Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционной деятельности в условиях инклюзивного обучения'

Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционной деятельности в условиях инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / PROFESSIONAL PREPARATION / CORRECTIONAL HELP / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH PECULIAR EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарцева Е. Г.

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений к осуществлению коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS TO THE REALIZATION OF CORRECTIONAL ACTIVITY IN INCLUSIVE EDUCATION CONDITION

This article deals with the problem of professional preparation of pre-school education departments' students to the realization of correctional help to children with peculiar educational needs in condition of inclusive education realization.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению коррекционной деятельности в условиях инклюзивного обучения»

Е.Г. САМАРЦЕВА, старший преподаватель кафедры горрекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета Тел. 8 (4862)732240; evgeniya272008@rambler.ru.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки студентов дошкольных отделений к осуществлению коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, коррекционная помощь, инклюзивное обучение, дети с особыми образовательными потребностями.

Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, — все это достаточно резко меняет представление о том, какие же качества современного педагога стоит считать действительно значимыми. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки цели современного профессионального образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности каждого человека, повышению уровня его профессиональной подготовки. Если учесть новый социальный заказ, обращенный к педагогике, который выражается в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации имеющихся возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше, то становится понятным интерес к интегральным характеристикам личности педагога.

Требования к подготовке педагогов дошкольных образовательных учреждений также меняются. Прежде всего эти новые требования касаются способности педагога массового дошкольного учреждения оказать необходимую коррекционную помощь воспитанникам, в ней нуждающимся. Это обусловлено тем, что стало изменяться отношение общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, пришло осознание необходимости их более широкой интеграции в социум. Детей, имеющих те или иные проблемы и особенности в развитии и посещающих общеобразовательные учреждения, становится в последнее время всё больше, что свидетельствует о появлении тенденций интеграции и инклюзии в российском образовательном пространстве.

В конце XX века определилась мировая тенденция на поощрение интеграции в образовании. В дошкольном образовании это выразилось в разработке концептуальных положений, создающих условия для обеспечения совместного и действительно равного обучения всех детей. Подход «школа для всех» был изложен в Саламанской декларации, принятой в 1994 году 92 странами, в том числе и Россией. В этом доку© Е.Г. Самарцева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

менте приоритетной задачей образовательной политики было объявлено создание включающего образования.

Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин «инклюзия» имеет отличия от терминов «интеграция» и «сегрегация». При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, который в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Под инклюзивным обучением мы понимаем широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех детей.

Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного обучения, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного воспитанника и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Внедрение идей интеграции и инклюзии в общеобразовательные школы и дошкольные учреждения России в значительной мере зависит от квалификации кадров, что требует внесения изменений в процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования. И в этом ракурсе особое значение приобретает проблема подготовки будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению инклюзивного обучения.

Имеет место противоречие между социальным заказом, направленным на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательных учреждений, и недостаточной готовностью педагогов к осуществлению инклюзивного обучения и коррекционной деятельности.

Анализ существующих программ подготовки педагогов дошкольного образования показал, что определённые шаги в рамках решения проблемы подготовки педагога, ориентирующегося в вопросах коррекционного и инклюзивного обучения, уже сделаны. В частности, студентам, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», на втором году обучения преподаётся дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии», рассчитанная на сорок часов

аудиторных занятий. На наш взгляд, этого недостаточно.

В рамках разработки модели формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению коррекционной деятельности и инклюзивного обучения мы выделили этапы формирования профессиональной подготовки к осуществлению инклюзивного обучения, компоненты подготовки, уровни сформированности профессиональной готовности к осуществлению коррекционной работы в условиях инклюзивного обучения, условия, повышающие эффективность работы по формированию профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного обучения.

Внедрение предлагаемой нами модели формирования профессиональной готовности к осуществлению инклюзивного обучения реализуется через следующие направления:

• создание необходимых условий для формирования профессиональной компетентности педагога в осуществлении коррекционной деятельности в условиях инклюзии;

• моделирование образовательно-профессиональной среды, позволяющей в определённой логике и последовательности строить педагогический процесс, ориентированный на освоение студентами необходимого объёма специальных знаний и умений коррекционной деятельности;

• поиск механизмов формирования личностной позиции педагога, развитие рефлексивных способностей, направленных на самооценку, самоанализ.

К основным условиям, способствующим эффективной подготовке будущих педагогов к осуществлению инклюзивного обучения, мы относим:

• применение технологии обучения, позволяющей сформировать целостную структуру профессиональной деятельности будущих педагогов в процессе инклюзивного обучения посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения;

• использование потенциала содержания традиционно включённых в учебный план дисциплин — «Основы специальной педагогики и психологии» — для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного обучения, приобретения знаний об особенностях развития, обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и о специфике профессиональной деятельнос-

ти педагога общеобразовательного учреждения в условиях инклюзивного обучения; использование внеучебной творческой деятельности: самостоятельная работа, студенческие олимпиады по проблемам специальной педагогики, кружковая работа, привлечение студентов некоррекционных специальностей к участию в работе в Школе для родителей детей-инвалидов; включение в содержание обучения будущих педагогов спецкурса «Инклюзивное обучение детей с проблемами в развитии», предполагающего раскрытие основных теоретических и практических системообразующих компонентов понятия инклюзивного обучения, а также направленного на освоение способов и опыта выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного обучения;

решение профессиональных задач из области обучения и воспитания детей с ограни-

ченными возможностями в ходе прохождения педагогических практик: проведение диагностического обследования, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций, составление индивидуальных и групповых программ развития.

Современные образовательные программы должны включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Особенно интересным, актуальным и важным нам представляется пересмотр содержания обучения специалистов дошкольного образования, подразумевающий формирование у будущих воспитателей массовых дошкольных учреждений компетентности в области осуществления коррекционной деятельности в целом и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в частности.

E.G. SAMARTSEVA

PROFESSIONAL PREPARATION OF FUTURE PRE-SCHOOL EDUCATION TEACHERS TO THE REALIZATION OF CORRECTIONAL ACTIVITY IN INCLUSIVE EDUCATION CONDITION

This article deais with the problem of professional preparation of pre-school education departments’ students to the realization of correctional help to children with peculiar educational needs in condition of inclusive education realization.

Key words: professional preparation, correctional help, inclusive education, children with peculiar educational needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.