УДК 371.134:004.928
Статья опубликована за счет финансирования Межрегионального института развития территорий, г. Ялта
Ланковская Елена Константиновна
Аспирант кафедры социально-педагогических технологий
и педагогики девиантного поведения, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ
ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье обосновывается необходимость профессиональной подготовки аниматоров для работы с детьми и подростками в условиях их пребывания на санаторно-курортном лечении как решения приоритетной задачи здоровьесбережения подрастающего поколения в рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей.
Ключевые слова: курортная анимация, детская анимация, специалисты анимационной деятельности, санаторно-курортные учреждения, здоровьесбережение подрастающего поколения РФ.
Elena Lankovskaya
Graduate student of department of social and pedagogical technologies
and pedagogy of deviant behavior V. I. Vernadsky Crimean Federal University
PROFESSIONAL TRAINING ANIMATORS FOR RESORT INDUSTRY
OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
The article substantiates the need for training animators to work with children and teenagers in the conditions of their stay in the resort treatment as a solution of priority of health preservation the younger generation in the framework of the national strategy for children.
Keywords: animation of resort, animation for children, animators, health resorts, health preservation of the younger generation of the Russian Federation.
Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры вследствие перехода российского общества к рыночным отношениям обострил проблемы социальной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни подрастающего поколения.
Сегодня в России назрела необходимость внедрения современных технологий на основе использования последних достижений науки, в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми в сфере обеспечения их досугом. Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Что свидетельствует о кризисе детства, вопрос, который в последнее время неоднократно поднимается представителями государственных структур и общественных движений. В рамках реализации концепции образования и государственной семейной политики РФ, необходимо пересмотреть и отношение к организации свободного времени, досуговой деятельности детей и подростков в период их отдыха и оздоровления. Что требует профессиональной подготовки специалистов, со сформированными компетенциями для работы с семьями с детьми в условиях санаторно-курортного лечения.
Различные аспекты анимационной деятельности рассматриваются в работах Дж.Р. Уокера, Т.И. Гальпериной, Н.И. Гаранина и И.И. Булыгиной, Л.В. Курило, Г.А. Аванесовой, и др. Проблемы развития и становление анимации как сегмента практической деятельности в структуре туристского продукта рассматриваются в работах Ф.И. Кагана. Анимация непосредственно в социально-культурном сервисе и туризме освещена в работах И.И. Пядушкиной и Т.Н. Третьяковой. Ветитнев А.М. относит анимационный сервис к базовому уровню санаторно-курортного продукта, подчеркивая тем самым невозможность санаторно-курортного лечения в современных здравницах без анимационного сопровождения. Во всех работах авторов отмечается необходимость разработки и использования на курортах
анимационных программ. Однако, в исследованиях не уделяется внимание профессиональному уровню аниматоров, а точнее соответствию его специфике работы непосредственно в санаторно-курортной сфере, что требует дальнейшей разработки исследуемой темы.
Целью исследования является обоснование актуальности профессиональной подготовки аниматоров для работы в санаторно-курортных учреждениях на современном этапе развития российского общества.
В концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года к показателям уровня благополучия семьи относят обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи [2]. В то же время эксперты отмечают, что за последние 20 лет структура отдыха и досуга россиян изменилась: у 70% россиян становится преобладающим отдых через покупки, т. е. совмещение покупок и развлечений в ходе посещения торгово-развлекательных центров. Полностью отсутствует сеть комфортной, ориентированной на семьи с детьми, инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления, досуга. Между тем как совместный досуг, отдых, оздоровление родителей и детей вне дома является важной частью жизнедеятельности семьи ее взаимопонимания и как следствие обеспечение здоровьесбережения населения РФ.
Решение задачи по созданию инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга в рассматриваемой концепции включает в себя [2]:
- создание сети учреждений отдыха и (или) оздоровления, ориентированных на семьи с детьми,
- принятие мер по привлечению студентов профильных ВУЗов и специальностей для работы в организациях отдыха и (или) оздоровления детей, а также введение обязательной педагогической практики студентов в указанных организациях;
- создание системы повышения квалификации педагогического и учебно-воспитательного персонала для организаций отдыха и оздоровления детей;
- пропаганда культуры здорового образа жизни, ответственности членов семьи за свое здоровье, а также здоровье детей и родителей.
На всемирно известных курортах уже активно используется анимационное сопровождение. Изначально курортная анимация появилась за рубежом, где и нашла свое широкое применение в практике курортных отелей.
Несмотря на то, что в России курортная анимация еще не получила достойного признания, уже сегодня выражением высокой степени профессионализма деятельности отечественных санаторно-курортных учреждений, является именно организация анимационного сервиса, для обеспечения которого, необходимы специалисты с соответствующим уровнем подготовки с учетом специфики санаторно-курортного дела, что и определяет актуальность данного исследования. Так, в подтверждение актуальности рассматриваемой темы можно сказать, что на прошедшем Всероссийском конгрессе по развитию лечебно-оздоровительного туризма (ноябрь 2015) санаторно-курортное лечение позиционировалось следующим образом: «Лечение как впечатление и впечатление как лечение». Из чего следует, что содержание и организация профессионального образования специалистов в сфере санаторно-курортной деятельности требует пересмотра и адаптации к стремительно развивающейся в мире отрасли лечебно-оздоровительного туризма.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что включение анимационных программ в санаторно-курортный продукт повышает его престиж и востребованность на рынке курортных услуг. По мнению специалистов, анимация — это явление в туризме, рожденное конкуренцией между курортами, равными по разнообразию предлагаемой инфраструктуры и оказываемому сервису.
Одним из приоритетных направлений развития Республики Крым остается эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли, которая базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.
270
На сегодняшний день на территории Республики Крым функционирует 144 санаторно-курортных учреждения, из которых 93 санатория, 31 детский санаторий, 16 пансионатов с лечением, 4 отеля с лечением [4].
Рассмотренная информация демонстрирует широкое представление детских здравниц на рынке санаторно-курортных услуг Крыма, доля которых, в общей численности учреждений предоставляющих санаторно-курортное лечение, составляет 22%. Причем загрузка именно детских здравниц в сезон превышает 70-80%, а некоторых достигает 95-100%, превышая практически в 2 раза данный показатель по сравнению с остальными санаторно-курортными учреждениями.
По мере того как Республика Крым интегрируется в российскую экономику, правительством РФ принят ряд нормативно-правовых актов, среди которых постановление правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [3]. В приведенном постановлении представлены мероприятия федеральной целевой программы, одним из которых является формирование туристско-рекреационных кластеров.
Так, кластер «Евпатория — всероссийская детская здравница» будет создаваться для обеспечения создания единого пространства «комфортного детства». В рамках мероприятия предусмотрено создание на территории Евпаторийского городского округа инфраструктуры общенационального центра семейного оздоровления. Это и семейный отдых, ориентированный в первую очередь на семьи с детьми, и детские лечебно-оздоровительные комплексы, и создание центров раннего физического и интеллектуального развития детей. Также туристско-рекреационный кластер «Лечебно-оздоровительный отдых», в рамках мероприятия которого, предусмотрено создание на территории Сакского городского округа инфраструктуры грязелечебного курорта. В утвержденной федеральной целевой программе изложены основные проблемы отрасли, одной из которых является несоответствие в большинстве случаев международным
стандартам уровня профессиональной подготовки персонала в Крыму, и, как следствие, отстающий уровень обслуживания и сервиса.
Как результат, в запланированные основные мероприятия включено методическое обеспечение и подготовка кадров. В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия, одним из которых, является разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации для специалистов в курортно-туристской сфере.
Основной целевой группой средств размещения Крыма участники рынка называют семьи с детьми, которые в 2014 году составили основную часть турпотока. Реализация планируемых проектов должна обеспечиваться подготовленными специалистами для работы с целевым сегментом, в данном случае это семьи с детьми. На сегодняшний день подготовку специалистов со сформированными компетенциями, отвечающими требованиям современной концепции здоровьесбережения подрастающего поколения, необходимо проводить на базе общеобразовательных программ подготовки педагогов-психологов.
Специалисты обращают внимание на то, что в процессе организации сервиса курортных учреждений важно понимать, что само по себе высококачественное состояние объекта размещения не обеспечит полноценный комфорт для потребителя санаторно-курортных услуг. Главной задачей руководства является создание комфортной атмосферы способствующей санаторно-курортному лечению в здравнице. Основную роль в формировании психологического климата на курорте играет персонал анимационного сервиса, т.е. аниматоры. Их профессиональные навыки позволяют создать особое настроение и ощущение комфорта, от чего, в конечном счете, будет складываться общее впечатление гостей об отдыхе.
Отсюда возникает необходимость разработки целенаправленных анимационных программ, разнообразие которых вызывает больший интерес особенно у детского сегмента. Практика показывает, что одна и та же анимационная программа может вызвать у одних — положительные эмоции, а у
других — прямо противоположные. Детская анимация требует знания психики ребенка и умения налаживать с ним контакт.
Будущий педагог-психолог должен обладать специальными компетенциями в области разработки анимационных программ, иметь профессиональную подготовку, позволяющую учесть все разнообразие факторов влияющих на процесс восприятия предложенных анимационных программ (рис. 1).
Как показано на рис. 1, анимационные программы должны разрабатываться и планироваться с четкой ориентацией, прежде всего на разные возрастные группы: дети, подростки, молодежь, а также рекреанты от 24 до 35 лет, от 35 до 59 лет, от 60 и старше [6, с. 53]. Где будут учитываться физические возможности, интеллектуальная подготовка, национальные особенности и традиции, язык и другие признаки.
Факторы, влияющие на процесс восприятия анимационных программ
— В озраст участников или зрителей Уровень образованности и интеллекта
— Половой признак Национальный. гр^ттоЕой и
индивидуальньш менталитет
Этническая принадлежность
Место и время проведения
Принадлежность к религиозной анимационной программы
конфессии
Настроение -участников или зрителей
Уровень понимания языка, приемы
_
пантомимы Уровень профессиональной и
спортивной подготовки аниматора
Личное обаяние исполнителя и
коммуникабельность Талант и артистизм исполнителя
— Способность к лидерству Содержательность элементов программ
— Опыт исполнения элементов анимационной программы Наличие атрибутики, спортивного инвентаря, ярких костюмов и т.д.
Рис. 1.
Факторы, влияющие на процесс восприятия анимационных программ
Особая задача стоит перед аниматорами в санаторно-курортных учреждениях, в которых анимационная программа должна согласовываться с лечением основных заболеваний, режимом процедур и благоприятной реабилитации рекреантов. Поэтому цель анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях имеет специфику — способствовать полноценному восстановлению физических сил, не нарушая покой и не мешая отдыху. В связи с этим организация анимационного сервиса в здравницах является особой задачей, так как в санаторно-курортные учреждения приезжают гости с ослабленным здоровьем, требующие реабилитации. Следовательно, как было выше сказано, в организации досуга для указанного сегмента нужно учитывать следующие особенности:
- формирование смешанного контингента с разными, часто противоположными интересами (взрослые и дети, семейные и одинокие, прибывшие преимущественно на лечение или для отдыха);
- противоречие между необходимостью соблюдения лечебно -охранительного режима и досуговой активностью, особенно выраженной в вечернее время;
- недостаточный контроль за состоянием здоровья рекреантов при их участии в активных видах отдыха.
Исходя из основного предназначения здравниц, а именно оказания лечебных услуг, то, безусловно, иные виды деятельности должны отступить на второй план. Однако практически все здравницы принимают гостей, желающих отдохнуть, и вынуждены заботиться об организации анимационного сопровождения. Кроме того, сегодня большинство специалистов сходится во мнении, что профилактическое направление требует либерализации.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы [4] предлагаются меры по развитию политики формирования
здорового образа жизни детей и подростков, путем внедрения новых видов
отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления
алкогольной продукции. В качестве ожидаемого результата выступает
274
показатель увеличения доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Исходя из рассмотрения функций курортной анимации, можно с уверенностью сказать, что активное внедрение анимационной деятельности на отечественных курортах с помощью подготовленных педагогов-психологов будет способствовать реализации указанной национальной стратегии (рис. 2) (рисунок составлен по материалам [5, с. 107]):
функшш-курортнойлшшашш
адаптационная
КОМПЕНСАЦИОННАЯ
стабилизирующая
оздоровительная
образовательная
информационная
совершенствующая
РЕКЛАМНАЯ
Рис. 2.
Функции курортной анимации
К примеру, трудно переоценить важность стабилизирующей функции, создающей положительные эмоции и стимулирующей психическую стабильность, как и совершенствующей, приносящей интеллектуальное и физическое усовершенствование, особенно для подросткового возраста и т.д.
В настоящий момент специалисты выделяют два подхода к организации анимационной деятельности на курортах. Первый подход заключается в организации инфраструктуры досуга (игровые комнаты, площадки, бассейны, автодромы, компьютерные центры, дискотеки и т.д.), можно сказать в создании
исключительно внешних условий для детского досуга. В таком центре уважительно относятся к свободе выбора ребенка, которому предлагают развлечения.
Второй подход, полностью противоположный первому, предполагает не потребление готовых развлечений, а пробуждение стремления к собственной творческой активности, посредствам самостоятельного создания радости игры и общения. Роль аниматора при таком подходе заключается в стимулировании самовыражения личности. И, разумеется, во втором случае профессионально справиться с ролью аниматора сможет только специально подготовленный педагог-психолог, знающий особенности детской психики и способный развить способности ребенка. Социально-педагогические возможности в рамках детской анимации должны базироваться на необходимости удовлетворения всех видов потребностей личности. Учеными доказано, что психологическое состояние, настроение и эмоции, определяющие чувства удовлетворенности от проведенного времени, оказывают положительный эффект на результаты проводимого санаторно-курортного лечения.
Итак, детское и подростковое санаторно-курортного лечение должно рассматриваться как залог здоровья нации РФ. Но на данном этапе развития санаторно-курортной отрасли руководство здравниц сталкивается со следующей проблемой: при осознании необходимости включения в санаторно-курортный продукт востребованного обществом анимационного сопровождения для семей с детьми, с одной стороны, и отсутствием подготовленных специалистов педагогов-психологов анимационной деятельности для работы с указанным сегментом в условиях санаторно-курортного лечения, с другой стороны. В тоже время нерешенный вопрос досуга в современных условиях функционирования здравниц отрицательно сказывается на имидже, а, следовательно, и на конкурентоспособности крымских санаторно-курортных учреждений.
Таким образом, решение изложенной проблемы лежит в обеспечении санаторно-курортных учреждений специалистами со сформированными компетенциями в области анимационной деятельности соответствующими
требованиям современных потребителей, т.е. аниматорами, имеющими педагогическое образование и опыт работы с детьми. Которые, с одной стороны, максимально реализуют потенциал каждого ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий, а, с другой стороны, обеспечат здравницам конкурентные преимущества на рынке санаторно-курортных услуг. Важно подчеркнуть, что при всей широте исследований различных направлений анимационной деятельности, сегодня не уделяется должное внимание вопросу качественной подготовки специалистов данной сферы деятельности, что в свою очередь требует дальнейших теоретических и методологических разработок.
Литература
4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года
6. Постановление Совета Министров Республики Крым от 29 июня 2015 года № 358 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2014 года № 501» Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы
7. Аналитическая справка об итогах работы предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым за 2014 год.
8. Ветитнев А. М. Организация санаторно-курортной деятельности : учебное пособие / А. М. Ветитнев, Я. А. Войнова. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 272 с.
9. Пядушкина И. И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие / И. И. Пядушкина. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — 192 с.
10. Рындач М. А. Проблемы качества предоставляемых услуг в сфере медицинского и доступного туризма в Крыму// Крымский научный вестник. —
№4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 68-77. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/RyndachMA.pdf
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 N 761 «О Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody» (in Russian)
2. Koncepcija gosudarstvennoj semejnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (in Russian)
3. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 29 ijunja 2015 goda № 358 «О vnesenii izmenenij v postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 09 dekabrja 2014 goda № 501» Gosudarstvennaja programma razvitija kurortov i turizma v Respublike Krym na 2015-2017 gody (in Russian)
4. Analiticheskaja spravka ob itogah raboty predprijatij sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Respubliki Krym za 2014 god. (in Russian)
5. Vetitnev A. M. Organizacija sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti : uchebnoe posobie / A. M. Vetitnev, Ja. A. Vojnova. — M. : Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. — 272 p. (in Russian)
6. Pjadushkina I. I. Animacija v social'no-kul'turnom servise i turizme : ucheb. posobie / I. I. Pjadushkina. — Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2011. — 192 p. (in Russian)
7. Ryndach M. A. Problemy kachestva predostavljaemyh uslug v sfere medicinskogo i dostupnogo turizma v Krymu// Krymskij nauchnyj vestnik. — №4 — 2015 g., Tom 1. «Jekonomicheskie nauki», p. 68-77. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/RyndachMA.pdf (in Russian)