профессиональная деятельность оператора в любой человеко-машинной системе представляет собой сочетание четырех компонентов: мотивационного, операционного, регуляторного и базового. Качество и надежность деятельности оператора зависят от этих компонентов и их активного проявления при управлении технологическими процессами.

На уровень мотивационного компонента деятельности оператора влияют следующие факторы:

- общая экономическая ситуация в стране в данный период;

- роль отрасли в экономике страны; технический уровень и роль предприятия в отрасли;

- общественная значимость деятельности оператора в данной отрасли; взаимоотношения (психологический климат) в коллективе оперативной службы;

- моральное и материальное стимулирование результатов деятельности;

- общая культура специалиста, степень его интеллигентности и ментальность.

Операционный компонент зависит от развитости навыков взаимодействия с моторными и информационными элементами объекта управления, от степени автоматизации выполнения стандартных операций.

На регуляторный компонент деятельности оказывают влияние: уровень развития профессионально важных качеств работника, уровень знаний теоретического и прикладного характера, позволяющий принимать осмысленные решения, уровень приобретенных навыков оперативного мышления и самоконтроля. Важными для успешной оперативной деятельности являются: умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие; умение логически мыслить; способность к самостоятельному принятию решений в экстремальных условиях и в ситуациях с высокой степенью неопределенности; степень взаимопонимания и взаимодоверия в структуре оперативного управления; дефицит времени, ответственность, эмоциональное состояние.

Базовый компонент, определяющий физиологическую работоспособность человека, зависит от возраста, пола и состояния здоровья; типа нервной системы и темперамента; времени суток и времени года (фазы биологического ритма); текущего психофизиологического состояния (степени усталости,

раздражительности, возбуждения, подавленности и т.д.).

В процессе педагогического эксперимента нами проводился опрос экспертов - ведущих специалистов оперативных служб электроэнергетических предприятий, в том числе Нижнекамской ТЭЦ-1, Нижнекамской ТЭЦ-2, Нижнекамских электрических сетей и Центральной диспетчерской службы ОАО «Татэнерго». Всего в экспертном исследовании приняли участие 49 специалистов оперативных служб. По их мнению в настоящее время подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений к будущей оперативной деятельности недостаточна для успешного выполнения задач этой деятельности. После поступления на предприятие подготовка на рабочем месте занимает © Проблемы энергетики, 2005, № 9-10

достаточно много времени. В основном недостатки учебно-воспитательного процесса сказываются в практической подготовке выпускников.

Модель деятельности оперативного персонала со средним техническим образованием в электроэнергетике

При изучении структурных элементов оперативной деятельности на энергетических предприятиях были выявлены характерные черты и особенности деятельности, уточнена и расширена модель деятельности оперативного персонала со средним техническим образованием. Предлагаемая нами модель специалиста представляет собой систему задач оперативных служб электроэнергетических предприятий и состоит из следующих трех блоков задач.

Первый блок включает в себя задачи, обусловленные современными условиями энергетического производства. В условиях научно-технического прогресса, наукоемкого производства специалист должен быть подготовлен к самостоятельному приобретению знаний - должен уметь учиться. Он должен быть способен к научной организации своего труда и уметь применять профессиональные компетенции в профессиональной деятельности. Специалист должен быть готов к коллективной деятельности, уметь управлять производством и коллективом, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию, стремиться к творческой самореализации.

Второй блок содержит задачи и виды деятельности, обусловленные современными социально-экономическими условиями. Этим задачам соответствуют следующие качества личности специалиста оперативной службы:

- гражданские: чувство общественного долга, моральная зрелость,

нравственность, активная жизненная позиция, моральная ответственность за принимаемые решения;

- трудовые: трудолюбие, трудовые навыки по эксплуатации

электрооборудования, определяющие профессиональную квалификацию, работоспособность;

- организаторские: последовательность в действиях; умение ставить цели, определять приоритеты, организовывать и направлять усилия людей в желаемом направлении; умение четко выражать свои мысли; способность добиваться поставленной цели;

- личностные: самоорганизованность, самообладание, адекватная

самооценка, саморегуляция, аккуратность, исполнительность,

дисциплинированность.

Третий блок - это задачи, обусловленные требованиями профессии. Этим задачам отвечают такие качества, как профессиональная компетентность, хорошие теоретические знания и умение использовать эти знания в профессиональной деятельности. Важными являются: умение читать

электрические схемы электроустановок, производить электрические измерения, проводить контроль состояния электрооборудования по показаниям измерительных приборов, умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Сотрудник оперативной службы должен самостоятельно и эффективно решать производственные проблемы, связанные с контролем состояния оборудования, быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в различных режимах работы электрооборудования электрических станций или сетей, хорошо владеть профессиональной лексикой, уметь правильно и грамотно составлять оперативные документы.

Система подготовки студентов колледжа к оперативной деятельности на

электроэнергетических предприятиях

В результате проведенных исследований нами были выявлены наиболее важные аспекты и цели, на которые должна быть ориентирована система подготовки оперативного персонала для электростанций и электросетевых предприятий.

Основная цель подготовки студентов колледжа к оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях состоит в развитии способностей к эффективному решению задач профессиональной деятельности - это получение, восстановление и расширение общих и специальных знаний; приобретение, поддержание и развитие умений и навыков для успешного выполнения оперативной деятельности в энергетическом производстве.

Требования к уровню подготовки выпускников колледжа, установленные Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), включают в себя общие требования к образованности выпускника и требования по циклам дисциплин, а также регламентируют построение процесса обучения. ГОС СПО фиксирует те обязательные умения и навыки, которыми должен обладать молодой специалист, чтобы получить соответствующую квалификацию. Основой для построения каждого элемента системы подготовки специалистов для оперативной деятельности в энергетической отрасли являются требования ГОС СПО по специальности 1001 «Электрооборудование электрических станций и сетей».

Содержание профессиональной подготовки будущего специалиста оперативных служб для электроэнергетической отрасли в Нижнекамском политехническом колледже определяется в рамках специально организованной образовательной системы среднего профессионального образования, обеспечивающего квалификацию «Техник - электрик». Технологическими параметрами этой системы являются: объем в учебных часах, продолжительность и последовательность прохождения различных стадий подготовки оперативного персонала.

Комплекс дисциплин, входящих в учебный план, составленный на основании профессиональных требований и в соответствии с ГОС СПО, является первым элементом построения педагогической системы подготовки оперативного персонала, который регламентирует построение процесса обучения. Используя потенциал учебных дисциплин федерального компонента и осуществляя целенаправленный выбор дисциплин вариативного компонента (национально-региональный компонент) ГОС СПО, мы разработали содержание подготовки студентов колледжа к будущей оперативной деятельности.

Следующим элементом в системе подготовки специалистов стало методическое обеспечение реализации этого процесса по каждой конкретной дисциплине. Кроме программ учебных дисциплин составляющими методического обеспечения являются учебные материалы, используемые в процессе обучения. К ним относятся методические пособия, демонстрационные материалы, методические указания по выполнению лабораторных и практических работ и т.д. Важной составляющей методического обеспечения подготовки студентов к оперативной деятельности являются технические средства обучения: аудио-визуальные средства, компьютерная техника,

тренажеры.

Одним из важнейших элементов системы подготовки оперативного персонала является психолого-педагогическая диагностика. Она включает в себя методы профессионального отбора, начиная с первичного тестирования и заканчивая оценкой уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для конкретной деятельности. Профессиональный отбор - это научно обоснованное выявление студентов, способных к оперативной деятельности, его целью является оценка профессиональной пригодности будущего специалиста. Конечно, на стадии обучения в колледже или в вузе это может быть только первичная оценка, которая не является конечной и обязательной. Но с учетом этих исследований можно дать рекомендации будущему специалисту и в некоторых случаях исключить затраты на подготовку к оперативной работе человека, который уже изначально по психофизиологическим особенностям не пригоден к данному виду профессиональной деятельности. Да и сам человек может вовремя изменить направление своего обучения и достигнуть более высоких результатов в других областях или в других службах энергетических предприятий.

Итоговым элементом системы подготовки оперативного персонала является контроль результатов учебной деятельности. Он должен быть организован по всем дисциплинам в ходе изучения (текущий) и при завершении изучения дисциплин или циклов дисциплин (итоговый). Результаты контроля по учебным дисциплинам, производственным практикам, а также итоги защиты выпускной квалификационной работы и результаты психолого-педагогической диагностики могут служить основой для дальнейшей аттестации выпускника, как будущего работника оперативно-диспетчерской службы.

Экспертное исследование показало, что одной из ключевых профессиональных компетенций для сотрудника оперативной службы электроэнергетического предприятия является умение читать и анализировать принципиальные электрические схемы электроустановок. Была разработана методика формирования и развития у студентов умения читать и анализировать принципиальные электрические схемы. Эта методика ориентирована на квалификационные требования и должностные инструкции для персонала оперативных служб и способствует формированию и развитию практических навыков чтения электрических схем электроустановок на примере дисциплины «Релейная защита и автоматика (РЗиА)» для специальности 1001 «Электрооборудование электрических станций и сетей». В результате применения данной методики студент должен не только проявлять грамотность и аккуратность при прочтении электрических схем релейных защит, от состояния которых зависит надежная работа электроустановки в целом, но и должен осознавать и проявлять свою ответственность за надежную и правильную работу электрической установки. В основу методики положена технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко.

Технология обучения чтению схем включает в себя три взаимосвязанных и взаимопроникающих подсистемы:

- теоретическая - освоение теоретических основ, позволяющих читать принципиальные электрические схемы релейной защиты и автоматики;

- практическая - формирование практических навыков чтения принципиальных схем релейной защиты и автоматики;

- методическая - реализация и применение сформированных навыков чтения при анализе принципиальных схем релейных защит электрооборудования и схем автоматических устройств.

При изучении психолого-педагогических особенностей личности работника оперативно-диспетчерской службы особое внимание было обращено на профессиональную направленность, на мотивацию, на обоснованность выбора профессии и отношение к ней, на стабильность профессиональных интересов и склонностей. Нами был разработан алгоритм проведения психологопедагогической диагностики для первичного профессионального отбора при подготовке студентов колледжа к будущей оперативной деятельности.

Работа по этому алгоритму проводилась в следующей последовательности:

- изучение готовности студентов колледжа к профессиональному самоопределению;

- определение предпочтительной цели труда;

- изучение склонностей и интересов студентов к различным видам деятельности;

- выявление индивидуальных психологических особенностей личности, необходимых для успешной будущей оперативной деятельности;

- анализ полученных данных;

- индивидуальная работа со студентом, способствующая развитию у него профессионально важных качеств.

Наряду с выбором содержания обучения и с применением специальных методик формирования ключевых профессиональных компетенций для студентов, способных к оперативной деятельности и желающих заниматься ею в будущем, следует проводить производственно-технологическую и преддипломную практики по специально разработанным программам. Студенты экспериментальных групп проходили производственно-технологическую

практику по специально разработанной программе. Решение поставленных задач способствовало развитию у студентов мотивации к оперативной работе на электроэнергетических предприятиях, развитию у них наблюдательности и умения анализировать опыт эксплуатации электрооборудования.

Экспертные оценки начальников электроцехов Нижнекамской ТЭЦ-1 и Нижнекамской ТЭЦ-2, главного инженера и заместителя начальника службы подстанций Нижнекамских электрических сетей и специалистов Нижнекамских городских электрических сетей показали, что все студенты, проходившие производственную практику по специально разработанной программе, имеют достаточно высокий уровень умений и навыков выполнения задач оперативной деятельности на этих предприятиях.

Выводы

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

1) систематизирована и уточнена модель специалиста оперативных служб электроэнергетических предприятий со средним техническим образованием, на основании которой была разработана структура системы подготовки студентов к оперативной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в политехническом колледже;

2) выявлены и использованы потенциальные ресурсы федеральных

дисциплин ГОС СПО по специальности «Электрооборудование электрических станций и подстанций» и введены новые дисциплины национальнорегионального компонента: «Обучение студентов на тренажерах»,

«Автоматизированное диспетчерское управление электроэнергетическими системами»;

3) разработана и реализована методика формирования и развития у студентов колледжа, при подготовке к оперативной деятельности на предприятиях электроэнергетической отрасли, профессиональной компетенции -умения читать и анализировать принципиальные электрические схемы;

4) разработан и реализован алгоритм психолого-педагогической диагностики - определения профессионально-важных качеств, необходимых для успешной деятельности в оперативных службах электроэнергетических предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение разработанной системы подготовки студентов к оперативной деятельности в политехническом колледже ведет к развитию мотивации к обучению и повышению качества подготовки специалистов для электроэнергетической отрасли.

В дальнейших исследованиях особое внимание должно быть уделено формированию и развитию профессионально важных качеств, необходимых для успешной оперативной деятельности на электроэнергетических предприятиях.

Summary

Results of pedagogical study of polytechnic college students training are described in the article. The plan for education of future specialists is suggested. This plan includes choice of contents, forming ofprofessional competence and professional selection based on psychological and pedagogical diagnostic.

Литература

1. Дьяков А.Ф. Надежная работа персонала в энергетике.- М.: Изд. МЭИ,

1996.

2. Баркан Я. Д. Эксплуатация электрических систем.- М.: Высшая школа,

1990.

3. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т.3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. Часть 1. Модели психической деятельности. - М.: Мир, 1991.

4. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Высшая школа,

1986.

Поступила 31.01.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.