Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования'

Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / LIFELONG EDUCATION / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS / EDUCATIONAL REQUIREMENTS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL SYLLABUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Филатова Елена Витальевна

В статье на примере подготовки социальных работников показана возможность совершенствования профессионального образования на основе концепции непрерывного образования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт организации непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of social workers on the basis of lifelong education

The authors argue in favor of improving of professional training on the basis of lifelong education taking as an example the social workers. The preconditions of professional training are defined, the principles of lifelong education are specified, the foreign experience of lifelong education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования»

тельное начальное профессиональное образование, т.е. впоследствии быстро адаптироваться к условиям производства;

> более эффективно использовать интеллектуальные и материальные ресурсы вузов и профессиональных лицеев;

> расширить возможность выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории;

> поэтапно решать кадровую проблему предприятий за счет сокращения сроков обучения.

С учетом потребности города в рабочих кадрах в Зеленодольском муниципальном районе предусмотрены меры по развитию начального профессионального образования: создание специализированных классов и школ с ориентацией на будущую профессиональную подготовку; совершенствование профориентационной работы среди учащихся средних школ; совершенствование НПО на основе новых образователь-

ных технологий; расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями НПО по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождающихся работников; развитие системы образовательных учреждений НПО путем реформирования структуры и интеграции с вузами и ссузами; развитие научно-методического обеспечения НПО; оснащение учреждений НПО средствами обучения в соответствии с требованиями стандартов.

Выбор региона для экспериментальной апробации корпоративной модели подготовки специалистов с НПО, СПО, ВПО себя оправдал. Сегодня нельзя предугадать проблемы, с которыми придется еще столкнуться, но в рамках программы развития инфраструктуры города и региона нам представляется целесообразным дальнейшее совершенствование многоуровневой системы подготовки специалистов.

Н.Э. КАСАТКИНА, профессор Е.В. ФИЛАТОВА, доцент Кемеровский государственный университет

Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования 1

В статье на примере подготовки социальных работников показана возможность совершенствования профессионального образования на основе концепции непрерывного образования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт организации непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, социальные работники, образовательные потребности, индивидуальные образовательные программы.

В условиях социально-экономических потрясений профессия социального работника становится все более востребованной. Социальная сфера пронизывает сегодня практически все аспекты жизни общества, и почти везде ощущается нехватка специалистов, умеющих профессионально решать ее специфические проблемы. Специальная подготовка социальных работников в нашей

стране ведется лишь с 1993 г., поэтому на этих должностях зачастую до сих пор работают люди, не имеющие профессионального образования; это непосредственно отражается на результативности работы всего учреждения. Сегодня в стране расширяется сеть специализированных учреждений социального обслуживания населения. Их количество возросло за последние годы по-

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 07-06-00253а.

чти в 6 раз, а число социальных работников ежегодно увеличивается на 10,5%. Между тем процессы модернизации социальной сферы предполагают умение работников выполнять все новые задачи: совершенствовать методы и технологии работы с клиентами, участвовать в научно-практических конкурсах, разрабатывать и реализовывать социальные проекты.

Все это актуализирует роль системы повышения квалификации социальных работников, призванной формировать у них готовность к инновационной деятельности, способствовать развитию профессионально-личностных качеств, востребованных в динамично развивающейся профессиональной среде. Компетентность социальных работников во многом зависит от организации их дополнительного образования с учетом конкретных данных об уровне их профессионализма, мотивах и образовательных потребностях.

Для изучения уровня профессионализма специалистов по социальной работе мы провели опрос среди слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Кемеровского государственного университета (более 50% респондентов работают в городских центрах социального обслуживания населения, центрах реабилитации и центрах помощи семье и детям, остальные обслуживают клиентов в сельской местности). На момент исследования около 50% не проходили повышение квалификации в течение семи и более лет. Только 1% наших слушателей имеют образование по специальности «Социальная работа », остальные пришли в систему социальной защиты населения из сферы образования, сферы услуг, из промышленности либо имеют лишь основное общее образование.

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что задача повышения квалификации у практикующих социальных работников обусловлена: 1) отсутствием у них специального профессионального образования; 2) расширением видов их

деятельности (работа с пожилыми людьми, трудными детьми, в здравоохранении, в системе образования, в системе исполнения наказаний и др.); 3) развитием теории и практики социальной работы и социальной педагогики; 4) необходимостью изучать и адаптировать зарубежный опыт социальной работы.

На наш взгляд, построение современной системы повышения квалификации возможно при реализации ряда условий. Прежде всего, в ее основу нужно положить диагностику личностных особенностей и образовательных потребностей социальных работников - с правом составления индивидуальной траектории обучения. Хорошей возможностью для реализации индивидуальной траектории повышения квалификации являются модульные образовательные программы повышения квалификации, которые предоставляют право социальному работнику свободно выбирать учебные курсы и программы, отвечающие его интересам, позволяют повышать квалификацию без отрыва от производства. Таким образом, процесс повышения квалификации становится сегодня все более индивидуализированным и практико-ориенти-рованным. Это означает, что его следует рассматривать скорее не в рамках традиционного (формального) дополнительного образования, а в терминах концепции непрерывного образования.

Нужно сказать, что в последние годы вопросам непрерывного образования уделяется особенно много внимания. В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. под непрерывным образованием понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [1]. «Стратегия 2020» под непрерывным образованием понимает формальное и неформальное дополнительное образование уча-

щихся, рабочих и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей [2, 3].

Исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [4, с. 5; 5, с. 20]. Систему непрерывного образования, создаваемую для удовлетворения потребностей общества, предлагается реализовать через широко разветвленную «образовательную сеть», включающую институты неформального и информального образования.

В деле организации системы непрерывного образования полезно присмотреться к мировому опыту.

Эксперты ЮНЕСКО в документе, подготовленном XIX Генеральной конференцией ЮНЕСКО по вопросу о деятельности организации в области непрерывного образования, определяют его как «... не ограниченное ни по времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет все ресурсы в области образования, направленные на достижение гармоничного развития способностей личности и прогресса в преобразовании общества» [6]. Далее оно определяется как «средство связи и интеграции», дающее возможность синтезировать «ряд элементов» в уже существующей системе образования, и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования». В определении содержится важная мысль о том, что непрерывное образование является осно-

вополагающим принципом организации системы образования. Кроме того, на наш взгляд, заслуживает внимания положение о том, что в развитии непрерывного образования важную роль должна сыграть действующая система образования. Речь идет не о создании новой системы образования, а об интеграции элементов существующей системы и элементов непрерывного образования в единую систему.

В трактовке ЮНЕСКО сильны культурный, социальный и экономический аспекты, признается множественность и разнообразие ценностей и сообществ. Поэтому подчеркивается, что непрерывное образование не может быть сведено лишь к получению «высшего образования». Определение включает в себя как традиционный, так и новаторский подход к после-обязательному образованию, которое трактуется разнопланово: образование взрослых, неофициальное обучение, высшее образование, подготовка и переподготовка, профессиональное и непрофессиональное обучение. Также предъявляются требования к улучшению качества жизни через естественную и социальную окружающую среду, через поощрение к участию в сообществах и использование местных условий и ресурсов. Здесь явно акцентируются основные идеи: демократизация, всесторонность, индивидуализация, качество жизни, - которые являются частью работы по созданию системы непрерывного образования.

Технический директор Института образования ЮНЕСКО Р.Х. Дейв рассматривает образование в его полноте, относя к нему образование, полученное в домашних условиях, школе, сообществе, на рабочем месте и через средства массовой информации и других ситуациях и структурах, что отражено в следующем тезисе: непрерывное образование - это «. всесторонний аспект, который включает официальное и неофициальное образование, проходящее через всю жизнь индивидуума для достижения наиболее полного развития в лич-

ной, социальной, профессиональной жизни» [7, с. 30].

Реализация подобного подхода может сделать более эффективным процесс обучения и профессиональной подготовки и в нашей системе образования. Необходимы меры, которые позволят избежать характерной для традиционной системы образования обособленности академической подготовки, ее оторванности от подготовки практической, придать обучению практическую направленность на основе интеграции высших образовательных учреждений с предприятиями, что послужит базой для приобретения практических навыков.

Позиции отечественных и зарубежных ученых-исследователей во многом совпадают (некоторые идеи уже воплощены в жизнь) [8]. Так, по мнению наших исследователей, система непрерывного образования призвана решать двуединую задачу: с одной стороны, это обеспечение развития личности, ее возрастающей потребности в получении различных знаний независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, но с обязательным учетом индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, с другой - удовлетворение потребностей производства в кадрах, имеющих необходимый уровень образования и профессиональной квалификации. Содержание этой задачи, стоящей перед системой образования, логично вытекает из общей ориентации современного общества на гуманизацию и демократизацию общественных отношений.

Учитывая, что в разных регионах страны разрабатываются и проверяются различные модели непрерывного образования, характеризующиеся разнообразием форм и методов, необходимо определиться с принципами, на основе которых осуществляется их реализация. Мы смеем утверждать, что как область научного познания идея непрерывного образования по содержанию, организации и формам работы подчиняется не только общим принципам демократизма, гуманизма, дифференциации

и индивидуализации,но и конкретизирующим принципам гибкости, единства и многообразия. Индивидуализация образования предполагает и общую подготовку широкого профиля, и профессиональную подготовку, соответствие которой требованиям конкретного производства может быть достигнуто при условии тесного контакта учебныхзаведений и определенного предприятия. Полагая, что непрерывное образование как педагогическая система представляет собой единство содержания, методов, приемов и форм приобретения, углубления и расширения общего и специального образования, социальной зрелости, профессиональной компетентности, эстетической, этической и умственной культуры, нравственного совершенствования через систему учебных заведений и в процессе самообразования, мы сформулировали следующие принципы профессиональной подготовки в условиях непрерывного образования:

• многообразие и гибкость, что предполагает разнообразные формы образования, возможность перехода из одного учебного заведения в другое, а также возможность преподавателя варьировать учебные программы, темы, разделы и сроки;

• единство и целостность системы, что означает обеспечение взаимосвязи и преемственности всех звеньев, неразрывную связь обучения и воспитания на всех этапах их развития, взаимосвязь и взаимодополняемость подсистем (элементов) образования, входящих в систему непрерывного образования, что означает возможность свободного перехода человека на новые, более высокие уровни образования. Также предполагается разнообразие учебных заведений и многообразие средств, форм и методов обучения, право выбора которых принадлежит преподавателю;

• интеграция образовательного процесса и практики. Принцип функциональной интеграции становится одним из базовых организационных принципов практи-ко-ориентированного обучения. Одновре-

менно он выступает в качестве важного методологического принципа, поскольку его реализация позволяет решить многие дидактические задачи, обогатить содержание образовательных программ;

• инновационность обучения. Инновационный подход к решению образовательных задач - это возможность компенсации недостающих знаний инновационного характера у обучающихся, поскольку высшее профессиональное образование в силу своей функциональной специфики не в состоянии с должной степенью оперативности реагировать на изменения, происходящие на практике;

• принцип блочного построения содержательной структуры практики. При этом на различных этапах обучения в качестве базовых содержательных блоков выступают задания, направленные на формирование усложняющихся уровней компетентности; эти блоки заданий последовательно расширяются и углубляются, трансформируются в зависимости от целей и задач этапа обучения, специфики базы практики.

Изучение литературы, практики, сложившейся в стране и за рубежом, позволяет сделать вывод, что принципы, лежащие в основе деятельности системы непрерывного образования, могут реализовываться в рамках следующих подсистем непрерывного образования.

1. Подсистема допрофессионального образования. Цель этой подсистемы заключается в формировании у подрастающего поколения общеобразовательных знаний, общетрудовых умений, приемов творческой деятельности, ценностных ориентаций, обеспечивающих осознанную, сочетающую личные интересы с общественными потребностями социально-профессиональную ориентацию и выбор пути подготовки к профессиональной деятельности. Эта цель реализуется дошкольными, внешкольными учреждениями и общеобразовательной школой.

2. Подсистема профессионального об-

разования и воспитания. Ее цель - формирование у каждого члена общества профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное включение в профессиональную общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне; эта цель реализуется всеми видами профессиональных учебных заведений.

3. Подсистема поддержания на современном уровне и совершенствования общих и профессиональных знаний. Цель подсистемы - постоянное обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, навыков в рамках ранее достигнутого профессионального уровня; обогащение опыта творческой деятельности занятых в экономической сфере членов общества, обеспечивающее повышение эффективности их труда в условиях быстрого развития науки, техники, технологий. Эта цель реализуется всеми видами профессионального образования.

4. Подсистема образовательно-культурного совершенствования и самообразования. Цель ее - формирование и совершенствование знаний, умений и опыта в различных областях науки, техники, культуры, спорта, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью, обеспечивающие удовлетворение разнообразных духовных и физических потребностей, их разностороннее развитие.

Учитывая смену целевой ориентации образования -от текущей производственно-необходимой функции образования к перспективной, ориентирующей на развитие творческого потенциала личности, деятельность этих подсистем должна способствовать удовлетворению многообразных потребностей личности. Вместе с тем, на наш взгляд, данные подсистемы слишком изолированы друг от друга, а потому стыковка разных этапов обучения представляет собой нетривиальную задачу. Эта сложность и порождает многозначность ее решения. Недостаточно просто предоставить

людям благоприятные условия для получения или продолжения образования. Необходимо еще вызвать активное желание воспользоваться предоставленными возможностями. Иначе неизбежен «синдром образовательной индифферентности» населения. Понятно, что потребность в образовании должна сознательно, целенаправленно формироваться обществом. Для успешного осуществления образовательной деятельности общество должно быть готово удовлетворить потребность каждой личности в получении желаемого образования (по срокам, содержанию, способу, уровню), но для этого должно быть воспитано стремление учиться на протяжении всей жизни.

Потребность личности в образовании носит интегративный характер, объединяющий ее социальные, духовные и материальные запросы. Учитывая это, можно выделить несколько аспектов проблемы стимулирования образования: требования к общей культуре, к образованию, к мотивации. Стимулирование образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество.

Литература

1. Концепция федеральной целевой програм-

мы развития образования на 2006-2010 гг. // Вестник образования. 2005. № 20. С. 10-42.

2. Стратегия 2020: от экономики «директив»

к экономике «стимулов»: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия». М., 2008.

3. Современная модель образования, ори-

ентированная на решение задач инновационного развития экономики // Вестник образования России. 2008. № 14. С. 28-80.

4. Зуев В.М, Яценко В.Е. Непрерывное об-

разование: проблемы и перспективы / Под науч. ред. А.Я. Савельева. М., 1988.

5. Гершунский Б.С. Педагогические аспекты

непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 15-22.

6. The UNESCO Bulletin. Principal Reg. Office

for Asia and the Pacific. Educational reform. Bangkok, 1989. №29.

7. Dave R.H. Lifelong Education and the School

Curriculum / UNESCO Institution. Hamburg, 1993.

8. См.: Митина А.М. Теория образования в

течение жизни в зарубежной андрагоги-ке // Педагогика. 2005. №5. С.100-106.

KASATKINA N.E, FILATOVA E.V. PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS ON THE BASIS OF LIFELONG EDUCATION

The authors argue in favor of improving of professional training on the basis of lifelong education taking as an example the social workers. The preconditions of professional training are defined, the principles of lifelong education are specified, the foreign experience of lifelong education is analyzed.

Keywords: lifelong education, supplementary professional training of social workers, educational requirements, individual educational syllabus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.