Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования'

Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. THE SYSTEM OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / PRIMARY SCHOOL TEACHERS / PROFESSIONAL RETRAINING / FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Мария Александровна

В статье представлено описание проблемы острой нехватки педагогических кадров, способных работать в новых условиях, а именно нехватки учителей иностранного языка для начальных классов. Показана необходимость создания образовательной программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка педагогов в системе дополнительного профессионального образования»

Исследования молодъхученъх.

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Казакова М.А.

Аннотация. В статье представлено описание проблемы острой нехватки педагогических кадров, способных работать в новых условиях, а именно нехватки учителей иностранного языка для начальных классов. Показана необходимость создания образовательной программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования.

The article describes the problem of acute shortage of teachers, able to work in new conditions, namely the lack of foreign language teachers for primary school. The article shows the necessity for creating the educational programme of primary teachers professional retraining in the system of further professional education.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, учителя начальных классов, переподготовка, обучение иностранному языку в начальной школе.

Keywords: the system of further professional education, primary school teachers, professional retraining, foreign language teaching in primary school.

Mодернизация системы образования в Российской Федерации обусловила актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Профессиональная компетентность педагога является сегодня, в условиях реализации федеральных образовательных стандартов, основой повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по однажды полученной специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности для тех педагогов, которые в силу объективных или субъективных причин решили приступить к реализации нового вида профессиональной деятельности. В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированного,

творчески мыслящего, конкурентоспособного учителя, готового и стремящегося перейти от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», гарантирующему профессиональное развитие, социализацию, востребованность и профессиональную мобильность педагога в современном, динамично меняющемся мире.

Концепция модернизации школьного образования и разработанные в этой связи новые стандарты начального и общего образования предусматривают изучение иностранного языка как обязательного предмета уже в начальной школе, что позволяет говорить о признании социального интереса к изучению иностранных языков.

Социальный заказ общества повлек за собой необходимость увеличения количества учителей иностранного языка, работающих в начальной школе. В этой связи, профессиональные компетенции учителей начальной школы существенно расширяются. Знание иностранного языка и специфики обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе все чаще становятся обязательными компетенциями не только для учителя иностранного языка, но и для учителя начальных классов.

Необходимо отметить, что модернизация школьного образования осложняется рядом обстоятельств, одним из которых является острая нехватка педагогических кадров, способных работать в новых условиях, а именно нехватка учителей иностранного языка для начальных классов.

Согласно последним статистическим данным, следует признать, что количество учителей иностранного языка в Омской области не является достаточным для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Следовательно, с 1 сентября 2012 года реализация ФГОС НОО в части изучения иностранного языка со второго класса будет обеспечиваться, в основном, учителями начальных классов.

Казакова ЖЯ-

Профессиональная переподготовка педагогов в системе ДПО

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и, как следствие, определенные ожидания общества выступают в качестве основных источников активности профессионального совершенствования учителей начальных классов. Закономерности становления профессионального развития учителя начальных классов образовательных учреждений Омской области обнаруживаются не только в качественных изменениях, но и в содержательных и функциональных изменениях их профессиональной деятельности.

Важной государственной задачей становится поиск новых ресурсов для подготовки учителей начальных классов к реализации нового вида профессиональной деятельности, а именно к обучению младших школьников иностранному языку.

Данные положения определяют объективную потребность в создании оптимальной модели переподготовки учителей начальных классов в системе дополнительного профессионального образования, в которой была бы учтена преемственность высшего профессионального образования педагогов по профилю «Начальное образование», гармонизированы организация и содержание подготовки учителей начальных классов к обучению младших школь -ников иностранному языку.

Данная потребность возникла в силу противоречий, существующих в современной системе педагогического образования в России в целом и в Омской области в частности. Во-первых, очевидны возросшие потребности школ Омской области в учителях иностранного языка для начальных классов и ограниченные возможности высших учебных заведений быст -ро решить эту задачу Во-вторых, наблюдается противоречие между требованиями современных нормативных образовательных документов к адресности подготовки учителей иностранного языка для начальных классов с учетом специфики педагогической деятельности в начальной школе и отсутствием адресности подготовки учителей иностранного языка для начальных классов в современной системе высшего профессионального образования. В-третьих, недостаточная разработанность в системе дополнительного профессионального образования условий переподготовки учителей начальных

классов, а именно подготовки учителей к реализации нового вида деятельности по обучению младших школьников иностранному языку не отвечает объективным потребностям общества в условиях поликультурности и многоязычия в качественной профессиональной подготовке учителя иностранного языка для начальных классов в сжатые сроки.

Становится очевидным, что для реализации задачи переподготовки учителей начальных классов Омской области (подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку) в условиях дополнительного профессионального образования необходимо разработать и гармонизировать модель переподготовки, ее содержание, формы, виды, технологии обучения и контроля и организацию процесса переподготовки с учетом личностно-ориентированной парадигмы образования, системно-деятельностного подхода и новых требований к профессиональному образованию, которое обеспечило бы формирование необходимого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку.

Следует учитывать, что процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в условиях дополнительного профессионального образования имеет определенную специфику по сравнению с процессом подготовки учителя иностранного языка в системе высшего профессионального образования, которая проявляется в целеполагании, структуре, содержании образования, в системе мониторинга, контроля, оценке профессиональной компетентности и требует иных форм организации и методики обучения.

Данные положения были приняты во внимание при разработке и создании образовательной программы переподготовки. Образовательная программа составлена в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050100 «Педагогическое образование», утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 года № 337, профиль «Начальное образование», ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 года № 788, в соответствии с государственным образовательным

Исследования молодых.ученъх ЧИППКРО

стандартом высшего профессионального образования по специальности 035700 «Лингвистика», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года № 541.

При создании содержательно-организационной модели образовательной программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов учитывались реальные требования школ Омской области по характеру, содержанию и срокам профессиональной переподготовки.

Процесс профессиональной переподготовки учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования базируется на модели профессиональной переподготовки, ориентированной на современные подходы личностно-ориентированной парадигмы языкового образования, системно-деятель -ностный подход и новые требования к профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальной школы, преемственность обучения и формирование общенаучных, общепрофессиональных и предметных компетенций.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню профессиональной компетентности учителя иностранного языка в начальной школе, слушатель, прошедший профессиональную переподготовку по данному направлению должен:

— осознавать специфику начального образования и обучения иностранным языкам на начальном этапе;

— знать и применять знание возрастной психологии, в частности психологических особенностей детей младшего школьного возраста, в обучении иностранному языку младших школьников;

— знать структуру, содержание и условия реализации федерального государственного образовательного стандарта;

— анализировать и применять на практике действующие образовательные стандарты и программы;

— владеть средствами и методами профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

— понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

— применять знание теоретических основ и технологий языкового образования в обучении иностранному языку младших школьников; уметь использовать знание методических принципов обучения иностранному языку для решения конкретных методических задач практического характера;

— уметь рационально выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения младших школьников иностранному языку;

— применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения учебно-воспитательного процесса на начальной ступени образования;

— способен формировать предметные умения и навыки младших школьников; воспитывать у них интерес к иностранному языку;

— уметь использовать современные технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса;

— применять современные методы диагностирования достижений обучающихся по предмету иностранный язык;

— применять современные организационные формы оценки качества результатов обучения младших школьников иностранному языку;

— уметь критически оценивать учебнометодические комплексы и учебные материалы по иностранному языку с точки зрения их эффективности;

— владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка;

— иметь представление о географии, истории, культурном наследии, традициях страны изучаемого языка;

— выделять профессиональные проблемы, анализировать и решать их, используя полученные теоретические и практические знания.

Таким образом, слушатель, прошедший полный курс обучения профессиональной переподготовки по данному направлению, будет

Казакова МА

Профессиональная переподготовка педагогов в системе ДПО

подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя иностранного (английского, немецкого) языка в начальной школе и решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих учебно-воспитательный процесс по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, предусматривающему обучение школьников иностранному языку со второго класса.

Целеполагание, отбор содержания образования, технологии обучения, система мониторинга, контроля и оценки результатов обучения соотносятся со спецификой дополнительного профессионального образования, условиями модернизации образовательной среды и профессиональными потребностями слушателей.

Методика обучения в рамках программы профессиональной переподготовки педагогов учитывает сформированные ранее социальные, психолого-педагогические, коммуникативные характеристики личности слушателей, предыдущий опыт изучения ими иностранного языка, их опыт получения первого высшего образования в высших профессиональных заведениях по профилю «Начальное образование», опыт профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, сочетает разные формы организации учебного процесса, ориентируется на интенсификацию и оптимизацию обучения, строится на последовательном формировании профессиональной компетентности.

Таким образом, особую актуальность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты приобретает проблема переподготовки учителей начальных классов, а именно их подготовки к обучению младших школьников английскому или немецкому языкам и формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка для начальных классов.

Существующие модели подготовки учителей иностранного языка в высших учебных заведениях традиционно фундаментальны, но не решают проблему ликвидации дефицита учителей иностранного языка в начальной школе. Решение данной проблемы будет успешным, если в системе дополнительного профессионального образования будут созданы специальные педагогические условия для формиро-

вания профессиональной компетентности учителей иностранного языка в начальной школе.

Одним из путей решения данной проблемы можно считать разработку модели профессиональной переподготовки учителей иностранного языка, которая обеспечит формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка при минимизации затрат времени и средств на их переподготовку и стимулирует к непрерывному профессиональному развитию.

К несомненным достоинствам программы переподготовки педагогов (подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников иностранному языку) можно отнести небольшую протяженность по времени, что позволяет быстро решать вопросы кадровой обеспеченности школ Омской области; наличие у слушателей мотивации при выборе данного вида деятельности; отсутствие необходимости в адаптационном периоде для интеграции учителей в школьное образовательное пространство; тесная связь слушателей с системой дополнительного профессионального образования; преемственность и непрерывный характер профессионального развития.

Литература

1. Воронина, Г.И. Система дополнительного педагогического образования: новые ориентиры / Г.И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 56-60.

2. Гаргай, В.Б. Модели повышения квалификации учителей на западе / В.Б. Гаргай // Методист - М., 2004. - № 2. - С. 8-10.

3. Махмурян, К.С. Дополнительная образовательная программа послевузовского профессионального образования для получения квалификации «учитель английского языка» / К С. Махмурян. - М.: МИОО; 2003. - 291 с.

4. Махмурян, К.С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования / К.С. Махмурян. - М., 2009. - 429 с.

5. Плугина, М.И. Совершенствование системы повышения квалификации как условие оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы / М.И. Плугина // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. -

Исследования молодых.ученъх ЧИППКРО

2011. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru/undefined/

6. Henschke, J.A. A Global Perspective on Andragogy: An Update / J.A. Hehschke. - Bou-

couvalas, M. [Ed]. Vol. 1, 2008. - P. 43-94.

7. Yucel, B. Exploring teacher autonomy: now and the future? / B. Yucel // IATEFL. - J№ 3, 2005. - P. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.