т
Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю.
Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие.
Педагогические н ну ки
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В ВУЗ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С. Ф. Андрусенко, Е. Ю. Кравцова
SCHOOL-LEAVERS' PROFESSIONAL ORIENTATION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTION THROUGH DEVELOPMENT OF PUPILS' SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY
Andrusenko S. F., Kravtsova E. J.
The article deals with the problems of school-leavers' professional orientation to a Higher Education Institution by the development of schoolchildren's scientific-research activity in the conditions of the contemporary educational process.
Hey words: pupils' scientific-research activity, succession in pedagogy.
В статье затронуты вопросы профессиональной ориентации выпускников школ в вуз путем развития научно-исследовательской деятельности школьников в условиях современного образовательного процесса.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность учащихся, преемственность в педагогике.
УДК 37.047
Одна из задач развития образования -повышение уровня и улучшение качества образования. Это возможно при раннем приобщении школьников, которые уже проявили определенные способности, умения, знания, творческие качества личности к научным исследованиям.
Образовательный процесс представляет собой набор определенных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой и порой не учитывают специфику возраста учащихся и современного общества. Школьное обучение строится через заданную классно-урочную систему в отрыве от многих видов будущей профессиональной деятельности учащихся. В школах невозможно подготовить юных исследователей высокого уровня из-за недостаточной материальной базы по предмету, что тормозит развитие серьезных исследований и экспериментов в рамках общеобразовательного учреждения. В связи с этим немаловажная роль отводится развитию взаимосвязей в системе непрерывного образования, функционирование которой невозможно без сотрудничества учителей средней школы и сотрудников университета.
Задачами учителя становятся сопровождение проектной или исследовательской деятельности учащегося, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности. Распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности должно воспитывать свободную личность, формировать способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.
Для стимулирования интереса школьника к исследовательской деятельности необходимы методы создания ситуации новизны и актуальности исследуемых проблем (1).
В школе учащиеся получают много знаний, но применить их на практике сложно. Часто непонимание и нелюбовь к естественным наукам возникает у школьников при решении задач, которые отражают искусственные и надуманные ситуации. Предметы естественнонаучного цикла имеют множество практических применений. Задача состоит в том, чтобы вселить в ученика уверенность в том, что ему удастся понять самому, как действует то, что его окружает.
Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми (5). Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования, начиная со школы (3).
Необходимо замечать детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Важно подготовить учащихся, умеющих работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать (4).
Перечисленные направления деятельности подразумевают определенное преобразование образовательного процесса и повышение качества знаний в результате совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создание условий для обеспечения единого образовательного пространства «школа - вуз».
С целью обеспечения взаимосвязей между учителями и сотрудниками вуза должна быть реализована работа по следующим направлениям:
1) содействие муниципальным образовательным учреждениям в выполнении учащимися экспериментальных научно-исследовательских работ;
2) консультационная и методическая поддержка учителям школ;
3) содействие развитию системы олимпиад школьников в вузах;
4) индивидуальная работа с наиболее одаренными учащимися, обладающими способностями к углубленному изучению различных предметов;
5) профессиональная ориентация выпускников школ.
Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности школьников является внеклассная работа. При этом создаются большие возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены интересам учащихся. Кроме того, они менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками. Именно на этих занятиях возможно сотворчество учащихся и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату.
Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого учащегося. Главная цель такой работы - выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся.
Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю.
Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие...
Это развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету (2).
Другим важным направлением по развитию взаимосвязи школы и вуза является проведение олимпиад. Олимпиады школьников представляют собой систему интеллектуальных соревнований старшеклассников, имеющих целью выявление талантливых учащихся, обладающих способностями к углубленному изучению предметов.
Ежегодно возрастает количество экспериментальных научных работ, выполненных школьниками на базе вуза, в том числе с участием аспирантов и студентов старших курсов. Подобные совместные научные проекты, являются одной из форм активизации познавательной деятельности, как школьников, так и студентов, поскольку способствуют подготовке тех и других к полноценным научным исследованиям.
Такие подходы сокращают разрыв между школьным и вузовским образованием, и создают преемственность в педагогике, а от решения проблемы преемственности зависит качество современного образования в целом. В цепи подготовки квалифицированного специалиста - «школьник - абитуриент - студент - аспирант - научный работник» - первому звену необходимо уделять не меньшее внимание, чем всем остальным.
Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразно начинать с учащимися 9-х и 10-х классов, так как к этому периоду имеются объективные возможности для работы над некоторыми этапами проекта. Учащиеся могут формулировать проблему, разрабатывать примерный план работы, они уже получили определенный опыт и знания - все это создает предпосылки для успешного выполнения научно-
исследовательского проекта. Школьники имеют возможность продолжить работу на следующий год, что позволяет скорректиро-
вать направленность исследования, расширить ее область и заинтересовать, таким образом, в получении профессии, связанной с теми науками, в которых они проявились как самостоятельные исследователи. Ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, реализация его собственных идей, замыслов, должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения. Учащийся должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем.
Проекты могут иметь различные направления исследовательской деятельности. Изучая наследие Д. И. Менделеева, проводилась защита проектов на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников, посвященных 175-летию великого ученого. Ежегодно проводится Ставропольская краевая научная конференция школьников, в которой рассматриваются работы разноплановые, актуальные, интересные как для самих школьников, так и для окружающих, и что не маловажно они имеют практическую направленность. Это подтверждают высокие награды в конкурсах на лучшие научные школьные работы, участие школьников на конференциях и научно-исследовательских проектах. По результатам работы проводится совместная публикация полученных данных с участием победителей на региональных и Всероссийских конференциях.
Таким образом, в ходе работы над проектом у учащихся растет самооценка и уверенность в себе. Дети ориентируются на совершенствование внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности учащихся за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988. — 236 с.
2. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. —М.; Воронеж, 2002. — С. 6—55.
3. Кандерова О. Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 3. — С. 13-17.
4. Маркина И. В. Современный урок химии. — Ярославль, 2008. — С. 4.
5. Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. — 1965. — № 6. — С. 126— 135.
Об авторах
Андрусенко Светлана Федоровна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической и медицинской химии медико-биолого-химического факультета. Сфера научных интересов - биотехнология: получение и переработка биологически активных веществ; педагогика: развитие научно-исследовательского потенциала студентов и школьников. svet1677@yandex.ru
Кравцова Елена Юрьевна, МОУ СОШ №1 с
углубленным изучением английского языка, учитель химии высшей категории. Сфера научных интересов - педагогика: развитие исследовательской и проектной деятельности у старшеклассников.
ке1972@yandex.ru