Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся'

Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ / PUPILS' SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / SUCCESSION IN PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрусенко Светлана Федоровна, Кравцова Елена Юрьевна

В статье затронуты вопросы профессиональной ориентации выпускников школ в вуз путем развития научно-исследовательской деятельности школьников в условиях современного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрусенко Светлана Федоровна, Кравцова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of school-leavers' professional orientation to a Higher Education Institution by the development of schoolchildren's scientific-research activity in the conditions of the contemporary educational process.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся»

т

Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю.

Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие.

Педагогические н ну ки

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В ВУЗ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С. Ф. Андрусенко, Е. Ю. Кравцова

SCHOOL-LEAVERS' PROFESSIONAL ORIENTATION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTION THROUGH DEVELOPMENT OF PUPILS' SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY

Andrusenko S. F., Kravtsova E. J.

The article deals with the problems of school-leavers' professional orientation to a Higher Education Institution by the development of schoolchildren's scientific-research activity in the conditions of the contemporary educational process.

Hey words: pupils' scientific-research activity, succession in pedagogy.

В статье затронуты вопросы профессиональной ориентации выпускников школ в вуз путем развития научно-исследовательской деятельности школьников в условиях современного образовательного процесса.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность учащихся, преемственность в педагогике.

УДК 37.047

Одна из задач развития образования -повышение уровня и улучшение качества образования. Это возможно при раннем приобщении школьников, которые уже проявили определенные способности, умения, знания, творческие качества личности к научным исследованиям.

Образовательный процесс представляет собой набор определенных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой и порой не учитывают специфику возраста учащихся и современного общества. Школьное обучение строится через заданную классно-урочную систему в отрыве от многих видов будущей профессиональной деятельности учащихся. В школах невозможно подготовить юных исследователей высокого уровня из-за недостаточной материальной базы по предмету, что тормозит развитие серьезных исследований и экспериментов в рамках общеобразовательного учреждения. В связи с этим немаловажная роль отводится развитию взаимосвязей в системе непрерывного образования, функционирование которой невозможно без сотрудничества учителей средней школы и сотрудников университета.

Задачами учителя становятся сопровождение проектной или исследовательской деятельности учащегося, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности. Распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности должно воспитывать свободную личность, формировать способности самостоятельно мыслить,

добывать и применять знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.

Для стимулирования интереса школьника к исследовательской деятельности необходимы методы создания ситуации новизны и актуальности исследуемых проблем (1).

В школе учащиеся получают много знаний, но применить их на практике сложно. Часто непонимание и нелюбовь к естественным наукам возникает у школьников при решении задач, которые отражают искусственные и надуманные ситуации. Предметы естественнонаучного цикла имеют множество практических применений. Задача состоит в том, чтобы вселить в ученика уверенность в том, что ему удастся понять самому, как действует то, что его окружает.

Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми (5). Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования, начиная со школы (3).

Необходимо замечать детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Важно подготовить учащихся, умеющих работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать (4).

Перечисленные направления деятельности подразумевают определенное преобразование образовательного процесса и повышение качества знаний в результате совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создание условий для обеспечения единого образовательного пространства «школа - вуз».

С целью обеспечения взаимосвязей между учителями и сотрудниками вуза должна быть реализована работа по следующим направлениям:

1) содействие муниципальным образовательным учреждениям в выполнении учащимися экспериментальных научно-исследовательских работ;

2) консультационная и методическая поддержка учителям школ;

3) содействие развитию системы олимпиад школьников в вузах;

4) индивидуальная работа с наиболее одаренными учащимися, обладающими способностями к углубленному изучению различных предметов;

5) профессиональная ориентация выпускников школ.

Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности школьников является внеклассная работа. При этом создаются большие возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены интересам учащихся. Кроме того, они менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками. Именно на этих занятиях возможно сотворчество учащихся и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату.

Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого учащегося. Главная цель такой работы - выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся.

Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю.

Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие...

Это развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету (2).

Другим важным направлением по развитию взаимосвязи школы и вуза является проведение олимпиад. Олимпиады школьников представляют собой систему интеллектуальных соревнований старшеклассников, имеющих целью выявление талантливых учащихся, обладающих способностями к углубленному изучению предметов.

Ежегодно возрастает количество экспериментальных научных работ, выполненных школьниками на базе вуза, в том числе с участием аспирантов и студентов старших курсов. Подобные совместные научные проекты, являются одной из форм активизации познавательной деятельности, как школьников, так и студентов, поскольку способствуют подготовке тех и других к полноценным научным исследованиям.

Такие подходы сокращают разрыв между школьным и вузовским образованием, и создают преемственность в педагогике, а от решения проблемы преемственности зависит качество современного образования в целом. В цепи подготовки квалифицированного специалиста - «школьник - абитуриент - студент - аспирант - научный работник» - первому звену необходимо уделять не меньшее внимание, чем всем остальным.

Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразно начинать с учащимися 9-х и 10-х классов, так как к этому периоду имеются объективные возможности для работы над некоторыми этапами проекта. Учащиеся могут формулировать проблему, разрабатывать примерный план работы, они уже получили определенный опыт и знания - все это создает предпосылки для успешного выполнения научно-

исследовательского проекта. Школьники имеют возможность продолжить работу на следующий год, что позволяет скорректиро-

вать направленность исследования, расширить ее область и заинтересовать, таким образом, в получении профессии, связанной с теми науками, в которых они проявились как самостоятельные исследователи. Ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, реализация его собственных идей, замыслов, должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения. Учащийся должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем.

Проекты могут иметь различные направления исследовательской деятельности. Изучая наследие Д. И. Менделеева, проводилась защита проектов на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников, посвященных 175-летию великого ученого. Ежегодно проводится Ставропольская краевая научная конференция школьников, в которой рассматриваются работы разноплановые, актуальные, интересные как для самих школьников, так и для окружающих, и что не маловажно они имеют практическую направленность. Это подтверждают высокие награды в конкурсах на лучшие научные школьные работы, участие школьников на конференциях и научно-исследовательских проектах. По результатам работы проводится совместная публикация полученных данных с участием победителей на региональных и Всероссийских конференциях.

Таким образом, в ходе работы над проектом у учащихся растет самооценка и уверенность в себе. Дети ориентируются на совершенствование внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности учащихся за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988. — 236 с.

2. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. —М.; Воронеж, 2002. — С. 6—55.

3. Кандерова О. Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 3. — С. 13-17.

4. Маркина И. В. Современный урок химии. — Ярославль, 2008. — С. 4.

5. Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 126— 135.

Об авторах

Андрусенко Светлана Федоровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической и медицинской химии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - биотехнология: получение и переработка биологически активных веществ; педагогика: развитие научно-исследовательского потенциала студентов и школьников. [email protected]

Кравцова Елена Юрьевна, МОУ СОШ №1 с

углубленным изучением английского языка, учитель химии высшей категории. Сфера научных интересов - педагогика: развитие исследовательской и проектной деятельности у старшеклассников.

ке[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.