Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка практического психолога по созданию психологически безопасной среды в условиях чрезвычайных ситуаций'

Профессиональная подготовка практического психолога по созданию психологически безопасной среды в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КОМАНДА / ПОСТРАДАВШИЕ / МАСШТАБНЫЕ КАТАСТРОФЫ / PSYCHOLOGIST / EMERGENCY / TEAM / VICTIMS / LARGE-SCALE DISASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.Ф.

В статье рассматриваются подходы по организации деятельности практического психолога по созданию психологически безопасной среды в условиях чрезвычайных ситуаций. Автор приводит классификацию чрезвычайных ситуаций, которая связана с изменениями условий жизни людей и которые влияют на физическое, психическое и духовное состояние жертвы. В статье показаны основные условия оказания эффективной психологической помощи при действии в природных, техногенных и социальных катастрофах. Для построения эффективной системы практико-ориентированного обучения будущих психологов необходим компетентностный подход. Изучение в интерактивном режиме основных условий, подходов, алгоритмов деятельности психолога в ЧС, а так же изучение способов профилактики профессионального выгорания обеспечит психологов необходимыми знаниями и навыками для эффективного выполнения профессиональной деятельности и при этом поддержания личностного профессионального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST ON CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE ENVIRONMENT IN EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with approaches to organizing the work of a practical psychologist to create a psychologically safe environment in emergency situations. The author gives a classification of emergency situations, which is associated with changes in living conditions of people and which affect the physical, mental and spiritual state of a victim. The article shows the basic conditions for the provision of effective psychological assistance in the action of natural, man-made and social disasters. To build an effective system of practice-oriented training of future psychologists requires a competence approach. The interactive study of the basic conditions, approaches, algorithms of the psychologist’s activity in emergency situations, as well as the study of ways to prevent professional burnout will provide psychologists with the necessary knowledge and skills to effectively perform professional activities and at the same time maintain personal professional health

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка практического психолога по созданию психологически безопасной среды в условиях чрезвычайных ситуаций»

2 строка - два прилагательных, описывающих это существительное

3 строка - три глагола, относящихся к этому существительному

4 строка - четыре существительных: два из них относятся к первому существительному, два - ко второму или смысловая строчка, относящаяся и к первому и ко второму существительному

5 строка - три глагола, относящиеся ко второму существительному

6 строка - два прилагательных, описывающих второе существительное

7 строка - существительное - антоним Мама

заботливая, любящая защищает, переживает, учит гнездо, сердце, мир, боль война, беды, несчастья страшный, жестокий Зло

Методический аппарат включает задание выписать из стихотворения строки передающие смысл следующей пословицы: «Сердце матери лучше солнца греет». Прием дедукции позволяет идти от общего к частному, что развивает мышление младших школьников, учит анализу и синтезу изучаемого материала.

Выводы. Такими образом, весь богатейший литературно-педагогический материал, объединяющий произведения русских, советских, российских и дагестанских мастеров пера способствует проведению интегрированных уроков, создающих исключительные возможности для развития речи учащихся на межнаучной основе: совершенствуются стилистические умения школьников на материале художественного текста и текстов научного (лингвистического, литературоведческого, искусствоведческого) характера, углубляется знакомство с изобразительно-выразительными средствами русского языка и их идейно-художественными функциями в литературных произведениях, а также в различных жанрах речи. На эти направления должен опираться учитель при подготовке школьников к уроку, активизируя вместе с тем межпредметные связи литературы с русским языком.

Библиографический список

1. Магомедов ПИ., Шурпаева М.И. Литература народов Дагестана. Книга для чтения в начальных классах городских школ. Ч. 10. Махачкала, 2009.

2. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва. Просвещение, 2011.

3. Курбанова З.П. Патриотизм как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы народов Дагестана: Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2017.

References

1. Magomedov G.I., Shurpaeva M.I. Literatura narodov Dagestana. Kniga dlya chteniya v nachal'nyh klassah gorodskih shkol. Ch. 10. Mahachkala, 2009.

2. Posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Sbornik rabochih programm «Shkola Rossii» 1-4 klassy. Moskva. Prosveschenie, 2011.

3. Kurbanova Z.G. Patriotizm kak fakíor duhovno-nravstvennogo vospitaniya uchaschihsya na urokah literatury narodov Dagestana: Uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2017.

Статья поступила в редакцию 19.06.19

УДК 37.013

Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: klinpsych@mail.ru

TRAINING OF A PRACTICAL PSYCHOLOGIST ON CREATING A PSYCHOLOGICALLY SAFE ENVIRONMENT IN EMERGENCY SITUATIONS. The article deals with approaches to organizing the work of a practical psychologist to create a psychologically safe environment in emergency situations. The author gives a classification of emergency situations, which is associated with changes in living conditions of people and which affect the physical, mental and spiritual state of a victim. The article shows the basic conditions for the provision of effective psychological assistance in the action of natural, man-made and social disasters. To build an effective system of practice-oriented training of future psychologists requires a competence approach. The interactive study of the basic conditions, approaches, algorithms of the psychologist's activity in emergency situations, as well as the study of ways to prevent professional burnout will provide psychologists with the necessary knowledge and skills to effectively perform professional activities and at the same time maintain personal professional health

Key words: psychologist, emergency, team, victims, large-scale disaster.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье рассматриваются подходы по организации деятельности практического психолога по созданию психологически безопасной среды в условиях чрезвычайных ситуаций. Автор приводит классификацию чрезвычайных ситуаций, которая связана с изменениями условий жизни людей и которые влияют на физическое, психическое и духовное состояние жертвы. В статье показаны основные условия оказания эффективной психологической помощи при действии в природных, техногенных и социальных катастрофах. Для построения эффективной системы практико-ориентированного обучения будущих психологов необходим компетентностный подход. Изучение в интерактивном режиме основных условий, подходов, алгоритмов деятельности психолога в ЧС, а так же изучение способов профилактики профессионального выгорания обеспечит психологов необходимыми знаниями и навыками для эффективного выполнения профессиональной деятельности и при этом поддержания личностного профессионального здоровья.

Ключевые слова: психолог, чрезвычайная ситуация, команда, пострадавшие, масштабные катастрофы.

Чрезвычайная ситуация - выходящая за пределы обыденной жизни экстремальная ситуация. Работа по оказанию психологической помощи жертвам (детям, молодёжи, взрослым и пожилым) экстремальных и постэкстремальных обстоятельств требует не только знания и понимания типологии протекания психических состояний в этих ситуациях, не только умений диагностики психических состояний жертв и умений оказания психологической помощи пострадавшим, но также включенности психолога в целостное концептуальное видение особенностей развития и бытия человека как личности.

Учёные [1 - 4] предлагают следующую классификацию чрезвычайных ситуаций, которые связаны с изменениями условий жизни людей в больших масшта-

бах и которые влияют на физическое, психическое и духовное состояние жертвы. Речь идет прежде всего о природных, техногенных и социальных катастрофах, которые одновременно поражают определенную часть населения (табл. 1).

Все виды чрезвычайных ситуаций оказывают на человека такое воздействие, которое отражается на физическом и психическом состоянии, приводя к тяжелым последствиям.

Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф в наши дни должна осуществляться подготовленной группой специалистов в условиях организации работы единым координатором. Общая координация работы в экстремальных ситуациях - условие эффективного оказания психологи-

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

Природные катастрофы: Техногенные катастрофы: Социальные катастрофы:

землетрясения, цунами, наводнения, селевые потоки, сход ледника, тайфуны и др. , а так же другие препятствия непреодолимой силы и их последствия (масштабные эпидемии и др.). аварии на атомных станциях, взрывы газа, авиа- и автокатастрофы и др. военные действия, межэтнические конфликты, теракты, бандитские нападения, захват заложников и др.

ческой помощи. Работа в чрезвычайных ситуациях должна вестись в согласовании со всеми заинтересованными структурами и организациями, находящимися на территории масштабных катастроф.

Сообществу психологов знаком опыт стихийных порывов по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.

Рассмотрим проблему подготовки группы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

На основе изучения опыта психологов в условиях чрезвычайных ситуаций [1- 3], что формирование группы для работы по оказанию экспресс-помощи детям и взрослым, пережившим травматические события, должно вестись с учетом следующих условий.

1. Все члены группы должны быть профессионалами в области возрастной психологии и в психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях как в теории, так и в практике. В ситуации, когда жертва переживает травмирующие события, работа психолога должна вестись с опорой на знания психических особенностей и возможностей каждого возраста.

2. Участники группы обязательно должны быть эмпатийными людьми. Работа с людьми, пережившими трагедию, находящимися в шоковом состоянии, пережившими горе потери, требует, помимо профессиональных качеств, простого человеческого сопереживания. Сопереживание - основное условие для установления контакта с человеком, пережившим трагедию, и для выведения его из состояния травматического и посттравматического стресса. [3].

При этом все члены группы обязательно должны быть выносливы - физически и психически. Это связано с тем, что в условиях ЧС графики работы и нагрузка не нормируются. Тем самым крайне важным является удержание всех членов коллектива в психической и физической норме. В результате умение регулировать свои физические и психические состояния для психологов, работающих в чрезвычайных ситуациях, особенно значимо.

4. Мотивация участия в психологической экспресс-помощи должна быть исключительно профессиональной. Мотив помощи людям, пережившим чрезвычайную ситуацию, пережившим горе утраты, - естественный мотив, свойственный нормально социализированному и нравственному человеку [2]. Профессионал должен осознавать, что при оказании помощи он будет действовать в заданной ситуации, часто непредсказуемой. Профессионал должен быть психологически включен в ситуацию психологической помощи. При этом все его чувства, мысли должны быть сосредоточены на людях, которым оказывается помощь, на их состояниях, проблемах.

Собственные амбиции психолога. Его собственные чувства и состояния во время работы с жертвами чрезвычайных ситуаций ни в коей мере не должны мешать исполнению профессионального долга. Притязания, находящиеся за пределами оказания помощи жертвам, должны быть подавлены. Надо помнить, что ты - профессиональный психолог, работающий для пострадавших и ради пострадавших.

Необходимо усвоить знания о возможных результатах работы психолога в условиях чрезвычайных ситуаций.

• Усилия могут принести успех, но могут быть и тщетны.

• Если состояния жертв вдруг будут явно улучшаться, то не следует обольщаться. Нужно знать, что улучшение состояния обеспечивается за счёт свойства психики человека к восстановлению как всякого живого существа. В этой связи оказание помощи жертвам с хроническими заболеваниями тела и психики требует больших усилий и профессионального вмешательства специалистов-медиков.

В то же время работа профессионального психолога может содействовать реальному восстановлению психики жертвы. При этом психолог помогает жертве справиться с травмирующими переживаниями, создаёт условия, благоприятные для реабилитации. При этом роль профессионального психолога можно уподобить роли катализатора в процессе восстановления жертвы чрезвычайной ситуации.

5. Для эффективной работы группы важно, чтобы каждый её член придерживался общих правил и не был индивидуалистом. В урочное время каждый делится с каждым своими достижениями и обсуждает неудачи. Для эффективной работы группы важны общие вечерние рефлексии: разбор сложных случаев, их анализ и обсуждение [1].

Каждый член сообщества психологов экспресс-помощи должен быть готовым работать самостоятельно в разнообразных проблемных ситуациях. Каждый отвечает за себя. Никто никем в процессе самой работы не руководит, не контролирует. Каждый один на один работает с психологическими проблемами конкретных людей и самостоятельно принимает решение.

В условиях психологической экспресс-помощи в чрезвычайных ситуациях деятельность психолога превращается в экстремальную профессию, рядополо-женную с другими подобными профессиями [3].

6. Руководитель отвечает за общую стратегию оказания экспресс-помощи и тактику, ежедневно решая общие и ситуативные проблемы. При формировании группы важны две позиции: с одной стороны, изначально руководитель берет ответственность за состав участников на себя, с другой - каждый член группы сотрудничает с руководителем и одновременно берет ответственность на себя за свои действия.

7. Группа формируется исходя из ряда рациональных требований. Помимо профессиональных качеств практикующего психолога, важно правильно выстроить возрастной, гендерный и типологический состав группы. Руководитель должен быть ориентирован в особенностях физического и психического здоровья и выносливости каждого члена группы.

Психологи - практики, которые работают в реальных условиях чрезвычайных ситуаций считают, что группы экспресс-помощи как добровольческие команды следует готовить заранее. Добровольная готовность к миссии психолога в чрезвычайной ситуации содействует совместному обучению теории и практике оказания помощи. Функциональные отношения членов группы должны быть отработаны заранее исходя из потенциальных возможностей каждого.

Человек в нормальных и экстремальных ситуациях может вести себя совершенно по-разному. Экстремальные ситуации вызывают стресс, который выливается в разнообразные психические состояния [4; 5].

Психолог должен знать особенности возможных физических и психологических последствий, связанных с типологией чрезвычайных ситуаций, должен знать типы изменения состояния сознания, провоцируемые экстремальными ситуациями. Психолог должен уметь различить психические реакции на экстремальные ситуации и профессионально приступать к осуществлению психологической помощи.

В обязанности психологов государственных структур, входящих в систему Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), входит пролонгированная психологическая помощь, которая заключается в поддержке людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, и их родственников - в отсроченной перспективе, после возвращения к обычным, мирным условиям жизни. Подобная помощь и наблюдение будут крайне необходимы этой категории после их возвращения домой в состоянии психологической травмы или горя [6].

В процессе профессиональной подготовки психологов к деятельности в экстремальных ситуациях, авторы Д.Н. Церфус, Т.В. Иванова, М.В. Карагачева, Л.Е. Солянкина и др. [7] выделяют три основных направления в формирующейся системе практико-ориентированного обучения [2]:

Таблица 2

Ведущие направления подготовки психологов к деятельности в экстремальных ситуациях

№ Направления Их содержание

1. Первое направление связано с формированием профессионального опыта обучающихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики, а также с учетом полученного опыта курсантами при ликвидации последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

2. Второе направление предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

3. Третье направление сформулировано в деятельностно - компетентност-ной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, наряду с теоретическими знаниями, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентно-стей. Это обеспечивается вовлечением обучающихся в деятельность, их активностью, формированием мотивации к изучению теоретического материала от потребности в решении практических задач

Компетентностный подход необходим для построения эффективной системы практико-ориентированного обучения будущих психологов.

На семинарских занятиях специальных дисциплин, посвящённых работе психолога в экстремальных ситуациях на основе разбора негативных аспектов профессиональной среды необходимо добиваться понимания факторов, влияющих на деятельность в условиях ЧС. При этом необходимо сделать акцент на роли профессионально-важных качеств, обеспечивающих готовность будущего психолога к выполнению обязанностей в условиях ЧС. Так же необходим алгоритм и основные подходы деятельности при работе с пострадавшими в ЧС. При этом организация занятий в интерактивной форме позволит осмыслить уже имеющийся учебно-профессиональный опыт и проанализировать возможности использования данного способа в условиях профессиональной деятельности [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.